Научная статья на тему 'Комплексное развитие скоростно-силовых способностей курсантов образовательных организаций МВД России к служебной деятельности в процессе физической подготовки'

Комплексное развитие скоростно-силовых способностей курсантов образовательных организаций МВД России к служебной деятельности в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / скоростно-силовые качества / курсанты / физическая подготовка / служебная деятельность / educational process / speed and strength qualities / cadets / physical training / official activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Филиппович Подлипняк, Дмитрий Александрович Лапин, Анвар Нагимович Тухфатуллин

Профессиональная и служебная деятельность сотрудников полиции предъявляет к ним высокие требования, что требует совершенствование форм и средств профессиональной подготовки, в том числе в образовательных организациях МВД России. Профессиональная подготовка обучающихся в образовательных организациях высшего образования системы МВД России, направлена в том числе на развитие профессионально-значимых качеств, двигательных умений и навыков при освоении учебной дисциплины «Физическая подготовка». В статье рассмотрены вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса обучающихся и специфика развития физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимым будущим специалистам ОВД при выполнении задач по силовому противодействию правонарушителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Филиппович Подлипняк, Дмитрий Александрович Лапин, Анвар Нагимович Тухфатуллин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive development of speed and strength abilities of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia for service activities in the process of physical training

The professional and service activities of police officers place high demands on them, which requires the improvement of forms and means of professional training, including in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional training of students in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia is aimed, among other things, at the development of professionally significant qualities, motor skills and skills in mastering the discipline "Physical training". The article discusses the issues of improving the educational and training process of students and the specifics of the development of physical qualities, motor skills and skills necessary for future specialists of the Department of Internal Affairs when performing tasks on forceful counteraction to offenders.

Текст научной работы на тему «Комплексное развитие скоростно-силовых способностей курсантов образовательных организаций МВД России к служебной деятельности в процессе физической подготовки»

Научная статья УДК 796.015

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-225-229 NIION: 2018-0077-4/21-084 MOSURED: 77/27-024-2021-04-283

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Комплексное развитие скоростно-силовых способностей курсантов образовательных организаций МВД России к служебной деятельности в процессе физической подготовки

Юрий Филиппович Подлипняк1, Дмитрий Александрович Лапин2, Анвар Нагимович Тухфатуллин3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Калининград, Россия, [email protected]

3 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия, [email protected]

Аннотация. Профессиональная и служебная деятельность сотрудников полиции предъявляет к ним высокие требования, что требует совершенствование форм и средств профессиональной подготовки, в том числе в образовательных организациях МВД России. Профессиональная подготовка обучающихся в образовательных организациях высшего образования системы МВД России, направлена в том числе на развитие профессионально-значимых качеств, двигательных умений и навыков при освоении учебной дисциплины «Физическая подготовка». В статье рассмотрены вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса обучающихся и специфика развития физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимым будущим специалистам ОВД при выполнении задач по силовому противодействию правонарушителям.

Ключевые слова: образовательный процесс, скоростно-силовые качества, курсанты, физическая подготовка, служебная деятельность

Для цитирования: Подлипняк Ю. Ф., Лапин Д. А., Тухфатуллин А. Н. Комплексное развитие скоростно-силовых способностей курсантов образовательных организаций МВД России к служебной деятельности в процессе физической подготовки // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 225-229. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2021 -4-225-229.

Original article

Comprehensive development of speed and strength abilities of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia for service activities in the process of physical training

Yuri F. Podlipnyak1, Dmitry A. Lapin2, Anvar N. Tukhfatullin3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kaliningrad, Russia, [email protected]

3 Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, casperstr@ mail.ru

Abstract. The professional and service activities of police officers place high demands on them, which requires the improvement of forms and means of professional training, including in educational organizations of the Ministry

© Подлипняк Ю. Ф., Лапин Д. А., Тухфатуллин А. Н., 2021

of Internal Affairs of Russia. Professional training of students in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia is aimed, among other things, at the development of professionally significant qualities, motor skills and skills in mastering the discipline "Physical training". The article discusses the issues of improving the educational and training process of students and the specifics of the development of physical qualities, motor skills and skills necessary for future specialists of the Department of Internal Affairs when performing tasks on forceful counteraction to offenders.

