УДК 376-056.264
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ FULL ADAPT ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ 13-15 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
К.П. Цыганкова, аспирант,
Г.Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины, О.Г. Лызарь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью внесения корректировок в процесс физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи. В статье представлены данные, характеризующие основные аспекты разработанной нами программы дополнительных занятий Full Adapt для мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Целью исследования являлась оценка эффективности применения разработанной нами программы Full Adapt для повышения уровня физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования. Для оценки физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми речевыми нарушениями использовали 5-ступенчатую шкалу оценки, разработанную нами для программы дополнительных занятий Full Adapt. Обследовано 63 мальчика в возрасте 13-15 лет, учащихся в специальных (коррекционных) школах V вида г. Краснодара и Краснодарского края. По состоянию здоровья учащиеся коррекционных школ были отнесены к категории детей с тяжелыми нарушениями речи. Исследование проводилось в условиях образовательного процесса специализированных (коррек-ционных) образовательных организаций города Краснодара и Краснодарского края V вида.
Результаты проведенного исследования показали существенный прирост в показателях физиче-
ской подготовленности мальчиков экспериментальной группы, занимающихся по разработанной нами программе. Программа занятий Full Adapt учитывает не только развитие несформиро-ванных в достаточной степени физических качеств, но и поддержание и совершенствование остальных. Программа разделена на 4 мезоцикла. Каждый цикл для упрощения контроля, а также оптимальной систематизации занятий соответствует учебной четверти в образовательном учреждении. Особое внимание уделялось развитию ловкости и быстроты, так как данные физические качества были наиболее отстающими, что обусловлено отклонением в психомоторном развитии детей данной нозологической группы.
Заключение. По итогам проведенных исследований и представленных данных можно судить о том, что разработанная программа занятий Full Adapt является эффективным механизмом повышения качества процесса физической подготовки школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: мальчики 13-15 лет, тяжелые нарушения речи, физическая подготовленность, программа Full Adapt.
Для цитирования: Цыганкова К.П., Алексанянц Г.Д., Лызарь О.Г. Эффективность применения программы дополнительных занятий FULL ADAPT для мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи // Физиче-
ская культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. -С. 114-119.
For citation: Tsygankova K., Aleksanyants G., Lyzar O. Effectiveness of FULL ADAPT additional training program for 13-15 year-old boys with severe speech disorders. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2019, no 4, pp. 114-119 (in Russian).
Актуальность. Проведенные исследования физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи выявили отставание в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых способностей. Это обусловлено отклонениями в психомоторном развитии детей с нарушениями речи [3, с.6; 7, с.33-36]. Также необходимо отметить, что причиной недостаточно высоких результатов можно считать низкий уровень развития когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), который часто выявляется у детей с тяжелыми нарушениями речи [4, с.12; 5, с.42-47].
Это обуславливает необходимость разработки программы дополнительных занятий, способствующих развитию отстающих физических качеств и поддержанию уровня остальных [1, с.131; 2, с.37-38].
Для повышения уровня развития физических качеств у мальчиков с тяжелыми нарушениями речи нами была разработана программа дополнительных тренировок Full Adapt (полноценная адаптация). Данная программа целенаправленно корректирует отставание в физическом развитии мальчиков с нарушениями речи, обеспечивает адаптацию к физическим нагрузкам и позволяет наиболее эффективно осуществить процесс интеграции в общество [6,с.70-76]. При этом в программе учтены и сенситивные периоды развития физических качеств.
На основании этого исследование эффективности применения программы тренировок Full Adapt как фактора, повышающего физическую подготовленность мальчиков 13-15 лет с тяжелыми речевыми нарушениями, является весьма актуальным.
