Научная статья УДК 37:796
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-110-113 NIION: 2018-0077-3/22-184 MOSURED: 77/27-024-2022-03-383
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Развитие выносливости у курсантов образовательных организаций
МВД России
Вадим Михайлович Бычков1, Михаил Васильевич Бычков2, Александр Евгеньевич Баженов3
1 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная публикация будет полезна преподавателям и курсантам образовательных организаций МВД России в понимании понятия «выносливость» как физического качества и его развитие как занятиях по физической подготовке, так и во внеурочные часы на самостоятельной подготовке.
Ключевые слова: образовательные организации МВД России, курсанты, выносливость, подготовка, тренировочный процесс
Для цитирования: Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е. Развитие выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 110-113. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-110-113.
Original article
Development of endurance among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Vadim M. Bychkov1, Mikhail V. Bychkov2, Alexander E. Bazhenov3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This publication will be useful to teachers and cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in understanding the concept of «endurance» as a physical quality and its development both in physical training classes and in extracurricular hours on independent training.
Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, endurance, training, training process
For citation: Bychkov V. M., Bychkov M. V., Bazhenov A. E. Development of endurance among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):110-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-110-113.
Выполнение на должном уровне своих профессиональных обязанностей сотрудниками МВД России многих подразделений предполагает значительные физические нагрузки и функциональную готовность (например, задержание правонарушителей и т. д.), что говорит о необходимости целенаправленной систематической подготовки во время обучения в высших учебных заведениях системы МВД России, где занятия физической культурой имеют более специфический характер по сравнению с другими вузами и включает в себя не только изучение средств самообороны, но и более высокие требования к развитию физических качеств.
Физическая подготовка курсантов образовательных вузов системы МВД России ориентирована на воспи-
тание физически развитых и подготовленных к службе сотрудников. В связи с чем, в образовательном процессе таких заведений используется более углубленная программа физического воспитания, направленная не только на развитие указанных выше умений, но и способности выдерживать длительные физические нагрузки (то есть развитию выносливости).
Под выносливостью понимается способность выполнять определенного рода работу без явных признаков утомления, а также умение противостоять возникающему в процессе нагрузки утомлению.
Представленное выше определение позволяет выделить определенную закономерность, заключающуюся в зависимости показателей выносливости не только
© Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е., 2022
110 PEDAGOGICAL SCIENCES
непосредственно от мышечной, но также и от развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Показатели выносливости также оцениваются в двух разрезах производительности организма по участию кислорода в выработке энергии: аэробной (низкая интенсивность - с участием кислорода) и анаэробной (высокая интенсивность - без его участия).
Развитие выносливости находится в непосредственной зависимости от работы указанных выше энергосистем, понимание особенностей функционирования и тренировки, позволит выработать наиболее эффективные методы и формы ее развития.
Выносливость можно выработать в себе, только тогда, когда физкультурно-спортивная деятельность курсантов станет системой, а значит снижение работоспособности будет минимальным, как и физическое утомление.
Специалистами выделяются две основные формы проявления и оценки выносливости:
- по времени наступления таких признаков утомления при заданной нагрузке, которые приводят к снижению производительности;
- по скорости повышения утомляемости и как следствие - снижения работоспособности.
Можно сказать, что выносливость - это многофункциональное свойство, соединяющее в себе происходящие в организме процессы различных уровней, начиная от клеточного и заканчивая уровнем организма в целом. Специалистами была доказана прямая связь высокой выносливости, развитой в результате целенаправленных тренировок, с энергетическими процессами мышечных клеток.
Не углубляясь в тонкости анатомии и физиологии, отмечу лишь высокий метаболизм углеводов, способность мышц противостоять воспалительным процессам, вплоть до формирования так называемой «мышечной памяти».
Рассмотрим основные виды выносливости, такие как общая (нагрузки на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также ЦНС) и специальная (степень нагрузки на определенные группы мышц и систем организма в зависимости от эффективно выполняемых в данном виде специальных задач: например, преодолеть большой отрезок за определенное время, при задержании преступника; вытерпеть серию ударов противника; уметь обороняться, задержать как можно дольше дыхание для выполнения сложных элементов под водой).
