Научная статья на тему 'Учебно-тренировочные схватки (бои) при обучении приемам боевого раздела самбо'

Учебно-тренировочные схватки (бои) при обучении приемам боевого раздела самбо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооборона без оружия / самбо / физическая подготовка / обучение / боевое самбо / self-defense without weapons / sambo / physical preparation / training / combat sambo.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Константин Павлович Калашников, Михаил Васильевич Бычков

В настоящей статье рассматриваются особенности проведения учебно-тренировочных схваток (боев) при обучении приемам боевого раздела самбо. Авторы проводят анализ и делают выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Михайлович Бычков, Константин Павлович Калашников, Михаил Васильевич Бычков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FIGHTS WHEN LEARNING THE TECHNIQUES OF THE COMBAT SECTION OF SAMBO

His article discusses the features of conducting educational fights (battles) when learning techniques for the combat section of sambo. The authors analyze and draw conclusions

Текст научной работы на тему «Учебно-тренировочные схватки (бои) при обучении приемам боевого раздела самбо»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

УДК 378; ББК 74 © Бычков В.М., Калашников К.П., Бычков М.В. 2019

TRAINING FIGHTS WHEN LEARNING THE TECHNIQUES OF THE COMBAT SECTION OF SAMBO

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СХВАТКИ (БОИ) ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИЕМАМ БОЕВОГО РАЗДЕЛА САМБО

Vadim Mikhailovich Bychkov,

Associate Professor, Department of Physical Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot candidate of pedagogical sciences

Вадим Михайлович Бычков,

доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Konstantin Pavlovich Kalashnikov,

Senior Lecturer, Department of Physical Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, candidate of pedagogical sciences

Константин Павлович Калашников,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук

Mikhail Vasilievich Bychkov,

Senior Lecturer, Department of Physical Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia V.Ya. Kikot, an excellent student of physical education of the Russian Federation, honorary officer of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Михаил Васильевич Бычков,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, отличник физической культуры РФ, почетный сотрудник МВД РФ

Для цитирования: Бычков В.М., Калашников К.П., Бычков М.В. Учебно-тренировочные схватки (бои) при обучении приемам боевого раздела самбо. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 24-27.

Abstract. His article discusses the features of conducting educational fights (battles) when learning techniques for the combat section of sambo. The authors analyze and draw conclusions.

Keywords: self-defense without weapons, sambo, physical preparation, training, combat sambo.

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности проведения учебно-тренировочных схваток (боев) при обучении приемам боевого раздела самбо. Авторы проводят анализ и делают выводы.

Ключевые слова: самооборона без оружия, самбо, физическая подготовка, обучение, боевое самбо.

Ежегодно уделяется все больше внимания со стороны руководства МВД России к обучению сотрудников полиции. Профессиональная подготовка является главным направлением оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Предотвращать в сложной, экстремальной ситуации непредвиденные последствия, обеспечивая всестороннюю подготовленность личного состава. В связи с этим усиливаются требования к сотрудникам полиции и образовательным организациям, осуществляющим их подготовку.

Главным условием успешного выполнения служебных задач сотрудниками полиции является способность эффективно и обоснованно применять физическую силу к правонарушителям. Особое место в этом направлении деятельности занимает готовность к профессиональному применению боевых приемов борьбы. Поэтому обязанностью всего личного состава органов внутренних дел является получение необходимых знаний, уме-

ний, навыков и постоянное их совершенствование с целью достижения профессионального мастерства. В повседневной деятельности сотрудники полиции применяют физическую силу. Но нельзя забывать, что оно связано с риском причинения тяжких телесных повреждений, а иногда и с появлением угрозы жизни человека. Поэтому основополагающим принципом в деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе связанной с применением физической силы стало, соблюдение законности, обеспечивающее права граждан.

Успешное применение физической силы сотрудником полиции в силовом противоборстве правонарушителю в первую очередь зависит от методически правильного построения процесса обучения процесс обучения боевым приемам самбо.

Методика обучения приемам рукопашного боя включает в себя три этапа: ознакомление, разучивание и тренировку. Основным при этом является

тренировка, так как в процессе ее формируется двигательный навык, а ознакомление и разучивание осуществляются на первой стадии обучения. В какой-то мере самостоятельным этапом является лишь ознакомление с приемом. Разучивание и тренировка представляют собой целостный педагогический акт по овладению приемом, между ними отсутствует резкая грань. В практике по обучению принято условно считать, что разучивание заканчивается тогда, когда занимающиеся умеют в целом воспроизвести прием. В процессе тренировки сотрудники совершенствуются в технике выполнения приемов путем их многократного повторения в различных условиях, в результате чего формируется двигательный навык.

