Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

Цель исследования - обосновать необходимость изменения и улучшения организации физической подготовки курсантов - будущих полицейских. В статье рассмотрены проблемы организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России, предложены пути их решения. Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогических условий, позволяющих совершенствовать физическую подготовку сотрудников полиции с учетом стоящих перед ними задач оперативно-служебной деятельности. В результате показано, что физическая подготовка, реализуемая в образовательных организациях МВД России, должна быть направлена не просто на формирование у обучающихся определенного комплекса двигательных навыков, предусмотренных программой обучения, но и формировать необходимую мотивацию для самостоятельного физического развития курсантов, вырабатывать внутреннюю потребность в здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING ORGANISATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The study aims to substantiate the need to change and improve physical training organisation for cadets - future police officers. The paper considers the issues of physical training organisation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, suggests ways to solve them. Scientific novelty of the study lies in identifying pedagogical conditions that make it possible to improve the physical training of police officers, taking into account the tasks of operational and official activities facing them. As a result, it has been shown that physical training implemented in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should not just be aimed at the formation of a certain set of motor skills outlined in the training programme, but also form the necessary motivation for cadets’ independent physical development, cultivate an internal need for a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 5. С. 557-560 | 2022. Volume 7. Issue 5. P. 557-560

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Организация физической подготовки

в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел России

Петров К. Н.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость изменения и улучшения организации физической подготовки курсантов - будущих полицейских. В статье рассмотрены проблемы организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России, предложены пути их решения. Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогических условий, позволяющих совершенствовать физическую подготовку сотрудников полиции с учетом стоящих перед ними задач оперативно-служебной деятельности. В результате показано, что физическая подготовка, реализуемая в образовательных организациях МВД России, должна быть направлена не просто на формирование у обучающихся определенного комплекса двигательных навыков, предусмотренных программой обучения, но и формировать необходимую мотивацию для самостоятельного физического развития курсантов, вырабатывать внутреннюю потребность в здоровом образе жизни.

EN

Physical Training Organisation

in Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Petrov K. N.

Abstract. The study aims to substantiate the need to change and improve physical training organisation for cadets - future police officers. The paper considers the issues of physical training organisation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, suggests ways to solve them. Scientific novelty of the study lies in identifying pedagogical conditions that make it possible to improve the physical training of police officers, taking into account the tasks of operational and official activities facing them As a result, it has been shown that physical training implemented in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should not just be aimed at the formation of a certain set of motor skills outlined in the training programme, but also form the necessary motivation for cadets' independent physical development, cultivate an internal need for a healthy lifestyle.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что физическая подготовленность полицейского, должная степень развития определенных физических качеств являются основным компонентом успешного решения служебно-оперативных задач. Неуклонный качественный и количественный рост преступности детерминирует необходимость повышения уровня физической подготовленности сотрудников полиции и эффективной правоохранительной деятельности. Современный криминалитет в своем арсенале нередко использует насильственные методы совершения преступлений (физическую силу, огнестрельное оружие), поэтому недооценка значимости физической подготовленности личного состава органов полиции на практике приводит к неоправданно высоким людским потерям (Карданов, 2021, с. 96-97). Очевидно, что в ходе осуществления служебной деятельности сотрудники полиции подвергаются высоким психофизиологическим нагрузкам, сталкиваются с реальной угрозой физического насилия и одновременно должны быть готовы сами применить физическую силу в установленных законодательством случаях. Преодоление указанных проблем лежит в плоскости совершенствования навыков применения физической силы и боевых приемов борьбы, поскольку в экстремальных ситуациях сотрудники правопорядка нередко теряют самообладание и способность критически оценить обстановку, что негативно отражается на эффективности пресечения правонарушения. В этой связи физическая подготовка является одной из ключевых компетенций, приобретаемых будущим сотрудником полиции в ходе профессионального обучения. В дальнейшем эта компетенция должна поддерживаться и развиваться в процессе служебной подготовки работников правопорядка.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220087

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать проблемы современного состояния организации физической подготовки в образовательных организациях МВД;

- выдвинуть предложения по совершенствованию системы физической подготовки будущих полицейских.

