methods in professionally oriented English language] / O.M. Litvishko, Ju.A. Chernousova // Universitetskie chtenija [University reading]. Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU [Proceeding of the methodological reading PGLU]. -2015. - P. 44-47. [in Russian]
4. Samojlova E. V. Aktual'nye problemy i perspektivy prepodavanija inostrannogo jazyka studentam nejazykovyh special'nostej vuzov v ramkah integrirovannogo podhoda [Topical problems and teaching prospect of foreign language for non-linguistic university students in the network of the integrated approach] / E.V. Samojlova, O.V. Nazarova, N.S Kornileckaja // Integracija obrazovanija [Integration of education]. - 2014. - №2. P. 117-123. [in Russian]
5. Jarockaja L. V. Inostrannyj jazyk i stanovlenie professional'noj lichnosti (nejazykovoj vuz): Monografja [Foreign language and formation of professional personality (non-linguistic university): monograph] / L. V. Jarockaja. - M.: Izdatel'stvo TRIUMF, 2016. -258 P. [in Russian]
6. Koil D. CLIL: Kontent i vnedrenie yasika v obuchenie [Content and Language Integrated Learning] / D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsch // Universitetskaja Kembridj pressa [Cambridge University Press]. - 2010. - 182 P. [in English]
7. Ioannu Gorgio, Spfie and Pavlu, Pavlos: Rekomendacii po vnedreniu CLIL v sistemu nachalnogo I doshkolnogo obrasovanija Guidelines for CLIL Implementation in Primary and Pre-primary Education [Electronic resource] / G. Ioannou // Comenius Socrates Project. - 2011. - 157 P. - URL: http://www.schools.ac.cy/klimakio/Themata/Anglika/teaching_material/clil/guidelinesforclilimplementation1.pdf (accessed: 23.04.2017). [in English]
8. Marsh D.: Evropejskoe ismerenie: dejstvija, tendencii I perspective [the European Dimension: Actions, Trends and Foresights Potential] [Electronic resource] / D. Marsh // Brussels: The European Union. - 2002. - URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html (accessed: 23.04.2017). [in English]
9. Mehisto P. Raskritie CLIL: content I jasik v integrirovannom obuchenii dvyjasichnogo I mnogojasichnogo obrasovanija [Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education] / P. Mehisto, D. Marsh, M. Frigols // ksford [Macmillan Oxford]. - 2008. - 240 P. [in English]
10. Sandra Attard Montalto. Rukovodstvo CLIL [The CLIL Guidebook] [Electronic resource] / S. A. Montalto, L. Walter, M. Theodorou, // Lifelong Learning Program. - 2015. - URL: https://www.goethe.de/en/spr/unt/kum/clg/20782495.html (accessed: 23.04.2017). [in English]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.008 Буров А.Э.1, Ерохина О.А.2, Шишкина Ю.П.3, Небратенко С.В.4
1ORCID: 0000-0001-6839-4833, доктор педагогических наук, 2,3кандидат педагогических наук, 4старший преподаватель, Астраханский государственный технический университет СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОВЫШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ
Аннотация.
В настоящее время одной из важной проблем, от которой зависит боевая готовность Вооруженных сил государства, является постоянное совершенствование специальной физической подготовленности военнослужащих. Универсализация методических основ физической подготовки в различных родах войск происходит за счет внедрения новых и совершенствования имеющихся методов физической подготовки военнослужащих, в том числе с помощью рукопашного боя, как одного из эффективных средств самообороны и ведения боевых действий.
Ключевые слова: вооруженные силы; специальная физическая подготовленность; рукопашный бой; игровые комплексы.
Burov A.E.1, Erokhina O.A.2, Shishkina Yu.P.3, Nebratenko S.V.4
1ORCID: 0000-0001-6839-4833, PhD in Pedagogy, 2,3PhD in Pedagogy,4Senior teacher, Astrakhan State Technical University SPECIALIZED PLAY STRUCTURES IN IMPROVEMENT OF SPECIAL PREPARATION OF MILITARY PERSONNEL BY MEANS OF HAND-TO-HAND COMBAT
Abstract
Currently, one of the important problems influencing the combat readiness of the country's Armed Forces is the constant improvement of the special physical preparation ofpersonnel. The versatility of the methodological foundations of the physical training in various branches of the armed forces is due to the introduction of new and improved methods ofphysical training ofpersonnel, including the use of hand-to-hand combat, as one of the effective means of self-defense and combat operations.
