Научная статья УДК 74
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-134-137 NIION: 2018-0077-4/22-237 MOSURED: 77/27-024-2022-04-436
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Физическая подготовка в образовательном процессе курсантов Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Кроссфит как способ повышения эффективности физической
подготовки
Вадим Михайлович Бычков1, Михаил Васильевич Бычков2, Александр Евгеньевич Баженов3
1 2 3 Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматривается значение, подходы и комплекс упражнений для повышения качества физической подготовленности сотрудника полиции.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсант, разучивание, образовательный процесс, тренировка, эффективность
Для цитирования: Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е. Физическая подготовка в образовательном процессе курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 134-137. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-134-137.
Original article
Physical training in the educational process of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. Crossfit as a way to increase the effectiveness of physical fitness
Vadim M. Bychkov1, Mikhail V. Bychkov2, Alexander E. Bazhenov3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. This publication discusses the importance, approaches and a set of exercises to improve the quality of physical fitness of a police officer.
Keywords: physical training, cadet, learning, educational process, training, efficiency
For citation: Bychkov V. M., Bychkov M. V., Bazhenov A. E. Physical training in the educational process of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'. Crossfit as a way to increase the effectiveness of physical fitness // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):134-137. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-134-137.
В условиях высшего учебного заведения физическая подготовка курсантов занимает важное место. Во-первых, физическая подготовка приобщает курсантов к спорту, повышению уровня их физической подготовленности. Во-вторых, физическая подготовка обеспечивает условия для успешной защиты от противника и переходу к его задержанию. В-третьих, формирует готовность курсантов к перенесению экстремальных фи-
зических нагрузок. Четко организованные мероприятия по физической подготовке могут полностью выполнить следующие задачи:
1. Развитие и совершенствование физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости);
2. Формирование навыков в преодолении естественных и искусственных препятствий;
© Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е., 2022
134 PEDAGOGICAL SCIENCES
№ 4 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов;
4. Воспитание психической устойчивости.
В процессе физической подготовки целесообразно
использовать различные методы обучения. Они направлены на формирование служебно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний и совершенствование приобретенных навыков.
Ознакомление направлено на создание правильного представления у курсантов о выполнении того или иного упражнения. Для этого необходимо назвать упражнение, объяснить его технику не только теоретически, но и практически.
Разучивание предполагает выполнение курсантами упражнения в целом либо по частям, если упражнение вызывает затруднение у курсантов при выполнении.
Наконец, совершенствование навыков направлено на практическом закреплении упражнений у курсантов и заключается в многократном повторении упражнений.
Образовательный процесс как динамическая деятельность претерпевает постоянные изменения, способствующие определению наиболее действенных форм и методов организации учебной работы с курсантами.
На современном этапе одним из рациональных подходов к повышению эффективности физической подготовленности курсантов является кроссфит [5].
Кроссфит - это комплекс упражнений, отличающийся наибольшей интенсивностью, сменой упражнений и включающий в себя элементы тяжелой и легкой атлетики.
Особенностями кроссфита являются:
1. Всестороннее воздействие на организм курсантов;
2. Быстрота смены упражнений, что позволят курсантам работать быстрее и интенсивнее;
3. Проявление сдержанности и контроля засчет сочетания высокой активности и эмоциональной напряженности;
4. Дух соперничества, благодаря которому курсанты учатся преодолевать трудности.
Основной целью кроссфита является развитие быстрой адаптации к смене нагрузок, а также усовершенствование физических качеств курсантов.
Исходя из цели, кроссфит делится на следующие виды:
1. Тренировки, направленные на улучшение выносливости и работы сердечно-сосудистой системы. К таким тренировкам относятся: бег, плавание, прыжки на скакалке и т. п.;
2. Гимнастика, направленная на улучшение контроля собственного тела. К числу таких упражнений можно отнести: подтягивания, отжимания, ходьба выпадами, приседания и т. п.;
3. Упражнения с отягощениями, позволяющие развить навыки с приложением силы к объекту. Примерами таких упражнений могут послужить: боевые приемы борьбы, тяжелая атлетика (жим штанги, приседания со штангой и др.) и т. п.
Стоит заметить, что данные виды кроссфита не заключаются в выборе наиболее притягательного способа совершенствования навыков, а составляют единый комплекс упражнений, который выполняется поэтапно.
В Оренбургском государственном университете было проведено научное исследование по вопросам организации и построении физической подготовки, в результате которого установлено, что кроссфит является одним из наиболее актуальных и востребованных методов физической подготовки. Также в ходе исследования было выявлено, что основой целью занятия является развитие выносливости, силы и ловкости [6].
Результат исследования показал, что высокоинтенсивная подготовка с помощью системы кроссфит положительно влияет на физическую подготовленность у студентов, а именно: увеличение мотивации к самостоятельной физической тренировке [7].
Одним из правил кроссфита является вариативность, что означает смену программы каждой новой тренировки. Также к основным правилам можно отнести максимальную интенсивность, частоту упражнений, минимальный отдых.