Повышение качества образовательной среды вузов системы МВД, в том числе поиск путей совершенствования педагогических условий, позволяющих эффективно формировать мотивационно-волевые качества личности обучаемых, а также разработка и внедрение инновационных педагогических технологий являются актуальными направлениями исследований отечественной педагогической науки (Калиниченко, Зиборов, Яр-мак, 2019, с. 362-366; Маркелов, 2019, с. 68-71; Плешивцев, 2020, с. 294-297; Рямова, Розенфельд, 2019, с. 283-287; Хуснетдинов, 2020, с. 141-145). В последние годы педагогические аспекты, связанные с совершенствованием физической подготовки сотрудников полиции, неоднократно становились предметом научных исследований как в России, так и за рубежом (Афов, 2020, с. 126-128; Губжоков, 2021, с. 139-143; Крымшокалов, 2021, с. 82-86; Моськин, 2021, с. 28-34; Синянский, Каленик, Афиногенов, 2020, с. 152-154; Черкесов, 2021, с. 230-232; Хажи-роков, 2021, с. 110-112; Frost, 1997, c. 330-334; Shafer, 1997, c. 23-25). Данные научные разработки составили теоретическую базу нашего исследования.

В рамках исследования с опорой на эмпирический опыт и имеющиеся теоретические разработки выполнялась задача определения комплекса педагогических условий, направленных на формирование у сотрудников полиции компетенций в сфере физической культуры и поддержания их в процессе дальнейшей оперативно-служебной деятельности. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных.

Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применения выявленных педагогических условий, направленных на формирование у сотрудников полиции компетенций в сфере физической культуры, в образовательной деятельности учебных организаций системы МВД России, служебной подготовке территориальных органов и самостоятельной подготовке сотрудников полиции.

Основная часть

Физическая подготовка в ведомственных учебных заведениях МВД направлена на формирование необходимых физических качеств обучающихся и является важнейшей составляющей системы всего образовательного процесса профессиональной подготовки полицейских. Курсанты и слушатели учебных заведений МВД имеют уникальную возможность получить необходимые знания, умения и навыки и, что немаловажно, освоить здоровьесберегающие технологии, направленные на совершенствование различных компетенций физической подготовленности в рамках государственной системы образования. Сотрудник полиции, обладающий хорошим здоровьем, а также высоким уровнем физической и эмоциональной подготовленности, способен принять в сложной оперативной ситуации правильное решение, способствующее успешному выполнению служебных задач (Хажироков, 2021, с. 111). Полицейские, пренебрегающие физической подготовкой, лишают себя возможности совершенствовать свои эмоционально-волевые качества, повышать умственную и физическую работоспособность.

Физическая подготовка, реализуемая в образовательных организациях МВД России, носит целенаправленный характер, состоящий в формировании у рядового и начальствующего состава физической и психологической готовности к успешному выполнению оперативных и служебно-боевых задач, а также к умелому применению физической силы, специальных средств и боевых приемов борьбы в процессе пресечения преступлений. На учебно-тренировочных занятиях сотрудники: вырабатывают сознательное отношение к систематической физической нагрузке и занятиям спортом как основному средству достижения профессионального совершенствования; формируют теоретические знания и практические умения поддержания высокого уровня работоспособности, а также профессионально значимые физические качества, в том числе силу, быстроту, ловкость, гибкость и выносливость; тренируют и совершенствуют навыки применения боевых приемов борьбы и решают двигательные задачи, направленные на успешное пресечение правонарушений (Крымшокалов, 2021, с. 85; Моськин, 2021, с. 29, 31-32).