Целью исследования является оценка эффективности применения разработанной нами программы Full Adapt для повышения уровня физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Раскрыть основные блоки программы Full Adapt для мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Разработать методические рекомендации для педагогов по АФК, работающих с мальчиками 13-15 лет, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Обосновать эффективность применения разработанной программы Full Adapt для мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Методика и организация исследования. Обследовано 63 мальчика в возрасте 13-15 лет, учащихся в специальных (коррекционных) школах V вида Краснодарского края. По состоянию здоровья учащиеся кор-рекционных школ были отнесены к категории детей с тяжелыми нарушениями речи. Участие в настоящем исследовании дети с речевыми нарушениями принимали на добровольной основе, которая была подтверждена информационным письменным согласием. Участники исследования были допущены врачом и условно распределены на две группы: I - контрольная группа (КГ) n=31, II - экспериментальная группа (ЭГ) n=32. В контрольную группу отнесены школьники, занимающиеся по государственной программе специального (коррек-ционного) учреждения; в экспериментальную группу - школьники, занимающиеся по разработанной программе дополнительных занятий Full Adapt, которая заключается в распределении тренировочного времени на блоки с целью развития отстающих физических качеств и поддержания остальных. Для оценки физической подготовленности мальчиков 13-15 лет с тяжелыми речевыми нарушениями использовали 5-ступен-чатую шкалу оценки, разработанную для программы дополнительных занятий Full Adapt, шкала раскрыта в таблице 1.
Оценка Норматив Очень плохо Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично
Бег 60 м (с) >10,1 10,0 9,6 9,2 <8,2
Челночный бег 3х10 м (с) >8,6 8,5 8,1 7,8 <7,2
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) <14 15 20 24 >36
Сгибание и разгибание рук в висе хватом сверху на высокой перекладине (кол-во раз) <3 4 6 8 >12
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) <27 28 35 39 >49
Наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами (см) <+1 +2 +4 +6 >+11
Бег 2 км (мин, с) >10,31 10,30 10,00 9,40 <9,30
Таблица 1
Шкала оценки уровня развития физических качеств мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи,
занимающихся по программе Full Adapt
Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики, достоверность различия оценивалась по критерию Стьюдента (t).
Результаты исследования. Разработанная программа занятий Full Adapt учитывает не только развитие отстающих физических качеств, но и поддержание и совершенствование остальных. Программа поделена на 4 мезоцикла. Каждый цикл для упрощения контроля и оптимальной систематизации занятий соответствует учебной четверти в образовательном учреждении.
Основная идея программы заключается в процентном распределении тренировочного времени в микроциклах на блоки, обеспечивающие развитие определенного физического качества. Таким образом, за 100% принято считать общее время микроцикла. Исходя из целей, это время делится на блоки в %. Данные блоки подразумевают развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости и могут иметь развивающий, стабилизирующий или поддерживающий характер (таблица 2).
1-й мезоцикл включает 36 тренировочных дней. Занятия проводятся 4 раза в неделю внеурочно по 90 минут. Основными задачами этого мезоцикла являются: 1. Адаптация мальчиков 13-15 лет к физическим нагрузкам после летних каникул; 2. Повышение уровня развития ловкости, выносливости и быстроты, поддержание уровня развития силы и гибкости; 3. Закрепление полученных результатов.
Исходя из задач, данный мезоцикл делится на 3 микроцикла, каждый из которых, состоит из 12 занятий.
1-й микроцикл - адаптация к физическим нагрузкам после летних каникул, стабилизация общего уровня развития физических качеств. На развитие каждого физического качества отведено одинаковое количество времени по 20% от общего.
2-й микроцикл - развитие ловкости, быстроты и выносливости. Этим качествам уделяется по 25% от общего времени. При этом происходит поддержание уровня
таких качеств, как гибкость и сила, времени отводится по 15% и 10% времени соответственно.
3-й микроцикл - закрепление полученных результатов и развитие быстроты. В процентном соотношении развитию быстроты уделяется 30% времени, выносливости и ловкости - по 25%, силы и гибкости - по 10% времени.
2-й мезоцикл включает 28 тренировочных дней. Занятия проводятся 4 раза в неделю внеурочно по 90 минут. Основными задачами этого мезоцикла являются: 1. Повышение уровня развития гибкости и силы;
2. Стабилизация на достигнутом уровне ловкости;
3. Поддержание уровня развития выносливости и быстроты.