Keywords: Armed forces; special physical preparedness; hand-to-hand fight; playing complexes.
Различные способы боевых искусств нужны, в первую очередь, для ведения военных действий, защиты от неприятеля. Они появляются и совершенствовались в зависимости от качества оружия, роста численности войск, повышения их выучки. Богатые традиции боевых единоборств характерны и для русской военной истории. Начиная с петровских времен, начала складываться русская национальная система боевой подготовки войск, в которой значительное место занимает рукопашный бой на местности. Обучение рукопашному бою у генералиссимуса Суворова А.В. органически входило в «Науку побеждать» [8, С. 46], [9, С. 33].
Одним из главных направлений решения задач боевой подготовки военнослужащих является совершенствование их специальной физической подготовленности. И в этой связи, рукопашный бой, является наиболее эффективным средством достижения сопряженных задач [5, С. 99].
Основным критерием интенсификации специальной физической подготовленности военнослужащих является опережающее развитие у занимающихся физических качеств и прикладных навыков, обеспечивающих их успешное освоение и надежное использование техники в наиболее напряженных условиях боевой или профессиональной деятельности [2, С. 84], [3, С. 10]. Такой подход к физической подготовке позволяет приблизить ее содержание и методику к условиям и характеру применения этих умений в реальных ситуациях [6, С. 6], [10, С. 3].
Самым существенным вопросом, возникающим при определении содержания обучения, является вопрос о выборе конкретного пути решения той или иной педагогической задачи [4, С. 12], [7, С. 24].
В этой связи поиск и внедрение новых форм, средств и методов, влияющих на оптимизацию и эффективность учебно-тренировочного процесса, является наиболее актуальной задачей физической подготовки военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.
Поэтому, основной целью нашего исследования стала разработка и апробация в реальных ситуациях методики повышения эффективности техники применения рукопашного боя военнослужащими за счет внедрения специализированных игровых комплексов, а объектом, непосредственно, учебно-тренировочный процесс в рукопашном бое.
Для решения поставленной цели и сопутствующих ей задач было проведено исследование, в котором приняли участие военнослужащие срочной службы Военно-космических сил, в обязательную подготовку которых входит освоение элементов рукопашного боя [1, С. 5].
Были сформированы две учебно-тренировочные группы: контрольная (п=19) и экспериментальная (п=28). Тестирование испытуемых проводилось дважды - в начале и конце эксперимента, результаты обработаны методами математической статистики.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, изучение уровня сформированности специальных двигательных качеств и технических приемов, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Отметим, что изучение уровня сформированности специальных двигательных качеств и технических приемов проводилось с помощью тестовой программы, оценивающей показатели общей и специальной физической подготовленности и специализации, т.е. элементы техники.
На первом этапе было проведено сравнение полученных результатов в обеих группах испытуемых с нормативными показателями, определенными для данных видов испытаний. Результаты изложены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение исходных результатов военнослужащих с нормативными требованиями
Тестовые задания КГ (п=9) ЭГ (п=8) норма
Х±т
Специальная физическая подготовленность
Бег 60 м, с 8,6±0,3 8,7±0,2 <8,6
Челночный бег 10х10 м, с 32,5±0,9 32,3±0,8 <26
Прыжок в длину с места, см 183,8±2,3 185,3±3,1 <185
Бег 1000 м, мин, с 3,84±1,5 3,78±1,8 <3,00
Подтягивание на перекладине, раз 11,9±0,5 12,2±0,6 >13
Комплексно-спортивное упражнение (КСУ), раз 42,2±3,2 42,5±2,9 >55
Специализация (элементы техники)
Суммарное время 6 прямых ударов руками, с 6,8±0,8 7,0±0,7 <4,6
Суммарное время 6 прямых ударов ногами, с 9,1±1,0 8,8±0,9 <7,5
Суммарное время 6 «входов», с 8,6±0,8 8,7±0,7 <7,5
Из таблицы 1 видно, при межгрупповом сравнении показателей специальной физической подготовленности исходные результаты в обеих группах практически однородны и достоверных статистических различий не выявлено (р>0,05). Аналогичная картина наблюдается и по результатам выполнения технических элементов (р>0,05).