На учебно-тренировочных занятиях у сотрудников полиции кроме физических качеств совершенствуются также психофизические показатели и готовность к различным экстремальным ситуациям. Большую роль в данном процессе играют преподаватели (инструкторы и тренеры), перед которыми в качестве основной задачи ставится соединение всех элементов обучения в единую систему. На основании собственного педагогического опыта хотим отметить, что не очень большой процент обучающихся в стенах образовательных организаций МВД России завершают освоение дисциплины «Физическая подготовка» с высоким уровнем владения физической силой и боевыми приемами борьбы, а тем более навыками эффективного их применения в экстремальных ситуациях.

При этом следует подчеркнуть, что учебно-тренировочный процесс строится в соответствии с требованиями ведомства и образовательных стандартов последнего поколения, на основе которых разрабатываются календарно-тематические планы согласно уровню подготовки и эффективным формам и методам организации занятий. Проблема, на наш взгляд, кроется в недостаточной трудоемкости дисциплины «Физическая подготовка» (согласно рабочей программе, в неделю проводится 2 учебно-тренировочных занятия с перерывами в 3-4 дня между отдельными занятиями), что негативно отражается на общем уровне подготовленности

Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Том 7. Выпуск 5

559

обучающихся, о чем свидетельствует низкий уровень двигательной памяти. Исключение составляет контингент обучающихся, обладающий высоким уровнем обучаемости.

Говоря о таком важном разделе физической подготовки, как «Боевые приемы борьбы», следует учитывать, что освоение любого двигательного навыка происходит посредством трех этапов: ознакомления, разучивания, тренировки. А, как нам известно, переход от разучивания к тренировке носит затяжной характер, что и является проблемой, поскольку занятия проводятся с большим разрывом и нарушается один из главных признаков освоения двигательного действия - систематичность. В результате этап разучивания двигательного действия затягивается и в планируемые сроки не удается перейти к этапу тренировки, поэтому разучивание считается законченным, когда тренирующиеся могут воспроизвести прием в целостном виде без технических погрешностей в его исполнении (Черкесов, 2021, с. 230-231; Губжоков, 2021, с. 141-142).

Таким образом, недостатком формального подхода к реализации плановых мероприятий по повышению физической подготовленности полицейских в ведомственных учебных заведениях является выполнение контрольных нормативов учебной программы, а не комплексное физическое развитие самих обучающихся.

Отметим также, что полицейские, выполняющие служебные задачи, находятся в различных условиях профессиональной деятельности, поэтому требования к их физической подготовленности и достигнутый при этом уровень развития функционального состояния, определяющий напрямую состояние здоровья, в большей степени будут зависеть от выработанной в процессе обучения мотивационной составляющей систематичности и последовательности занятий физическими упражнениями.

Достижение качественного уровня физической подготовленности предполагает овладение будущим полицейским в процессе профессионального обучения необходимыми знаниями, умениями и навыками здо-ровьесбережения. Данному направлению отдается приоритет в современных образовательных организациях системы МВД (Каленик, 2018, с. 91-93). Отметим, что успех организации физической подготовки с общеукрепляющей и здоровьесберегающей направленностью в существенной мере обусловлен качеством проведения занятий преподавателем. Так, для молодых преподавателей представляет определенную трудность процедура соблюдения необходимых организационно-методических требований к проведению занятий.

В концептуальных аспектах физической подготовки ключевое внимание должно быть уделено её образовательной и методической направленности, то есть формированию у будущих полицейских системы физкультурного и гигиенического опыта в организации процесса самоподготовки как обязательного элемента и направления жизни военнослужащих. Современные инновационные педагогические подходы к организации физической подготовки предполагают закрепление у обучающихся основанной на глубоких личностных убеждениях мотивации и потребности в освоении здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, представляется возможным выделить следующие принципы организации физической подготовки в ведомственных учебных заведениях МВД:

- ориентация на физическую активность, реализацию в повседневной жизни принципов здоровьесбере-гающих технологий, этические и эстетические нормы;

- совместная творческая активность преподавателя и обучающихся;

- применение единого комплекса обучения, включающего различные компоненты интеллектуального и практического характера в профессиональном образовании для формирования у обучающихся правильного отношения к физическому развитию.