Исходя из задач, данный мезоцикл делится на 3 микроцикла, два первых включают 9 занятий, 3-й микроцикл состоит из 10 занятий.
1-й микроцикл - развитие силы и гибкости, стабилизация уровня развития ловкости, поддержание на достигнутом уровне выносливости и скорости. На развитие силы и гибкости выделяется по 20% от общего времени, на стабилизацию координационных способностей - 25% времени, поддержание выносливости и скорости - 15% и 20% времени соответственно.
2-й микроцикл - развитие силы и гибкости, стабилизация уровня развития ловкости, поддержание на достигнутом уровне выносливости и скорости. Блоки развития силы и гибкости составляют по 25% времени, блок стабилизации ловкости - 25%, блок поддержания выносливости и быстроты - 10% и 15% соответственно.
3-й микроцикл - развитие силы и гибкости, стабилизация уровня развития выносливости, поддержание на достигнутом уровне быстроты и ловкости. Блокам развития силы и гибкости уделяется по 30% от общего времени, для стабилизации выносливости - 10%, для поддержания ловкости - 20%, быстроты - 10%.
3-й мезоцикл включает 40 тренировочных дней. Занятия проводятся 4 раза в неделю внеурочно по 90 минут. Основными задачами этого мезоцикла являются:
Таблица 2
Распределение блоков тренировочной программы Full Adapt в мезо- и микроциклах для мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи
Мезоцикл 1 2 3 4
Микроцикл Физ.качество 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Гибкость С П П Р Р Р П П С С Р С
Ловкость С Р С С С П Р Р С С П С
Сила С П С Р Р Р П С П Р П С
Выносливость С Р С П П С Р С С С С Р
Быстрота С Р Р П П П Р С Р П Р С
Примечание: Р - развивающий блок, С - стабилизирующий блок, П - поддерживающий блок.
1. Повышение уровня развития ловкости и быстроты;
2. Повышение и стабилизация уровня развития выносливости; 3. Поддержание и стабилизация гибкости и силы.
1-й микроцикл - блокам развития ловкости и скорости уделяется по 25% времени, блоку развития выносливости 20% времени, блокам поддержания уровня развития гибкости и силы по 15% времени.
2-й микроцикл - развитию ловкости уделяется 30% времени, стабилизации силы - 15%, выносливости -20%, быстроты - 25%, на блок, обеспечивающий поддержание уровня развития гибкости, выделяется 10%.
3-й микроцикл: Основная цель - развитие быстроты, стабилизация гибкости, ловкости, выносливости, поддержание силы. Блоку развития быстроты отводится 30% времени, блокам стабилизации выносливости отводится 20%, гибкости - 10%, ловкости - 30%, блоку поддержания силы уделяется 10% времени.
4-й мезоцикл включает 32 тренировочных дня. Занятия проводятся 4 раза в неделю внеурочно по 90 минут. Основными задачами этого мезоцикла являются: 1. Повышение уровня развития гибкости, силы, выносливости и быстроты; 2. Стабилизация и поддержание ловкости; 3. Закрепление полученных результатов.
1-й микроцикл: - развитие силы, стабилизация гибкости, ловкости и выносливости, поддержание быстроты. Блоку развития силы уделяется 20% времени, блокам стабилизации гибкости уделяется 10% времени, ловкости - 30% времени, выносливости - 20%, блоку поддержания быстроты отводится 20% времени.
2-й микроцикл: - развитие гибкости и быстроты, стабилизация выносливости и поддержание уровня развития ловкости и силы. Блокам развития гибкости отводится 15% времени, быстроты - 20% времени, блоку стабилизации выносливости 20% времени, блокам поддержания уровня развития ловкости 25%, силы -10% времени.
3-й микроцикл: - развитие выносливости, стабилизация остальных физических качеств. Блоку развития выносливости уделяется 25% времени, блокам стабилизации гибкости - 15%, ловкости 20%, силы 10%, быстроты 30%.
