Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОИНТЕНСИВНАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА (HIIT) / ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошелева Мария Викторовна, Чернова Елена Дмитриевна

Обучение в современном вузе довольно сложный процесс, требующий, как интеллектуальную подготовку студента, так и физическую. Студенты редко имеют мотивацию к занятиям по физкультуре. Это обусловлено тем, что молодёжь не удовлетворена обычными традиционными уроками. Именно поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к занятиям, которые помогут повысить интерес и улучшить здоровье студентов. Одним из видов фитнес направлений является высокоинтенсивная интервальная тренировка(HIIT). Тренировка высокой интенсивности включает в себя множество интервальных протоколов с разной продолжительностью и дозировкой, с минимальным периодом восстановления после нагрузки. Цель исследования - изучить влияние высокоинтенсивных интервальных тренировок на морфофункциональное и двигательное развитие студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета. Учебное занятие по элективной дисциплине физическая культура и спорт с применением тренировок HIIT, необходимо строго структурировать, учитывать уровень здоровья и физическую подготовленность занимающихся. Интенсивность занятий требует дифференцированного подхода к процессу адаптации организма к нагрузкам. Период адаптации длится от двух недель до месяца. Внедрение в учебный процесс высоко интенсивных интервальных тренировок оказали положительное воздействие на физическое здоровье студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета и рекомендованы как отдельный модуль элективной дисциплины по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошелева Мария Викторовна, Чернова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF HIGHLY INTENSIVE INTERVAL TRAINING ON THE PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS OF TOGLIATTI STATE UNIVERSITY

Education in a modern university is a rather complex process that requires both the intellectual preparation of the student and the physical one. Students are rarely motivated to take physical education classes. This is due to the fact that young people are not satisfied with the usual traditional lessons. That is why it is necessary to develop new approaches to classes that will help increase interest and improve the health of students. One of the types of fitness areas is high intensity interval training (HIIT). High-intensity workout includes a variety of interval protocols of varying duration and dosage, with minimal recovery from exercise. The aim of the research is to study the influence of high-intensity interval training on morphofunctional and motor development of 3rd year students of Togliatti State University. An educational lesson on the elective discipline physical culture and sports with the use of HIIT training, it is necessary to strictly structure, take into account the level of health and physical fitness of the trainees. The intensity of training requires a differentiated approach to the process of adaptation of the body to stress. The adaptation period lasts from two weeks to a month. The introduction of highly intense interval training into the educational process had a positive effect on the physical health of 3rd year students of Togliatti State University and is recommended as a separate module of elective discipline in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

havior, Vol. 76, pp. 3-8.

10. Phon, D.N.E., Ali, M.B. and Halim, N.D.A. (2015), "Learning with augmented reality: Effects toward student with different spatial abilities", Advanced Science Letters, Vol. 21 (7), pp. 2200-2204.

11. Putman, S.M., Ford, K., and Tancock, S. (2012), "Redefining online discussions: Using participant stances to promote collaboration and cognitive engagement", International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, Vol. 24 (2), pp. 151-167.

12. Suh, A. and Prophet, J. (2018), "The state of immersive technology research: A literature analysis", Computers in Human Behavior, Vol. 86, pp. 77-90.

13. Toda, A.M., do Carmo, R.M., da Silva, A.P., Bittencourt, I.I. and Isotani, S. (2019), "An approach for planning and deploying gamification concepts with social networks within educational contexts", International Journal of Information Management, Vol. 46, pp. 294-303.

