Р01: 10.25586/RNU.HET.19.01.P.41 УДК 37
К. П. Калашников, М. В. Бычков, В. М. Бычков,
Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя
Специфика обучения болевым приемам стоя
Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя
Болевые приемы стоя - неотъемлемый компонент всех программ обучения боевым приемам. Они предназначены для обезоруживания противника, его силового задержания и сопровождения.
Применение этих приемов направлено на причинение противнику сильной боли для подчинения его своей воле, а в случаях явно опасных для жизни и здоровья защищающегося - и на травмирование конечности в интересах лишения противника боеспособности. При правильном выполнении болевых приемов степень болевого воздействия на противника можно дозировать с учетом сложившейся ситуации.
Отметим, что болевые приемы стоя не применяются ни в одном спортивном единоборстве и соответственно ни в одном из них не накоплено опыта, который можно было бы заимствовать для обучения этим приемам борьбы.
Как очевидно, при обучении проведению болевых приемов стоя нельзя останавливаться на их выполнении на несопротивляющем-ся партнере, даже если их проведение осуществляется достаточно быстро и слитно. На учебно-тренировочных занятиях необходимо дать обучаемым прочувствовать, какие мышцы и в каком направлении должны активно работать при выполнении каждого конкретного болевого приема стоя.
Для достижения этой цели традиционная схема обучения, представленная в большинстве учебных и учебно-методических пособий по
рукопашному бою, боевому разделу самбо, боевым приемам борьбы, не подходит [1, с. 15].
Напомним, что эта схема предусматривает поэтапное обучение болевым приемам борьбы стоя на несопротивляющемся партнере.
На первом этапе обучение производится по разделениям:
• на счет «раз» производится захват;
• на счет «два» медленно выполняется часть приема;
• на счет «три» медленно выполняется последующая часть приема;
• на счет «четыре» опять-таки медленно выполняется последующая часть приема;
• на счет «пять» (и т.д.) медленно выполняется последующая (последующие) часть (части) приема.
На втором этапе после освоения обучающимися выполнения приема по разделениям осуществляется переход к проведению приема слитно с постепенным увеличением скорости на несопротивля-ющемся партнере.
На этом обучение болевому приему стоя чаще всего и заканчивается.
Нет нужды доказывать, что после такого рода обучения болевым приемам стоя эти приемы могут принести успех в реальных условиях лишь в том случае, когда лицо, их проводящее, значительно превосходит в силе и весе своего противника.
Некоторые специалисты боевого раздела самбо, а именно В. А. Кравченко, В. М. Миленин, С. Л. Мига-лин, выработали и использовали совершенно иной подход к обу-
© Калашников К. П., Бычков М. В., Бычков В. М., 2019
КОНСТАНТИН
ПАВЛОВИЧ
КАЛАШНИКОВ
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России им. В. Я. Ки-котя. Сфера научных интересов: теория и методика спортивной тренировки. Автор 15 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БЫЧКОВ
старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России им. В. Я. Кико-тя. Сфера научных интересов: теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Автор 2 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]
ВАДИМ
МИХАЙЛОВИЧ БЫЧКОВ
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя. Сфера научных интересов: теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Автор 12 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]
Предлагается развернутое определение понятия «болевой прием». Рассматриваются основные проблемы, связанные с обучением болевым приемам стоя. В частности, речь идет о невозможности их применения в положении стоя в спортивных единоборствах, о недостатке опыта обучения болевым приемам, о дефиците соответствующих учебных и учебно-методических пособий по рукопашному бою. Представлено описание основных этапов обучения болевым приемам борьбы стоя на несопротивляющемся партнере. Даны рекомендации об эффективном построении тренировки для оттачивания боевых навыков. Анализируется эффективность упреждающего удара в уязвимое место в контексте применения болевых приемов.
Ключевые слова: удар, упреждающий удар, уязвимое место, самозащита, техника самозащиты, болевой прием, рукопашный бой, положение стоя.
This article gives a detailed definition of the concept of "painful hold". The paper discusses the main problems associated with the training of painful standing techniques. In particular, we are talking about the impossibility of their use in the standing position in martial arts, the lack of experience in teaching painful techniques, the lack of relevant training and teaching aids in hand-to-hand combat. The work contains a detailed description of the main stages of training painful methods of struggle standing on a non-resisting partner. Recommendations are also made for effectively building a training for honing combat skills. The effectiveness of a preemptive strike in a vulnerable place is analyzed in the context of the application of painful techniques.
Key words: hit, preemptive strike, vulnerable place, self-defense, self-defense technique, painful hold, hand-to-hand combat, standing position.
чению болевым приемам стоя и их отработке.
В зависимости от сложности прием разучивается в целом или по частям, вначале слитно с медленной скоростью на несопротивляющемся партнере. Затем скорость выполнения приема увеличивается. После этого прием выполняется в целом на партнере, напрягающем руку, на которую он проводится, сначала приблизительно в четверть силы, затем в полсилы, три четверти силы, в полную силу. Напряжение руки в полную силу производится до обозначения удара ногой в уязвимое место, после чего партнер обязан прекратить оказывать сопротивление. Затем прием выполняется по указанной схеме с постепенным увеличением скорости его проведения [5, с. 18].
