Научная статья на тему 'Взаимосвязь состояния уверенности и качества выполнения профессиональной деятельности сотрудником полиции при силовом задержании'

Взаимосвязь состояния уверенности и качества выполнения профессиональной деятельности сотрудником полиции при силовом задержании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
силовое задержание / физическая подготовка курсанта / тренировочные поединки / состояние уверенности / forcible detention / physical training of a cadet / training matches / state of confidence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Михаил Андреевич Ушаков, Виктор Викторович Корнюхин

Авторами поднимаются проблемы формирования состояния уверенности у сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей, связанных с силовым задержанием, посредством улучшения навыков боевых приемов борьбы с использованием в обучении тренировочных поединков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Михаил Андреевич Ушаков, Виктор Викторович Корнюхин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the state of confidence and the quality of the performance of professional activities by a police officer during a forceful arrest

The authors raise the problems of forming a state of confidence in a police officer in the performance of official duties related to forceful detention by improving the skills of fighting techniques with the use of training fights in training.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь состояния уверенности и качества выполнения профессиональной деятельности сотрудником полиции при силовом задержании»

Научная статья УДК 796

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-159-163 NIION: 2018-0077-4/21-070 MOSURED: 77/27-024-2021-04-269

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая

подготовка

Взаимосвязь состояния уверенности и качества выполнения профессиональной деятельности сотрудником полиции

при силовом задержании

Вадим Михайлович Бычков1, Михаил Андреевич Ушаков2, Виктор Викторович Корнюхин3

1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Авторами поднимаются проблемы формирования состояния уверенности у сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей, связанных с силовым задержанием, посредством улучшения навыков боевых приемов борьбы с использованием в обучении тренировочных поединков.

Ключевые слова: силовое задержание, физическая подготовка курсанта, тренировочные поединки, состояние уверенности

Для цитирования: Бычков В. М., Ушаков М. А., Корнюхин В. В. Взаимосвязь состояния уверенности и качества выполнения профессиональной деятельности сотрудником полиции при силовом задержании // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 159-163. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2021-4-159-163.

Original article

The relationship between the state of confidence and the quality of the performance of professional activities oy a police officer during a forceful arrest

Vadim M. Bychkov1, Mikhail A. Ushakov2, Victor V. Kornyukhin3

1 2 3 Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The authors raise the problems of forming a state of confidence in a police officer in the performance of official duties related to forceful detention by improving the skills of fighting techniques with the use of training fights in training.

Keywords: forcible detention, physical training of a cadet, training matches, state of confidence

For citation: Bychkov V. M., Ushakov M. A., Kornyukhin V. V. The relationship between the state of confidence and the quality of the performance of professional activities by a police officer during a forceful arrest // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):159-163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-159-163.

© Бычков В. М., Ушаков М. А., Корнюхин В. В., 2021

Достижение высокого уровня компетентности и качества профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел является одним из важнейших условий модернизации и совершенствования состава, и структуры профессионально-прикладных умений и навыков курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом их будущей деятельности. Это положение приобретает особую значимость в связи с реформированием МВД РФ и реализацией на практике основных положений Федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел». Качественно сформированные профессионально-прикладные умения и навыки сотрудников органов внутренних дел свидетельствуют о готовности и способности стоять на страже закона, и от этого зависит обеспечение общественной безопасности, усиление борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и государственности в целом.

Отличная физическая подготовка полицейского и владение им служебно-прикладными двигательными навыками - важнейшие приоритеты его профессиональной подготовленности. Анализ работ (А. А. Тарасенко, Е. П. Супрунова, Ю. Г. Ященко, Д. А. Петрова, Ю. Н. Назарова и др.) свидетельствует о том, что основными причинами гибели сотрудников полиции при исполнении ими служебных обязанностей является недостаточный уровень владения оружием, боевыми приемами борьбы и психической подготовленности, слабое знание нормативной базы. Исходя из вышесказанного, следует особое внимание уделять обучению курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России общей физической подготовке и боевым приемам борьбы. Наибольшего практического эффекта в применении тактики самозащиты без оружия смогут достичь занимающиеся или занимавшиеся ранее каким-либо видом спортивной борьбы (особенно борьбой самбо) или боксом. Регулярные занятия этими видами спорта комплексно воздействуют на организм, гармонично развивают физические и волевые качества, воспитывают прикладные навыки.

