Научная статья на тему '«Рукопашный бой» в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» в военных учебных заведениях'

«Рукопашный бой» в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» в военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПОЕДИНОК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / CADETS / HAND-TO-HAND COMBAT / DUEL / PHYSICAL TRAINING / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глинчикова Анастасия Евгеньевна, Альжанов Ханат Худайбергенович, Гайкалов Андрей Петрович, Колбая Ираклий Мамукаевич

Рассмотрен процесс организации занятий по рукопашному бою в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» с курсантами, обучающимися в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ. Предложены комплексные задания в виде фрагментов реального поединка с целью контроля эффективности действий обучающихся в условиях «боевой ситуации», характеризующейся ситуационным развитием событий, обусловленных действиями спарринг-партнеров.The process of organizing hand-to-hand combat training as part of the study of the discipline "Physical Training" with cadets studying in educational institutions of the Ministry of Defense is considered. Complex tasks in the form offragments of a real duel are proposed with the aim of monitoring the effectiveness of students' actions in the conditions of a “combat situation”, characterized by situational development of events caused by the actions of sparring partners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глинчикова Анастасия Евгеньевна, Альжанов Ханат Худайбергенович, Гайкалов Андрей Петрович, Колбая Ираклий Мамукаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Рукопашный бой» в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» в военных учебных заведениях»

УДК 796.011:796.8 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10604

«РУКОПАШНЫЙ БОЙ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

А.Е. Глинчикова, Х.Х. Альжанов, А.П. Гайкалов, И.М. Колбая

Рассмотрен процесс организации занятий по рукопашному бою в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» с курсантами, обучающимися в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ. Предложены комплексные задания в виде фрагментов реального поединка с целью контроля эффективности действий обучающихся в условиях «боевой ситуации», характеризующейся ситуационным развитием событий, обусловленных действиями спарринг-партнеров.

Ключевые слова: курсанты, рукопашный бой, поединок, физическая подготовка, технико-тактические действия.

Все виды учебной деятельности, реализуемые в ходе подготовки специалистов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в военных учебных заведениях, имеют достаточно жесткую регламентацию, обусловленную целым комплексом нормативно-правового сопровождения, разработанным совместно такими ведомствами, как Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (например, Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям, реализуемым образовательным учреждением) и Министерство обороны Российской Федерации [1, 2].

Дисциплина «Физическая подготовка» как один из предметов, изучаемых военнослужащими на протяжении всего периода обучения, не является исключением из общих правил. Необходимо отметить, что содержание дисциплины, требования к организации и проведению учебных занятий, осуществлению контроля и учета за уровнем освоения курсантами учебного материала и т. п., обусловлены в наиболее полной мере Приказом Министерства обороны об утверждении наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации № 200 [2] (далее НФП).

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» включает в себя целый комплекс мероприятий по достижению основной цели -«обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением», в том числе и формирование навыков рукопашного боя, которые направлены на «уничтожение, выведение из строя или пленение противника, самозащиты от его нападения...» [2].

Наиболее простыми для освоения курсантами техническими действиями в рукопашном бое являются «алгоритмические» упражнения,

последовательно выполняемые при стандартно заданных условиях в неизменной статической обстановке и не несущие ситуационно-вариабельных изменений, обусловленных противодействием противника. К таким обязательным для освоения военнослужащими упражнениям можно отнести: «Начальный комплекс приемов рукопашного боя» (№ 26), «Общий комплекс приемов рукопашного боя» (№ 27), «Комплекс приемов рукопашного боя на 8 счетов без оружия» (№ 30) и «Комплекс приемов рукопашного боя на 8 счетов с оружием» (№ 31) [2], выполняемые в стандартизированных условиях с заранее обусловленными действиями партнеров при организации обучения и тренировки в парах по необходимости. Контроль за качеством выполнения курсантами вышеперечислен -ных упражнений осуществляется аналогично в стандартизированных усло -виях. Так, в НФП ст. 238 указано, что: «При проверке в объеме начального комплекса рукопашного боя (РБ-Н), общего (РБ-1) и специальных (РБ-2, РБ-3) комплексов военнослужащий последовательно выполняет пять назначенных для проверки приемов. Вместо одного из приемов при оценке по комплексам РБ-1 и РБ-2 по решению проверяющего могут включаться комплексы приемов на 8 счетов с оружием и без оружия». Эти 5 приемов заранее определяются преподавателем и выполняются в строго обусловленной последовательности [1, 2].

