Научная статья на тему 'Повышение уровня физической подготовленности студентов юношей на основе включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре'

Повышение уровня физической подготовленности студентов юношей на основе включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АКВААЭРОБИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Шакирова Юлия Валерьевна, Татарова Светлана Юрьевна

В статье представлена методика включения функциональных блоков упражнений по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре со студентами-юношами 3 курса в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Разработаны и внедрены два вида функциональных уроков, базовый комплекс функциональных упражнений по аквааэробике, схема включения комплекса упражнений в структуру занятий по плаванию, представлены результаты эксперимента. Выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных тестах у юношей экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Шакирова Юлия Валерьевна, Татарова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of level of physical preparedness of young students through inclusion of functional water fitness classes to training physical culture system

This article presents the method of including the functional lessons of Aqua aerobics to the system of training sessions of physical culture with students of the 3rd year in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". Two types of functional lessons, the basic complex of functional exercises in water aerobics, the scheme of inclusion of the complex of exercises in the structure of swimming lessons are developed, the results of the experiment are presented. Significant improvement of indicators in control tests of the boys of the experimental group was revealed.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня физической подготовленности студентов юношей на основе включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре»

Аксельрод, Г.К. Павлов // Научные труды : ежегодник / Сиб. гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2017. - С. 34-36.

2. Лысаковский, И.Т. Восстановление и сохранение уровня специальной подготовленности при подведении спортсмена к выступлению в соревнованиях / И.Т. Лысаковский, А.С. Зухов // Научные труды : ежегодник / Сиб. гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2017. - С. 36-42.

3. Лысаковский, И.Т. Совершенствование методологии и методик скоростно-силовой подготовки спортсменов на базе IT-технологий : монография / И.Т. Лысаковский ; Сиб. гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2015. - 180 с.

4. Effects of external loading on power output during vertical jumps: a comparison between water polo and volleyball players / Sonia C. Correa, Ana Paula X. Ladeira, Rosangela G. Romano, Gilberto Guimaraes // Portuguese J. of Sport Sciences. - 2011. - No. 11 (2). - P. 65-68.

REFERENCES

1. Lysakovsky, I.T., Axelrod, A.E. and Pavlov, G.K. (2017), "Search of alternative operating modes of muscles in special exercises for development and testing of absolute force of extensor of legs", Scientific papers: Yearbook, publishing house SibGUFK, Omsk, pp. 34-36.

2. Lysakovsky, I.T. and Zukhov, A.S. (2017), "Restoration and preservation of level of special readiness when leading the athlete to a performance in competitions ", Scientific papers: Yearbook, publishing house SibGUFK, Omsk, pp. 36-42.

3. Lysakovsky, I.T. (2015), Improvement of methodology and techniques of high-speed and power training of athletes on the basis of IT technologies: monograph, publishing house of SibGUFK, Omsk.

4. Correa, Sonia C., Ladeira, Ana Paula X., Romano, Rosangela G. and Guimaraes, Gilberto (2011), "Effects of external loading on power output during vertical jumps: a comparison between water polo and volleyball players", Portuguese J. of Sport Sciences, No. 11(2), pp. 65-68.

Контактная информация: sovet.omsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2018

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРОКОВ ПО АКВААЭРОБИКЕ В СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Елена Владимировна Любина, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Юлия Валерьевна Шакирова, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва; Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве

РФ, г. Москва

Аннотация

В статье представлена методика включения функциональных блоков упражнений по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре со студентами-юношами 3 курса в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Разработаны и внедрены два вида функциональных уроков, базовый комплекс функциональных упражнений по аквааэробике, схема включения комплекса упражнений в структуру занятий по плаванию, представлены результаты эксперимента. Выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных тестах у юношей экспериментальной группы.

Ключевые слова: функциональный урок, физическая подготовленность, аквааэробика, эксперимент.

INCREASING OF LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG STUDENTS THROUGH INCLUSION OF FUNCTIONAL WATER FITNESS CLASSES TO TRAINING PHYSICAL CULTURE SYSTEM

Elena Vladimirovna Lubina, the lecturer, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Julia Valeryevna Shakirova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Svetlana Yurevna Tatarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian,

Moscow

Annotation

This article presents the method of including the functional lessons of Aqua aerobics to the system of training sessions of physical culture with students of the 3rd year in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". Two types of functional lessons, the basic complex of functional exercises in water aerobics, the scheme of inclusion of the complex of exercises in the structure of swimming lessons are developed, the results of the experiment are presented. Significant improvement of indicators in control tests of the boys of the experimental group was revealed.