Скоростная специальная выносливость заключается в выполнении быстрых движений значительное время (чем длительнее, тем выше скоростная выносливость) без явных признаков утомления и ухудшения техники выполняемых упражнений.
Скоростно-силовая специальная выносливость определяется в действиях с высокой активностью в течение длительного времени силовой направленности.
В основе силовой выносливости лежит способность мышечной системы преодолевать (терпеть) тяжелые нагрузки, например, выполнять продолжительное время упражнения силового характера (мышечные
сокращения через короткие временные промежутки) без признаков утомления.
На развитие выносливости влияют тренированность организма и физические нагрузки, а на показатели выносливости - влияет энергообеспечение. Например, если же без его участия - то анаэробном энергообеспечении (специальная выносливость), если организм получает энергию с участием кислорода, то говорят об аэробном энергообеспечении (часто ассоциируют в спортивной подготовке с общей выносливостью).
Эффективность выносливости, ее развитие зависит от степени нагрузок, организации форм и методов тренировочных занятий. Следовательно, у курсантов вузов системы МВД РФ делается больший упор на развитие специальной выносливости, так как служба в ОВД требует больших физических нагрузок.
Профессиональная служебная и физическая, огневая подготовка обязательно входит в распорядок дня курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России. В МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя кафедра физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки обучает, воспитывает общие, специально физические, психические качества у курсантов и слушателей, формирует двигательные умения и навыки, которые нужны в решении оперативно-служебных задач, пресечении противоправных действий. Программно-нормативной основой физической подготовки курсантов являются Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 и другие.
В этих документах подчеркивается необходимость развития общей выносливости, как при общей физической подготовке, так и в рамках отдельных специальных видах физической подготовки (лыжный спорт, борьба, плавание). К основным средствам развития базовой выносливости можно отнести циклические упражнения умеренной интенсивности (применяются также смена интенсивности с низкой на умеренную). К таким формам занятий относится прежде всего бег, применяя различные формы которого, можно достичь необходимой для последующего развития устойчивости курсантов к общим нагрузкам посредством оптимизации работы ЦНС, а также других систем организма.
Бег как один из универсальных видов физической активности способствует развитию не только базовой, но и эффективен при целенаправленном воспитании специальной выносливости курсантов. В этом аспекте применяются такие разновидности бега, как кроссовый, переменный, интервальный и повторный.
Общая выносливость на практических занятиях физической подготовки курсантов формируется посредством постепенного повышения плотности упражнений, посредством постепенного увеличения длительности нагрузок и сокращения времени отдыха, увеличения повторяемости и скорости, а также общего времени, затрачиваемого на то или иное физическое упражнение.
СКИЕ НАУКИ 111
К задачам развития специальной выносливости относятся работа по отдельным направлениям: скоростной, скоростно-силовой, координационной прыжковой и силовой выносливости.
Как примером значения развития выносливости у курсантов для решения оперативно-служебных задач, а также в случаях, когда возникает экстремальная ситуация, и надо мгновенно правильно оценить обстановку, и начать догонять преступника, является именно это физическое качество, которое помогает продолжительное время, не уставая, преследовать подозреваемого в совершении преступления, вплоть до момента его задержания. Если курсант уделял своему физическому развитию должное внимание, качественно тренировался на занятиях, то такие физические свойства у него обязательно проявятся.
26 декабря 2019 года курсант 2 курса факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции нашего университета, рядовой полиции Евгений Волков, находясь в вагоне электропоезда на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена, увидел, как неизвестная женщина нанесла ножом удар другой женщине, после чего попыталась потеряться из виду. Благодаря правильной ориентации в условиях оперативной обстановки, решительным действиям курсанта, который выносливо долгое время преследовал подозреваемую, он смог ее задержать, применяя боевые приемы борьбы. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, проявленное мужество и самоотверженность Е. Волков был награжден Почетной грамотой МВД России.