14. Wang, A.I. and Tahir, R. (2020), "The effect of using Kahoot! for learning-A literature review", Computers and Education, Vol. 149, pp. 103-118.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2021

УДК 796.077.5

ЛИЯНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Мария Викторовна Кошелева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Дмитриевна Чернова, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Обучение в современном вузе довольно сложный процесс, требующий, как интеллектуальную подготовку студента, так и физическую. Студенты редко имеют мотивацию к занятиям по физкультуре. Это обусловлено тем, что молодёжь не удовлетворена обычными традиционными уроками. Именно поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к занятиям, которые помогут повысить интерес и улучшить здоровье студентов. Одним из видов фитнес направлений является высокоинтенсивная интервальная тренировка(HIIT). Тренировка высокой интенсивности включает в себя множество интервальных протоколов с разной продолжительностью и дозировкой, с минимальным периодом восстановления после нагрузки. Цель исследования - изучить влияние высокоинтенсивных интервальных тренировок на морфофункциональное и двигательное развитие студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета. Учебное занятие по элективной дисциплине физическая культура и спорт с применением тренировок HIIT, необходимо строго структурировать, учитывать уровень здоровья и физическую подготовленность занимающихся. Интенсивность занятий требует дифференцированного подхода к процессу адаптации организма к нагрузкам. Период адаптации длится от двух недель до месяца. Внедрение в учебный процесс высоко интенсивных интервальных тренировок оказали положительное воздействие на физическое здоровье студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета и рекомендованы как отдельный модуль элективной дисциплины по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: высокоинтенсивная интервальная тренировка (HIIT), элективная дисциплина по физической культуре и спорту, физическое здоровье, адаптация, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p232-239

EFFECT OF HIGHLY INTENSIVE INTERVAL TRAINING ON THE PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS OF TOGLIATTI STATE UNIVERSITY

Maria Viktorovna Kosheleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Dmitrievna Chernova, the senior teacher, Togliatti State University

Abstract

Education in a modern university is a rather complex process that requires both the intellectual preparation of the student and the physical one. Students are rarely motivated to take physical education

classes. This is due to the fact that young people are not satisfied with the usual traditional lessons. That is why it is necessary to develop new approaches to classes that will help increase interest and improve the health of students. One of the types of fitness areas is high intensity interval training (HIIT). High-intensity workout includes a variety of interval protocols of varying duration and dosage, with minimal recovery from exercise. The aim of the research is to study the influence of high-intensity interval training on morphofunctional and motor development of 3rd year students of Togliatti State University. An educational lesson on the elective discipline physical culture and sports with the use of HIIT training, it is necessary to strictly structure, take into account the level of health and physical fitness of the trainees. The intensity of training requires a differentiated approach to the process of adaptation of the body to stress. The adaptation period lasts from two weeks to a month. The introduction of highly intense interval training into the educational process had a positive effect on the physical health of 3rd year students of Togliatti State University and is recommended as a separate module of elective discipline in physical culture and sports.

Keywords: high-intensity interval training (HIIT), elective discipline in physical culture and sports, physical health, adaptation, students.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение в современном вузе довольно сложный процесс, требующий, как интеллектуальную подготовку студента, так и физическую. В настоящее время более 60% студентов страдают различными заболеваниями: хроническое переутомление и недостаточная двигательная активность, малоподвижный образ жизни. Все эти проблемы часто ухудшают уровень здоровья.

Лазунина И.В. и др. в своей работе отмечает: «В результате физических упражнений происходит повышение эффективности кардиореспираторной системы, артериальное давление нормализуется, функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и костной системы улучшается, повышается эффективность, пищеварительной системы улучшается, и устойчивость к стрессу увеличивается» [2].

Студенты редко имеют мотивацию к занятиям по физкультуре. Это обусловлено тем, что молодёжь не удовлетворена обычными традиционными уроками. Именно поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к занятиям, которые помогут повысить интерес и улучшить здоровье студентов. Дополнение стандартных уроков разными фитнес технологиями улучшает мотивацию и результативность студентов. Одним из видов фит-нес направлений является метод высоко интенсивных интервальных тренировок (HIIT).

Eckel R.H. и др пишет: «Современные практические рекомендации HIIT тренировок приводят к комплексным изменения образа жизни: включая контроль веса, физического развития; улучшению факторов сердечно-сосудистого системы и функционального развития» [5].