Следующим этапом обучения является быстрое проведение приема с обозначением упреждающего удара в уязвимое место (например, удар кулаком вперед в солнечное сплетение), после чего партнер обязан не оказывать сопротивления.
Эксперименты, проводившиеся в начале 2000-х годов в Москов-
ском институте МВД, показали, что чаще всего болевые приемы стоя успешно выполняются в условиях возможного сопротивления при нанесении упреждающего удара в уязвимое место (например, удара кулаком вперед в солнечное сплетение) или нанесении удара ногой в уязвимое место сразу после захвата запястья руки, на которую предполагается проводить боле-
вой прием (например, удар стопой в голень) [2, с. 46].
Обозначение подобных ударов при тренировке болевых приемов стоя целесообразно включать в структуру выполнения болевого приема только после того, как его выполнение освоено обучаемыми без применения ударов.
Отдельное внимание стоит уделять обучению и тренировке концов-
Выполнение боевого приема стоя в классическом самбо
ки болевого приема стоя. При этом нужно соблюдать вполне определенную последовательность действий.
Вначале партнер не должен сопротивляться проведению болевого приема и не пытаться вырваться из его концовки, характерной для каждого приема.
Затем обучаемый, проведя болевой прием, не распускает захвата, характеризующего концовку приема, а называет после слов преподавателя (инструктора) или самостоятельно ориентиры, определяющие правильность выполнения концовки приема. При несоответствии этих ориентиров реальному выполнению концовки приема обучаемый приводит их в соответствие с принятым алгоритмом.
Например, для определения правильности концовки при выполнении загиба руки за спину обучаемый может использовать следующие вопросы-ориентиры [4, с. 12]:
• захвачен ли локоть руки, заведенной за спину, разноименной рукой?
• лежит ли локоть руки, захватившей руку партнера, на спине партнера?
• смещено ли тело партнера на проводящего концовку приема за счет прижимания его к себе свободной рукой, захватившей дальнее плечо партнера?
• перемещен ли вес тела партнера на его ближнюю к проводимому концовку приема ногу пу-
тем нажима на захваченный локоть заведенной за спину руки?
После определения правильности выполнения концовки приема обучаемый проводит болевой прием на несопротивляющемся партнере, который не пытается вырваться из концовки приема до команды преподавателя (инструктора) «Вырывайтесь!».
При попытке партнера вырваться обучаемый удерживает и ужесточает захват концовки приема, производит болевое воздействие на партнера до подачи им сигнала о боли. При подаче сигнала о боли захват, характерный для концовки приема, ослабляется, но не распускается [3, с. 145].
После обучения указанным образом концовке болевого приема происходит возвращение к тренировке его выполнения в целом с обозначением удара с высокой скоростью.
Затем возвращение к тренировке болевого приема стоя происходит при обучении его использованию в качестве ответного действия после освобождения от захватов, для защиты от ударов невооруженного, защиты от угрозы применения оружия в упор, защиты от ударов ножом, предметом, а также в качестве силового задержания и сопровождения, выполняемых индивидуально и с напарником.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев И. /ТСредства и методы совершенствования выполнения болевых приемов в борьбе самбо: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2001. 17 с.
2. Лун Хей Уязвимые точки человеческого тела. М.: Наука, 2011. 176 с.
3. Пастухов Е. В. Обучение правомерному применению боевых приемов борьбы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 3. С. 144-147.
4. ПоповаА.Ф.Обучение болевым приемам в борьбе дзю-до и самбо: автореф. дис....канд. пед.наук. Омск: ОГИФК, 1999. 18 с.
5. Шулика Ю.А. Повышение эффективности обучения самбистов техническим действиям в типичных ситуациях борьбы стоя: автореф. дис.... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1991. 19 с.
LITERATURA
1. Lazarev I. G. Sredstva i metody' sovershenstvovaniya vy'poLneniya boLevy'x priemov v bor'be sambo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2001. 17 s.
2. Lun Xej. Uyazvimy'e tochki cheLovecheskogo tela. M.: Nauka, 2011. 176 c.
3. Pastuxov E. V. Obuchenie pravomernomu primeneniyu boevy'x priyomov bor'by' // ProbLemy' i perspektivy' razvitiya obra-zovaniya v Rossii. 2014. № 3. S. 144 - 147.
4. Popova A. F. Obuchenie boLevy'm priemam v bor'be dzyu-do i sambo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk: OGIFK, 1999. 18 s.
5. Shulika Yu.A. Povy'shenie e'ffektivnosti obucheniya sambistov texnicheskim dejstviyam v tipichny'x situaciyax bor'by' stoya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: GCzOLIFK, 1991. 19 s.