Научная статья УДК 796
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-304-308 NIION: 2015-0066-5/22-516 MOSURED: 77/27-011-2022-05-715
Тенденции развития физической подготовки сотрудников МВД России в современных условиях
Михаил Андреевич Ушаков1, Вадим Михайлович Бычков2,
Станислав Михайлович Бобовкин3
1 2. 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются пути совершенствования профессиональной физической подготовки сотрудников МВД России в условиях сложной криминогенной обстановки. Выделяются некоторые перспективные направления модернизации процесса обучения данной фундаментальной дисциплине в образовательных организациях МВД России. Высказывается мнение, что успешная реализация обозначенных путей совершенствования ее содержательной части и методики преподавания будет способствовать повышению качества физической подготовки молодых специалистов, что положительно скажется на эффективности выполнении ими оперативно-служебных задач, связанных с применением мер физического принуждения и решении служебно-боевых задач.
Ключевые слова: физическая подготовка, совершенствование образовательного процесса, профессиональная подготовка кадров МВД России, методы обучения, практическая направленность служб и подразделений, специальные физические качества, применение мер физического принуждения, навыки, связанные с применением физической силы и специальных средств, боевые приемы борьбы
Для цитирования: Ушаков М. А., Бычков В. М., Бобовкин С. М. Тенденции развития физической подготовки сотрудников МВД России в современных условиях // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 304-308. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-304-308.
Original article
Trends in the development of physical trainingof officers of the Ministry of Internal Affairs ofRussia in modern conditions
Mikhail A. Ushakov1, Vadim M. Bychkov2,
Stanislav M. Bobovkin3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The ways to improve professional physical training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a complex crime situation are considered. Some promising directions of modernization of the training process of this fundamental discipline in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are highlighted. It is considered that successful implementation of the indicated ways of improving its content and teaching methodology will improve the quality of physical training of young professionals, which will have a positive impact on the effectiveness of their performance of operational and service tasks related to the use of physical coercion and service and combat tasks.
Keywords: physical training, improvement of the educational process, professional training of Russian Interior Ministry personnel, training methods, practical orientation of services and units, special physical qualities, use of physical coercion measures, skills associated with the use of physical force and special means, combat fighting techniques
© Ушаков М. А., Бычков В. М., Бобовкин С. М., 2022
For citation: Ushakov M. A., Bychkov V. M., Bobovkin S. M. Trends in the development of physical training of officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions. Bulletin of economic security. 2022;(5):304-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-304-308.
В условиях проведения специальной военной операции в Российской Федерации наблюдаются тенденции развития криминогенной обстановки, негативно сказывающейся на внутренней безопасности и социально-экономическом развитии страны. Масштабы и темпы роста данного асоциального явления с каждым месяцем набирают невиданные обороты, что обусловлено негативными последствиями санкционного давления, ухудшением финансового положения граждан России, а также действиями диверсионных групп в приграничных районах государства. В результате все большее количество граждан становится вовлеченными в противоправную деятельность общественной жизни, что отражается на количестве неправомерных действий и уровне преступности в целом.
Указанные факторы становления сложной оперативной обстановки в Российской Федерации требуют от правоохранительных органов соответствующих перестроек, включающих общесистемные правовые, организационно-управленческие, функциональные и педагогические. В первую очередь, отмеченные преобразования затрагивают процесс подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, выступающих в качестве основного института, обеспечивающего общественную безопасность. В рамках модернизации образовательного процесса данной системы особое внимание отводится профессиональной служебной и физической подготовке, традиционно относящейся к приоритетному направлению с учетом целей реализуемой деятельности и выполняемых задач. Совершенствование системы профессиональной подготовки выступает одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности. Кроме того, именно от уровня профессиональной подготовленности сотрудников зависит личная безопасность полицейских при выполнении ими оперативно-служебных задач с учетом специфики деятельности [9, с. 6].
Актуальность обозначенного направления профессиональной подготовки кадров МВД России обусловлена тем, что на настоящем этапе развития гражданского общества и государства сотрудникам правоохранительных органов значительно чаще приходится сталкиваться с различными проявлениями девиантного поведения, сложными психофизическими ситуациями, осуществлять взаимодействие с социально-опасными, а зачастую маргинальными личностями, что вызывает необходимость решении оперативно-служебных задач по задержанию правонарушителей, защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств, самозащиты, а также предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Ввиду изложенного в процессе обеспечения безопасности, при предупреждении и пресечении преступлений, административных правонарушений, поддержании и охране общественного порядка, собственности, защиты жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств особо востребованной становится деятельность сотрудников полиции, связанная с применением мер физического принуждения, которая реализуется на основании действующего законодательства. При этом успешное применение по отношению к правонарушителю таких мер государственного принуждения возможно лишь при условии хорошей физической подготовки сотрудника. Отсюда только высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников полиции позволит им успешно решать задачи, возложенные на них обществом [10]. Особую важность данная составляющая профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел составляет при решении оперативно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей, защитой как себя, так и граждан от противоправных посягательств, а также при решении служебно-боевых задач.
