Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова О. А., Германова А. А., Миронова О. В.

Цель исследования - выявить влияние средств интервальной тренировки во время учебных занятий физической культурой и спортом в вузе на психоэмоциональное состояние студентов. Методика и организация исследования. Объектом исследования являлись студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В эксперименте приняли участие 120 юношей и девушек в возрасте 17-19 лет, обучающихся на 2-м курсе, в период 3-го семестра (сентябрь-ноябрь) 2019-2020 учебного года, которые были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная) по 60 человек. Авторами была разработана методика интервальной тренировки для учебных занятий в очном формате, которая использовалась при работе со студентами экспериментальной группы. В данную методику были включены физические упражнения для развития общей и силовой выносливости, разделенные на два блока. На протяжении семестра каждый блок упражнений повторялся шесть раз; чередовались блоки еженедельно. При формировании блоков учитывалось, что в активное состояние необходимо включить как можно больше мышечных групп, нагрузка не должна быть монотонной, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента получен положительный эффект, который проявился на большей успешности сдачи экзаменационной сессии в экспериментальной группе в сравнении со студентами контрольной группы, а также отразился в улучшении самочувствия, активности, настроения студентов - достижение «благоприятного состояния испытуемого». Выявлено, что более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова О. А., Германова А. А., Миронова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVAL TRAINING MODEL FOR UNIVERSITIES: MENTAL/ EMOTIONAL HEALTH BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to analyze the mental/ emotional health and physical working capacity benefits of an interval training model complementary to the regular academic physical education and sports service. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 17-19 year-old 2-year Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering students (n=120) and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 60 people each. The EG was subject to the new interval training model testing experiment in the 3rd semester (September-November) of 2019-2020 academic year. Our interval training model is dominated by the general and strength endurance exercises grouped into two modules. Every module was designed to activate as many muscle groups as possible, avoid monotony and develop expressed albeit modest fatigue. Module 1 offered the shoulder girdle strength training exercises including prone push-ups, 16kg kettlebell both-hands swinging exercise; 16kg kettlebell lifting to the chin; 16kg bench press; trunk training exercises including alternating-grip pull-ups; sit-ups; and hyperextension practices; plus the leg muscles training exercises including squats and front/ side/ back lunges. Results and Conclusion. The new interval training model testing experiment found the model being beneficial for the students’ mental/ emotional health standards. The pre- versus post-experimental WAM tests and academic progress analysis found the EG making significant progress in every test versus the RG, i.e. in the wellbeing, activity and mood collectively referred to as the individual health status. It should be mentioned that the highest progresses in the WAM tests were made by the sporting individuals committed for the academic physical education and sports. The study findings give grounds for us to recommend the new interval training model as complementary to the regular academic physical education and sports curriculum.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕРВАЛЬНОМ ТРЕНИРОВКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 28.03.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

О.А. Сафонова1

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Германова2

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова3

1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

3Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова, филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург

INTERVAL TRAINING MODEL FÜR UNIVERSiTiES: MENTAL/ EMÜTiÜNAL HEALTH

BENEFiTS ANALYSiS

O.A. Safonova1

PhD, Associate Professor A.A. Germanova2

PhD, Associate Professor O.V. Mironova3

1Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

2Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

3Bobkov Saint Petersburg branch of Russian Customs Academy, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние средств интервальной тренировки во время учебных занятий физической культурой и спортом в вузе на психоэмоциональное состояние студентов.

Методика и организация исследования. Объектом исследования являлись студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В эксперименте приняли участие 120 юношей и девушек в возрасте 17-19 лет, обучающихся на 2-м курсе, в период 3-го семестра (сентябрь-ноябрь) 2019-2020 учебного года, которые были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная) по 60 человек. Авторами была разработана методика интервальной тренировки для учебных занятий в очном формате, которая использовалась при работе со студентами экспериментальной группы. В данную методику были включены физические упражнения для развития общей и силовой выносливости, разделенные на два блока. На протяжении семестра каждый блок упражнений повторялся шесть раз; чередовались блоки еженедельно. При формировании блоков учитывалось, что в активное состояние необходимо включить как можно больше мышечных групп, нагрузка не должна быть монотонной, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению.

Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента получен положительный эффект, который проявился на большей успешности сдачи экзаменационной сессии в экспериментальной группе в сравнении со студентами контрольной группы, а также отразился в улучшении самочувствия, активности, настроения студентов - достижение «благоприятного состояния испытуемого». Выявлено, что более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом.

Ключевые слова: мышечный тонус, психоэмоциональное состояние, интервальный метод, физические упражнения.

Abstract

Objective of the study was to analyze the mental/ emotional health and physical working capacity benefits of an interval training model complementary to the regular academic physical education and sports service. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 17-19 year-old 2-year Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering students (n=120) and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 60 people each. The EG was subject to the new interval training model testing experiment in the 3rd semester (September-November) of 20192020 academic year. Our interval training model is dominated by the general and strength endurance exercises grouped into two modules. Every module was designed to activate as many muscle groups as possible, avoid monotony and develop expressed albeit modest fatigue.

Module 1 offered the shoulder girdle strength training exercises including prone push-ups, 16kg kettlebell both-hands swinging exercise; 16kg kettlebell lifting to the chin; 16kg bench press; trunk training exercises including alternating-grip pull-ups; sit-ups; and hyperextension practices; plus the leg muscles training exercises including squats and front/ side/ back lunges. Results and Conclusion. The new interval training model testing experiment found the model being beneficial for the students' mental/ emotional health standards. The pre- versus post-experimental WAM tests and academic progress analysis found the EG making significant progress in every test versus the RG, i.e. in the wellbeing, activity and mood collectively referred to as the individual health status. It should be mentioned that the highest progresses in the WAM tests were made by the sporting individuals committed for the academic physical education and sports. The study findings give grounds for us to recommend the new interval training model as complementary to the regular academic physical education and sports curriculum.

Keywords: muscular tone, mental/ emotional health, interval training, physical exercises.

Введение. Систематические занятия физической культурой и спортом в вузе обеспечивают не только качество мышечного тонуса, но и формирование, и поддержание положительного психоэмоционального состояния студентов на основе физического здоровья для улучшения физической

и умственной работоспособности. Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием и физическим здоровьем. По данным многих авторов, студенты с низкой физической работоспособностью не справляются с психоэмоциональ-

52

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

ными перегрузками и либо уходят из вуза, либо, напрягая все свои возможности, пытаются учиться, приводя к «срыву» работу адаптационных механизмов в организме. При повышении физической работоспособности наблюдается прямая зависимость с улучшением переработки информации, повышением качества принятия решения, повышением стрессоу-стойчивости к эмоциональным факторам экзаменационного периода [1-3].

Цель исследования - выявить влияние средств интервальной тренировки во время учебных занятий физической культурой и спортом в вузе на психоэмоциональное состояние студентов.

Методика и организация исследования. Объектом исследования являлись студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В эксперименте приняли участие 120 юношей и девушек в возрасте 17-19 лет, обучающихся на 2-м курсе, в период 3-го семестра (сентябрь-ноябрь) 2019-2020 учебного года, которые были разделены на две группы (контрольная - КГ и экспериментальная - ЭГ) по 60 человек. Авторами была разработана методика интервальной тренировки для учебных занятий в очном формате, которая использовалась при работе со студентами экспериментальной группы. В данную методику были включены физические упражнения для развития общей и силовой выносливости, разделенные на два блока. На протяжении семестра каждый блок упражнений повторялся шесть раз; чередовались блоки еженедельно. При формировании блоков учитывалось, что в активное состояние необходимо включить как можно больше мышечных групп, нагрузка не должна быть монотонной, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению.

В первый блок были объединены силовые упражнения: для развития плечевого пояса - сгибание-разгибание рук в упоре лежа, маховые движения гирей 16 кг двумя руками вперед-вверх, поднимание гири 16 кг двумя руками к подбородку, в упоре лежа жим гири 16 кг от груди; на развитие мышц туловища - подтягивание в висе на перекладине с помощью (упором ноги) любого хвата, наклоны туловища вперед из положения лежа на спине, гиперэкстензия; на развитие мышц ног - приседания, выпады вперед, в сторону, назад. Девушки вместо гири 16 кг использовали медицинболы 2, 3, 4 кг; юноши пользовались также гантелями 5, 10 кг. Упражнения выполнялись в четыре подхода по 40 с. Отдых между подходами - 60 с. Количество повторений в подходе минимум 10 раз в первую неделю, 15 раз - в третью неделю, 20 раз -в пятую неделю. Группа на занятии распределялась на подгруппы по три-четыре человека, для каждой подгруппы была определена начальная «станция» - тренировка проводилась круговым способом для смены «станций» в спортивном зале.

