Научная статья на тему 'Совершенствование методики обучения ударной технике руками и защитам от них слушателей образовательных организаций МВД России'

Совершенствование методики обучения ударной технике руками и защитам от них слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / слушатели / удары руками / защитные действия / двигательный навык / physical training / listeners / hand blows / protective actions / motor skill

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашамаз Заурович Крымшокалов

Статья посвящена вопросам успешного выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел, чему будет способствовать совершенствование навыков владения техникой ударов руками и защитных действий от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашамаз Заурович Крымшокалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Training Methods for Percussion Equipment with Hands and Protection against Them of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article is devoted to the issues of successful performance of operational and official tasks by employees of internal affairs bodies, which will be facilitated by improving skills in the possession of hand strikes and protective actions against them.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучения ударной технике руками и защитам от них слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10177

Совершенствование методики обучения ударной технике руками и защитам от них слушателей образовательных организаций

МВД России

Improvement of Training Methods for Percussion Equipment with Hands and Protection against Them of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Ашамаз Заурович КРЫМШОКАЛОВ,

преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам успешного выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел, чему будет способствовать совершенствование навыков владения техникой ударов руками и защитных действий от них.

Ключевые слова: физическая подготовка; слушатели; удары руками; защитные действия; двигательный навык.

Abstract. The article is devoted to the issues of successful performance of operational and official tasks by employees of internal affairs bodies, which will be facilitated by improving skills in the possession of hand strikes and protective actions against them.

Keywords: physical training; listeners; hand blows; protective actions; motor skill.

Повседневная профессионально-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую сопряжена с обстоятельствами, связанными с применением силового вмешательства и противоборства с правонарушителем, в связи с чем полицейским следует обладать как хорошей физической подготовленностью, так и в совершенстве владеть боевыми приемами борьбы.

Указанные задачи решаются в образовательных организациях МВД России, куда направляются сотрудники полиции в качестве слушателей для обучения по основным образовательным программам профессиональной подготовки при освоении дисциплины «Физическая подготовка» [2; 6].

Цель. Одним из основных компонентов в структуре физической подготовки является ос-

воение слушателями темы «Удары руками, ногами и защиты от них» из раздела «Боевые приемы борьбы». В силу ограниченной трудоемкости дисциплины на фоне большого количества осваиваемых двигательных навыков считаем целесообразным повысить эффективность методики преподавания данного раздела для повышения результативности и рациональности использования выделенной аудиторной нагрузки.

Так, обозначая круг наиболее удачных средств и методов обучения слушателей ударам и защитным действиям от них, необходимо заострить внимание правильному формированию основ техники изучаемых двигательных действий и сочетанию общих и специальных средств тренировочного воздействия на занимающихся [3; 4].

Обоснование. При подборе средств и методов обучения необходимо руководствоваться основной направленностью учебно-тренировочного процесса — получением конкретного результата от каждого занятия и сокращением времени, отводимого на формирование правильной техники двигательного действия.

Слушателям для достижения ожидаемого результата в процессе учебно-тренировочных занятий следует последовательно осваивать технико-тактические основы изучаемых двигательных движений с постепенным увеличением их сложности и одновременно осваивать перенос двигательного навыка от изучения предыдущего упражнения к последующему [1; 4].

Совершенствование методики обучения ударной технике и защитным действиям целесообразно начать с увеличения продолжительности подготовительной части занятия с 10 до 20 минут, в рамках которой слушатели выполняют общеразвивающие упражнения большей частью в перекрестной координации. Данные упражнения являют собой основу для последующего обучения ударам на разноименную ногу и повышают качество координационной взаимосвязи верхних и нижних конечностей. С учетом того, что 2/3подготовительной части занятия отводятся на специально-подготовительные упражнения, направленные на отработку ударной и защитной техник, следует отметить, что здесь одновременно решаются две взаимообусловленные задачи. С одной стороны, организм тренирующихся подготавливается к выполнению упражнений в основной части занятия, с другой — изучаются и закрепляются тактико-технические основы ударной и защитной техники [3; 5].

Освоение ударной и защитной техник слушателями начинается с выполнения подводящих упражнений, таких как переносы веса тела с ноги на ногу во фронтальной стойке, повороты всего тела с одновременным переносом центра тяжести тела с ноги на ногу. При этом следует уделять внимание сохранению вертикального положения туловища при выполнении поворотов вокруг вертикальной условной оси — позвоночного столба. Затем выполняются переносы и повороты тела с одновременным выпрямлением рук, когда в конечном положении движения рука выпрямляется полностью разжатой ладонью вниз [4; 7].

После закрепления и правильного выполнения указанных упражнений слушатели переходят к освоению правильного положения кулака при ударе с тем, чтобы впоследствии перейти к отработке ударной техники. Удары рукам нано-

сятся прямые, наотмашь, боковые, снизу в голову и снизу в туловище. В дальнейшем слушателями осваиваются положения боевой стойки, представляющие собой оптимальное исходное положение для выполнения атакующих и защитных действий. Затем из боевой стойки выполняются удары руками — как левой, так и правой [2; 5; 6].

После обучения ударам из положения боевой стойки слушатели переходят к освоению техники передвижений сначала по частям, затем в целостном варианте. Наиболее разучиваемой техникой передвижения выступает передвижение по квадрату.

Обратим внимание, что наиболее оптимальная продолжительность основной части занятия составляет 60 минут, в течение которых слушателями отрабатываются атакующие, защитные и контратакующие действия в парах со сменой ролей.

Упражнения основной части занятия выполняются в среднем темпе. Во время объяснения упражнений и показа характерных ошибок преподавателем слушатели отдыхают — восстанавливают силы.

В конце основной части слушатели выполняют упражнения на развитие скоростно-сило-вых качеств для эффективного применения ударной техники в условиях реального боя.

В заключительной части занятия, которая составляет 10 минут, слушатели выполняют заминку и приводят свой организм в относительно спокойное состояние за счет постепенного снижения нагрузки [1; 6].

Выводы. Таким образом, задачами учебно-тренировочных занятий являются: на первом этапе — усвоение основ техники изучаемых двигательных действий, формирование способности правильно выполнять движение в простейших условиях с соблюдением траектории и последовательности включения в движение различных частей тела, участвующих в ударах и защитах; на втором этапе — обеспечение оптимальных амплитуд и степени развиваемых усилий в звеньях тела, участвующих в ударах, формирования устойчивого равновесия во время выполнения ударов руками; на третьем этапе — совершенствование техники выполнения ударов руками и защит от них в вариативных условиях и обстоятельствах.

Список литературы

1. Афов А.Х. Совершенствование навыков ударной техники слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки вузов

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

199

МВД России // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.М. Бар-шай, A.A. Тащиян. 2019. С. 9—15.

2. Бештоев P.O. Методика обучения ударной технике руками и ногами слушателей образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 190— 192.

3. Броев А.Х. Обучение слушателей защитным действиям от ударов на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 196—198.

4. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 142—143.

5. Тхазеплов Р.Л. Актуальные вопросы формирования прикладных двигательных навыков у сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 218—224.

6. Хажироков ВА. Психолого-педагогические аспекты подготовки к боевым приемам борьбы и ведению рукопашного боя на занятиях по физической подготовке / / Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. 2019. С. 140—145.

7. Ярославский МА. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 299—304.

/ ¿gSL' \ Московская академия .ЯН® Следственного комитета / Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.