Ознакомление преследует цель - создать у обучаемых правильное представление о приеме и технике его выполнения. Для этого используются различные наглядные и словесные методы, которые должны способствовать осознанному изучению приема, а также вызвать желание овладеть им.

Правильное называние приема, с одной стороны, помогает занимающимся овладеть терминологией приемов рукопашного боя, а с другой - сформировать определенное начальное представление о нем, которое в дальнейшем конкретизируется.

Показ приема в боевом темпе создает четкое зрительное представление о нем, укрепляет интерес к овладению им и служит образцом для подражания в дальнейшем. Показ может производиться и помощниками руководителя (преподавателя), если они хорошо подготовлены. В этом случае руководитель должен сосредоточить внимание обучаемых на отдельных деталях техники приема. Демонстрируется идеальная техника выполнения приема в идеальных условиях (модельная техника, абсолютно правильная).

Для того чтобы показ создал полное зрительное представление о приеме, его нужно демонстрировать как в одну, так, при необходимости, и в другую сторону, а личный состав располагать таким образом, чтобы прием был виден всем обучаемым. При ознакомлении важно указать, в каких случаях прием может быть применен в рукопашном единоборстве с правонарушителем. В заключение необходимо кратко объяснить технику приема, используя при этом точную терминологию. Разбирать технику приема до его деталей нецелесообразно, так как обучаемым трудно будет запомнить их и это не позволит им сосредоточить внимание на главном. Изложение техники должно сопровождаться показом в медленном темпе или по разделениям (частям) в зависимости от того, какой способ разучивания будет избран. В конце

рассказа необходимо указать на главное в технике приема и при необходимости провести дополнительный показ с акцентом на него.

Разучивание приема осуществляется на втором этапе. В зависимости от готовности сотрудников к обучению и сложности приема оно может проводиться способами целостного выполнения приема, расчлененного выполнения по разделениям или частям, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.

Разучивание способом целостного выполнения проводится тогда, когда прием простой, доступен обучаемым для выполнения в целом либо когда выполнить его по-другому нельзя. Сущность данного способа заключается в том, что разучивание приемов проводится путем многократных упражнений вначале в медленном, а затем - в постепенно убыстряющемся темпе в стандартных условиях как по команде руководителя (преподавателя), так и самостоятельно.

Способ разучивания по разделениям (частям) применяется тогда, когда прием сложный, но его можно выполнить с остановками, не нарушая основную двигательную структуру. Особенность его состоит в том, что в процессе разучивания проводится последовательная фиксация определенных положений приема. Она обеспечивает правильное представление обучаемых о том, какое положение занимают части тела в данный момент, а также позволяет руководителю осуществлять постоянный контроль за действиями обучаемых, уточнять детали техники приема. Необходимо помнить, что деление целостного приема следует проводить путем квалифицированного анализа техники. Каждая часть должна представлять собой логически завершенную, относительно самостоятельную структуру и не превращаться в очень мелкие изолированные движения. В дальнейшем объединение частей осуществляется последовательным присоединением их друг к другу или к основному двигательному действию. После отработки приема по разделениям нужно приступать к выполнению его в целом в медленном и постепенно убыстряющемся темпе. Этот способ применяется при разучивании болевых приемов, удушающих приемов, приемов при надевании наручников и связывании, специальных приемов с использованием спецсредств.

Способ разучивания приема с помощью подготовительных (подводящих) упражнений используется в том случае, если прием выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а расчленение на части невозможно, или если прием сложный и возникает необходимость предварительно отработать подводящие упражнения, а затем присту-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

пить к выполнению приема в целом. В заключение прием отрабатывается самостоятельно обучаемыми. При этом каждый из них индивидуально выбирает темп выполнения приема, отрабатывает детали техники и стремится к выполнению его в боевом темпе. Руководитель занятия в это время исправляет индивидуальные ошибки обучаемых, побуждает их к сознательной и активной работе. Тренировка заключается в многократном выполнении разученного приема в постепенно усложняющейся обстановке и в разнообразных условиях. Важными задачами являются: доведение его исполнения до автоматизма, формирование двигательного навыка и обеспечение высокого уровня развития специальных, физических и волевых качеств.В процессе тренировки закрепляется сформированный двигательный стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с этим увеличивается вариативность выполнения приема в различных условиях. Тренировка, как правило, проводится в виде парных или поточных упражнений на обусловленные и полуобусловленные действия, без сопротивления «правонарушителя» или с сопротивлением (незначительным).