Keywords: educational process, speed and strength qualities, cadets, physical training, official activity

For citation: Podlipnyak Y. F., Lapin D. A., Tukhfatullin A. N. Comprehensive development of speed and strength abilities of cadets of educational organizations of the ministry of internal affairs of Russia for service activities in the process of physical training // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):225-229. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8X-2021 -4-225-229.

Профессиональная и служебная деятельность сотрудников полиции предъявляет к ним высокие требования. После выпуска из образовательных организаций системы МВД России сотрудники должны обладать всеми необходимыми профессиональными качествами и навыками, а также иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности [6]. Однако, в процессе практической деятельности показатели значительно снижаются, зачастую это объясняется отсутствием достаточного времени для поддержания своей физической формы.

Развитие и совершенствование скоростно-сило-вых качеств курсантов осуществляется средствами профессионально-прикладной физической подготовки.

Для успешного противоборства с правонарушителями особенно важна своевременность принятия решения по пресечению противоправного деяния, когда вограниченное время сотрудник должен, его предотвратить, используя физическую силу.

Поэтому актуальным остается вопрос совершенствования скоростно-силовых качеств курсантов, способствующих адекватнымзащитным и атакующим действиямв складывающихся ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции.

Повышение качества образовательного процесса неразрывно связанос разработкой и внедрением новыхсредств и методов, которые будут основаны на соответствии двигательных заданий условиям оперативно-служебной деятельности [5].

Целевое изменение средств, методов физической подготовки, а также форм организации двигательной деятельности курсантов направлено на достижение планируемого уровня подготовленности^].

Построение занятий по физической подготовке в системе образовательных организаций МВД России основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки [2]. В процессе физической подготовки курсантов целесообразно использовать метод интервального упражнения.

В скоростно-силовую подготовку необходимо включать развитие способностей сотрудников пре-

одолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, так как существует взаимосвязь между специальной скоростно-силовой и технической подготовкой. Для сотрудника МВД России важным является не только высокий уровень физической подготовленности и профессиональных умений и навыков, но и способность к своевременному проявлению взрывных усилий.

Так, например, М. А. Годик установил три показателя быстроты и взрывных усилий, к которым он относитлатентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частоту движений [3].

Развитие и совершенствование скоростно-сило-вых качеств тесно связано с соотношением применяемых методов и структурой комплекса используемых упражнений.

Главным вопросом нашей статьи является совершенствование скоростно-силовых качеств, а также адаптивных способностей курсантов старших курсов к физическим нагрузкам, необходимых в условиях практической деятельности сотрудника полиции посредством использования разработанного комплекса упражнений с элементами выполнения боевых приемов борьбы в подготовительной части занятия по дисциплине «Физическая подготовка».

Как указывал в своей работе Чушанков Ю. А., адекватность в действиях связана с подбором упражнений, нормированием нагрузки в двигательных заданиях, проявлением физической активности как соответствие целевой задаче достижения планируемого уровня подготовленности, проявляемого в модельной двигательной деятельности сотрудника полиции в условиях принятия экстремальных двигательных решений в постоянно меняющейся обстановке [4].

В Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России на занятия по дисциплине «Физическая подготовка»для старших курсов в подготовительной части введен комплекс упражнений в режиме интервальной тренировки. Комплекс включает в себя физические упражнения с элементами из раздела боевых приемов борьбы.

Предложенные комплексы упражнений вводятся в первую часть занятия в качестве специальной разминки.

Комплекс упражнений включает в себя 3-5 кругов по 10 упражнений в каждом. Преподаватель имеет возможность дополнять и изменять предложенные упражнения, в зависимости от уровня профессиональных умений курсантов в группе. Выполнение отдельно взятого упражнения нормируется 1 0 секундами. Упражнения представляют собой сочетание силовых и сложно-координационных упражнений ивыполняются самостоятельно, либо в парах.

Одним из ключевых моментов в возможности применения предлагаемого комплекса является учет индивидуального физического состояния, веса и пола курсанта. Упражнения выполняются с максимальным количеством повторений за выделенный интервал времени каждым из курсантов в паре поочередно.

Преподаватель в процессе выполнения комплекса контролирует технику выполнения упражнения, рекомендует темп работы для каждого курсанта в зависимости от состояния, проводит контроль самочувствия.