Buchheit, M., and Laursen, P. B. в исследованиях отмечают: «Интервальная тренировка высокой интенсивности (HIIT) включает в себя множество интервальных протоколов с разной продолжительностью и перемежающимися перерывами на восстановление, включающими

(i) «повторяющуюся спринтерскую тренировку» (RST) со спринтами продолжительностью ~ 3-7 секунд, чередующимися с периодами восстановления менее 60 с,

(ii) «интервальная тренировка в спринте» (SIT) с ~ 30-секундными спринтами и 24-минутными периодами пассивного восстановления, и

(iii) HIIT с короткими (<45 с) или длинными (2-4 мин) длительности интерва-лов»[3].

В зависимости от интенсивности и продолжительности упражнения, а также восстановления и количества повторений и подходов [3], [8], протоколы HIIT стимулируют процессы, связанные с транспортировкой и использованием кислорода, тем самым стимулируя увеличение пикового потребления кислорода [8].

В настоящее время HIIT стал популярным для улучшения показателей, связанных с выносливостью, среди множества групп населения, включая взрослых профессиональных спортсменов.

Высокоинтенсивные интервальные тренировки также рекомендуется для повышения выносливости у людей с низким уровнем физической подготовки [7], ведущих малоподвижный образ жизни [4], с неосложнёнными заболеваниями [6].

Анализ научной литературы показал, HIIT выполняемые детьми и подростками, студентами, значительно менее изучены, чем HIIT выполняемые взрослыми, профессиональными спортсменами. Научные исследования спортсменов свидетельствуют об увеличении пикового потребления кислорода во время тренировок.

Кошелева М.В. и др в своем исследовании описали программу тренировочного процесса юных хоккеистов с применением ледовой дорожки. Вся тренировочная методика строилась на средствах высоко интенсивных интервальных тренировках. В выводах была доказана эффективность применения методики HIIT [1].

Laursen, P.B., и др в своей работе сформулировали научное определение данному виду тренировок: «Интервальная тренировка высокой интенсивности (HIIT), также называемая интервальной тренировкой высокой интенсивности (HIIE) или спринтерской интервальной тренировкой (SIT), представляет собой форму интервальной тренировки, чередующей короткие периоды интенсивных анаэробных упражнений с менее интенсивными периодами восстановления» [8].

Цель тренинга заключается в многократном воздействие на физиологические системы организма при использовании упражнений на развитие выносливости, требующие большей активности в отличии от других видов функциональных тренировок.

Отличительной особенностью является интервальность, т.е. повторяющиеся серии упражнений малой и средней продолжительности (от 10 секунд до 1 минуты), выполняемые с интенсивностью, превышающей анаэробный порог. Короткий промежуток периода восстановления между упражнениями, позволяют частично, или не полностью восстановиться. Период восстановления занимающихся зависит от уровня развития функциональных систем и физической подготовленности. Продолжительность HIIT также зависит от интенсивности тренировки.

Таким образом, научный анализ показал, что вопросу влияние высоко интенсивных интервальных тренировок на морфофункциональное и двигательное развитие студентов, уделялось недостаточно внимания, что и определила актуальность нашего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель исследования - изучить влияние высокоинтенсивных интервальных тренировок на морфофункциональное и двигательное развитие студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета.

Педагогическое исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В эксперименте принимали участие студенты (девушки) третьего курса - 13 человек в возрасте 21-22 лет, посещающие специализацию «Фитнес» три раза в неделю.

Во время педагогического исследования решались следующие задачи:

1. изучить научный опыт исследователей о влиянии высоко интенсивных интервальных тренировок на функциональную систему организма человека, применении как основного вида тренировок, направленного на развитие физической подготовленности разной категории людей;

2. провести анализ результатов тестирования функциональной и двигательной подготовленности студентов 3 курса;

3. разработать рекомендации по внедрению в педагогический процесс студентов высокоинтенсивной интервальной тренировки.

Изучение функционального состояния организма осуществлялось путём измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после нагрузки. Измере-

ние физической подготовленности испытуемых проводилось общепринятым путем с помощью следующих тестов:

1. Количество приседаний за 1 мин.;

2. Количество восхождений на платформу высотой 35 см за 1мин.

