Научная статья на тему 'Роль стрессоустойчивости в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Роль стрессоустойчивости в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрессоустойчивость / психическая устойчивость / сотрудники / полицейские / правоохранительные органы / физическая сила / силовое задержание и сопровождение / правонарушители / курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России / stress resistance / mental stability / employees / police officers / law enforcement agencies / physical strength / forcible detention and escort / offenders / cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Михаил Васильевич Бычков, Александр Евгеньевич Баженов

В представленной публикации рассматривается занятие спортом как один из факторов в повышении стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, в частности у курсантов и слушателей образовательных организаций в системе МВД России, а также использование методик для повышения стрессоустойчивости на занятиях по ОФП и БПБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Михаил Васильевич Бычков, Александр Евгеньевич Баженов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of stress tolerance in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the presented publication, sports are considered as one of the factors in increasing stress resistance among police officers, in particular among cadets and students of educational organizations in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the use of techniques to increase stress resistance in classes on OFP and BPB.

Текст научной работы на тему «Роль стрессоустойчивости в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 37:34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-302-304 NIION: 2015-0066-4/22-447 MOSURED: 77/27-011-2022-04-646

Роль стрессоустойчивости в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Вадим Михайлович Бычков1, Михаил Васильевич Бычков2, Александр Евгеньевич Баженов3

1 2. 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия 1 2 wind2999@rambler.ru

Аннотация. В представленной публикации рассматривается занятие спортом как один из факторов в повышении стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, в частности у курсантов и слушателей образовательных организаций в системе МВД России, а также использование методик для повышения стрессоустойчивости на занятих по ОФП и БПБ.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, психическая устойчивость, сотрудники, полицейские, правоохранительные органы, физическая сила, силовое задержание и сопровождение, правонарушители, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России

Для цитирования: Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е. Роль стрессоустойчивости в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 302-304. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-302-304.

Original article

The role of stress tolerance in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Vadim M. Bichkov1, Mikhail V. Bychkov2, Alexander E. Bazhenov3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 2 wind2999@rambler.ru

Abstract. In the presented publication, sports are considered as one of the factors in increasing stress resistance among police officers, in particular among cadets and students of educational organizations in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the use of techniques to increase stress resistance in classes on OFP and BPB.

Keywords: stress resistance, mental stability, employees, police officers, law enforcement agencies, physical strength, forcible detention and escort, offenders, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Bichkov V. M., Bychkov M. V., Bazhenov A. E. The role of stress tolerance in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2022;(4):302-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-302-304.

Разнообразная противоречивая современная жизнь людей, постоянное воздействие на них неблагоприятных факторов (экологических и социальных), усиление требований к проявлению определенных качеств способствует проявлению тревожности и стресса [4].

В таком состоянии люди вынуждены жить, приспосабливаясь к окружающим реалиям, и их психика испытывает ежедневно огромные нагрузки, что зачастую приводит к депрессивному состоянию [4].

© Бычков В. М., Бычков М. В., Баженов А. Е., 2022

Стресс, вызванный негативными эмоциями, сильно истощает психическое здоровье людей, чем понижает способность человека сопротивляться. Способность человека сопротивляться действию стрессовых факторов ученые назвали «стрессоустойчивостью» [5].

Стрессоустойчивость является важным аспектом в деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Наилучших результатов в работе достигают те сотрудники, которые обладают наивысшей психологи-

302

Вестник экономической безопасности

№ 4/2022

PEDAGOGICAL SCIENCE

ческой готовностью к экстремальным ситуациям, проявляют высокий уровень стрессоустойчивости [3].

Стрессоустойчивость - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявлять выдержку и такт [5].

Если коротко - это способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий. Высокий уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональный) по мнению специалистов в области психологии управления относится к числу профессионально важных качеств в многих профессиях, в том числе у сотрудников ОВД [3].

Устойчивость психическая - способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых ситуациях. Это одно из профессионально значимых личных качеств сотрудников ОВД [3].

Стрессоустойчивость является важным аспектом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Наилучших результатов в работе достигают те сотрудники, которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, проявляют высокий уровень стрессоустойчивости [5].

Занятия спортом является одним из факторов в повышении стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, в частности у курсантов образовательных организаций в системе МВД России.

Молодые люди при поступление в образовательные организации МВД России проходят медицинские комиссии, психологические тестирования и экзаменационные испытания, в том числе и по физической подготовке. Это позволяет отобрать из числа абитуриентов молодых людей здоровых, с нормальной психикой и физически крепких [2].

Дальнейшее обучение в новом учебном заведении для вчерашних школьников предполагает большую эмоциональную и физическую нагрузку, связанную с изучением новых теоретических и практических предметов, попаданием в незнакомую обстановку, новый коллектив [2].

Каждый курсант по-разному адаптируется к новым реалиям и через какое-то время может наступить физическое и психологическое переутомление, что в свою очередь приведет к эмоциональному срыву. Может проявиться апатия, пропасть интерес к учебе с появлением неудовлетворительных оценок и, как результат, - желание уволиться из ОВД. Одним из способов повысить иммунитет и психологическую устойчивость являются регулярные занятия спортом.

