Научная статья на тему 'Влияние занятий аквааэробикой на морфофункциональное состояние женщин 35-45 лет'

Влияние занятий аквааэробикой на морфофункциональное состояние женщин 35-45 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
530
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АКВААЭРОБИКА / ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пармузина Юлия Владимировна, Турчина Екатерина Валерьевна

В настоящее время для системы оздоровительной физической культуры особенно актуальна проблема общего оздоровления и гармоничного развития личности. Одной из эффективных форм оздоровления являются занятия аквааэробикой. В статье рассматриваются особенности проведения занятий аквааэробикой с женщинами 35-45 лет. Выявлены наиболее эффективные упражнения, направленные на повышение морфофункционального состояния занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пармузина Юлия Владимировна, Турчина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of water aerobics classes on morphofunctional condition of women aged 35-45 years

Presently for the system of healthiimproving physical culture the problem of the general health-improving and harmonious development of personality is especially actual. One of effective facilities of making healthy is aqua aerobics. In the article the features of realization of the aqua aerobics lessons are examined with women of 35-45 years old. The most effective exercises to improve the morphofunctional state have been defined.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий аквааэробикой на морфофункциональное состояние женщин 35-45 лет»

УДК 796.035

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН 35-45 ЛЕТ

Юлия Владимировна Пармузина, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Екатерина Валерьевна Турчина, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

В настоящее время для системы оздоровительной физической культуры особенно актуальна проблема общего оздоровления и гармоничного развития личности. Одной из эффективных форм оздоровления являются занятия аквааэробикой. В статье рассматриваются особенности проведения занятий аквааэробикой с женщинами 35-45 лет. Выявлены наиболее эффективные упражнения, направленные на повышение морфофункционального состояния занимающихся.

Ключевые слова: морфофункциональное состояние, аквааэробика, женщины.

INFLUENCE OF WATER AEROBICS CLASSES ON MORPHOFUNCTIONAL CONDITION OF WOMEN AGED 35-45 YEARS

Yuliya Vladimirovna Parmuzina, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Elena Valeryevna Turchina, the teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

Presently for the system of healthiimproving physical culture the problem of the general health-improving and harmonious development of personality is especially actual. One of effective facilities of making healthy is aqua aerobics. In the article the features of realization of the aqua aerobics lessons are examined with women of 35-45 years old. The most effective exercises to improve the morphofunctional state have been defined.

Keywords: morphofunctional condition, aqua aerobics, women.

В настоящее время аквааэробика завоёвывает всё большую популярность во всём мире [3]. Занятия аквааэробикой благоприятно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат, оказывают положительное влияние на кожу [1]. Это обусловлено тем, что помимо разносторонней аэробной нагрузки на все группы мышц, которая разгоняет не только кровоток, но и более пассивную лимфу, в процессе выполнения упражнений происходит мягкое массирование кожных поверхностей встречной водой. Стабильная же температура воды, которая как минимум на 8-12 градусов ниже температуры тела, благоприятно влияет на терморегуляцию организма. При своей кажущейся легкости, аквааэробика обладает большой эффективностью по сжиганию калорий, приближаясь по этому показателю к плаванию средней интенсивности. Всё это позволяет рекомендовать занятия аквааэробикой. Также одним из главных преимуществ аквааэробики является минимальное количество противопоказаний [4].

Нами обнаружено достаточно много информации, касающейся общих методик проведения занятий аквааэробикой. Вместе с тем, информации, отражающей влияние занятий аквааэробикой на функциональное состояние занимающихся, особенно женщин 35-45 лет, в доступных нам источниках оказалось крайне мало.

В связи с этим цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс аквааэробики с гантелями, направленный на совершенствование морфофунк-ционального состояния женщин 35-45 лет.

Для достижения поставленной цели нами был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проходил в течение 8 месяцев (с октября 2016 по май 2017 года) на базе бассейна «Спартак-Волгоград», в котором приняли участие 32 женщины в возрасте 35-45 лет. Из их числа было сформировано две группы: контрольная и экс-

периментальная по 16 человек в каждой, имеющие допуск врача к занятиям оздоровительной аквааэробикой. Занятия по экспериментальному комплексу с гантелями проводились 2 раза в неделю. В контрольной группе применялся традиционный комплекс занятий аквааэробикой.

В соответствии с разработанными требованиями, занятия были построены по следующей схеме, состоящей из нескольких частей (подготовительной, основной и заключительной).

Подготовительная часть. Занятие начинается традиционно с разминки, которую включены разогревающие упражнения, растягивающие связки, мышцы, сухожилия и подготавливающие организм к более интенсивной работе [1].