Усложнение обстановки при проведении тренировки достигается:

- изменением исходных положений;

- выполнением приема на точность и быстроту;

- увеличением количества непрерывных повторений приема;

- выполнением приема в другую сторону (неудобную), на другую руку (ногу) ит. п.;

- выполнением приемов с различными партнерами (по весу, росту и т.п.);

- выполнением приема в сочетании с ранее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;

- внезапным изменением условий выполнения приема (например, действиями по командам и сигналам или в зависимости от действий «правонарушителя»);

- выполнением приема в ограниченном пространстве и т.п.

Приведенная методика обучения относится к категории репродуктивной,при которой руководитель в готовом виде показывает приемы, формулирует факты и доказательства, определяет понятия, акцентирует внимание на том, что нужно усвоить особенно прочно. При этом не осуществляется самостоятельного «приращивания» знаний и особенно боевых действий для решения различных двигательных задач. Данная методика не развивает в должной мере мышление обучаемых,

не позволяет формировать навыки поисковой деятельности. При одностороннем применении она формализует обучение, а порой ведет к «дрессировке». Одной этой методикой невозможно развивать такие качества личности сотрудника, как творчество и самостоятельность, поэтому необходимо применять и другие методики обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность занимающихся.

Практика спортивных единоборств наглядно показывает, что техника проведения приемов в них, даже приводящая к успеху довольно далека от «модельной» (абсолютно правильной). Главное, чтобы при выполнении не допускалось серьезных ошибок, могущих исказить основу этих приемов. Кроме того «модельная техника» приемов не отражает индивидуальные особенности проводящего их (рост, длину рук, ног, преимущественное развитие тех или иных групп мышц).

Однако цель обучения приемов - через модельную технику привить навыки их успешного проведения в условиях противодействия противника, на фоне усталости и психического напряжения.

После обучения выполнению приема на не-сопротивляющимся партнере, затем на сопротивляющимся до обозначения ему удара рукой или ногой в одно из уязвимых мест, следует ограничивать учебно-тренировочные схватки (бои).

Правила при этом должны быть составлены с учетом стимулирования проведения этого приема. Только в учебно-тренировочных схватках возможно выработать у обучаемого навык проведения приема в условиях искусственно приближенных к реальным.

Например, обучение прямому удару кулаком в подбородок, горло желательно заканчивать проведением учебно-тренировочного боя по упрощенным правилам бокса, где разрешено нанесение только прямого удара в голову рис. 1 и обманных действий при использовании любых защит от него.

Рис. 1.

При совершенствовании задней подножки рис. 2 в схватках по борьбе оценивается только этот прием, проводимый с различными захватами как в одежде, так и без нее. Притом бросок, при проведении которого выполняющий его остается на ногах, оценивать целесообразно выше.

Рис. 2.

Учебно-тренировочные схватки по борьбе нужно проводить как в одежде (куртке самбо или кимоно для дзюдо), так и без нее (в спортивных трусах или борцовском трико при наличии бандажа или плавок).

Импровизированные полосы препятствий сооружаются исходя из реальных возможностей (наличие гимнастических скамеек, бревна, козла, коня, гирь и т.п.)

Занятия по боевым приемам борьбы проводятся в целях формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.

Занятия по проведению боевых приемов борьбы нацелены на:

- обучение боевым приемам борьбы и тренировку в выполнении этих приемов;

- обучение умелым действиям в использовании средств индивидуальной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке;

- выработку выносливости, ловкости, скорости, силы, решительности, быстроты ориентировки и инициативности;

- воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.

Занятия проводятся в зале на борцовском ковре, татами, оборудованном тренажерами, специальными снарядами, на яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку (улица, квартира, камера, вагон поезда).

Литература

1. Миленин В.М., Кустов А.Н. Организация физической подготовки в органах внутренних дел : учебно-методическое пособие. - М. : ЦС «Динамо», 1990.

2. Самбо. Специальные приемы. - М. : Военное издательство МО СССР, 1953.

3. Миленин В.М., Егоров К.И., Соловьев Л.М. Самозащита без оружия для населения. - СПб., 1992.

4. Акопов А.А., Миленин В.М. Учебно-методическое пособие по физической подготовке. - М., 1973.

5. Поповских П.Я., Кукушкин А.В., Аста-нин В.Н. Подготовка войскового разведчика. - М. : Воениздат, 1992.

6. Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей. - М. : Воениз-дат НКО, 1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.