Сложнее обстоит дело с освоением и выполнением курсантами ситуационных заданий, требующих комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (содержание ст. 155 и 241: «...В конце основной части занятия проводятся комплексная тренировка, в том числе и в виде учебных схваток». «.При оценке «боевой ситуации» военнослужащий должен выполнить одно из следующих действий: защитно-ответные действия, обезоруживание противника (не зная характера его атакующих действий и вида применяемого оружия)...» [2].

Таким образом, в рамках проведения занятий по теме «Рукопашный бой» при формировании у военнослужащих навыков, необходимых для «уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения.», ориентировки в сложных, мгновенно меняющихся ситуациях, дефиците времени для атаки-защиты, требующих быстроты принятия решений и необходимости обращения не только к автоматизиро -ванным формам ответных действий, лучше всего подходят игровые и тренировочные задания, способствующие проявлению элементов: «двига -тельного творчества»; реакции на движущийся объект, антиципации и т. п., то есть координационных способностей, определяющих эффективность контактного противоборства в ситуационных видах деятельности [3, 4].

Наиболее адаптированными вариантами подобных упражнений могут являться специализированные игровые задания с элементами проти -

воборства и варианты мини-поединков по упрощенным правилам или поединки в целом (доказавшие свою эффективность в системе дополнительного образования ДЮСШ-СДЮСШОР на основе многолетнего опыта работы тренеров по различным видам и стилям единоборств: рукопашный бой, бокс, самбо, греко-римская, вольная борьба и др.) [5-7].

Игровые и тренировочные задания, мини-поединки по упрощенным правилам способствуют формированию быстроты ориентирования в сложных, мгновенно меняющихся ситуациях боя, развивают скоростные качества и мышление. Дефицит времени на ответную реакцию требует быстроту принятия решений и необходимость обращения не только к автоматизированным формам (заранее определенным, заданным, обусловленным и т. п.) ответных действий и т. д.

Наша задача состояла в том, чтобы из всего многообразия игровых и тренировочных заданий, используемых тренерами в системе ДЮСШ-СДЮСШОР [6, 7], подобрать и модифицировать наиболее подходящие для подготовки военнослужащих с учетом значительного дефицита времени, требований к физической подготовленности курсантов и задач учебной дисциплины. Учебные задания, направленные на формирование способно -стей ориентироваться в неожиданных, позиционно равноценных или неравноценных для каждого партнера ситуациях, эффективно решать раз -нообразные двигательные задачи, возникающие в ходе противодействия оппонента с минимальными временными затратами [8, 9].

В контактных единоборствах главным средством интегральной, то есть соревновательной, подготовки и проверкой ее качества являются поединки, специально организуемые и целенаправленно управляемые с различной степенью вмешательства педагога. В продолжение внедрения нами наработок специалистов, работающих со сборными командами в ситуационных видах (бокс, рукопашный бой, виды и стили борьбы) в форме игровых и тренировочных заданий, позволило обобщить и собрать воедино следующую информацию. В системе подготовки единоборцев различного возраста и квалификации поединки в ходе учебно-тренировочных занятий организуются: по официальным правилам по армейскому рукопашному бою, в виде упрощенных моделей поединков (например, организация противоборства с меньшим количеством времени, запрет на выполнение определенных видов атаки или защиты и т.д. , варианты приведены в таблице).

Фактически, это модели базовых вариантов учебно-тренировочных заданий, которые с повышением технической сложности персонифицируются как средство индивидуализации подготовки курсантов, но в форме комплексного использования, приближаясь к целостному поединку: специально-подготовительные упражнения; специализированные игровые комплексы, учебно-тренировочные задания, мини-поединки по упрощенным правилам, схватки по заданию, поединки по правилам соревнований.

Варианты подбора учебно-тренировочных заданий для освоения и совершенствования технико-тактических действий

курсантами по рукопашному бою

Варианты игровых и учебно-тренировочных заданий Ориентиры идентификации действий Регламентация выполнения заданий

1. Маневрирование: передвижения в различных стойках, направлениях, плоскостях; движения туловищем, частями тела на месте «Чувство дистанции»; - быстрота реагирования на действия противника; - способность достижения активных позиций Регламентация технических действий, выполняемых одним или обоими партнерами; - определение продолжительности тренировочных заданий или фрагментов поединка (от 30 с до 5 мин и более); - смена партнеров на любом участке выполнения ситуационных задач (с целью поддержания высокой интенсивности и т. д.); - разнонаправленные по содержанию задания спарринг-партнерам (постановка в выгодные или наоборот - менее выгодные позиции противоборства и т. д.; ограничение действий в атаке или защите одному или обоим курсантам); - подбор разных весовых категорий и смена их в различных частях выполнения учебно-тренировочных ситуационных заданий или поединков и т. д.