Таким образом, развитие выносливости у курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя происходит на практических занятиях по физической подготовке, и это непрерывный тренировочный процесс.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерацмм. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации «КонсультантПлюс». URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 04.01.2020).
3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (ред. от 14.08.2018) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2018 № 51459) // Официальный интернет-портал правовой информации «КонсультантПлюс». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.01.2020).
4. Приказ Минспорта России от 16 августа 2013 г. № 636 «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных
стандартов спортивной подготовки // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http://xn--15 -6kc3bfqbfkho6e.xn--p1 ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 04.01.2020).
5. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № ВМ-04- 10/2554 // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http://xn--15 -6kc3bfqbfkho6e.xn--p1 ai/doc/obr_ standart/tanz.pdf (дата обращения: 04.01.2020).
6. Алексеев Н. А. Комплексная методика развития общей и специальной выносливости курсантов, занимающихся борьбой / Н. А. Алексеев, Н. Б. Кутергин, А. Н. Кулиничев // Физическое воспитание студентов. 2014. № 3. С. 3-8.
7. Богдановский А. Н. Развитие специальной выносливости курсантов / А. Н. Богдановский, Д. А. Паке-тин, И. Р. Сафронова // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2 (5). С. 63-66.
8. Ведяскин Ю. А. Применение средств легкой атлетики в физической подготовке курсантов МЧС России для развития общей выносливости / Ю. А. Ведяскин, А. В. Кулагин, Е. Е. Маринич // Новая наука: стратегия и векторы развития. 2016. № 3-1 (70). С. 10-13.
9. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000.
Bibliographic list
1. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on December 27, 2019) «On the Police» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. Art. 900.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 No. 450 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal information «ConsultantPlus». URL: http://www. pravo.gov.ru (date of access: 01/04/2020).
3 . Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05/05/2018 No. 275 (as amended on 08/14/2018) «On approval of the Procedure for organizing personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 06/27/2018 No. 51459) // Official Internet portal of legal information «ConsultantPlus». URL: http://www. pravo.gov.ru (date of access: 01/04/2020).
4. Order of the Ministry of Sports of Russia No. 636 dated August 16, 2013 «On approval of the procedure for monitoring compliance by organizations engaged in sports training with federal standards for sports training» // Con-sultantPlus Information and Legal Portal. URL: http://xn--15 -6kc3bfqbfkho6e.xn--p1 ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (date of access: 01/04/2020).
5. Guidelines for the organization of sports training in the Russian Federation, sent by the letter of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated 12.05.2014 No. VM-04-10/2554 // Information and legal portal «Con-
112
PEDAGOGICAL SCIENCES
sultantPlus». URL: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/ doc/obr_standart/tanz.pdf (date of access: 01/04/2020).
6. Alekseev N. A., Kutergin N. B., Kulinichev A. N. Complex methodology for the development of general and special endurance of cadets engaged in wrestling // Physical education of students. 2014. No. 3. PP. 3-8.
7. Bogdanovsky A. N. Development of special endurance of cadets / A. N. Bogdanovsky, D. A. Paketin, I. R. Sa-fronova // Military Scientific and Practical Bulletin. 2016. No. 2 (5). PP. 63-66.
8. Vedyaskin Yu. A. The use of track and field athletics in the physical training of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the development of general endurance / Yu. A. Vedyaskin, A. V. Kulagin, E. E. Marinich // New science: strategy and vectors of development. 2016. No. 3-1 (70). PP. 10-13.
9. Gogunov E. N., Martyanov B. I. Psychology of physical education and sports: Proc. allowance for students. higher ped. education, institutions. M. : Publishing Center «Academy», 2000.
Дополнительная информация об авторах
В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;
М. В. Бычков - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
А. Е. Баженов - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the authors
V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;
M. V. Bychkov - Senior Lecturer, Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
A. E. Bazhenov - Senior Lecturer, Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы внесли равноценный вклад в создание публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors have made an equivalent contribution to the creation of the publication. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.07.2022; одобрена после рецензирования 28.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.
The article was submitted 21.07.2022; approved after reviewing 28.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
113