Измерение антропометрических данных проводилось по общепринятой в медицинской практике методике: возраст, длина тела, масса тела, окружность талии, бёдер.

В своем исследовании мы предположили, что Н11Т возможно выделить, как отдельный модуль урочных занятий по элективной физической культуре со студентами, который включает в себя множество функциональных движений, выполняемых с высокой интенсивностью и предназначенных для улучшения параметров общей физической подготовки.

Для подтверждения нашей гипотезы о влиянии высоко интенсивного интервального тренинга на физическое здоровье студентов 3 курса высшего учебного заведения применялись основные критерии обработки статистических данных: Стьюдента, Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале педагогического исследования был проведен констатирующий эксперимент, который позволил определить уровень исходных показателей студентов.

Анализ расчётов морфофункциональных показателей выявил превышение массы тела и частоты сердечных сокращений после нагрузки, и восстановления через 30 секунд у исследуемой группы студентов в начале эксперимента (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели морфофункционального развития экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента_

ЧСС после нагрузки (уд\мин) ЧСС после

Показатели Длина тела (см) Масса тела (кг) Индекс Кетле (усл.ед) ЧСС в покое (уд/мин) восстановления через 30сек (уд\мин)

х±т х±т х±т х±т х±т х±т

ЭГ 166,92±1,12 68,31±1,29 24,5±0,3 100,23±4,2 187,85 ±1,17 166, 85± 1,69

(а) 4,05 4,64 1,1 15,3 4,22 6,08

Анализ показателей пропорциональности тела констатировал крупное телосложение у участников эксперимента, что подтверждает результаты исследования индекса массы тела (таблица 2)

Во время исследования двигательной подготовленности у студентов 3 курса наблюдались изменения в дыхательной системе, присутствовала отдышка после 30 секунд выполнения упражнений, нарушения ритма двигательного действия при восхождении на платформу, а также изменение цвета кожи на лице, что характерно для быстрой утомляемости при выполнении физических упражнений высокой интенсивности.

Таблица 2 - Показатели пропорциональности тела и двигательной подготовленности экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента_

Показатели Окружность талии (см) Окружность бедра (см) Приседания за 1 мин (кол-во раз) Восхождения на платформу за 1 мин (кол-во раз)

х±т х±т х±т х±т

ЭГ 70,46±0,89 100,31±1,05 50,46±2,11 38,31±1,43

(а) 3,32 3,77 7,61 5,17

Результаты констатирующего эксперимента позволили наиболее рационально, без вреда для здоровья занимающихся выстроить план тренировок, структурировать учебные занятия, а также подобрать оптимальные средства высокоинтенсивной интервальной тренировки.

Эксперимент длился 12 недель. Первая неделя исследования проходила в психоэмоциональном напряжении, экспериментальная группа девушек испытывала физиче-

ские и эмоциональные трудности при выполнении комплекса упражнений.

Структура учебного процесса первые две недели ничем не отличалась от стандартного аэробного занятия, единственное в основную часть урока добавлялся комплекс Н11Т продолжительностью 10 минут, варьировалось время, дозировка, сложность его выполнения. Метод наблюдения за внешними признаками занимающихся и контролем ЧСС, выявил, что реакция организма к концу второй недели заметно адаптировалась к нагрузкам. И было принято решение внедрить в учебное занятие комплекс заданий высокоинтенсивной интервальной тренировки с включением полиметрических упражнений. Данный комплекс был разбит на 4 блока, который состоял из 5 упражнений на прорабатывание мышц. Каждое упражнение выполнялось по 1 минуте и 15 секундный отдых между ними, 30 секундный отдых был между блоками упражнений. Данные блоки повторялись первую тренировку два раза, а далее увеличивались до четырех повторений.

По истечении первого месяца высоко интенсивных интервальных тренировок, комплекс упражнений был изменён, в учебный процесс было добавлено оборудование (степ платформы, петли ТИХ и т.д.). Длительность занятий достигло двух академических часов, а сам комплекс Н11Т выполнялся 40 минут. Таким образом, на протяжении 12 недель эксперимента наполняемость комплекса, дозировка упражнений увеличивалась.