Средства, используемые в каждом блоке, определяет физическое качество, которое предусмотрено для развития.
Блок развития, стабилизации и поддержания гибкости включает в себя упражнения динамического, статического и смешанного характера, активную и пассивную гимнастику. Упражнения на развитие гибкости выполняются во второй половине занятия. Первоначально выполняются упражнения пассивной гимнастики, а затем активной. Сила воздействия на сустав должна увеличиваться постепенно, не вызывая резких болевых ощущений и травм. Если упражнения на гибкость стоят после силовых, то рекомендуется выполнить самомассаж с обязательным встряхиванием или потряхиванием мышц. Преимущественно это упражне-
ния с элементами йоги, функционального тренинга и базовые упражнения гимнастики.
Блок развития, стабилизации и поддержания ловкости включает сложнокоординационные упражнения, которые подразделяются на: упражнения, ориентированные на развитие координации движений; упражнения на ориентировку в пространстве; упражнения, развивающие чувство ритма; упражнения, развивающие быстроту реакции; упражнения, развивающие мелкую моторику.
Упражнения необходимо выполнять в первой половине занятия, когда нервная система еще не находится в состоянии утомления. При этом основным принципом подбора упражнений является от простого к сложному.
Блок развития, стабилизации и поддержания силы включает упражнения динамического, статического и смешанного характера, упражнения с преодолением веса собственного тела и упражнения с преодолением внешнего сопротивления. Упражнения выполняются в середине занятия после активной разминки на те, мышечные группы, которые будут участвовать в дальнейшей тренировке.
Блок развития, стабилизации и поддержания быстроты включает упражнения анаэробного характер и подразделяются на: упражнения, развивающие быстроту реакции; упражнения, развивающие скорость одиночного движения; упражнения, развивающие темп движений; упражнения, развивающие комплексное проявление скоростных способностей.
Упражнения выполняются в первой половине занятия, серии упражнений повторяются в период полного восстановления.
Блок развития, стабилизации и поддержания выносливости включает аэробные упражнения, преимущественно динамического циклического характера. Интенсивность упражнений в первом микроцикле при ЧСС 120-130 уд/мин, затем постепенно повышается до 140-170 уд/мин, преимущественно происходит развитие общей выносливости.
Для контроля уровня развития физических качеств и определения эффективности программы разработана 5-ступенчатая шкала градации оценки (таблица 1).
Данная шкала оценки дает более полную картину развития физических качеств у мальчиков 13-15 лет с тяжелыми нарушениями речи. Рекомендуется делать два контрольных среза в начале 1-го мезоцикла и в конце 4-го, а также три промежуточных в конце 1, 2 и 3-го мезоциклов. Это позволит определить динамику развития физических качеств и даст возможность педагогу по физической культуре своевременно скорректировать программу тренировок.
В процессе анализа полученных данных первичного тестирования на начало 1-го мезоцикла было выявлено, что наиболее отстающими физическими качествами у мальчиков с нарушениями речи были быстрота и ловкость (таблица 3). Показатели быстроты и ловкости в контрольной и экспериментальной группах
Таблица 3
Динамика показателей уровня развития физических качеств мальчиков 13-15 лет с тяжелыми
нарушениями речи
Контрольный тест На начало 1-го мезоцикла р На конец 4-го мезоцикла р
КГ (n=31) ЭГ (n=32) КГ (n=31) ЭГ (n=32)
Бег 60 м (с) 9,8±1,4 9,9±1,2 >0,05 9,4±1,3 8,8±1,1 <0,05
Челночный бег 3х10 м (с) 8,5±1,1 8,5±1,6 >0,05 8,9±1,1 7,8±1,7 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 21,3±1,7 22,3±1,1 >0,05 23,4±1,2 29,1±1,1 <0,05
Сгибание и разгибание рук в висе хватом сверху на высокой перекладине (кол-во раз) 7,1±1,5 7,2±1,3 >0,05 10,1±1,5 13,2±0,8 <0,05
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) 34,2±1,3 35,2±1,4 >0,05 41,3±1,7 46,2±1,2 <0,05
Наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами (см) 7,6±2,7 7,2±1,7 >0,05 9,3±1,5 11,7±1,1 <0,05
Бег 2 км (мин, с) 9,59±2,4 9,58±2,7 >0,05 9,44±2,4 9,37±2,7 <0,05
соответствовали уровню «плохо». Показатели силы соответствовали уровню «удовлетворительно», гибкости - «хорошо», выносливости - «удовлетворительно».