Для успешного овладения приемами самозащиты без оружия курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России должны иметь определенный уровень физической подготовленности. Данный уровень этой подготовленности определяется различными нормативами по общей физической подготовке такими, как бег на сто метров, челночный бег, подтягивание на перекладине и другие испытания определенные Наставлением по физической подготовке для сотрудников полиции МВД России. Как правило, физическая подготовка курсантов по-

ступающих в образовательные организации МВД России недостаточна для освоения ими приемов самозащиты без оружия. Для преодоления этой трудности следует уделять особое внимание как общей физической подготовке так и специальной физической подготовке направленной непосредственно на освоение специальных двигательных навыков при обучении приемам самозащиты без оружия. Физическая подготовка и, в частности, обучение курсантов боевым приемам борьбы осуществляется согласно Наставлению по физической подготовке сотрудников МВД России.

Для успешного выполнения своих служебных обязанностей при силовом задержании правонарушителя сотрудником полиции одно из решающих значений в успешном исходе поединка для сотрудника полиции игранет его состояние уверенности как перед противоборством, так и в момент его свершения. Состояние уверенности непосредственно связано с эмоциями человека. Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П. В. Симоновым информационная теория эмоций. Павел Васильевич Симонов - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации. При недостатке информации в той или иной незнакомой обстановке, у человека возникает состояние неуверенности в успешном завершении той или иной ситуации. В данном контексте нас интересует силовое задержание правонарушителя сотрудником полиции. Ситуации физического противоборства сотрудника полиции с преступником всегда отличаются условиями окружающей обстановки, антропометрическими данными противника, наличием оружия и заменяющих их предметов у правонарушителя, погодными условиями и многими другими факторами, что негативно сказывается на уверенности применения физической силы полицейским. Большинство приемов в соответствии с Наставлением по физической подготовке в органах внутренних дел отрабатываются в идеальных условиях без состязательной практики (без поединков). Такими приемами являются приемы задержания, приемы обезоруживания и другие. Тренировочные поединки на занятиях по физической подготовке имеют важнейшее значение для формиро-

вания состояния уверенности у сотрудника полиции для ситуаций силового задержания по причине того, что по средством поединка обучающийся максимально приближается к боевой экстремальной ситуации как психологически так и в применении полученных двигательных навыков полученных при их отработке в идеальных условиях без сопротивления со стороны партнера тем самым расширяя свой технический арсенал и увеличивая вариативность применяемых навыков.

В единоборствах технический арсенал комплектуется путем проб и ошибок в процессе состязательных боев. Боевые приемам борьбы применяемые для обезоруживания правонарушителя, заведомо направлены на травмирование противника и такой путь представляется проблематичным. В процессе обучения сотрудников органов внутренних дел приемам обезоруживания есть возможность искусственно создать своеобразный фильтр для выявления основных боевых приемов по физической подготовке. Основные требования, предъявляемые к приемам (удары, броски, болевые приемы) обуславливающие их уверенное использование и применение в боевой ситуации: не терять равновесие при выполнении боевого приема при проведении поединка; сохранение инициативы при проведении поединка в своих руках; простота выполнения приема; экономичность движений в используемых приемах, а следовательно и быстрота (скорость) их проведения, что непосредственно влияет на удачный исход поединка; возможность использования приема не зависимо от разницы в антропометрических данных между выполняющим прием и противоборствующей стороной; сведение к минимуму травмирования выполняющего боевой прием борьбы; способность лишить противника боеспособности в крайнем случае на короткое время, позволяющая проводящему прием скрыться с места их применения.