Основная часть. Используются самостоятельные упражнения, функциональные упражнения в сочетании с силовыми упражнениями, а так же упражнения в формате круговой тренировке.

Кроме того в функциональной тренировке применяется правило прогрессии от простого упражнения к сложному.

Содержание основной части занятия:

- упражнения, сидя на бортике бассейна, ноги в воде;

- упражнения у бортика бассейна в неглубокой воде;

- силовые упражнения в неглубокой воде;

- упражнения в глубокой воде;

- упражнения с дополнительным оборудованием;

- упражнения с использованием степ-платформы.

Упражнения для мышц ног: приседания, выпады, становая тяга, гиперэкстензии, сгибание голени лёжа на животе, дотягивания, обратная планка, латеральные перемещения в паре [2].

Упражнения для мышц спины: тяга амортизатора (стоя, из приседа, из приседа + ротация); тяга гантели в наклоне (классический вариант, стоя боком к бортику).

Упражнения для грудных мышц: жим амортизатора (стоя + ротация); отжимания; жим гантелей.

Упражнения для мышц плечевого пояса: жим гантелей в положении имитирующем сед (симметричные, асимметричные); тяжелоатлетический рывок.

Упражнения для мышц живота: скручивания на боку; обратные скручивания; твисты с медболом (плиометрика у стены, в паре, в латеральной планке); плиометрические скручивания с мячом у бортика; планки.

Заключительная часть занятия состояла из двух блоков: свободное спокойное плавание и релаксация в сочетании с музыкотерапией.

Релаксационный блок включал в себя дыхательные упражнения и приемы аутогенной тренировки, выполняемые под функциональную и терапевтическую музыку. Упражнения этого блока направлены на снятие стресса и профилактику целого ряда расстройств [2].

Оценка функциональной подготовленности осуществлялась посредством следующих тестов: жизненной емкости легких, ортопробы, Гарвардского степ-теста, работоспособность по индексу Руфье, артериальное давление. Расчет морфологических параметров проводился по общепринятым в антропологии формулам.

Результаты изменения уровня морфофункционального состояния, произошедшие у участниц эксперимента за 8 месяцев занятий, представлены в таблице 1.

Если до начала эксперимента уровень морфологических и функциональных показателей у большинства испытуемых, в соответствии с принятой шкалой, был оценен как низкий и ниже среднего, то по завершению эксперимента показатели у большинства участниц экспериментальной группы находились в диапазоне средних, а у части - выше средних значений.

Таблица 1 - Сравнительный анализ морфофункциональных показателей 35-45 лет в течение педагогического эксперимента

№№ п/п Показатели Контрольная группа (п=16) 1, р Экспериментальная группа (п=16) 1, р

В начале В конце В начале В конце

1. Гарвардский степ-тест (у.е.) 56,8±1,52 59,54±1,1 1=1,46, р>0,05 58,08±1,77 63,7±2,01 1=2,18, р<0,05

2. Орто-проба (уд/мин) 19,2±0,45 16,6±0,71 1=3,1, р<0,05 19,0±0,33 15,9±0,54 1=4,92, р<0,05

3. ЖЕЛ (мл) 2320,1±136,3 2660,7±121,8 1=1,86, р>0,05 2407,9±128,2 0 2950,4±151,6 1=2,73, р<0,05

4. Индекс Руфье (у.е.) 6,9 ± 0,22 6,2 ± 0,35 1=1,71, р>0,05 7,6 ± 0,17 6,1 ± 0,45 1=3,13, р<0,05

5. АДтах, мм.рт.ст. 115,5±3,76 113,4±3,6 1=0,4, р>0,05 117,8±4,2 112,6±2,88 1=1,02, р>0,05

АДшт, мм.рт.ст. 80,0±1,89 73,4±0,95 1=3,13, р<0,05 79,3±1,5 72,7± 1,62 1=2,99, р<0,05

6. Отн. костный компонент, (%) 15,7±0,59 16,1±0,32 1=0,6, р>0,05 14,9±0,77 16,2±0,97 1=1,05, р>0,05

7. Отн. мышечный компонент, (%) 28,4± 1,18 30,5±0,88 1=2,39, р<0,05 25,15±0,92 32,0±1,21 1=4,51, р<0,05

8. Отн. жировой компонент, (%) 35,2±1,03 32,8±0,75 1=1,89, р>0,05 36,3±1,22 31,4±1,16 1=2,9, р<0,05

Из таблицы 1 следует, что у женщин экспериментальной группы, занимающихся аквааэробикой в виде функциональной тренировки, достоверно улучшились почти все показатели функциональной подготовленности (р<0,05) и морфологические параметры тела, кроме костного компонента, так как это постоянная субстанция. В контрольной группе тоже наблюдались изменения, но они были не существенны.