Во второй блок были объединены беговые упражнения -бег от 10 мин во вторую неделю до 30 минут в шестую неделю в среднем темпе с переходом в «фартлек» с ускорениями «по самочувствию» от 50 до 100 м, повторные ускорения в парах на 10-15 м от пяти повторений во вторую неделю до восьми повторений в шестую неделю, специальные беговые упражнения для совершенствования техники бега на короткие и средние дистанции с использованием «необычных заданий» (бег и многоскоки боком; разнонаправленная работа ног, рук; упражнения в парах и т. п.).

В начале и в конце педагогического эксперимента исследовались показатели психоэмоционального состояния студентов по методике САН и экзаменационной успеваемости за 2-й и 3-й семестры обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование психоэмоционального состояния студентов прово-

дилось в первую неделю семестра на установочной лекции и в 13-ю неделю во время занятия перед зачетом. На начало эксперимента значимых различий между занимающимися в КГ и ЭГ не выявлено. При этом отмечается низкий уровень среднего балла по всем показателям в обеих группах, что связано с изменением ряда объективных и субъективных факторов: особенности процесса обучения в сравнении с 1-м курсом - гораздо большая информационная загруженность, возможное изменение бытовых условий и режима питания, психологическая «подстройка» организма и его адаптационных систем к новым условиям жизнедеятельности после летних каникул, восстановление общения в коллективе и преодоление возможных проблем взаимоотношений в нем, повышение степени самостоятельности и личного уровня ответственности, уровень восстановления во время летних каникул и перестройка распорядка дня на учебный процесс и т. п. (рис. 1).

В ходе исследования выявлено, что уровень самочувствия в ЭГ улучшился в среднем на 2,8±1,0 балла, в КГ -на 1,0 балла; в показателях активности в ЭГ результат вырос на 3,4±2,0 балла, в КГ данный показатель повысился на 1,3±1,2 балла; в показателях настроения в ЭГ улучшился в среднем на 3,0±1,1 балла, в КГ - на 1,1±1,0 балла (рис. 2).

Исследуя успеваемость студентов в период экзаменационной сессии, выявлено следующее: у студентов ЭГ показатель успеваемости вырос в среднем на 1,1 балла, в КГ - на 0,3 балла (рис. 3).

Выводы. Результаты исследования подтвердили, что применение упражнений в режиме интервальной тренировки приводит к положительным сдвигам психоэмоционального состояния студентов. В ходе эксперимента получен положительный эффект, который проявился на большей успешности сдачи экзаменационной сессии в ЭГ в сравнении со студентами КГ, а также отразился в улучшении самочувствия, активности, настроения студентов - достижение «благоприятного состояния испытуемого». Выявлено, что более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом.

2,5 2

го

Ю 1

0,5 0

до эксперимента

самочувствие

активность

настроение

■ кг эг

Рис. 1. Результаты тестирования психоэмоционального состояния студентов до эксперимента

после эксперимента

0

.1

настроение

самочувствие активность ■ кг эг

Рис. 2. Результаты тестирования психоэмоционального состояния студентов после эксперимента

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

6

5

4

3

2

1

успеваемость студентов

0

■до ■ после

кг " эг

Рис. 3. Результаты успеваемости студентов за 2-й и 3-й семестры обучения

Таким образом, данную методику применения физических упражнений можно рекомендовать для проведения учебных занятий по физической культуре и спорту в вузе.

Литература

1. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.

Сафонова О.А. Развитие силовой выносливости студенток строительных специальностей / О.А. Сафонова, К.Н. Дементьев, А.А. Германова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 12. - С. 35-37.

Сафонова О.А. Алгоритм использования физических упражнений комплексной направленности в контексте повышения их интеллектуальной работоспособности / О.А. Сафонова, Р.М. Кадыров, К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 11. - С. 62-64.

References

Lukina S.M. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. Osvoenie distsipliny «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniem innovatsionnykh tekhnologiy [Innovative technologies for academic physical education and sport service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No.4. pp. 4446.