Практика спортивных единоборств наглядно показывает, что техника проведения приемов в них, даже приводящая к успеху довольно далека от «модельной» (абсолютно правильной). Главное, чтобы при выполнении не допускалось серьезных ошибок, могущих исказить основу этих приемов. Кроме того «модельная техника» приемов не отражает индивидуальные особенности проводящего их (рост, длину рук, ног, преимущественное развитие тех или иных групп мышц).

Однако цель обучения приемов - через модельную технику привить навыки их успешного проведения в условиях противодействия противника, на фоне усталости и психического напряжения.

После обучения выполнению приема на несопро-тивляющимся партнере, затем на сопротивляющим-

ся до обозначения ему удара рукой или ногой в одно из уязвимых мест, следует ограничивать учебно-тренировочные схватки (бои).

Приемы, используемые в рукопашных схватках при самообороне без оружия, можно условно разделить на две категории.

Первая категория: приемы, которые при обучении можно проводить в полную силу с максимально возможной быстротой. Их проведение при правильном выполнении чаще всего не сопровождается тяжелыми травмами. Однако в результате их проведения создаются условия для возможных последующих действий, которые приведут к травмам. Притом эти действия, как правило, просты по выполнению. Например, удар пяткой стопы сверху по голове или туловищу противнику, сваленного на спину или бок задней подножкой.

Вторая категория: болевые приемы стоя, при быстром и резком проведении которых велика опасность травмирования. Медленное их проведение в реальных условиях не приведет к успеху из-за противодействия противника. В реальных условиях болевые приемы стоя используются с целью силового задержания и сопровождения задержавшего в заданном выполнившим прием направлении, связывания или надевания наручников.

Кроме того к проведению болевых приемов стоя прибегают для обезоруживания нападавшего противника после принятия против него непосредственных защитных действий (подставок, отбивов, перемещений и т. д.).

Проведение бросков в качестве ответных действий против нападающего требует прочных навыков в их выполнении. Выработка навыков требует значительного времени. Зато броски можно тренировать при обучении в процессе учебных, учебно-тренировочных, тренировочных и состязательных схваток по обусловленным правилам, сводящим до минимума возможные травмирования при их проведении.

Разучивание и тренировка в полную силу с максимально возможной быстротой чаще всего приведет к тяжелым травмам.

Тем не менее, целесообразно, насколько это возможно. Тренировку болевых приемов стоя искусственно приближать к реальным условиям их применения.

В этих целях предлагается обучение болевым приемам стоя проводить в следующей последовательности.

В начале разучивание приема проводить на несо-противляющемся партнере:

- по частям (разделениям);

- слитно с медленной скоростью;

- с постепенным увеличением скорости выполнения.

Затем обучение проводить на сопротивляющемся после выполнения захвата партнере до обозначения ему удара рукой или ногой в уязвимое место, после чего он обязан прекратить сопротивление.

Следует особое внимание уделять правильности выполнения концовки приема, устраняя ошибки, обнаруженные самим обучаемым и указанные ему преподавателем.

После обучения правильному и быстрому выполнению приема необходимо переходить к его тренировке. Для этого в начале тренируется проведение приема в типовых случаях его применения с постоянным увеличением быстроты выполнения на несо-противляющихся при защитных действиях партнере. Потом в ходе преодоления специально создаваемых полос препятствий и наконец моделирования ситуаций, приближенных к реальным, когда возможно и проведение этого приема.

Обучение по указанной схеме позволит постепенно приблизить обучение приему к реальным условиям и случаям его применения, обезопасив от возможного травматизма.

Обучение ударам необходимо осуществлять на ударных тренажерах (боксерских мешках, лапах, подвешенных матах, макиварах и т. п.).

Тренировать их с акцентом на точность и быстроту, обращая особое внимание на правильность формирования бьющей конечности.