После окончания эксперимента было проведено повторное исследование исходных данных. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели морфофункционального развития экспериментальной группы на этапе формирующего эксперимента_

Показатели Длина тела (см) Масса тела (кг) Индекс Кетле (усл.ед) ЧСС в покое (уд/мин) ЧСС после нагрузки (уд\мин) ЧСС после восстановления через 30сек (уд\мин)

х±т х±т х±т х±т х±т х±т

ЭГ 166,92±1,12 64,77 ± 1,4 23,23±0,33 89,85±3,53 173,23 ± 0,95 127,31± 1,86

(а) 4,05 4,69 1,19 12,69 3,42 6,7

1эмп - 1,93 1,8 4,3 9,7 15,8

Р - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

Бфакт - 0,9 0,9 1,2 1,5 0,8

Математическая статистика результатов формирующего эксперимента выявила статистически значимые изменения по всем исследуемым показателям.

Наиболее существенная разница средних значений отмечается у массы тела - 3,54 кг, соответственно Индекс Кетле перешел в границы из незначительного избыточного веса в нормальный вес, и составило 23,2 условных единицы. Далее изменилась разница в показателях пропорциональности тела на 4,77 см. (рисунок 1)

Окружность бедра (см) (II) 4,77 95,54

Окружность бедра (см) (I) 100,31

Окружность талии (см) ( II) 4,77 65,69

Окружность талии (см) (I)

Индекс Кетле (усл.ед)(П) 1,27 23,23

Индекс Кетле (усл.ед) (I)

Масса тела (кг)(П) 3,54 64,77

Масса тела (кг)(!) 68,31

0 20 40 60 80 100 120

Рисунок 1 - Сравнительные показатели морфофункционального развития в конце эксперимента

Сравнительный анализ функционального и двигательного развития выявил, наиболее существенную разницу между показателями ЧСС после нагрузки - 14,62 уд/мин. Зна-

чительная разница свидетельствует о благоприятном адаптационном процессе организма к высокоинтенсивным упражнениям. В начале эксперимента исследуемый показатель составлял 187,85 уд/мин, в конце - 173,23 уд/мин

Контрольный замер ЧСС восстановления через 30сек. имеет статистические значимые данные при Р <0,001, разница средних значений между показателями составило -39,51 уд/мин. Значительное изменение данных свидетельствует о благоприятном развитии выносливости сердечно-сосудистой системы (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели пропорциональности тела и двигательной подготовленности экспериментальной группы в конце эксперимента_

Показатели Окружность талии (см) Окружность бедра (см) Приседания за 1 мин (кол-во раз) Восхождения на платформу за 1 мин (кол-во раз)

х± т х ± т х ± т х ± т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 65,96±0,93 95,54±0,74 58,08±1,57 47,46±1,49

(о) 3,35 2,67 5,65 5,36

1эмп 3,74 3,72 2,9 4,43

Р 0,001 0,001 0,005 0,001

Бфакт 0,91 2 1,8 0,93

9,85

100,23

7,62 38,31 58,08

50,46

Так же положительное влияние Н11Т отмечено на двигательное развитие испытуемых.

ЧСС после восстановления через 30сек (уд\мин) (II) ■

39,51

127,31

ЧСС после восстановления через 30сек (уд\мин) (I) 166,85

ЧСС после нагрузки (уд\мин) (II)

14,62

173,23

ЧСС после нагрузки (уд\мин) (I) 187,85

ЧСС после нагрузки (уд\мин) (II) ЧСС после нагрузки (уд\мин) (I) Восхождения на платформу за 1 мин (кол-во раз)( II) Восхождения на платформу за 1 мин (кол-во раз)(!)