Keywords: functional lesson, physical fitness, water aerobics, experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях сохраняется необходимость в разработке и внедрении новых подходов в систему учебных занятий по физической культуре путем использования современных фит-нес технологий. В целях расширения спектра используемых методических приемов и повышения результативности при обучении студентов специалистами рекомендуется сочетать в процессе учебного занятия в водной среде несколько видов двигательной активности. Так, например, включение в занятия элементов функциональных блоков по аквааэро-бике позволяет повысить у студентов уровень функциональных возможностей основных систем организма [1, 3].

Авторами предложена методика включения функционального комплекса упражнений в занятия по физической культуре. Проведена апробация данной методики на занятиях по плаванию со студентами - юношами 3 курса в РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

МЕТОДИКА ВКЛЮЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ В ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Основными задачами использования функциональных блоков по аквааэробике в учебных занятиях являлись:

1. Адаптация организма обучающихся к водной среде.

2. Повышение уровня развития основных физических качеств студентов.

3. Повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем студентов.

Авторами разработаны и адаптированы следующие виды уроков с включением в них функциональных блоков упражнений.

Функциональный урок направлен на повышение функциональных возможностей основных систем организма с использованием специального оборудования.

1. Функциональный блок упражнений с оборудованием Aqua noodles. Aqua noodles используются как неустойчивая платформа для опоры, что существенно усложняет возможность удержания баланса при одновременном выполнении упражнений на определенную группу мышц. При этом для удержания баланса в работу вынужденно включаются все мышечные группы, в том числе мелкие и внутренние, участвующие в поддержании и функционировании внутренних органов [6]. В связи с тем, что задействуется большое количество мышечных групп, нагрузка становится функциональной.

2. Функциональный блок упражнений с оборудованием «Резина на ноги». Оборудование представляет собой упругую резиновую ленту, соединяющую ноги в районе голеностопных суставов. Выполняя упражнения, мышцы преодолевают сопротивление, тем самым увеличивая нагрузку на организм.

3. Функциональный блок упражнений с оборудованием «Резина на пояс». Оборудование представляет собой длинную упругую резиновую ленту, прикрепленную одним концом к специальному поясу занимающегося, а другим концом к бортику бассейна. С данным оборудованием упражнения выполняются по временному режиму, методом преодоления сопротивления, тем самым также увеличивая влияния нагрузки. Предлагаются упражнения циклического характера. Упражнения выполняются в передвижении, в то время как резиновая лента тянет занимающегося назад.

Функциональная тренировка - это новое направление в фитнесе, требующее адаптации и внедрения в систему занятий в воде. На принципах функциональной тренировки основаны такие глобальные фитнес программы, как BOSU, YOGA, CROSS-FIT и другие. Функциональная тренировка повышает функциональный уровень работы всех систем организма и выводит их на новый уровень [5]. Такие занятия рекомендуются всем без исключения, так как они способствуют повышению выносливости, развитию скоростных качеств и адаптации всех систем организма к негативным воздействиям, факторам и условиям внешней среды в повседневной жизни [2, 7, 8].

1. Примеры упражнений функциональной тренировки с использованием оборудования Aqua noodles:

- прыжки в различных вариантах, разножка, удары через палку Aqua noodles в разных темпах, с целью тренировки выносливости юношей;

- удары ногами через Aqua noodles; жимы ногой/ногами вниз, стоя на Aqua noodles одной/двумя ногами; стоя двумя ногами на двух палках Aqua noodles (раздельно, одна палка под правой ногой, вторая - под левой ногой), одновременно удерживая равновесие и вертикальное положение тела в воде, выполнять сведение-разведение ногами, «лыжи» -чередование прямых ног вперед-назад, круг в шпагате со скручиванием вправо-влево, движения ногами брассом вниз, обратный брасс, с целью тренировки силовых качеств юношей;

- передвижения, стоя на палке Aqua noodles с целью тренировки баланса- удержание равновесия юношей.

2. Примеры функциональных упражнений с использованием оборудования «Резина на ноги» и «Резина на пояс», которые были разработаны, адаптированы и применялись в ЭГ в период эксперимента:

- сведения разведения прямых ног в разных скоростных режимах;

- захлест назад, бег, ноги кроль, ноги брасс;

- бег в разных скоростных режимах.

Функциональный блок упражнений в режиме интервальной тренировки - направлен на развитие скоростных качеств и повышение выносливости, тренировку сердечнососудистой и дыхательной систем за счет чередования медленного и быстрого темпов выполнения упражнений без использования специального оборудования. При этом, чередуются темпы выполнения только циклических упражнений - в аэробном и анаэробном режимах [4, 9].

Пример интервальной связки, используемой авторами при внедрении данной методики: режим соотношения 1-й минуты к 2-м минутам:

- 1 минута при максимальной скорости выполнения упражнения: вертикальное положение, ноги кроль, удерживать выход из воды на уровне пояса/груди;

- 2 минуты в среднем темпе, выполняется упражнение циклического характера -бег вперед и назад с одноименной работой рук брасс вперед и назад соответственно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях апробации вышеприведенной методики, в период с октября 2017 по февраль 2018 года (36 занятий) в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» был проведен педагогический эксперимент.