Учитывая отмеченные вызовы современного периода, для успешного прохождения службы в органах внутренних дел сотрудники должны обладать высоким уровнем профессионально-психологической подготовленности, включающим соответствующий уровень самоорганизации, коммуникативные способности, внутренний стержень, решительность, подвижность психики и, бесспорно, широкий спектр специальных профессиональных навыков [4]. В рамках указанных компонентов особо выделяется физическая подготовка сотрудников и степень развития навыков, связанных с применением физической силы и специальных средств [3].
В настоящее время физическая подготовка в органах внутренних дел представляет собой обучение сотрудников действиям в условиях повышенных физических нагрузок, а также успешному применению физической силы и специальных средств в целях защиты себя и гражданских лиц от противоправных действий правонарушителя и для его задержания [1]. Она включает два компонента: общефизические упражнения (на быстроту, силу, выносливость) и служебно-прикладную составляющую (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий и т. д.).
По мнению авторов, в процессе совершенствования системы профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов физическая подготовка является одним из основополагающих направлений, что обусловлено возрастающими потребностями в пресечения противоправных действий и задержания преступных субъектов посредством применения приемов обе-
зоруживания, сковывания действий или использования специальных средств. На настоящем этапе физическая составляющая профессиональной подготовки сотрудников полиции характеризуется модернизацией состава профессионально-прикладных навыков применения боевых приемов и совершенствованием методологического обеспечения процессов обучения на разных этапах с целью повышения ее эффективности и качества в современных условиях [8]. В рамках данной статьи определим некоторые тенденции развития физической подготовки сотрудников образовательных организаций МВД России.
В целом, базовым условием достижения необходимого уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД для успешного выполнения своих обязанностей и эффективного решения служебных задач выступает процесс совершенствования всего образовательного комплекса, формирующего профессионально-прикладные умения и навыки курсантов и слушателей вузов системы МВД России [2].
Изучение существующих научно обоснованных подходов к эволюционированию профессионального образования и анализ практики их реализации на кафедрах физической подготовки образовательных организаций Российской Федерации, а также зарубежных государств позволили выделить наиболее эффективные и востребованные форматы обучения будущих сотрудников правоохранительной системы. Так, значительный научно-практический интерес представляет подход, заключающийся в непрерывности образования. Он ориентирован прежде всего на повышение степени образованности социума посредством формирования образовательной системы, способствующей развитию личности с учетом ее индивидуальных особенностей и объединяющей в себе различные аспекты профессиональной подготовки [6, с. 3-6]. Помимо него свою состоятельность продемонстрировал подход, базирующийся на много-уровневости построения высшего образования. Данный способ организации образовательного процесса основан на осуществлении в высших учебных заведениях специализированных программ обучения, основанных преимущественно на необходимых будущим сотрудникам квалификационных характеристиках и профессиональных навыках [5, с. 107].
Основываясь на положительном отечественном и зарубежном опыте, а также высоком уровне квалификации и физической подготовленности специалистов, обученных посредством рассмотренных подходов, считаем, что постепенное внедрение многоуровневой прак-тико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования в процесс подготовки кадров МВД России может быть использовано в качестве одного из наиболее эффективных путей развития профессионального обучения молодых сотрудников полиции.
Определив некоторые тенденции модернизации содержательной части образовательного процесса, наметим конкретные меры совершенствования профес-
сиональной физической подготовки сотрудников МВД России в сложных современных реалиях.
Анализ и оценка результатов качества физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (путем проведения промежуточной и итоговой аттестации), а также анкетирование профессорско-преподавательского состава профильных кафедр позволили определить некоторые направления повышения эффективности данного процесса в образовательных организациях МВД России:
- модернизация содержания образовательных программ, ориентированных на профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел;
- дифференциация методов обучения в соответствии с ранее установленной конкретной образовательной программой;
- активное внедрение в процесс освоения учебной дисциплины «профессионально-прикладная физическая подготовка» методов моделирования различных сторон будущей профессиональной деятельности и ситуационного моделирования характерных ситуаций, возникающих при ее осуществлении;
- использование определенной комбинации средств и форм физической подготовки, которая может быть применена сотрудниками полиции при реализации их дальнейшей профессиональной деятельности в целях наиболее успешного выполнения ими возложенных функций и решения служебных задач;
- реализация разнообразных методов активизации обучения в рамках проведения учебных занятий (например, методов инсценировки, инцидентов, решения служебных задач и иных) [7];
- усиление физической подготовленности будущих сотрудников полиции посредством увеличения интенсивности учебных занятий по рассматриваемой дисциплине, подбора специализированных средств и методов, а также создания благоприятных условий для дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное от учебного процесса время;
- повышение требований к психофизической подготовленности поступающих в образовательные организации МВД России.
Полагаем, что реализация обозначенных путей совершенствования содержательной части и методики преподавания дисциплины «физическая подготовка» будет способствовать формированию высокого уровня физической и технической подготовленности молодых специалистов органов внутренних дел в условиях сложной криминогенной обстановки в России.