2. Контакты силового взаимодействия (хваты, обхваты, упоры, удары, подсечки, подножки и т.д. и формы силового воздействия (толчки, удары, рывки, и т.д.) Захваты, упоры в избранных позициях-положениях; - быстрота реагирования на действия противника; - эффективность защиты маневрированием

3. Быстрота реагирования на действия противника при защите и атаке с использованием ударной техники (реакция на движущийся объект) Повышение быстроты реакции противодействий, выход из зоны воздействий и т. п.

4. Мини-поединки по различным заданиям и направлениям Ситуационно-эпизодическое решение фрагментов поединков по заданию тренера-преподавателя

5. Варианты тренера - -

Следует подчеркнуть, что все технико-тактические действия, освоенные и закрепленные в процессе относительно спокойного и размеренного учебного занятия не всегда устойчивы и стабильно эффективны в экстремальных условиях ситуационного противоборства. Повысить надежность технико-тактического компонента подготовленности можно, использовав разнообразные методические приемы: упрощения, усложнения или интенсификацию двигательного состава противоборства, в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса.

На основе вышеприведенной классификации учебных заданий, раз -работаны и апробированы игровые и тренировочные задания для освоения и совершенствования технико-тактических действий по обезвреживанию и обезоруживанию противников в ходе ситуационного противоборства курсантов. Направленность последних - освоение действий, операций и формирование опыта решения ситуационных задач противоборства в вариативных условиях.

Подводя итог, считаем необходимым подчеркнуть следующее. Анализ соревновательной деятельности в контактных единоборствах, опрос специалистов, экспериментальное внедрение учебного материала в форме игровых и тренировочных заданий с элементами противоборства на занятия по физической подготовки с курсантами, обучающимися по программам высшего и среднего профессионального образования позволяет обратить внимание на некоторые направления методической работы по освоению и совершенствованию технико-тактического учебного материала на формирование способов решений отдельных эпизодов поединка, несущих задуманный тактический смысл действий или вероятностно возникающих ситуаций.

Отметим также, что элементы ситуационного противоборства являются не только средством обучения, но и средством контроля «боевой ситуации», которая в соответствии с требованиями должна содержать минимум стандартизированных элементов противоборства.

Интервьюирование и беседы с курсантами позволяют отметить, что подобные варианты заданий и направления организации занятий по теме «Рукопашный бой» несут большую эмоциональную насыщенность для обучающихся, вызывают интерес и желание заниматься, соревновательный элемент в большей степени, чем оценка, - интенсифицирует физическую активность курсантов и увеличивает нагрузку занятия, а также элементы ситуационного противоборства являются не только средством обучения, но и средством контроля «боевой ситуации», которая в соответствии с требованиями должна содержать минимум стандартизированных элементов противоборства.

Список литературы

1. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 (ред. от 24.10.2019) «О мерах по реализации отдельных положении" статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2019/12 /29/ minoborony-prikaz-626-site-dok.html (дата обращения: 06.02.2020).

2. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 № 200 (ред. от 31.07.2013) «Об утверждении Наставления по физической" подготовке в Вооруженных Силах Российской" Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/195845/ (дата обращения: 06.02.2020).

3. Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой в системе подготовки сотрудников полиции МВД России // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/4158 (дата обращения: 06.02.2020).

4. Гуща Р.А. Специфика обучения курсантов рукопашному бою // Академия профессионального образования. 2015. № 1. С. 69-72.

5. Альжанов Х.Х. Курицына А.Е., Иванов Д.А. Формирование основ ведения единоборств в физическом воспитании студентов в вузе: монография / под общ. ред. Г.М. Грузных. Омск: ОмГТУ, 2016. 136 с.

6. Борьба вольная: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва /сост. Б.А. Подли-ваев, Д.Г. Миндиашвили, Г.М. Грузных. М.: Советский спорт, 2008. 216 с.

7. Табаков С.Е., Елисеев С.В., Конаков А.В. Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2005. 236 с.

8. Семикин Д.С., Пакетин Д.А. Технико-тактическая подготовка курсантов военных вузов, занимающихся армейским рукопашным боем // Военный научно-практический вестник. 2016. № 1(4). С. 138-140.

9. Кайсин А.С., Курицына А.Е., Емченко Д.С. Организационно-методические особенности технико-тактической подготовки курсантов сборной команды ОАБИИ по рукопашному бою // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 227-230.