Приседания за 1 мин (кол-во раз) (II) Приседания за 1 мин (кол-во раз) (I)

0 50 100 150 200

Рисунок 2 - Сравнительные показатели функционального и двигательного развития в конце эксперимента

При выполнении восхождения на платформу высотой 35см, не были замечены внешние признаки утомления на кожных покровах лица, движения рук и ног при подъёме вверх были согласованы, ритмичны, темп не сбивался. Прирост показателей в конце эксперимента составило - 9,15 шагов (рисунок 2).

Контрольный тест «Приседания за 1 мин.» в конце эксперимента имеет статистические значимые данные при Р <0,005. В начале эксперимента среднее значение количе -ство приседаний было 50,46 раз, в конце разница между показателями изменилась на 7,62 раза, результат -58,08 раза. Рост показателей связан с развитием силовой выносливости мышц ног. Данный эффект был достигнут за счет включения в комплекс полиметрических упражнений и применения «ударного метода» тренировок. Глубокое воздействие на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, происходило за счет организации высокого уровня мышечного напряжения в короткий промежуток времени.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было выявлено положительное влияние высоко интенсивных интервальных тренировок на физическое здоровье студентов 3 курса Тольяттин-ского государственного университета. Математический анализ результатов исследуемых параметров выявил статистически значимые различия между показателями у экспери-

ментальной группы девушек. Таким образом, результаты представленного исследования расширили область научных знаний в области физического воспитания молодежи.

Учебное занятие по элективной дисциплине физическая культура и спорт с применением тренировок HIIT, необходимо строго структурировать, учитывать уровень здоровья и физическую подготовленность занимающихся. Интенсивность занятий требует от всех участников высокой степени мотивации для достижения заданного уровня сложности и соответственно дифференцированного подхода к процессу адаптации организма к нагрузкам. Период адаптации длится от двух недель до месяца.

Тренировочные занятия целесообразно проводить не менее 3 раз в неделю. Структура занятий должна быть общепринятой и состоять из подготовительной, основной и заключительной частей.

В каждом тренировочном комплексе следует четко соблюдать интервалы работы и отдыха, плотность занятия варьируется от 85% до 95%. Рекомендуется отслеживать интенсивность нагрузки по ЧСС, и поддерживать пульсовое значение в рамках 120-140 уд/мин. Для лучшего восстановления мышц, снятия напряжения с организма необходимо в конце занятия уделять внимание растяжке.

Исходя из выше сказанного, внедрение в учебный процесс высокоинтенсивных интервальных тренировок оказали положительное воздействие на физическое здоровье студентов 3 курса Тольяттинского государственного университета и рекомендованы как отдельный модуль элективной дисциплины по физической культуре и спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. The organization training process system for young hockey players through speed qualities development by the means of "Ice track" / M.V. Kosheleva, T.A. Khorosheva, I.V. Lazunina, O.V. Romen-skaya, N.N. Nazarenko // Journal of Human Sport and Exercise. - 2020. - No. 15 (3proc). - P. 914-921.

2. Lazunina, I.V. KStudy of the influence of group fitness training on the physical health of women aged 35-40 / I.V. Lazunina, M.V. Kosheleva // SPORT LIFE XXI : BIO Web of Conferences. -2021. - Vol. 29. - URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/pdf/2021/01/bioconf_shlc2021_01007.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

3. Buchheit M. High-intensity interval training, solutions to the programming puzzle / Buchheit M., Laursen P.B. // Sports medicine. - 2013. - Т. 43., №. 5. - С. 313-338.

4. Burgomaster K.A. [et al] Similar metabolic adaptations during exercise after low volume sprint interval and traditional endurance training in humans / Burgomaster K.A. [et al] // The Journal of physiology. - 2008. - Т. 586, №. 1. - С. 151-160.

5. Eckel R.H. [et al], A Report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines 2013 AHA/ACC Guideline on Lifestyle Management to Reduce Cardiovascular Risk / R.H. Eckel [et al] // Circulation. - 2014. - Т. 129. - №. 2. - С. 76-99.

6. Ellingsen C. [et al]. High-intensity interval training in patients with heart failure with reduced ejection fraction / C. Ellingsen [et al]. // Circulation. - 2017. - Т. 135, №. 9. - С. 839-849.