Обобщая вышеизложенное, авторы приходят к умозаключению о том, что основополагающим вектором развития профессиональной физической подготовки сотрудников образовательных организаций МВД России в реалиях современности должно выступать повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников при осуществлении опе-
ративно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей, самозащитой и защитой граждан от противоправных посягательств, а также решении ими служебно-боевых задач. В дополнение к отмеченному отдельные положения по обучению курсантов и слушателей системы образовательных организаций МВД России могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области педагогики профессиональной деятельности.
Список источников
1. Ахматгатин А. А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях / А. А. Ахматгатин // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2013. № 3 (66). С. 7-8. - EDN SIQRWD.
2. Бычков В. М. Модернизация состава профессионально-прикладных навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов на основе совершенствования содержания обучения в образовательных организациях МВД России / В. М. Бычков, В. Л. Дементьев, Д. А. Платонов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 240-245.
3. Бычков В. М. Взаимосвязь физической и психической подготовленности в профессиональной деятельности сотрудника полиции / В. М. Бычков, В. Л. Дементьев, Д. А. Платонов // Совершенствование тактической подготовки в единоборствах : сб. науч. ст. / под общ. ред. проф. Ю. Б. Калашникова. М. : Физическая культура, 2015. С. 36-39.
4. Бычков В. М. Методика обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам обезоруживания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Бычков Вадим Михайлович. М., 2018. 153 с.
5. Вульфовсон Б. Л. Развитие образования в современном мире / Б. Л. Вульфовсон // Педагогика. 1996. № 6. С. 107.
6. Гершунский Б. С. Повышение квалификации как непрерывный процесс / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. 1986. № 8. С. 3-6.
7. Крылова Е. М. Совершенствование методики начальной подготовки курсантов вузов МВД России : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Крылова Елена Михайловна. М., 2013. 21 с.
8. Медведев И. М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России : дис. ... канд. пед.наук / И. М. Медведев. Волгоград, 1999. 165 с.
9. Организация профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел: учебное пособие / Косиковский А. Р. и др. М. : Академия управления МВД России, 2020. 124 с. ISBN 978-5907187-16-0.
10. Славко А. Л., Корышев И. А. Правовая и физическая составляющие профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 152-155. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-1-152-155.
References
1. Akhmatgatin A. A. Fundamentals of police training to act in extreme situations / A. A. Akhmatgatin // Bulletin of East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 3 (66). P. 7-8. - EDN SIQRWD.
2. Bychkov V. M. Modernization of professionalapplied skills of applying combat fighting techniques in cadets on the basis of improving the content of training in educational organizations of the Russian Interior Ministry / V M. Bychkov, V. L. Dementiev, D. A. Platonov // Bulletin of the Moscow University of the Russian Interior Ministry. 2015. № 7. P. 240-245.
3. Bychkov V M. The relationship of physical and mental fitness in the professional activity of a police officer // V. M. Bychkov, V. L. Dementiev, D. A. Platonov // Improvement of tactical training in martial arts: collection of scientific articles / ed. by prof. Yu. B. Kalashnikov. M. : Physical Training, 2015. P. 36-39.
4. Bychkov V. M. Methodology of teaching cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia techniques of disarming: dis. ... Cand. of pedagogical sciences: 13.00.04 / Bychkov Vadim Mikhailovich. M., 2018. 153 c.
5. Wolfowson B. L. Development of education in the modern world / B. L. Wolfowson // Pedagogy. 1996. № 6. C. 107.
6. Gershunsky B. S. Professional development as a continuous process / B. S. Gershunsky // Bulletin of Higher School. 1986. № 8. P. 3-6.
7. Krylova E. M. Perfection of a technique of initial preparation of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : autoref. dis. ... Cand. of pedagogical sciences: 13.00.08 / Kiylova Elena Mikhailovna. M., 2013. 21 c.
8. Medvedev I. M. Organization of professionalapplied physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : Cand. ped. sci. I. M. Medvedev. Volgograd, 1999. 165 c.
9. Organization of professional service and physical training in the internal affairs bodies : a training manual / Kosikovsky A.R. et al. M. : Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 124 c. ISBN 978-5-907187-16-0.
10. Slavko A. L., Koryshev I. A. Legal and physical components of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and Pedagogy of service activity. 2022. № 1. P. 152-155. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-152-155.
Информация об авторах
М. А. Ушаков - заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной Московского университета России имени В.Я. Кикотя;
B. М. Бычков - доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;
C. М. Бобовкин - доцент кафедры исследования документов учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидаю юридических наук.
Information about the authors
M. A. Ushakov - Deputy Head of the Department of Physical Training of the Special Education and Research Complex of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
V. M. Bychkov - assistant professor of the physical training department of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;
S. M. Bobovkin - Associate Professor of the Department of Document Examination of the Educational and Scientific Complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 30.09.2022; принята к публикации 29.11.2022.
The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 30.09.2022; accepted for publication 29.11.2022.
Педагогика. Под ред. А. А. Реана, Н. В. Сердюк; под общ. ред. В. Ф. Родина, Л. А. Казанцевой. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 463 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах.
Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.
308
Вестник экономической безопасности
№ 5/2022