После выполнения комплекса у курсантов измеряется частота сердечных сокращений, после чего преподаватель дает упражнения на восстановление дыхания и упражнения на расслабление мышц (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс упражнений на совершенствование скоростно-силовых качеств без использования

отягощений

Упражнения 1 круга

№ название примечание

1 Бег вперед, спиной назад Выполняется в 4-6 шагов

2 Пресс Лежа на спине, руки согнуты в локтях кулаки в области ушей, ноги согнуты в коленях, пятки касаются пола, одновременный подъем корпуса и ног и с касанием локтями середины бедра

3 Уклон с блоком от прямых ударов Удары наносятся ассистентом поочередно правой и левой рукой, в область головы

4 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Классическое положение рук на ширине плеч

5 Упор-присед Выполняется с фиксацией рук на полу

6 Уход от захвата за горло спереди Обозначение расслабляющего удара обязательно и первоначальные действия по задержанию

7 Приседания Выполняются в классическом виде с глубоким седом

8 Переход с бедра на бедро В положении сидя на коленях, руки прижаты к полу, касаемся пола правым, затем левым бедром поочередно

9 «Бабочка» в паре Из положения стоя один партнер держит захват за предплечья сверху, с одновременным разведением ног в стороны и выполняется разведение рук в сторону. При выполнении упражнения оба партнера создает сопротивление

10 Бег на месте После дополнительной команды в 4-6 шагов выполняется 10 «отжиманий»

Упражнения 2 круга

№ название примечание

1 Бег приставными шагами Выполняется вправо-влево по 4-6 шагов с касанием рукой пола

2 Пресс (скручивания) Лежа на спине руки согнуты в локтях, ноги согнуты в коленях, скручивание корпуса с касанием локтем противоположного бедра

3 Выведение из равновесия к броску «задняя подножка» Выполняется сразу из захвата

4 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа с касанием плеча Выполняется с поочередным касанием рукой противоположного плеча после каждого «отжимания»

5 Выпрыгивания вверх из положения приседа Исходное положение из приседа- выполняется с возвращением в положение упор-лежа, с небольшим прогибанием в спине

6 Подвороты на бросок через плечо Ассистент поднимает руки вперед перед собой, партнер без захвата выполняет двигательные действия ногами и руками вправо и влево, имитируя под-ворот на бросок

7 Выпрыгивания вверх Выполняется из положения приседа с отрывом ног от пола, выпрямлением ног в коленях, разворотом на 180 градусов в прыжке

8 Освобождение от захвата за запястья Выполняется с расслабляющим ударом и первоначальными действиями к задержанию

9 «Бабочка» в паре Из положения стоя один партнер держит захват за предплечья сверху, с одновременным разведением ног в стороны и выполняется разведение рук в сторону. При выполнении упражнения оба партнера создает сопротивление

10 Бег на месте После дополнительной команды в 4-6 шаговвыполняется 10 раз пресс

Упражнения 3 круг

№ название примечание

1 Челночный бег Выполняется с ускорением в 4-6 шагов с разворотом и касанием пола рукой

2 Пресс «ноги на весу» Пресс из положения лежа на спине, ноги подняты вверх прямые в коленях, локти прижаты к полу, отрывая лопатки от пола коснуться до носков и вернуться в исходное положение

3 Нырок от бокового удара в голову Ассистент выполняет удары поочередно правой и левой рукой

4 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Выполняется два «отжимания», затем переворот с прижатыми локтями на 360 градусов и повторением «отжиманий». Аналогично в обратную сторону

5 Упор-присед Выполняется с выпрыгиванием и разворотом на 180 градусов

6 Выведение из равновесия для броска сбивание за две ноги Выполняется проведение подготовительной части броска за две ноги спереди, с отрывом ассистента от пола.

7 Поочередные прыжки с приседанием Поочередные прыжки с приседанием на одну ногу попеременно

8 Уход от прямого удара ногой в живот Выполняется в сторону спины ассистента с блокирующим движением

9 «Бабочка» Из положения стоя ноги вместе руки прижаты к бедрам прыжки с одновременным разведением ног в стороны и выполнением касания ладоней над го-ловой.Выполняется каждым курсантом самостоятельно

10 Бег на месте После дополнительной команды в 4-6 шагов выполняется 10 прыжков вверх из положения приседа

При использовании метода интервального упражнения на учебных занятиях, преподаватель имеет возможность корректировать интервал работы и отдыха, интенсивность выполнения упражнения.