Цель исследования - изучить влияние предложенных функциональных упражнений по аквааэробике на функциональные показатели и показатели физической и плавательной подготовленности студентов-юношей 3-го курса.

В контрольной группе (КГ) занимались 20 юношей 3-го курса. Учебные занятия по физической культуре проводились по традиционной методике два раза в неделю по 90 минут и включали разминку на суше, разучивание техники плавания в воде и спортивное плавание (основная часть), игровое задание, подвижная игра или свободное плавание (заключительная часть).

В экспериментальную группу (ЭГ) вошло 20 студентов-юношей 3-го курса. В ЭГ на занятиях по плаванию юноши занимались по следующей схеме: двухразовые урочные занятия по 90 минут, включающие функциональные упражнения по предложенной методике (разминка в воде, основная часть урока по предложенной методике).

Для оценки уровня развития скоростных качеств использовалось контрольное упражнение плавание 25 м вольным стилем. Для оценки выносливости использовался тест Купера, адаптированный к условиям водной среды, учитывалась длина дистанции, которую проплывали юноши за 12 минут. Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовались: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, в подготовительной, основной, заключительной частях и после окончания урока в течение 5 минут; тест Руфье с определением индекса; проба Штанге (время задержки дыхания на вдохе), измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты показателей плавательной подготовленности юношей ЭГ и КГ представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика основных показателей плавательной подготовленности у юношей в ЭГ и КГ, (Х±о)_

№ Контрольные упражнения КГ КГ ЭГ ЭГ

Начало Конец Начало Конец

1 25 м (вольный стиль), с 17,9±1,58 17,6±1,49 18,2±1,68 17,3±1,53*

2 Плавание 12 мин., м 502,4±82,18 531,4±76,08 495,5±80,27 532,9±74,84*

Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; *— достоверность различий (Р <0,05)

В результате проведенного эксперимента выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных упражнениях у юношей ЭГ в плавании на дистанции 25 м вольным стилем и в 12-минутном плавании. У юношей в КГ выявлена тенденция улучшения показателей в контрольных упражнениях, но изменения данных показателей не достоверны.

Анализ уровня и динамики показателей функционального состояния дыхательной системы (таблица 2) позволил выявить, что у юношей ЭГ после завершения эксперимента ЖЕЛ увеличилась на 215 мл (р <0,05), а у юношей в КГ на 103 мл (р>0,05). Так же у юношей ЭГ достоверно увеличилось время задержки дыхания, определяемое пробой Штанге, на 12,3 с (р <0,05). У юношей в КГ данный показатель так же улучшился на 9,5 с (р>0,05).

У юношей ЭГ в покое к концу эксперимента достоверно снизились ЧСС с 85,6 до 74,4 уд/мин и уменьшился показатель индекса Руфье на 2,2 усл. ед. (р <0,05), что свидетельствует об адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. У юношей КГ также достоверно снизилась ЧСС с 83,0 до 78,2 уд/мин (р <0,05) и выявлена положительная динамика в уменьшении показателя индекса Руфье на 1,1 усл. ед. (р>0,05).

Таблица 2 - Изменение показателей функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудист^_

№ Показатели КГ КГ ЭГ ЭГ

Начало Конец Начало Конец

1 Проба Штанге, сек 66,7±25,87 76,2±29,34 68,5±26,69 80,8±29,82*

2 ЖЕЛ, мл 3875,0±452,12 3978,0±473,08 3765,0±449,41 3980,0±462,09*

3 ЧСС, уд/мин 83,0±10,37 78,2±10,39* 85,6±10,98 74,4±9,12*

4 Индекс Руфье, усл. ед. 10,9±3,34 9,8±3,56 11,8±3,10 9,6±3,49*

Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р <0,05)

ВЫВОДЫ

Использование функциональных блоков упражнений по аквааэробике в системе учебных занятий физической культурой со студентами-юношами 3 курса доказало свою эффективность. Результаты педагогического эксперимента выявили статистически значимое положительное изменение показателей развития физических качеств и функционального состояния у юношей ЭГ по сравнению с юношами КГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриненко, М.Ф. Физическая культура в сохранении здоровья и высокой работоспособности / М.Ф. Гриненко, И.Т. Осипов, Б.Г. Фадеев // Тез. докл. Всесоюзн. науч.-практ. конф «Физкультура, труд, здоровье и активное долголетие». - М., 1981. - С. 4-6.

2. Дубровский, В. Вода восстанавливает силы / В. Дубровский // Легкая атлетика. - 2012. -№ 6-7. - С. 37-39.