При тренировках с партнером проведения болевых приемов стоя, бросков и освобождения от захватов и обхватов удары можно только обозначать, не касаясь партнера, но не в ущерб быстроте выполнения.

Партнеров нужно постепенно менять, чтобы они были разного веса и роста.

Специалисты по самозащите без оружия, твердо придерживаются точки зрения, что наиболее действенными приемами являются те, выполнение которых при обучении может быть доведено до навыка (т. е. автоматизированного действия) в ситуациях противодействия и различных помех [9]. Для моделирования таких ситуаций необходимо использовать тренировочные поединки, спарринги и отработку ситуаций самозащиты без оружия по заданию преподавателя.

Соблюдая все предложенные установки можно добиться качественного обучения, а следовательно, формирование состояния уверенности в успешном применении привитых навыков боевых приемов борьбы при силовом противоборстве полицейского с правонарушителем.

Библиографический список

1. Миленин, В. М. Организация физической подготовки в органах внутренних дел : учебно-методи-

ческое пособие / В. М. Миленин, А. Н Кустов. М. : ЦС «Динамо», 1990.

2. Самбо. Специальные приемы. М. : Военное издательство МО СССР, 1953.

3. Миленин, В. М. Самозащита без оружия для населения / В. М. Миленин, К. И. Егоров, Л. М. Соловьев. СПб., 1992.

4. Акопов, А. А. Учебно-методическое пособие по физической подготовке / А. А. Акопов, В. М. Миленин. М., 1973.

5. Поповских, П. Я. Подготовка войскового разведчика / П. Я. Поповских, А. В. Кукушкин, В. Н. Астанин. М. : Воениздат, 1992.

6. Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей. М. : Воениздат НКО, 1945.

7. Булочко, К. Т. Физическая подготовка разведчика / К. Т. Булочко. М. : Воениздат НКО, 1945.

8. Чумаков, Е. М. 100 уроков самбо / Е. М. Чумаков. М., 1998.

9. Миленин, В. М. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы : учебно-методическое пособие / В. М. Миленин, А. В. Карасев, Д. Е. Сафонов, И. Ю. Уфимцев.- М. : Министерство внутренних дел Российской Федерации ; Департамент кадрового обеспечения, 2009.

Bibliographic list

1. Milenin, V. M. Organization of physical training in the internal affairs bodies : an educational and methodical manual / V. M. Milenin, A. N. Kustov. M. : CS "Dynamo", 1990.

2. Sambo. Special techniques. M.: Military publishing house of the USSR defense Ministry, 1953.

3. Milenin, V. M. self-Defense without weapons on the population / V. M. Milenin, K. I. Egorov, L. M. So-lovyov. SPb., 1992.

4. Akopov, A. A. textbook in physical education / A. A. Akopov, V. M. Milenin. M., 1973.

5. Popovski, P. Y. Preparation scout troop / J. P. Pop-ovski, A. V. Kukushkin, V. N. Astanin. Moscow : Military Publishing, 1992.

6. Guidelines on fighting for reconnaissance units. M. : Voenizdat NKO, 1945.

7. Bulochka, K. T. Physical training of a scout / K. T. Bolocco. M. : Voenizdat NKO, 1945.

8. Chumakov, E. M. 100 lessons Sambo / E. M. Chu-makov. M., 1998.

9. Milenin, V. M. complex Training basic combat fighting techniques : textbook / V. M. Milenin, A. V. Karasev, D. E. Safonov, I. Y. Ufimtsev. Moscow : Ministry of internal Affairs of the Russian Federation ; Department staffing, 2009.

Дополнительная информация об авторах

В. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

М. А. Ушаков - заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

В. В. Корнюхин - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Additional information about the authors

V. M. Bychkov - Associate Professor of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

M. A. Ushakov - Deputy Head of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Trainingof the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

V. V. Kornyukhin - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Trainingof the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.08.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 26.08.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Адвокатская этика

Второе издание

Адвокатская этика : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.] ; под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 319 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.