После реализации программы Full Adapt в экспериментальной группе были выявлены следующие изменения в показателях. В ЭГ уровень развития быстроты выше, чем в КГ, на 10% (р<0,05) и соответствует уровню «хорошо», тогда как в контрольной - «удовлетворительно». Уровень развития ловкости в ЭГ на 13% выше, чем в КГ (р<0,05). При этом полученные показатели мальчиков ЭГ соответствуют уровню «отлично», в КГ уровню «плохо».
Показатели развития силы у мальчиков 13-15 лет с тяжелыми речевыми нарушениями ЭГ выше на 16% (р<0,05), чем у мальчиков КГ, и соответствуют уровням «отлично» и «хорошо», тогда как в КГ «хорошо» и «удовлетворительно».
Уровень развития гибкости выше на 14% в ЭГ (р<0,05), чем в КГ. При этом уровень развития гибкости мальчиков ЭГ соответствует уровню «отлично», контрольной - «хорошо». Уровень развития выносливости также изменился, в КГ он ниже на 16% (р<0,05), чем в ЭГ, и остался на «удовлетворительном» уровне, тогда как в ЭГ повысился до уровня «хорошо».
Таким образом, полученные данные доказывают эффективность использования программы дополнительных тренировок Full Adapt, все показатели ЭГ достоверно выше, чем в контрольной (р<0,05). Повышая уровень развития ловкости, мы наблюдаем положительный перенос на развитие быстроты. Распределение блоков в каждом микроцикле способствовало повышению уровня развития всех физических качеств.
Исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что применение программы дополнительных занятий Full Adapt дает возможность комплексно воз-
действовать на физические качества, поддерживая уровень развития одних и повышая уровень отстающих.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Готов к труду и обороне: история и современность: монография / Г.Д. Алексанянц, О.Г. Лызарь, К.П. Валл и др); под ред. Ю.Д. Овчинникова. - Самара: НИЦ «Поволжская Научная корпорация», 2017. - 131 с.
2. Здоровьесберегающее образование: Современные факторы развития: монография / под ред. Н.И. Двор-киной, О.Г. Лызаря. - Самара: Офорт, 2016. - 205 с.
3. Климова Е.В. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи / Е.В. Климова, И.Н. Гребенникова // Адаптивная физическая культура. - 2009. - №2 (38). - 6 с.
4. Макаренко О.И. Изучение системы ценностных ори-ентаций учащихся с нарушением речи / О.И. Макаренко, Д.Н. Саратова // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №2 (34). - 12 с.
5. Мухина С.Н. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития // Детская и подростковая реабилитация. - 2008. - №1 (10). - С. 42-47.
6. Цыганкова К.П. Мотивационно-ценностный компонент личности подростков 13-15 лет с сенсорными нарушениями как фактор, влияющий на физическую подготовленность / К.П. Цыганкова, Г.Д. Алексанянц, О.Г. Лызарь // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - №4. - С. 70-76 .
7. Валл К.П. Физическая подготовленность мальчиков 13-15 лет с сенсорными нарушениями // Материалы ежегодной отчетной научной конференция аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (15-17 мая 2018 г., г.Краснодар) / редакционная коллегия: С.М. Ахметов, А.А. Тарасенко, Г.Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Ю.К. Чернышенко, М.М. Шестаков, Е.М. Бердичевская, Г.Б. Горская, Л.Г. Ярмолинец. -Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - С.33-36.
