УДК 378; ББК 74
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-102-104
© Бычков В.М., Бычков М.В., Баженов А.Е. 2021
THE IMPORTANCE OF COMPETITIVE TRAINING FOR IMPROVING THE QUALITY OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МВД РОССИИ
Vadim M. Bychkov,
Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected],
Mikhail V. Bychkov,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training
of the Educational and Scientific Complex of Special Training
of the Moscow University of the MIA of Russia
named after V.Ya. Kikot',
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997
E-mail: [email protected]
Alexander E. Bazhenov,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training
of the Educational and Scientific Complex of Special Training
of the Moscow University of the MIA of Russia
named after V.Ya. Kikot',
12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997
Вадим Михайлович Бычков,
доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected],
Михаил Васильевич Бычков,
старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
Александр Евгеньевич Баженов,
старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
Для цитирования: Бычков В.М., Бычков М.В., Баженов А.Е. Значение соревновательной тренировки для повышения качества физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 102-104.
Научная специальность: 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования.
Abstract. This article is related to the improvement of the process of training in physical training of students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia associated with competitive training aimed at the practical activities of police officers in the conditions of physical confrontation with the offender.
Аннотация. Данная статья связана с совершенствованием процесса обучения по физической подготовке обучающихся в учебных заведениях МВД России связанном с соревновательными тренировками направленными на практическую деятельность сотрудников полиции в условиях физического противоборства правонарушителю.
Keywords: physical training, cadets, competitive training, public order protection.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, соревновательная тренировка, охрана общественного порядка.
Главная задача системы физического воспитания - всемерно способствовать укреплению здоровья людей, повышения их работоспособности
и производительности труда, готовности к защите Родины, участию в охране общественного порядка. Физическая культура должна всемерно способ-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ствовать укреплению правопорядка в стране, быть действительным средством всестороннего гармонического развития личности.
Для успешной будущей профессиональной деятельности обучающимся в образовательных организациях МВД России необходимо обладать высоким уровнем развития таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость в их общем и специальном проявлении. В учебном процессе их физическая подготовленность рассматривается как функциональное состояние, условно разделяемое на степень развития физических качеств и владение боевыми приемами. Этап специализированной подготовки данных обучающихся направлен на совершенствование выполнения боевых приёмов, отражающих специфику их возможной будущей деятельности или возможной возникшей ситуацией, в тесной взаимосвязи с развитием конкретных мышечных групп, функциональное состояние которых, будет во многом определять готовность обучающегося выполнить тот или иной прием в изменяющихся внешних условиях (или на фоне физического утомления) противоборства с соперником или противником.
Практика работы с молодежью в учебных учреждениях показывает, что физическая подготовленность значительной части обучающихся еще не в полной мере отвечает требованиям стандарта. Мало внимания уделяется подготовке молодежи как к службе в Российской Армии и Военно-морском флоте, так и службе в различных специальных подразделениях. Незначительное место отводится прикладной подготовке молодежи, которая собирается посвятить себя служению Отечеству.
Одним из древнейших средств прикладной подготовки является борьба. Борьба зародилась в глубокой древности. Уже первобытному человеку приходилось применять приемы борьбы и самозащиты, чтобы защитить себя, свою семью, дом от нападения других людей и животных. Со временем борьба получила народное признание и вошла в быт народа как молодецкая потеха, развлечение. Борьба стала присутствовать на всех праздниках. Появилось много разновидностей борьбы. Но по-прежнему борьба продолжала нести прикладную значимость.
Наиболее прикладным видом борьбы является самбо (самозащита без оружия), объединившая в себе лучшие приемы национальных и спортивных видов борьбы.
В современной системе подготовки высококвалифицированных борцов одной из важных концепций является принцип первичности соревнований
и вторичность тренировок. В соответствии с этой концепцией качество и эффективность тренировочного процесса можно значительно повысить, если его организацию осуществлять через познание соревновательной деятельности, которая фактически является концентрированной моделью, определяющей средства, формы и методы тренировки. Такой подход, при котором деятельность индивида рассматривается, как некоторый специфический процесс, направленный на достижение спортивного результата, в настоящее время активно внедряется в спортивную педагогику.
Для эффективной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России важно включать в подготовку тренировочные поединки по боксу, рукопашному, бою, борьбе, самбо, что позволит им эффективно использовать приобретенные навыки в практической служебной деятельности в противоборстве с ведущим активное физическое сопротивление правонарушителем. Остановившись на силовой подготовке спортсмена, можно сказать, что она включает в себя все остальные виды подготовки.
Тренировочные поединки развивают у курсантов все существующие физические качества: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.
