3 этап (подготовка по специальности)
- развитие способности обучаемых к решению вновь поступающих двигательных задач в нестандартных условиях.
Специально направленные содержание и методика программы физической подготовки учебного центра на всех этапах становления военного специалиста обеспечит успешное освоение военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1973. - URL : http://www.bio.bsu.by/phha/downloads/anohin_obscaia_teoria_fs.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : дис. ... д-ра психол. наук / Марищук В. Л. - Л., 1982. - 330 с.
4. Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения адаптации к физическим нагрузка / Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон // Очерки по теории физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - С. 224-241.
5. Миронов, В.В. Пашута В. Л. Актуальные проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : монография / В.В. Миронов, В. Л. Пашута / Воен. ин-т. физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2010. - 297 с.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1973), Fundamental questions of the general theory of functional systems, Nauka, Moscow, available at: http://www.bio.bsu.by/phha/downloads/anohin_obscaia_teoria_fs.pdf.
2. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.
3. Marishchuk, V.L. (1982), Psychological foundations of the formation ofprofessionally significant qualities, dissertation, Military Institute of physical culture, Leningrad.
4. Matveev, L.P., and Meerson F.Z. (1984), "The principles of the theory of training and the current position of adaptation to physical activity", Essays on the theory of physical education edited, Physical education and sport, Moscow, pp. 224-241.
5. Mironov, V.V. and Pashuta V.L. (2010), Actual problems ofthe theory and methodology ofphys-ical education, sports training health-improving and adaptive physical education, Military Institute of physical culture, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.12.2019
УДК 796.011.3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская
академия Министерства внутренних дел России; Елена Геннадьевна Прыткова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный технический
университет
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России. Актуальность совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел связано с успешным решением служебных задач, решение которых напрямую зависят от уровня их физической, психологической подготовки и выработанных специальных профессионально-прикладных двигательных умений и навыков. Выявлена и обоснована необходимость совершенствование профессиональной плавательной подготовки курсантов в нестандартных условиях. Авторами рекомендуется необходимость включения в
физическую подготовку курсантов специальных комплексов упражнений, а также моделирование и отработки различных ситуаций в условиях водной среды, которые могут возникать при осуществлении профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионально-прикладная подготовка, прикладное плавание, курсанты, профессиональные навыки и умения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.234-237
WAYS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Denis Gennadyevich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Elena Genna-dyevna Prytkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state technical University
Abstract
This article discusses the problems of the professional and applied physical training of the cadets and students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia. The relevance of improving the professional training of the employees of internal Affairs bodies is associated with the successful solution of the service tasks, the solution of which directly depends on the level of their physical, psychological training and developed special professorial and applied motor skills. The necessity in improvement of professional swimming training of the cadets in non-standard conditions is revealed and proved. The authors recommend the need to include the special sets of exercises in the physical training of cadets, as well as modeling and development of various situations in the aquatic environment, which may arise in the implementation of the professional activities.
Keywords: professional-applied training, applied freely, cadets, professional skills.
В настоящее время наблюдается тенденция роста уровня требований к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [1]. Рост таких требований вызван развитием научно-технического прогресса, который хоть и направлен на повышение благополучия общества, но также и способствует возникновению новых угроз безопасности людей, новых видов и способов совершенствования преступления [5].
Высокие требования к прикладной физической подготовленности полицейских определяет их служебная деятельность, связанная с предварительным, подчас длительным поиском правонарушителя, затем быстрым преследованием его и при необходимости силового задержания. Решающее значение при этом имеет не только общее физическое развитие сотрудника, а целенаправленное формирование отдельных профессионально важных физических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных двигательных действий, в том числе совершенствования общей выносливости, силовых, скоростно-силовых качеств, специальной работоспособности [4].
Часто реальный поединок начинается с того, что нападающий захватывает соперника за одежду, корпус, конечности или волосы, получая, таким образом, тактическое преимущество: крепкий захват уменьшает возможность свободного маневрирования. Обхваты и захваты, проводимые нападавшим, опасны также тем, что они сковывают действия работника полиции и не дают возможности защищаться от нападения.
Приемы освобождения от обхватов и захватов целесообразно проводить быстро, так как быстрота и внезапность ответных действий в этот период приобретают решающее значение [4]. В то же время практика показывает, что все чаще возникают ситуации, когда сотруднику полиции приходиться демонстрировать свои умения и навыки в нестандартных и подчас опасных ситуациях, к таковым относятся, в частности, противоборство с преступниками в условиях водной среды, где ударная тактика и защита затруднена.
Одной из составных частей профессионально-прикладной физической подготовки является - прикладное плавание. Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач, таких как оказание помощи тонущему, переправы вплавь, доставание со дна и буксировки каких-либо предметов и т.п. [2].
Задачей нашего исследования является обоснование использования средств плавательной подготовки курсантов МВД России с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности. С данной целью были проанализированы учебные программы образовательных организаций системы МВД России по разделу плавательная подготовка.
Анализ программ показал, что основными учебными вопросами по плавательной подготовке курсантов являются: обучение и совершенствование спортивных способов плавания; стартов, поворотов; обучение разновидностям прикладного плавания; спасание и транспортировка тонущего; плавание в одежде и переправы вплавь [2].