Примеры упражнений по системе кроссфит:
Толчок. Данный вид упражнения подразумевает подъем штанги с пола и жим ее над головой (рис. 1);
Рис. 1.
Берпи. Из положения стоя принять упор-лежа и сделать одно отжимание, после чего выпрыгнуть вверх из положения сидя. Основой данного упражнения является быстрота (рис. 2);
Рис. 2.
Барбара. Выполнение 5 кругов следующих упражнений: подтягивания, отжимания, подъем
корпуса из положения лежа на спине, приседания (рис. 3);
Рис. 3.
Мэри. Главной особенностью данного упражнения является время. Важно за 20 минут выполнить отжимания, «пистолетик» и подтягивания (рис. 4).
Рис. 4.
Занятия кроссфитом имеют большие преимущества по сравнению с интервальной тренировкой. Интервальная тренировка представляет собой временную смену подходов, в состав которых входят упражнения, выполняемые на конкретную группу мышц. Целью интервальной тренировки является подготовка организма к выполнению высокоинтенсивной работе за определенное время. Стоит отметить, что данный вид подготовки имеет строгое ограничение по времени и количеству подходов.
Главным недостатком кроссфита является то, что эта форма организации занятий имеет экстремальную направленность, тем самым сопровождая повышение травматичности. Это происходит из-за того, что упражнения ориентированы не на идеальную технику выполнения, а на скорость. Поэтому необходимо выполнять все упражнения под присмотром преподавателя, соблюдая меры личной безопасности.
136 PEDAGOGICAL
Подводя итог, можно сказать, что повышение уровня эффективности физической подготовленности курсантов и совершенствованию служебно-прикладных навыков в наибольшей степени зависит от формы организации занятий по физической подготовке. Чем лучше организация занятий учебного процесса, тем выше эффективность, плотность и результативность физической подготовки, что необходимо для курсантов образовательных учреждений для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей по пресечению преступлений и административных правонарушений, а также защиты себя и других лиц от преступных посягательств.
Библиографический список Нормативно-правовые источники
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации «ГАРАНТ». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 02.11.2021).
2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 14.08.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2018 № 51459) // Официальный интернет-портал правовой информации «ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71877330/ (дата обращения: 02.11.2021).
3. Приказ Минспорта России от 16 августа 2013 г. № 636 «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/70496900/ (дата обращения: 02.11.2021).
4. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № ВМ-04- 10/2554 // Ин-
SCIENCES
№ 4 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
формационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: https:// base.garant.ru/70663318/ (дата обращения: 02.11.2021).
Литература
5. Зиамбетов, В. Ю. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры : учебно-методическое пособие / В. Ю. Зиам-бетов, С. И. Матявина, Г. Б. Холодова. Оренбург : ОГУ 2015. 103 с.
6. Зиамбетов, В. Ю. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов : методические рекомендации / В. Ю. Зиам-бетов. Оренбург : ОГУ, 2014. 54 с.
7. Зиамбетов, В. Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В. Ю. Зиамбетов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 12. С. 30-34.
Bibliographic list Regulatory and legal sources
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated July 1, 2017 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Official Internet portal of legal information «GARANT». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620 / (accessed: 02.11.2021).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 275 dated May 5, 2018 «On Approval of the Procedure for organizing personnel training for posi-
tions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» (ed. dated 08/14/2018) (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 51459 dated 06/27/2018) // Official Internet portal of legal information «GARANT». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71877330 / (accessed: 02.11.2021).
3. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 636 dated August 16, 2013 «On approval of the procedure for monitoring compliance by organizations engaged in sports training with federal standards of sports training // Information and Legal portal «GARANT». URL: https://base.garant.ru/70496900 / (accessed: 02.11.2021).
4. Methodological recommendations on the organization of sports training in the Russian Federation, sent by letter No. VM of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated May 12, 2014-04- 10/2554 // Information and legal portal «GARANT». URL: https://base.garant. ru/70663318 / (accessed: 02.11.2021).
References
5. Ziambetov, V. Yu. Fundamentals of research activity of students in the field of physical culture: an educational and methodological manual / V. Yu. Ziambetov, S. I. Ma-tyavina, G. B. Kholodova. Orenburg : OSU, 2015. 103 p.
6. Ziambetov, V. Yu. Military-applied physical training and military-patriotic education of students : methodological recommendations / V Yu. Ziambetov. Orenburg : OSU, 2014. 54 p.
7. Ziambetov, V. Yu. Historical fencing as an effective means of physical and patriotic education / V. Yu. Ziam-betov // Bulletin of the Orenburg State University. 2013. No. 12. PP. 30-34.
Дополнительная информация об авторах
В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;
М. В. Бычков - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
А. Е. Баженов - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the authors
V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;
M. V. Bychkov - senior lecturer of the Department of Physical Training of the educational and Scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot';
A. E. Bazhenov - senior lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы внесли равноценный вклад в созданиие публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors have made an equivalent contribution to the creation of the publication. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.