При сравнении фоновых показателей специальной физической подготовленности с нормативными требованиями зарегистрированы неоднозначные результаты в обеих группах испытуемых. Так, в беге 60 м, челночном беге 10х10 м и прыжке в длину с места, оценивающими, соответственно, быстроту, скоростно-силовые способности и координированность начальные показатели соответствуют нормативным требованиям для данных видов испытаний. А в тестах на выносливость, силу и комплексному развитию физических качеств показаны результаты значительно ниже нормативных требований.
По результатам сдачи технических элементов все исходные значения также не соответствуют нормативам.
Для повышения эффективности освоения техники рукопашного боя была применена методика, основанная на применении в учебно-тренировочном процессе специализированных игровых комплексов, обеспечивающая преемственность задач, средств и методов специальной физической подготовленности.
Все игровые комплексы имели направленность на различные элементы технической, физической и психологической подготовленности в рукопашном бое и позволяли решать не только задачи обучения, но и воспитания волевых качеств и разнообразия специализированных двигательных действий.
В качестве учебных заданий использовались следующие специализированные игровые комплексы: комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках; игры-задания по освоению захватов различной плотности и активности; игры по освоению блокирующих действий УПОР-УПОР; игры по освоению действий ЗАХВАТ-УПОР; игры по освоению блокирующих действий ЗАХВАТ-ЗАХВАТ; игры-задания по освоению умения теснений по площади поединка; игры-задания с необычным началом поединка (дебюты).
Для проверки влияния экспериментальных занятий на повышение эффективности тренировочного процесса после окончания педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование, которое проводилось по той же тестовой программе, что и в начале (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели специальной физической и технической подготовленности испытуемых в динамике _эксперимента_
Показатели Этапы экспер контингент испытуемых Р
КГ (n=9) ЭГ (n=8)
Х ± m
Бег 60 м, с начало 8,6±0,3 8,7±0,2 >0,05
конец 8,5±0,4 8,5±0,2 >0,05
Р >0,05 <0,05
Челночный бег 10х10 м, с начало 32,5±0,9 32,3±0,8 >0,05
конец 29,7±0,5 28,9±0,6 >0,05
Р <0,05 <0,01
Прыжок в длину с места, см начало 183,8±2,3 185,3±3,1 >0,05
конец 185,5±2,0 186,3±2,4 >0,05
Р >0,05 >0,05
Бег 1000 м, мин, с начало 3,84±1,5 3,78±1,8 >0,05
конец 3,16±1,6 3,09±1,7 >0,05
Р >0,05 >0,05
Подтягивание на перекладине, раз начало 11,9±0,5 12,2±0,6 >0,05
конец 13,1±0,4 13,9±0,4 >0,05
Р <0,05 <0,05
Комплексно-спортивное упражнение (КСУ), раз начало 42,2±3,2 42,5±2,9 >0,05
конец 49,5±1,5 54,2±1,3 <0,05
Р <0,05 <0,01
Специализация (элементы техники)
Суммарное время 6 прямых ударов руками, с начало 6,8±0,8 7,0±0,7 >0,05
конец 6,0±0,4 5,2±0,2 <0,05
Р >0,05 <0,05
Суммарное время 6 прямых ударов ногами, с начало 9,1±1,0 8,8±0,9 >0,05
конец 8,3±0,7 7,5±0,4 <0,05
Р >0,05 <0,05
Суммарное время 6 «входов», с начало 8,6±0,8 8,7±0,7 >0,05
конец 8,2±0,6 7,3±0,1 <0,05
Р >0,05 <0,01
Анализируя итоговые результаты можно констатировать, что по завершении экспериментального цикла количественные улучшения тестовых показателей произошли в обеих группах, но достоверные межгрупповые отличия получены только по показателям контрольно-спортивного упражнения (КСУ) в пользу опытной группы (р<0,05).
Гораздо более качественные итоговые изменения произошли внутри исследуемых групп. Так, в контрольной группе достоверно значимые отличия получены по результатам челночного бега 10х10 м, подтягивании на перекладине и КСУ (р<0,05).
В экспериментальной группе достоверно изменились показатели по всем тестам, кроме, оценивающих скоростно-силовые данные и выносливость (р<0,01; 0,05).
В уровне освоения технических элементов итоговые межгрупповые и внутригрупповые достоверные различия выявлены по всем тестам в пользу экспериментальной группы (р<0,05).
Таким образом, на основании всех вышеприведенных данных, анализа исходных и конечных показателей можно констатировать, что именно в экспериментальной группе военнослужащих произошли наиболее значимые количественные и качественные изменения, большинство из которых имеют положительные достоверные отличия.