К преимуществам описанного комплекса можно отнести возможностьюего использования практически в любых условиях, поддержанием высокой плотности занятия, использованием индивидуального подхода к каждому курсанту, контроля за их утомляемостью во время выполнения упражнений.

На наш взгляд внедрение предложенного комплекса упражнений на занятия по физической подготовке способствует проявлению максимальных усилий для образования координационных связей у курсантов, позволяющих повысить эффективность атакующих и защитных тактико-технических действий необходимых в экстремальных ситуациях практической деятельности, связанных с внезапным применением физической силы.

Поэтому необходимо разрабатывать и использовать новые комплексы упражнений с использованием методов спортивной тренировки, что позволит оптимизировать профессиональную подготовку будущих специалистов ОВД и улучшить качество учебных занятиях дисциплины «Физическая подготовка».

Библиографический список

1. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД

России / [И .С. Барчуков и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 с.

2. Герасимов, И. В. Совершенствование адаптивных возможностей курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России средствами физической подготовки / И. В. Герасимов // Наука и практика. Орел : ОрЮИ МВД России. 2008. № 2 (35). С. 77-79.

3. Годик, М. А. Контроль в процессе спортивной тренировки / М. А. Годик. М. : Фис, 2005. 150 с.

4. Чушанков, Ю. А. К вопросу о совершенствовании силовых качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России (научная статья) Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сборник материалов VI межвузовской конференции / Ю. А. Чушанков, Д. А. Лапин ; под общ. ред. Л. И. Тимошенко, С. Н. Кашина. 2013. С. 74-76.

5. Чушанков, Ю. А. Использование активных форм обучения на занятиях по физической подготовке / Ю. А. Чушанков, Д. А. Лапин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 150-152.

6. Александров, М. С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов образовательных организаций МВД России / М. С. Александров, М. А. Ушаков, Ю. В. Чуманов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 49-55.

Bibliographic list

1. Barchukov, I. S. Physical culture and physical training: textbook for university students, cadets and students of educational institutions of higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia / [I. S. Barchukov et al.]. M. : UNITY-DANA, 2017. 431 p.

2. Gerasimov, I. V. Improving the adaptive capabilities of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of physical training / I. V. Gerasimov // Science and Practice. Oryol : ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. No. 2 (35). pp. 77-79.

3. Godik, M. A. Control in the process of sports training / M. A. Godik. M. : Fis, 2005. 150 p.

4. Chushankov, Yu. A. On the issue of improving the strength qualities of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (scientific article) Scientific and methodological problems of training instructor-pedagogical personnel in combat and physical training for internal affairs bodies: A collection of materials of the VI interuniversity conference /

Yu. A. Chushankov, D. A. Lapin ; under the general editorship of L. I. Timoshenko, S. N. Kashin. 2013. pp. 74-76.

5. Chushankov, Yu. A. The use of active forms of education in physical training classes / Yu. A. Chushankov, D. A. Lapin // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1 (43). pp. 150-152.

6. Alexandrov, M. S. Psychological and pedagogical aspects of the formation of readiness for the use of physical force and combat techniques of wrestling among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / M. S. Alexandrov, M. A. Ushakov, Yu. V. Chumanov // Psychology and pedagogy of official activity. 2019. No. 2. pp. 49-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Ю. Ф. Подлипняк - доктор педагогических наук, профессор;

Д. А. Лапин - старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки;

А. Н. Тухфатуллин - старший преподаватель кафедры огневой подготовки юридического факультета.

Information about the authors

Y. F. Podlipnyak - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

D. A. Lapin - Senior Lecturer of the Department of Tactical, Special, Fire and Physical Training;

A. N. Tukhfatullin - Senior Lecturer of the Department of Fire Training of the Faculty of Law.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Судейская этика

Учсшгнк

Вгорое

Судейская этика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 255 с.

В соответствии со структурой курса и основными категориями этики в учебнике раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики судьи. Выделяются ее специфика, нравственные аспекты назначения российского уголовного процесса и его принципов, институтов уголовно-процессуального доказывания и мер уголовно-процессуального принуждения, нравственные основы судебных стадий уголовного процесса, а также вопросы культуры уголовно-процессуальной деятельности. Значительное внимание уделено истории развития нравственно-правовых идей в процессе становления и развития отечественного судопроизводства, нравственно-психологическим требованиям, предъявляемым к работникам судебной системы.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность», а также для всех интересующихся данной темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.