Глинчикова Анастасия Евгеньевна, преподаватель, axcalibur@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академии связи им. С.М. Буденного,

Альжанов Ханат Худайбергенович, канд. пед. наук, доц., x.alzhanov@yandex.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Гайкалов Андрей Петрович, старший преподаватель, axcalihuramail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академии связи им. С.М. Буденного,

Колбая Ираклий Мамукаевич, преподаватель, axcalihuramail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академии связи им. С.М. Буденного

«HAND COMBAT» IN FRAMEWORK OF THE STUDY OF DISCIPLINE «PHYSICAL TRAINING» IN MILITARY EDUCATIONAL

A.E. Glinchikova, H.H. Alzhanov, A.P. Gaikalov, I.M. Kolbaya

The process of organizing hand-to-hand combat training as part of the study of the discipline "Physical Training" with cadets studying in educational institutions of the Ministry of Defense is considered. Complex tasks in the form offragments of a real duel are proposed with the aim of monitoring the effectiveness of students' actions in the conditions of a "combat situation", characterized by situational development of events caused by the actions of sparring partners.

Key words: cadets, hand-to-hand combat, duel, physical training, technical and tactical actions.

Anastasia Glinchikova Evgenievna, teacher, axcalibur@,mail ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications named after S.M. Budennogo,

Alzhanov Hanat Khudaibergenovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, x. alzhanov@yandex. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Gaikalov Andrei Petrovich, senior lecturer, axcalibur@,mail. ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications named after S.M. Budennogo,

Kolbaya Iraklii Mamukaevich, teacher, axcalibur@,mail. ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications named after S.M. Budennogo

References

1. Prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 № 670 (red. ot 24.10.2019) «O merah po realizacii otdel'nyh polozhenii stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of September 15, 2014 No. 670 (as amended on October 24, 2019) "On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ" On Education in the Russian Federation"] [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2019/12/29/ minoborony-prikaz-626-site-dok.html (accessed: 02/06/2020).

2. Prikaz Ministra oborony RF ot 21.04.2009 № 200 (red. ot 31.07.2013) «Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 21, 2009 No. 200 (as amended on July 31, 2013) "On the Approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation"] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/195845/ (accessed: 02/06/2020).

3. Hybyrtov R.B. Rukopashnyj boj v sisteme podgotovki sotrudnikov policii MVD Rossii [Hand-to-hand combat in the training system of police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Problems of the Development of Physical Culture and Sports in the New Millennium: Proceedings of the IV Intern. scientific-practical conf. Yekaterinburg: Ros. state prof. un-t, 2015. [Electronic resource]. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/ 123456789/4158 (accessed: 02/06/2020).

4. Gushcha R.A. Specifika obucheniya kursantov rukopashnomu boyu [The specifics of training cadets in hand-to-hand combat] // Akademiya professional'nogo obrazovaniya [Academy of Professional Education]. 2015. No. 1. P. 69-72.

5. Al'zhanov H.H. Kuricyna A.E., Ivanov D.A. Formirovanie osnov vedeniya edinoborstv v fizicheskom vospitanii studentov v vuze [The formation of the basics of martial arts in the physical education of students at the university]: monograph / under the total. ed. G.M. Overweight. Omsk: OmSTU, 2016. 136 p.

6. Bor'ba vol'naya: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih sportivnyh shkol olimpijskogo rezerva [Freestyle wrestling: an exemplary program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth sports schools of the Olympic reserve] / comp. B.A. Podlivaev, D.G. Mindiashvili, G.M. Overweight. M.: Soviet Sport, 2008. 216 p.

7. Sambo: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol olimpijskogo rezerva [Sambo: an exemplary program of sports training for children and youth sports schools of the Olympic reserve] / ed. S.E. Tabakov, S.V. Eliseev, A.V. Konakov. M.: Soviet Sport, 2005. 236 p.

8. Semikin D.S., Paketin D.A. Tekhniko-takticheskaya podgotovka kursantov voennyh vuzov, zanimayushchihsya armejskim rukopashnym boem [Technical and tactical training of cadets of military universities involved in army hand-to-hand combat] // Voennyj nauchno-prakticheskij vestnik [Military Scientific and Practical Bulletin]. 2016. No. 1(4). P. 138-140.

9. Kajsin A.S., Kuricyna A.E., Emchenko D.S. Organizacionno-metodicheskie osobennosti tekhniko-takticheskoj podgotovki kursantov sbornoj komandy OABII po rukopashnomu boyu [Organizational and methodological features of technical and tactical training of cadets of the OABII national team in hand-to-hand combat] // Actual problems of physical culture and sports: collection of articles. materials V Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: Publishing House of ChSPU named after AND I. Yakovleva, 2015. P. 227-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.