На наш взгляд, это убедительно доказывает эффективность предложенной экспериментальной методики, основанной на акцентированном внедрении в тренировочный процесс специализированных игровых комплексов.
Список литературы / References
1. Акопян А.О. Рукопашный бой. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / А.О. Акопян - М.: Советский спорт, 2004. - С. 4-5.
2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-метод. пособие / В.П. Губа - М.: Советский спорт, 2012 - С. 83-85.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры // Учебник для институтов физ.культуры / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1991 - С. 10-12.
4. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: методические рекомендации / под ред. И.И. Столова - 2-е изд., дополн. - М: Советский спорт, 2008 - 148 с.
5. Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учеб. пособие для ПВ ФСБ России / М.И. Найденов - Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003 - С. 99-100.
6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин (Профессия - тренер) - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - С. 5-7.
7. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М: Советский спорт, 2009 - 116 с.
8. Рукопашный бой: учеб. для курсантов и слушателей / под ред. Ю.Т. Чихачева - Л., 1979 - С. 45-55.
9. Севастьянов Е.П. Рукопашный бой (история развития, техника и тактика) / Е.П. Севастьянов - М.: Дата Стром, 1991 - С. 32-33.
10. Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.П. Супрунов - М., 1997 - 27 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Akopyan A.O. Rukopashniy boy. Primernaya programma sportivnoy podgotovki dlia DUSSH, SDUSHOR [Hand-to-hand fight. An approximate program of sports training for the Youth Athletic Center] / A.O. Akopyan - Moscow: Soviet Sport, 2004. - P. 4-5. [in Russian]
2. Guba V.P. Osnovy sportivnoy podgotovki: metody otsenki i prognozirovaniya (Morfobiomekhanicheskiy podkhod): nauchno-metod. posobiye [Fundamentals of sports training: methods of assessment and prediction (morphological and biomechanical approach): guidance manual] / V.P. Guba - Moscow: Soviet Sport, 2012 - P. 83-85. [in Russian]
3. Matveyev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theories and principles of physical culture] // Textbook for institutes of physical culture / L.P. Matveev - M.: Physical Culture and Sports, 1991 - P.10-12. [in Russian]
4. Normativno-pravovoye i programmnoye obespecheniye deyatelnosti sportivnykh shkol v Rossiyskoy Federatsii: metodicheskiye rekomendatsii [Regulatory and program support of sports schools in the Russian Federation: methodical recommendations] / ed. By I.I. Stolova - 2nd revised and corrected edition. - M: Soviet Sport, 2008 - 148 p. [in Russian]
5. Naydenov M.I. Rukopashniy boy. Organizatsiya i metodika podgotovki [Hand-to-hand fight. Organization and methods of training. Manual for the Federal Security Service of Russia] / M.I. Naidenov - G., GVI PV FSB RF, 2003 - P. 99-100. [in Russian]
6. Ozolin N.G. Nastolnaya kniga trenera: Nauka pobezhdat' (Proffesiya - trener) [Handbook of the coach: The science of victory] / N.G. Ozolin (Profession - coach) - M.: OOO "Astrel Publishing House", 2003. - P. 5-7. [in Russian]
7. Primernaya programma sportivnoy podgotovki dlia detsko-yunoshekikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol olimpiyskogo rezerva [The approximate program of sports training for children and youth sports schools, specialized children's and youth sports schools of the Olympic reserve.] - M: Soviet Sport, 2009 - 116 p. [in Russian]
8. Rukopashniy boy: ucheb. dlia kursantov i slushateley [Hand-to-hand fight: textbook. for cadets and listeners] / ed. By Yu.T. Chikhacheva - L., 1979 - P. 45-55. [in Russian]
9. Sevastianov E.P. Rukopashniy boy (istoriya razvitiya, tekhnika i taktika) [Hand-to-hand fight (history of development, technique and tactics)] / E.P. Sevastyanov - Moscow: Data Strom, 1991 - P. 32-33. [in Russian]
10. Suprunov E.P. Spetsialnaya fizicheskaya podgotovka v sisteme trenirovki kvalifitsirovannykh rukopashnykh boytsov [Special physical training in the system of training skilled hand-to-hand fighters]: abstract of a thesis of PhD in Pedagogy: 13.00.04 / E.P. Suprunov - M., 1997 - 27 p. [in Russian]