EFFECTIVENESS OF FULL ADAPT ADDITIONAL TRAINING PROGRAM FOR 13-15 YEAR-OLD BOYS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
K. Tsygankova, Postgraduate student,
G. Aleksanyants, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Anatomy and Sports Medicine Department, O. Lyzar, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Health and Fitness Technologies Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Relevance. The research relevance is due to the need to make adjustments to the process of physical preparedness of 13-15 year-old boys with severe speech disorders. Key features of the program developed by us of Full Adapt additional classes for 13-15 year-old boys with severe speech disorders have been presented in the article.
Research aim. The aim of the research is the assessment of the application efficiency of the Full Adapt program developed by us to improve physical preparedness of 13-15 year-old boys with severe speech disorders.
Research methods. To assess physical preparedness of 13-15 year-old boys with severe speech disorders, the 5-step rating scale, developed by us for the Full Adapt program of additional classes have been used. Sixty-three 1315 year-old boys, who are students of special (correctional) schools of type V in Krasnodar and Krasnodar region, have been examined. For the health reasons, students of special schools were classified as children with severe speech disorders. The study was conducted during the educational process of special (corrective) educational organizations of type V in Krasnodar and Krasnodar region.
Research results. The results of the study showed a significant increase in the indicators of physical preparedness of boys from the experimental group who were involved in the developed program. Full Adapt training program takes into account not only the development of physical qualities which are formed insufficiently, but also the maintenance and the improvement of the rest of them. The program is divided into 4 mesocycles. Each cycle is to simplify the control, as well as the optimal systematization of classes corresponds to the academic quarter in an educational institution. The particular attention was paid to the development of agility and speed, since these physical qualities were the most lagging due to a deviation in the psychomotor development of children of this nosological group.
Conclusions. Based on the results of the studies and the data presented, it can be concluded that the developed Full Adapt training program is an effective mechanism for the improvement of the quality of physical preparation process of students with severe speech impairment.
Keywords: 13-15 year-old boys, severe speech disorders, physical preparedness, Full Adapt program.
References:
1. Aleksanyants G.D., Lazar O.G., Wall K.P. [al et]. Gotov k trudu i oborone: istoriya i sovremennost' [Ready for labor and defense: history and modernity]. Samara: SIC "Volga Scientific Corporation", 2017, 131 p.
2. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie: Sovremennye fak-tory razvitiya: monografiya [Health-saving education: Modern factors of development]: monograph / edited By N.I. Dvorkina, O.G. Lyzar. Samara: Etching, 2016, 205 p.
3. Klimova E.V., Grebennikova I.N. Features of physical culture classes with children with posture disorders and speech defects. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2009, No. 2 (38), 6 p. (in Russian)
4. Makarenko O.I., Saratov D.N. Study of the system of value orientations of students with speech disorders. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Culture], 2008, no. 2 (34), 12 p. (in Russian)
5. Mukhina S.N. Means and methods of rehabilitation of children with special needs. Detskaya i podrostkovaya reabilitaciya [Children and Adolescents Rehabilitation], 2008, no. 1 (10), pp. 42-47. (in Russian)
6. Tsygankova K.P., Aleksanyants G.D., Lyzar O.G. Motivational-value component of personality of teenagers 13-15 years with sensory disorders as a factor affecting physical fitness. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2018, no. 4, pp. 70-76. (in Russian)
7. Wall K.P. Physical preparedness of boys 13-15 years with sensory disorders. Materialy ezhegodnoj otchetnoj nauch-noj konferenciya aspirantov i soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma (15-17 maya 2018 g., g.Krasnodar) [Materials of Annual Reporting Scientific Conference of Postgraduates and Applicants of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (may 15-17, 2018, Krasnodar)] / editorial Board: S.M. Akhmetov, A.A. Tarasenko, G.D. Aleksanyants, A.I. Pogrebnoy, Yu.K. Chernyshenko, M.M. Shestakov, E.M. berdichevskaya, G.B. Gorskaya, L.G. Yarmolinets. Krasnodar: KGUFKST, 2018, pp. 33-36. (in Russian)
Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019