Safonova O.A., Dementyev K.N., Germanova A.A. Razvitie silovoy vynoslivosti studentok stroitelnykh spetsialnostey [Building strength endurance in female civil engineering students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 35-37.

Safonova O.A., Kadyrov R.M., Dementiev K.N. Algoritm ispolzovaniya fizicheskikh uprazhneniy kompleksnoy napravlennosti v kontekste povysheniya ikh intellektualnoy rabotosposobnosti [Intellectual performance improving integrated physical training algorithm for academic physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 62-64.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

физиологические особенности спортсменов с нейросенсорной тугоухостью

Доктор биологических наук, доцент С.Ю. Завалишина1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 1Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/ШС 796.01:612

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: подростки, нейросенсорная тугоухость, адаптивный спорт, физическая подготовленность, мышечная активность.

Введение. Большое внимание тренеров по адаптивным видам спорта привлекают подростки-спортсмены с нейросенсорной тугоухостью [1]. Часто они имеют невысокие показатели развития физических качеств, небольшую работоспособность и слабо социализированы. Известно, что регулярные занятия спортом позитивно влияют на все физиологические параметры [2].

Цель исследования - оценить двигательные возможности подростков с нейросенсорной тугоухостью 1-11 степени, занимающихся адаптивным футболом.

Методика и организация исследования. В исследование взяты 29 подростков 13-14 лет мужского пола с нейросенсорной тугоухостью 1-11 степени. Их разделили на группу наблюдения (15 подростков), начавшую заниматься адаптивным футболом, и группу сравнения (14 подростков), которая занималась физической культурой только на уроках в школе. Наблюдение велось шесть месяцев. В исследовании использованы результаты функциональных проб и оценки контрольных нормативов физической подготовленности. Статистическая обработка показателей проведена критерием Стьюдента (^ и корреляционным анализом.

Результаты исследования и их обсуждение. У подростков обеих групп имелось недостаточное развитие их физических возможностей. К концу наблюдения в группе сравнения не было выявлено достоверных изменений учитываемых показателей. В группе наблюдения через шесть месяцев имелось значимое повышение уровня физического развития. Об этом судили по увеличению скоростно-силовых качеств (ускорение бега на 30 м на 25,6 %, на 60 м на 21,3 %, удлинение прыжка с места на 18,2 0%), росту силовых качеств (увеличение числа

PHYSiOLOGiCAL FEATURES OF ATHLETES WiTH SENSORiNEURAL HEARiNG LOSS

Dr. Biol., Associate Professor S.Y. Zavalishina1 Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 05.04.2021 г.

подтягиваний в 1,4 раза, повышение количества подъемов туловища за 1 мин на 35,2 %), активации координации (ускорение челночного бега на 19,4 %, повышение числа прыжков на скакалке за 25 с на 41,3 %), росту выносливости (удлинение расстояния пробегаемого за 6 мин 14,5 %).

В группе наблюдения отмечены статистически значимые корреляционные связи улучшения результатов челночного бега и бега с резким изменением вектора направления движения (г=0,663; р<0,045). Рост результативности упражнений на скакалке показал достоверную корреляцию с реализацией прыжковых и бросковых движений (г=0,514; р<0,052). Увеличение скоростных возможностей коррелировало связь с повышением дистанции прыжка с места (г=0,624; р<0,046). Спустя полгода тренировок в группе наблюдения понижалась утомляемость, судя по субъективным ощущениям и динамике частоты сердечных сокращений, на протяжении занятий (117,4±9,6 уд/мин).

Вывод. В результате регулярных шестимесячных занятий адаптивным футболом у подростков с нейросенсорной тугоухостью значимо повысились уровень силовых возможностей, скоростно-силовые качества, координационные способности и выносливость. Посещение уроков физической культуры не обеспечило у данной категории подростков значимой динамики учитываемых показателей, сохранив их на невысоком уровне.

References

1. Medvedev I.N. Physiological response of the rheological parameters of erythrocytes to regular physical exertion in individuals of the first mature age who are at risk of hemodynamic and metabolic disturbances. International Journal of Pharmaceutical Research. 2019. Vol. 11, №4. P.257-262.

2. Medvedev I.N., Gusev A.V., Malyshev A.V., Mikhailova O.D., Garina E.V., Petina E. Sh., Tagirova N.Dz. Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11 (8): 432-438.

Информация для связи с автором: [email protected]

54

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

5

4

3

2

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.