УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-224-226
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Валерий Ахиедович ХАЖИРОКОВ,
кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования практических навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке у слушателей образовательных организаций МВД России. Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; слушатели.
FORMATION OF PRACTICAL SKILLS FOR USE OF COMBAT TECHNIQUES
IN PHYSICAL TRAINING CLASSES
Valery Akhiedovich KHAZHIROKOV,
Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to formation of practical skills of application of combat techniques of wrestling in physical training classes with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: physical training; fighting techniques; students.
Постановка проблемы. Профессионально-прикладная физическая подготовка, а именно наиболее важный и содержательный ее раздел — боевые приемы борьбы занимает особое место в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации слушателей образовательных организаций МВД России.
Процесс прохождения профессионально-прикладной физической подготовки слушателями образовательных организаций МВД России направлен на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков применения боевых приемов борьбы, необходимых для успешного выполнения оперативных, служебных и боевых задач, а также совершенствования профессионального мастерства, представля-
ющего собой результат образованности, богатый содержательный опыт практической работы и высокий уровень физической подготовленности, сформированные на момент выполнения задач службы [2].
Отличительной особенностью обучения в образовательных организациях МВД России выступает четкое ведомственное регулирование. В частности, говоря о дисциплине «Физическая подготовка», отметим, что регламентируется она приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», и в числе основных служебных задач, решаемых с помощью изучения раздела «Боевые приемы борьбы», выступает формирование у слушателей двигательных
навыков эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы в целях успешного осуществления задержания правонарушителя [1].
На занятиях по физической подготовке навыки применения боевых приемов борьбы формируются путем отработки освобождений от захватов и обхватов, выполнения защиты от ударов вооруженного и невооруженного противника, от угрозы оружием, от группового нападения, а также оказания взаимовыручки и взаимопомощи. Задача слушателей состоит в умении использовать оружие и специальные средства, так как неумелое их применение будет только мешать в критической ситуации и может создать угрозу как самому сотруднику, так и окружающим лицам. Ценой такой ошибки могут стать здоровье или жизнь сотрудника и граждан. Поэтому эффективное обучение необходимым прикладным двигательным навыкам для формирования тактико-технических основ выполнения боевых приемов борьбы является приоритетным направлением физической подготовки [2].
Обоснование. Главная цель обучения состоит в применении соответствующих боевых приемов борьбы в различных ситуациях противоборства с правонарушителем, когда с его стороны оказывается активное или пассивное сопротивление, либо осуществляется нападение на служителя правопорядка.
В процессе учебно-тренировочных занятий со слушателями основное внимание уделяется формированию правильного положения отдельных (составных) частей технического действия, которое возможно только на основе наработанного двигательного навыка с соблюдением следующих принципов:
■ принципа наглядности, который означает зрительное восприятие и запоминание приема не только на учебно-тренировочных занятиях, а также в ходе изучения видеоматериалов и иллюстрированных обучающих пособий;
■ принципа оптимизации обучения, который предусматривает рациональное распределение изучаемого материала на протяжении всего периода обучения. На эффективное обучение применению боевых приемов борьбы требуется их отработка в определенной последовательности, которая является наиболее оптимальной для их усвоения;
■ принципа блочного планирования обучения, который вытекает из предыдущего принципа и означает глубокую проработ-
ку каждой последовательности до перехода к следующему этапу [3; 4].
Реализация указанных принципов позволяет наиболее эффективно и рационально сформировать двигательные умения и навыки, необходимые для выполнения боевых приемов борьбы.
Рассматривая методы обучения, используемые при формировании навыков применения боевых приемов борьбы, следует выделить общедидактические и частнодидактические.
Общедидактические методы направлены на организацию учебно-познавательной деятельности путем словесного, наглядного, мультимедийного, практического обучения. Также сюда включают стимулирование и мотивацию к обучению (с применением тренингов, моделирования ситуаций и пр.), контроль (тестирование и выполнение контрольных упражнений на оценку) и самостоятельную работу (выполнение физических упражнений в режиме дня, тренировка и отработка освоенных приемов, упражнения и занятия на тренажерах).
К числу частнодидактических методов следует отнести организацию учебно-познавательной деятельности путем усиленных тренировок, инструктажей, создания учебно-профессиональных ситуаций и т.д. Также сюда включают стимулирование и мотивацию к обучению (с применением соревновательных методов), контроль (выполнение боевых приемов борьбы и их комплексов на оценку, анализ допущенных ошибок и погрешностей) и самостоятельную работу (инструкторская и судейская практика) [3; 5].
Регулярные учебно-тренировочные занятия, направленные на формирование устойчивых двигательных навыков, определяют развитие специальных физических качеств, необходимых при освоении тактических и технических основ применения боевых приемов борьбы, в числе которых — координационные способности, гибкость, скоростная и силовая выносливость, быстрота и сила [1; 4].
Особое значение в ходе учебно-тренировочного процесса имеют:
■ постоянный контроль со стороны преподавателя, инструктора, тренера, который заключается в оценке исходных физических данных в контексте подготовленности (т.е. уровня сформированности двигательных навыков, физических качеств и психологической устойчивости);
■ текущий контроль на протяжении всего учебно-тренировочного занятия;
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
225
■ итоговый контроль в конце цикла обучения [5].
Заключение. Таким образом, боевые приемы борьбы, выступая важнейшим компонентом профессионально-прикладной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, формируют у них постоянную готовность при неожиданном столкновении с правонарушителем и умения решать главные задачи физической подготовки, в числе которых выступают обеспечение законности и правопорядка, а также осуществление сотрудниками правопорядка защиты граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.con-sultant. ru / document / cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 25.12.2020).
2. Афов А.Х. Совершенствование навыков боевых приемов борьбы в процессе физической подготовки в вузах МВД России / / Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 31—37.
3. Крымшокалов А.З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177—180.
4. Мешев И.Х., Губжоков А.Х., Тхазеплов Р.Л. Обучение слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы в структуре их физической подготовки / / Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. Воронеж, 2020. С. 329—336.
5. Тхагалегов АА. Обучение сотрудников полиции комплексному применению боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 208—211.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.