7. Helgerud J. [et al] Strength and endurance in elite football players / J. Helgerud [et al] // International journal of sports medicine. - 2011. - Т. 32, №. 9. - С. 677.

8. Laursen P.B. The scientific basis for high-intensity interval training / P.B. Laursen, D.G. Jenkins // Sports medicine. - 2002. - Т. 32., №. 1. - С. 53-73.

REFERENCES

1. Kosheleva, M.V., Khorosheva, T.A., Lazunina, I.V., Romenskaya, O.V., and Nazarenko, N.N. (2020), "The organization training process system for young hockey players through speed qualities development by the means of "Ice track"", Journal of Human Sport and Exercise, 15(3proc), pp. 914-921.

2. Lazunina, I.V. and Kosheleva, M.V. (2021). "Study of the influence of group fitness training on the physical health of women aged 35-40", SPORT LIFE XXI : BIO Web of Conferences, Vol. 29, available at. https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/pdf/2021/01/bioconf_shlc2021_01007.pdf.

3. Buchheit, M., and Laursen, P.B. (2013), "High-intensity interval training, solutions to the programming puzzle", Sports medicine, Vol. 43 (5), pp. 313-338.

4. Burgomaster, K.A., Howarth, K.R., Phillips, S.M., Rakobowchuk, M., MacDonald, M.J., McGee, S.L. and Gibala, M.J. (2008), "Similar metabolic adaptations during exercise after low volume sprint interval and traditional endurance training in humans", Journal of physiology, Vol. 586(1), pp. 151-160.

5. Eckel, R.H., Jakicic, J.M., Nonas, C.A., Sacks, F.M. and Smith, S C. (2014), "2013 AHA/ACC Guideline on Lifestyle Management to Reduce Cardiovascular Risk: A Report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines", Circulation, Vol. 129 (25), pp. 76-99.

6. Ellingsen, O., Halle, M., Conraads, V. et al (2017), "High-intensity interval training in patients with heart failure with reduced ejection fraction", Circulation, Vol. 135 (9), pp. 839-849.

7. Helgerud, J., Rodas, G., Kemi, O. J., and Hoff, J. (2011), "Strength and endurance in elite football players", International journal of sports medicine, Vol. 32 (9), pp. 677.

8. Laursen, P.B., and Jenkins, D.G. (2002), "The scientific basis for high-intensity interval training", Sports medicine, Vol. 32 (1), pp. 53-73.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.04.2021

УДК 37.014

МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ

Татьяна Леонидовна Кузьменкова, кандидат философских наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, Москва; Наталья Юрьевна Налетова, доктор педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Криворучкина, аспирант, Алёна Николаевна Кузьмина, аспирант, Смоленский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается ценностно-мотивационная составляющая сознания студентов высшей школы, в частности, транспортного университета. Цель исследования - выявить цели и определить мотивацию обучения студентов в высшем учебном заведении, ее особенности и динамику в процессе обучения. Методика и организация исследования. Основу эмпирического исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования, системного анализа, сравнения и обобщения. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показывает, что уровень профессиональной мотивации достаточно высок. Существенную роль в получении высшего образования играют статусные и престижные запросы. Также выявлено, что для многих высшее образование является инструментом достижения цели, а не самоценностью. В процессе обучения возрастает внутренняя мотивация студентов. Выводы. Полученные результаты позволят усовершенствовать учебно-образовательный процесс и повысить его эффективность.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, ценности, ценностное сознание, мотивация, мотивы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p239-242

MOTIVATION FOR OBTAINING EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF

DEVELOPMENT

Tatiana Leonidovna Kuzmenkova, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of The Russian University of Transport, Moscow; Natalya

Yuryevna Naletova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Anatolyevna Krivoruchkina, the post-graduate student, Alena Nikolaevna Kuzmina, the post-graduate student, Smolensk State University

Abstract

The paper studies the value-motivational component of students' consciousness of higher education, in particular, of a transport university. The aim of the study is to identify the objectives and determine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.