Создание вышеуказанных педагогических условий для организации физической подготовки в учебных заведениях МВД России требует внедрения современных, инновационных подходов к преподаванию дисциплин «Физическая подготовка» и «Общефизическая подготовка», а также наличия качественных научно-педагогических кадров. Также для реализации данных условий необходимо провести корректировку базового программного обеспечения вышеуказанных учебных дисциплин.

Кроме того, необходимо также соблюсти ряд педагогических условий организации физкультурно-спор-тивной деятельности в образовательных учреждениях системы МВД:

- приблизить содержательную часть физической подготовки к индивидуальным потребностям конкретного обучаемого с учетом уровня развития его физических навыков и будущей профессиональной специализации;

- обеспечить совпадение личностных, профессиональных интересов обучаемого и формальных требований к овладению курсом дисциплин «Физическая подготовка» и «Общефизическая подготовка»;

- обеспечить развитие личностной мотивации обучаемых к овладению технологиями здоровьесбережения, ответственности за свое здоровье и уровень физической подготовленности.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Содержание программного обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях МВД должно отвечать главной концептуальной идее: формированию устойчивой мотивации к укреплению здоровья обучающихся и достижению нового качественного уровня физической подготовленности будущих полицейских. Количество учебных занятий по физической подготовке и уровень их проведения не могут полностью решить задачу формирования необходимых силовых, скоростных и иных качеств будущих полицейских. Однако такие занятия должны заложить необходимую мотивацию для самостоятельного физического развития курсантов, сформировать у них внутреннюю потребность к здоровому образу жизни.

Педагогические условия организации физической подготовки обучающихся в образовательных учреждениях МВД предполагают создание и использование программ с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся и специфики материально-технической базы образовательной организации.

Перспектива дальнейшего исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций по организации занятий по физической подготовке курсантов в образовательных учреждениях МВД с целью соблюдения выявленных педагогических условий для успешного развития физических навыков в рамках первоначальной подготовки полицейских.

Источники | References

1. Афов А. Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1.

2. Губжоков А. Х. Формирование двигательных навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2.

3. Каленик Р. С. Уровень валеологической компетентности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22).

4. Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Ярмак К. В. Совершенствование электронной информационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.

5. Карданов А. А. Готовность к силовому задержанию правонарушителя: современные требования к подготовке сотрудника полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5.

6. Крымшокалов А. З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5.

7. Маркелов Н. Н. Социокультурная среда образовательной организации МВД России как фактор формирования профессионально-личностных качеств курсантов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 3.

8. Моськин С. А. Роль физической подготовки в образовательных организациях Министерства внутренних дел России // Автономия личности. 2021. № 1 (24).

9. Плешивцев А. Ю. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в различных условиях внешней среды // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185).

10. Рямова К. А., Розенфельд А. С. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169).

11. Синянский В. А., Каленик Р. С., Афиногенов Т. П. Профессиональная подготовка полицейского в зарубежных странах, передовой опыт, современные технологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30).

12. Хажироков В. А. Место и роль дисциплины «Физическая подготовка» в формировании профессионально важных качеств у слушателей образовательных организаций МВД России // Культура физическая и здоровье. 2021. № 2 (78).

13. Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 3.

14. Черкесов Р. М. Эффективность обучения навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1.

15. Frost T. B. The Case for International Police Cooperation on Training Issues // Janes Intelligence Review. 1997. No. 7.

16. Shafer K. H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. 1997. Vol. 64. Iss. 11.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Петров Константин Николаевич1, к. техн. н., доц.

1 Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал Petrov Konstantin Nikolayevich1, PhD

1 Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vladivostok branch

1 kostik_petrov_68@bk.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.05.2022; опубликовано (published): 24.06.2022.

Ключевые слова (keywords): физическая подготовка; образовательные учреждения МВД России; профессиональная подготовка; будущий сотрудник полиции; двигательные навыки; физическое развитие курсантов; physical training; educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia; professional training; future police officer; motor skills; physical development of cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.