3. Казантинова, Г.М. Физическая культура студента : учебник / Г.М. Казантинова, Т. А. Ча-рова, Л.Б. Андрющенко ; Волгоградский Гос. агро. ун-т. - Волгоград : [б.и.], 2017. - 304 с.

4. Лисицкая, Т.С. Аквааэробика : учебное пособие / Т. С. Лисицкая, Л.В. Сиднева ; Федерация Аэробики России. - М. : [б.и.], 2011. - 36 с.

5. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 130-134.

6. Ненси Андерсон. Материалы семинара международного центра подготовки инструкторов по аэробике «Суэт систем» (США). - Миннеаполис, 2010. - 39 с.

7. Рубцов, А. Т. Морфологические и физиологические показатели женщин, занимающихся физической культурой в воде / А.Т. Рубцов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 9. - С. 48-52.

8. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием аквааэробики / Т.Е. Си-мина, Е.Ю. Сысоева // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 20 октября - 30 ноября 2016 г. : в 2 т. Т. 1. - Москва, 2017. - С. 311-316.

9. Столяр, К.Э. Практическое приложение теории функциональных систем при обучении новым движениям в процессе физического воспитания студентов высшего образования / К.Э. Столяр, С.Ю. Витько, И.Н. Антонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции : в 2 томах. Т. 1. - Москва, 2017. - С. 303-311.

REFERENCES

1. Grinenko, M.F., Osipov, I.T. and Fadeev, B.G. (2011), "Physical culture in the preservation of health and high health", Physical education, work, health and active longevity, Moscow, pp. 4-6.

2. Dubrovsky, V. (2012), "Water restores strength", Athletics, No. 6-7, pp. 37-39.

3. Kazantinova, G.M., Charova, T.A. and Andryushchenko, L.B. (2017), Student's physical culture: textbook, publishing house Volgograd State Agrarian University, Volgograd. pp.304.

4. Loginov, O.N., Simina, E.T., Stadnik, E.G. and N.A. Kushner (2010), "Using game approach in the formation of the skill of swimming in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 130-134.

5. Nancy Anderson (2010), Proceedings of the international center for training of aerobics instructors "Suet systems" (USA), Minneapolis.

6. Rubtsov, A.T. (2008), "Morphological and physiological indicators of women engaged in physical culture in water", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 48-52.

7. Simina, T.E. and Sysoeva, E.Yu. (2017), "Swimming training students using Aqua-aerobics", Humanitarian education in economic University: materials of the V International scientific-practical correspondence Internet conference. October 20-November 30, 2016, 2 t., Moscow, pp. 311-316.

8. Stolyar. K.E., Vitko, S.Yu. and Antonova, I.N. (2017), "Practical application of the theory of functional systems in teaching new movements in the process of physical education of students of higher education", Humanitarian education in economic University: materials of the V International scientific-practical correspondence Internet conference. October 20-November 30, 2016, 2 t., Moscow, Vol. 1, pp. 303-311.

Контактная информация: e-timokhina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

УДК 372.881.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СЛОЖНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамара Ибрагимовна Магомедова, доктор педагогических наук, профессор, Дагестанский государственный университет (ФГБОУ ВО ДГУ), г. Махачкала; Алан Солтанович Цховребов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВИ(ИТ), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается формирование и развитие русскоязычных коммуникативных навыков курсантов-иностранцев в процессе работы над сложным предложением, а именно анализируются основные виды речевой деятельности в обучении русскому языку как иностранному (говорение, аудирование, чтение, письмо), представлена типология упражнений (языковые, предречевые, речевые), которая предполагает выстроить работу таким образом, чтобы учебный процесс был ориентирован на развитие у обучающихся прочных знаний по русскому языку, формирование навыков свободного пользования связной русской речью, становление их речевой коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, русский как иностранный, виды речевой деятельности, модель обучения, сложное предложение, типология упражнений.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN COMMUNICATION SKILLS TRAINING OF CADETS-ALIENS IN THE PROCESS OF WORKING ON COMPLEX

SENTENCE

Tamara Ibragimovna Magomedova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dagestan State University, Makhachkala, Alan Soltanovich Tskhovrebov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute (engineering) of General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg

Annotation

The article describes the formation and development of Russian communication skills training among the cadets-aliens in the process of working on the complex sentence, namely, it analyses the major types of speech activities in teaching to Russian as a foreign language (speaking, listening, reading, writing), and it presented the typology of exercises (language, pre-speech, voice), that involves building up the work so that the educational process is focused on the development of students strong knowledge of Russian language, developing of skills of free use of the coherent Russian speech, formation of their verbal communication.

Keywords: communication skills, Russian as a foreign language, forms of speech activities, model training, complex sentence, typology exercises.

Содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке специалистов в области межкультурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.