Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боевые приемы борьбы / сотрудник полиции / двигательный навык / fighting techniques / police officer / motor skill

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радмир Мухаметбиевич Черкесов

Статья посвящена вопросам эффективного обучения навыкам применения боевых приемов борьбы сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радмир Мухаметбиевич Черкесов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article is devoted to the issues of effective training in the use of combat techniques of police officers in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 378 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-230-232

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Радмир Мухаметбиевич ЧЕРКЕСОВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективного обучения навыкам применения боевых приемов борьбы сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы; сотрудник полиции; двигательный навык.

EFFECTIVENESS OF TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

Radmir Mukhametbievich CHERKESOV,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training,

North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)

of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the issues of effective training in the use of combat techniques of police officers in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: fighting techniques; police officer; motor skill.

Постановка проблемы. Условия, в которых проходит современная служба сотрудников полиции, предъявляет всевозрастающие требования к их профессионально-прикладным качествам и диктует необходимость достижения ими высокого уровня физической и морально-волевой подготовленности [2]. Принимая во внимание, что повседневная служба полицейских связана с контактом с агрессивно настроенными правонарушителями, которые в бою могут показать высокий уровень физического развития и двигательной подготовленности, превосходящие порой подготовленность самих сотрудников, актуальность эффективного обучения применению боевых приемов борьбы в контексте формирования соответствующих двигательных навыков не вызывает сомнений.

Обоснование. Боевые приемы борьбы выступают важнейшим разделом обучения навыкам применения физической силы в отношении правонарушителя. При формировании у обучающихся двигательных навыков применения боевых приемов борьбы необходимо тренировать умение задержания правонарушителей, оказывающих физическое сопротивление, и руководствоваться следующим принципом: при обезвреживании противника соизмерять прикладываемую физическую силу, т.е. применять физическую силу беспристрастно и не допускать совершения самосуда [3; 6].

Таким образом, целью изучения данного раздела физической подготовки выступают отработка и тренировка умений и навыков прекращения противоправных действий, совершаемых ан-

тиобщественными элементами, их задержание, а также сопровождение в ближайший территориальный отдел внутренних дел.

Согласно Федеральному закону «О полиции» сотрудникам «предоставляется право применять физическую силу и огнестрельное оружие при наличии определенных оснований» [1]. Отсюда следует необходимость формирования тактической и технической подготовленности обучающихся к эффективному применению навыков боевых приемов борьбы [6].

Тематический план по разделу «Боевые приемы борьбы» обусловлен значительной трудоемкостью, которая направлена на формирование и отработку умений и навыков владения боевыми приемами борьбы, соответствующие такому уровню профессионального мастерства, при котором обучающиеся способны демонстрировать успешное силовое задержание антиобщественных элементов [2; 3]. Навык, являя собой оптимальный уровень владения техникой приема, должен характеризоваться автоматизированностью, что выступает гарантом его высокой прочности и надежности исполнения. О достаточном уровне сформированности навыка свидетельствует его вариативность, т.е. способность применять в изменяющихся условиях. В свою очередь, надежность навыка зависит от уровня развития физических и психоэмоциональных качеств сотрудника полиции.

Структурно боевые приемы борьбы состоят из обучения навыкам:

■ применения ударов руками и ногами и защиты от них;

■ захвата и обхвата;

■ защиты и ответных действий с использованием щита и палки специальной от ударов палкой.

Осуществление эффективного обучения навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке целесообразно строить в соответствии с основополагающим принципом физической подготовки, а именно осознанного освоения учебно-практического материала, который означает, что задача обучающихся состоит в изучении теоретических, тактических и технических основ выполняемого приема и техники его выполнения. Соблюдение данного принципа позволяет исключить основную проблему обучения боевым приемам борьбы — упрощение техники его (приема) выполнения.

Согласно учебной программе, реализуемой по дисциплине «Физическая подготовка» в образо-

вательных организациях МВД России, на учебно-тренировочных занятиях, направленных на обучение выполнению боевых приемов борьбы, следует целенаправленно развивать тактические основы, присущие практически всем приемам и способствующие комплексному решению задач по повышению физической и психологической подготовленности обучающихся [4]. Вместе с тем при построении учебно-тренировочного процесса необходимо помнить, что нельзя допускать длительные перерывы между занятиями, так как это приводит к ослаблению двигательного навыка, падает достигнутый уровень выносливости и работоспособности, что в совокупности является негативным моментом при выполнении служеб-но-боевых задач.

Таким образом, регулярные учебно-тренировочные занятия, направленные на формирование устойчивых двигательных навыков, обусловливают развитие специальных физических качеств, необходимых при формировании тактических и технических основ применения боевых приемов борьбы [2; 5].

Для достижения более эффективного результата обучения применению боевых приемов борьбы у занимающихся необходимо повышать мотивацию к данному виду деятельности. Мотивация, выступая своеобразным энергетическим зарядом, направленным на активизацию деятельности занимающихся, формирует осознанную причину активности для достижения цели. Факторами, влияющими на повышение мотивации у занимающихся, выступают:

■ осознание необходимости формирования готовности к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

■ создание четкой установки на достижение как краткосрочных, так и долгосрочных целей тренировки;

■ построение учебно-тренировочного занятия, ориентированного на текущий уровень сформированности двигательного навыка и физических качеств;

■ требовательное отношение преподавателей, инструкторов, тренеров к текущему уровню физической подготовленности и физических качеств обучающихся;

■ моральное и материальное стимулирование к физической деятельности;

■ личная удовлетворенность обучающихся состоянием своего здоровья и закалкой, а также достигнутым уровнем развития двигательных навыков и физических качеств [4].

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

231

Заключение. Таким образом, повышение эффективности обучения применению боевых приемов борьбы следует строить на основе проверенных методов и методик, основу которых составляет регулярность. Вместе с тем при построении учебно-тренировочного процесса нельзя допускать длительные перерывы между занятиями, так как это приводит к ослаблению двигательного навыка выполнения боевых приемов борьбы, а следовательно, падает достигнутый уровень обучения [5; 6].

Список литературы

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 29.12.2020).

2. Броев АХ., Ярославский МА., Тхагалегов A.A. Морально-волевые качества в структуре физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред.

А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. Воронеж, 2020. С. 71—76.

3. Крымшокалов А.З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177—180.

4. Мешев И.Х., Губжоков А.Х., Тхазеплов Р.Л. Обучение слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы в структуре их физической подготовки // Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. Воронеж, 2020. С. 329—336.

5. Тхагалегов A.A. Обучение сотрудников полиции комплексному применению боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 208—211.

6. Хажироков В.А., Мешев И.Х., Кодзо-ков А.Х. Боевые приемы борьбы в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1-1. С. 147—153.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 687 с.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.