Быстрота нужна курсанту для того, чтобы приложить к противнику нужную силу быстро, так, чтобы он не успел развить такую же силу сопротивления.
Ловкость необходима для того, чтобы приложить силу в таком направлении, в котором противник не готов сопротивляться.
Выносливость нужна курсанту для создания преимущества в силе за счет уменьшения силы сопротивления противника под действием утомления (прямо или косвенно).
Гибкость также позволяет создавать преимущество в силе в определенных положениях.
Чтобы противостоять противнику, почти всегда необходимо приложить и свое усилие. Можно сказать, что другие силы, за исключением собственных мышечных усилий, используемые курсантом при выполнении приема, только дополняют его собственные усилия (эти силы и называются в литературе «дополнительные силы»). Чем больше физические и тактические возможности курсанта, тем больше шансов противостоять и победить противника в экстремальной, может быть, иногда и неравной борьбе, в определенных положениях.
Тренировочная схватка - средство совершенствования выносливости. В спортивной практике одним из основных средств совершенствования специальной выносливости является тренировоч-
ная схватка. Не менее важной стороной соревновательной деятельности являются условия, в которых реализуются технико-тактические действия, а также тренировочные поединки влияют на психологическую устойчивость обучающихся в ситуациях силового задержания правонарушителя.
На занятиях по физической подготовке при использовании в обучении поединков следует помнить о высокой вероятности травматизма. Для максимального снижения этой возможности следует использовать хорошее спортивное снаряжение такое как боксерские перчатки, занимающиеся должны быть обуты в специальную обувь для борьбы или бокса, использование защитного инвентаря как футы, шлемы, капы. Помимо снаряжения, преподаватель должен постоянно следить за ходом поединков и при складывающихся опасных условиях в поединке опасных для занимающихся, незамедлительно остановить бой и сделать замечания и рекомендации курсантам. Опасным могут быть неправильное выполнение самостраховок, некорректное поведение, излишне жёсткие удары ведущие к травмам и нокаутам, технически неправильное выполнение приемов с грубыми ошибками ведущими к травмам у занимающихся.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что поединки являются одним из необходимых составляющих элементов в физической подготовке обучающихся в образовательных организаций МВД России для их дальнейшей профессиональной деятельности в силовом противоборстве с правонарушителем.
Выводы и предложения.
1. Включать в занятия по физической подготовке больше заданий таких как поединки по упрощенным правилам борьбы,бокса, рукопашного боя, самбо и др.
2. Наибольшее распространение при изучении приемов самозащиты имеют следующие методы: показа, объяснения, рассказа, разучивания, тренировки.
3. Во время занятий существует явная заметная тенденция резкого снижения темпов освоения приемов после освоения третьего приема. Поэтому в группе начальной подготовки целесообразно
изучать не более 3-4-х приемов самозащиты, в зависимости от их сложности.
4. Опытные курсанты быстрее овладевают приемами самозащиты по сравнению с новичками.
5. Для снижения травматизма при включении в занятия поединков с ударной и борцовской техникой использовать правильное спортивное снаряжение, постоянный контроль за занимающимися со стороны преподавателя.
Библиографический список
1. Алиханов, И.И. О становлении технико-тактического мастерства / И.И. Алиханов // Спорт, борьба: Ежегодник. М., 1982. С. 7-10.
2. Антонов, Л.К. Формирование профессионально-преподавательских умений и навыков у студентов ИФК : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1952. 17 с.
3. Бабушкин, Г.Д. Влияние способностей, умений и отношения тренеров к своему делу на эффективность профессиональной деятельности / Г.Д. Бабушкин // Теоретическая и практическая физическая культура. 1985. № 1. С. 47-49.
4. Богданов, Основное содержание тактики и тактической подготовки / Г.П. Богданов, Н.Г. Ива-нин, И.Н. Преображенский // Пути совершенствования спортивного мастерства. М., 1966. С. 44-54.
Bibliographic list
1. Alikhanov, I. I. On the formation of technical and tactical skills / I. I. Alikhanov // Sport, wrestling: Yearbook. M., 1982. pp. 7-10.
2. Antonov, L. K. Formation of professional teaching skills and skills among students of IFK: autoref. diss. ... candidate of pedagogical sciences. M., 1 95 2. 1 7 p.
3. Babushkin, G. D. The influence of the abilities, skills and attitudes of coaches to their work on the effectiveness of professional activity / G. D. Babushkin // Theoretical and practical physical education. 1985. No. 1. pp. 47-49.
4. Bogdanov, The main content of tactics and tactical training / G. P. Bogdanov, N. G. Ivanin, I. N. Preobrazhensky // Ways of improving sports skills. M., 1966. pp. 44-54.