На занятиях по физической подготовке курсанты и слушатели проходят стандартную программу обучения для сотрудников образовательных организаций МВД России, которая спланирована таким образом, что позволяет с последовательным применением утвержденных методик укрепить тело и закалить психику для дальнейшего прохождения службы и решения оперативно-служебных задач при работе в ОВД [2].

Характер службы в правоохранительной системе зачастую перегружает неокрепшего молодого человека и может привести к эмоциональному срыву.

Занятия спортом позволяет выработать у курсантов способность к преодолению трудностей при выполнении тех или иных спортивных нормативов по общефизической подготовке (ОФП) и необходимость проявлять характер, справляться с эмоциями, приобретать способность брать себя в руки, концентрироваться на задании при выполнении норматива [3].

На занятиях по боевым приемам, помимо обучению техники и тактики ведения единоборств, курсантов готовят к противостоянию с одним или несколькими правонарушителями, нередко более сильными и крепкими.

В таких ситуациях зачастую большую роль играют не только физические качества, а также моральная подготовка и уверенность в своих силах и правоте своих действий. Есть много методик, позволяющих повысить уверенность в своих силах на занятиях по единоборствам. Одной из методик является последовательная работа с ассистентом от слабого к сильному. При отработке свободного поединка необходимо подбирать сначала менее подготовленного ассистента, чтобы повысить уверенность в своих действиях, затем подбирать партнера равного по силе и технике и в итоге выводить обучаемого на сильного и опытного противника. Эта методика позволяет обучаемым без стресса продвигаться и поверить в свои силы при отработке боевых приемов, а также при поражении и неудачах извлекать необходимые, уроки делать правильные выводы, а не опускать руки и расстраиваться. На определенном этапе обучения для адаптации можно добавлять дополнительные трудности. Такие как прессинг и психологическое давление со стороны ассистента, наигранная агрессия повышением голоса и крики в адрес обучающегося, которые позволяют при регулярной отработке адаптироваться и не обращать внимание на дополнительное проявление эмоций со стороны противника. Периодически ставить перед курсантами нестандартные задания, которые будут позволять им правильно реагировать в реальном противостоянии.

Перед отработкой боевых приемов против вооруженного противника обучающиеся должны уверено владеть защитой от невооруженного с последующим задержанием, и только после этого приступать к отработке приемов против вооруженного противника. Ведь оружие в руках правонарушителя повышает ставки в единоборстве и тут очень важна уверенность в противодействии вооруженному противнику. Действует правило «не уверен - не лезь» с голыми руками на вооруженного, если есть специальные средства или оружие, то лучше использовать их при задержании.

Другое дело если сотрудник подвергается активному нападению со стороны правонарушителя, при котором он в первую очередь должен уметь защитить себя, граждан и, как итог, отстоять закон и правопорядок.

№ 4/2022

Bulletin of economic security

303

Дополнительную уверенность придает хорошее знание законов в части применения физической силы, специальных средств и оружия, что позволяет уверенно противостоять правонарушителям. Это достигается четким знанием законов, своих прав и обязанностей, а также во время обучения моделированием ситуаций, позволяющих четко и быстро оценивать обстановку и принимать правильные взвешенные решения при выполнении оперативно-служебных задач [1].

Все это в целом накладывает большой отпечаток на методику подготовки курсантов и слушателей при обучении в учебных организациях МВД России.

Для достижения хороших результатов преподаватели по физической подготовке должны поддерживать себя в достойной физической форме, регулярно проходить обучение на курсах повышения квалификации, интересоваться и отслеживать новые методики обучения и издаваемые законы, инструкции и приказы, изучать особенности психологии личного состава, с которым приходиться работать, а также учитывать возрастные и гендерные различия обучаемых. Быть не только преподавателем с узкой специализацией, но и являться учителем в широком смысле этого слова для подрастающих молодых сотрудников с не всегда устойчивой к стрессам психикой.

Список источников

1. Федеральный закон № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции».

2. Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Корабельникова Ю. Л. Психолого-педагогическое и кадровое обеспечение деятельности правоохранительных органов: сборник научных трудов Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39). С. 20-26.

4. Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости // Азимут научных исследований: педагогика и психология. М., 2019. С. 21-25.

5. Михеева А. В. Особенности соотношения стрес-соустойчивости и тревожности у мужчин и женщин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2. C. 84-90.

References

1. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «About the police».

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 No. 450 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation».

3. Korabelnikova Yu. L. Psychological, pedagogical and personnel support of law enforcement agencies: collection of scientific papers of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (39). P. 20-26.

4. Maslova T. M., Pokatskaya A. V Personality anxiety as a factor in the development of stress resistance // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. M., 2019. P. 21-25.

5. Mikheeva A. V. Features of the ratio of stress resistance and anxiety in men and women // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2016. № 2. C. 84-90.

Информация об авторах

В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки Учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

М. В. Бычков - старший преподаватель кафедры физической подготовки Учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

А. Е. Баженов - старший преподаватель кафедры физической подготовки Учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

V. M. Bichkov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

M. V. Bychkov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

A. E. Bazhenov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 29.07.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 29.07.2022.

304

Вестник экономической безопасности

№ 4 I 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.