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время существует множество способов освобождения от захватов в условиях водной среды. Если полицейскому не удается избежать захватов преступником, необходимо применить соответствующие приемы для освобождения от захвата [6]. В тоже время анализируя технические действий, например игроков в водное поло можно выделить сходные действия с сотрудниками органов внутренних дел при задержании правонарушителей в условиях водной среды. Включая данные приемы в физическую подготовку курсантов в значительной мере может повысить эффективность возможных действий при выполнении служебных обязанностей. Примерная характеристика технических действий в условиях водной среды представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ технических действий в воде
Специальные приемы в водном поло Описание и техника выполнения Применение при задержании
Плавание на месте И. П. - полугоризонтальное положение туловища, плечи и голова приподняты, руки согнуты в локтях. Выполняются опорно-поддерживающие плавательные движения руками и одновременно - попеременные движения ногами; акцентируются усилия, прилагаемые сверху вниз Оценка обстановки, выбор способа задержания, исходное положение для проведения защитно-атакующих действий.
«Ходьба» в воде И.П. - вертикальное положение туловища. Ноги выполняют попеременные или одновременные опорные движения, как при плавании способом брасс, руки - поддерживающие плавательные движения или же приподнимаются над водой. Выбор оптимального положения и дистанции для задержания, возможность продвигаться в любом направлении
Приподнимание И. П. - вертикальное положение туловища, руки согнуты в локтях, ноги - коленных и тазобедренных суставах. Выполняется интенсивными укороченными поочередными опорными движениями ногами и веерообразными одновременными движениями руками; усилия направляются сверху вниз Обеспечивает устойчивое опорное положение туловища при защитных действиях.
Выпрыгивание И.П. - туловище находится в горизонтальном или близком к нему положении. Выполняется за счет одновременного энергичного опорно-гребкового движения ногами и руками сверху вниз и головой вверх-назад Используется для защитных действий (при постановке блока), перехвата, расслабляющего удара
Остановка в воде Осуществляется туловищем, ногами, руками, для чего их располагают так, чтобы увеличить силу сопротивления встречного потока воды. Предшествует изменению направления движения, подготовка активных защитно-атакующий действий
Отвал на спину Под влиянием махового движения головой, усиленного аналогичным движением руками вверх-назад. Разрыв дистанции, переход от защитных к атакующим действиям
Поворот в движении Комплекс слитных действий - остановка и группировка, вращение в нужную сторону и движение в желаемом направлении Уход с линии атаки, выбор оптимального положения для проведения приемов
Таким образом, совершенствование профессиональной плавательной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД РФ будет способствовать решению главной задачи в образовательных учреждениях силовых ведомств - это подготовка будущих сотрудников к эффективным и надежным действиям в любых и нестандартных ситуациях служебной деятельности при задержании правонарушителей в воде, помощи тонущим и других, а это в свою очередь скажется на успешности их профессиональной деятельности по обеспечению безопасности населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, Н.А. Особенности профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России в формировании навыков боевых приемов борьбы / Н.А. Алексеев, Н.Б. Кутергин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - № 1-2. - 2015. - С. 45-48.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обучения прикладному плаванию курсантов образовательных организаций силовых структур с использованием методики замещения гидрогенных ло-комоций / Болотин А.Э., Дзюба А.С., Грачев К. А. // Вестник Краснодарского университета МВД России. - № 2 (36). - 2017. - С. 227-231.
3. Овчинников, В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Овчинников, В.А. - Волгоград, 2012. - 55 с.
4. Попов, А. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Попов, А.Г. - Волгоград, 2009. - 23 с.
5. Сидоров, С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоров, С.Г. - Челябинск, 1998. - 24 с.
6. Овечкин, Д.Г. Противоборство сотрудника полиции с преступником в воде / Д.Г. Овеч-кин, В.В. Крючков // Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва в плавании и других видах водного спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Волгоград, 2014. - С. 92-94.
REFERENCES
1. Alekseev, N.A. and Kutergin, N.B. (2015), "Features of professional training of cadets of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia in formation of skills of fighting receptions of fight", Current humanities and natural sciences, No. 1-2, pp. 45-48.
2. Bolotin, A.E., Dzyuba, A.S. and Grachev, K.A. (2017) " Pedagogical model of teaching applied swimming to cadets of educational organizations of power structures using the method of replacement of hydrogenic locomotives", Herald of the Krasnodar University of the Russian Interior Ministry, Vol. 36, No. 2, pp.227-231.
3. Ovchinikov, V.A. (2012), System offormation ofprofessional and applied physical culture of cadets and students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, dissertation, Volgograd.
4. Popov, A.G. (2009), Professionally-applied physical training of cadets of higher military educational institutions on the basis of modeling of conditions offighting activity, dissertation, Volgograd.
5. Sidorov, S.G. (1998), Formation of service and applied physical fitness of students of the Ministry of internal Affairs of Russia, dissertation, Chelyabinsk.
6. Ovechkin, D.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Confrontation police officer with criminals in the water", Topical issues of training of highly qualified athletes and sports reserve in swimming and other types of water sports: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Volgograd, pp. 92-94.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2019