У женщин экспериментальной группы улучшились показатели ортопробы 15,9±0,54 по сравнению с началом эксперимента 19,0±0,33. В контрольной группе улучшения тоже есть (1=3,1), было 19,2±0,45 уд/мин, а в конце эксперимента она составила 16,6±0,71 уд/мин. Несмотря на то, что данный показатель характеризует состояние сердечно-сосудистой системы как удовлетворительное, обнаруженный нами прирост можно оценивать положительно в обеих группах, но в экспериментальной значительнее (1=4,92).

Аналогичная картина выявлена нами при изучении данных жизненной емкости легких. По сравнению с началом эксперимента 2320,1±136,3 - в контрольной и 2407,9±128,2 - в экспериментальной, данный показатель увеличился в среднем на 18%. Данные изменения с позиций математической статистики можно оценивать как достоверные (1=2,73). В конце педагогического эксперимента значения жизненной емкости легких у обследованной экспериментальной группы женщин практически достигли трех литров 2950,4± 151,6 литров, что свидетельствует об улучшении функционирования дыхательной системы. Также из таблицы 1 следует, что у всех обследуемых женщин произошло повышение уровня работоспособности, измеряемого по индексу Руфье.

Кроме того, полученные в конце эксперимента значения свидетельствуют также о положительных морфологических изменениях.

В процессе занятий аквааэробикой у женщин 35-45 лет произошло увеличение относительного мышечного компонента, который в конце эксперимента у женщин экспериментальной группы составил 32,0±1,21%.

По сравнению с началом эксперимента прирост данного показателя в течение эксперимента составил 12,7%. Сравнительный анализ значений начала и конца эксперимента свидетельствует о том, что различия носят достоверный характер (1 = 2,39, в контрольной группе) и (1 = 4,51 в экспериментальной группе).

Регулярные занятия оздоровительной аквааэробикой привели к снижению количества относительного жирового компонента у женщин в среднем на 10,8%. Выявленные

изменения носят достоверный характер только у женщин экспериментальной группы, о чем свидетельствует результаты t-критерия Стьюдента (t=1,89 - в контрольной группе и t=2,9 - в экспериментальной).

Представляют интерес данные относительного костного компонента, который в процессе проведения эксперимента претерпел изменение всего лишь на 3,2%. Сравнительный анализ результатов начала и конца эксперимента не обнаружил статистически достоверных различий. Полученные нами данные подтверждаются сведениями, опубликованными в научно-методической литературе, характеризующие костный компонент как наиболее консервативный среди остальных.

Таким образом, результаты морфофункционального состояния организма женщин, полученные нами в конце педагогического эксперимента, свидетельствуют о росте количества активной метаболической ткани, в первую очередь за счет увеличения мышечного компонента, и о снижении малоактивной жировой ткани, что говорит о положительном воздействии занятий аквааэробикой на организм занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Береснев, Е.А. Функциональный тренинг : раздаточный материал для семинара по функциональному тренингу / Е.А. Береснев. - Москва : [б.и.], 2011. - 17 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Организация и методика занятий аквааэробикой в глубокой и мелкой воде / Н.Ж. Булгакова, Ю. Полянская, Е. Орешкина // Четвертый межд. научн. конгресс «Олимпийский спорт и спот для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины и реабилитации». - Киев, 2000. - С. 87-90.

3. Васильева, И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильева И.А. - М., 2005. - 32 с.

4. Ворончихина, И.А. Индивидуально-типологические основы методики водной аэробики для занимающихся зрелого возраста : дис. ... канд. пед. наук / Ворончихина И.А. - Малаховка, 2006. - 194 с.

REFERENCES

1. Beresnev, E. A. (2011), Functional training, Handouts for a seminar on functional training, Moscow.

2. Bulgakova, N.Zh., Polyanskaya, Yu. and Oreshkina, E. (2000), "The organization and methods classes in Aqua-aerobics in deep and shallow water", Fourth int. scientific Congress "Olympic sport and spot for all: problems of health, recreation, sports medicine and rehabilitation", Kiev.

3. Vasilyeva, I.A. (2005), Content and methodology of the water aerobics class with the women of mature age, dissertation, Moscow.

4. Voronchihina, I.A. (2006), Individually-typological framework methodology water aerobics for working in adulthood, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: uliyaparmuzina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2017

УДК 796.011.3

СИСТЕМА ФИТНЕСА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Юрий Владимирович Подоруев, кандидат педагогических наук, доцент, Разамбек Русланович Пихаев, старший преподаватель, Рустам Ильдарович Заппаров, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследование посвящено преобразованию, модернизации физического воспитания студентов на основе фитнеса, так смоделированы мезоциклы по фитнесу в учебном процессе для юношей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.