Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОСИИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОСИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТАТИСТИКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ / ОБЪЕМЫ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

Статья посвящена проблемам организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России. В ходе исследования был проведен анализ статистических данных по применению сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия и физической силы в процессе силового противодействия правонарушителям с целью выявления частоты и эффективности их применения в повседневной служебной деятельности. Целью проведенного исследования послужило выявление причин невысокого уровня сформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя у сотрудников полиции, прошедших обучение в образовательных организациях МВД России и поиск вероятных путей решения данной проблемы. Был изучен опыт Китая, США, Японии, Франции, Германии и других государств по служебно-боевой подготовке сотрудников, впервые поступающих на службу в полицию. В результате чего было выявлено, что общей характеристикой программ по физической подготовке сотрудников полиции вышеуказанных стран является тот факт, что главенствующая роль в них отводится именно специальной физической подготовке, имеющей прикладное значение. В ходе анализа рабочей программной документации, согласно которой процесс физической подготовки в вузах МВД России предусматривает двухразовые занятия в неделю, выявлен ряд отрицательных аспектов. По мнению автора, одной из причин несформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя в рамках планируемых сроков обучения является не реализация в необходимой мере одного из основополагающих принципов обучения - систематичности. Недостаточное количество практических занятий в еженедельном цикле физической (специальной физической) подготовки обучающихся приводит к затягиванию процесса формирования двигательного навыка, формированию искаженной темпо-ритмовой структуры выполнения приемов, отсутствию активной динамики повышения уровня развития физических и специальных физических качеств. Затягивание процесса «разучивания» приемов не позволяет длительное время перейти к их «тренировке», что влечет за собой «наслоение» нового учебного материала на текущий и, в конечном итоге, приводит к разрыву некоторых междисциплинарных связей. Итогом обсуждения рассмотренных проблем явились предложения по совершенствованию процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях и практических органах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the problems of organizing professionally applied physical training of cadets and students in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of the study, the analysis of statistical data on the use of service firearms and physical force by police officers in the process of forceful counteraction to offenders was carried out in order to identify the frequency and effectiveness of their use in daily official activities. The purpose of the study was to identify the reasons for the low level of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat among police officers trained in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to search for possible ways to solve this problem. The experience of China, the United States, Japan, France, Germany and other states in the service and combat training of officers entering the police service for the first time was studied. As a result, it was revealed that a common characteristic of programs for the physical training of police officers in the above countries is the fact that the leading role in them is given to special physical training, which has applied value. In the course of the analysis of the working program documentation, according to which the process of physical training in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia provides for two lessons per week, a number of negative aspects were revealed. According to the author, one of the reasons for the lack of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat within the planned terms of training is the failure to implement to the required extent one of the fundamental principles of training - systematicity. An insufficient number of practical lessons in the weekly cycle of physical (special physical) training of students leads to a delay in the formation of a motor skill, the formation of a distorted tempo-rhythm structure of techniques, the lack of active dynamics of increasing the level of development of physical and special physical qualities. Delaying the process of "learning" techniques does not allow for a long time to move to their "training", which entails the "layering" of new educational material on the current one and, ultimately, leads to the rupture of some interdisciplinary ties. The discussion of the considered problems resulted in proposals for improving the process of professionally applied physical training of employees of internal affairs bodies in educational organizations and practical bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОСИИ»

3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. - 2012. -№5. - С. 21-26.

4. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология. Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2002.

5. Винокурова Н.Ф. Педагогические проблемы формирования экогуманистического мировоззрения современной молодежи в свете научного наследия Н.Н. Моисеева. - Вестник МНЭПУ. - 2019. - Т. 1. - № S. - С. 299-301.

6. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии. - Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 486-490.

7. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения / А.Н. Захлебный // Информационные материалы VI Всерос. науч.-практич. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». - Сургут: Винчера, 2011. - С. 26.

8. Лощилова А.А., Н.Ф. Винокурова, Шеманаев В.А. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» на уроке ФГОС. - Извести ВГПУ. - 2018. - С. 67-69

9. Лощилова А.А. Методические основы формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России» (8 класс) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 3. - С. 50-52.

10. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХ1 века. // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - С. 6.

11. Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России»: на примере 8 класса: дисс... .канд.пед.наук:13.00.02 / Исайков Олег Игоревич; [Место защиты: Нижегор. гос. пед.ун-т]. - Нижний Новгород, 2010. - 174 с.: ил.РГБ ОД, 61 11-13/349

12. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009.

Педагогика

УДК [378.013:796.012.1] :355

начальник кафедры тактико-специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Витютнев Евгений Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОСИИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России. В ходе исследования был проведен анализ статистических данных по применению сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия и физической силы в процессе силового противодействия правонарушителям с целью выявления частоты и эффективности их применения в повседневной служебной деятельности. Целью проведенного исследования послужило выявление причин невысокого уровня сформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя у сотрудников полиции, прошедших обучение в образовательных организациях МВД России и поиск вероятных путей решения данной проблемы. Был изучен опыт Китая, США, Японии, Франции, Германии и других государств по служебно-боевой подготовке сотрудников, впервые поступающих на службу в полицию. В результате чего было выявлено, что общей характеристикой программ по физической подготовке сотрудников полиции вышеуказанных стран является тот факт, что главенствующая роль в них отводится именно специальной физической подготовке, имеющей прикладное значение. В ходе анализа рабочей программной документации, согласно которой процесс физической подготовки в вузах МВД России предусматривает двухразовые занятия в неделю, выявлен ряд отрицательных аспектов. По мнению автора, одной из причин несформированности двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя в рамках планируемых сроков обучения является не реализация в необходимой мере одного из основополагающих принципов обучения - систематичности. Недостаточное количество практических занятий в еженедельном цикле физической (специальной физической) подготовки обучающихся приводит к затягиванию процесса формирования двигательного навыка, формированию искаженной темпо-ритмовой структуры выполнения приемов, отсутствию активной динамики повышения уровня развития физических и специальных физических качеств. Затягивание процесса «разучивания» приемов не позволяет длительное время перейти к их «тренировке», что влечет за собой «наслоение» нового учебного материала на текущий и, в конечном итоге, приводит к разрыву некоторых междисциплинарных связей. Итогом обсуждения рассмотренных проблем явились предложения по совершенствованию процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях и практических органах МВД России.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, статистика по применению боевых приемов, организация учебно-воспитательного процесса, обучение боевым приемам, технологии обучения, рабочая программная документация, этапы обучения боевым приемам, объемы учебных часов, эффективность обучения, проблемные вопросы обучения, положительный опыт иностранных государств, пути решения.

Annotation. The article is devoted to the problems of organizing professionally applied physical training of cadets and students in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the course of the study, the analysis of statistical data on the use of service firearms and physical force by police officers in the process of forceful counteraction to offenders was carried out in order to identify the frequency and effectiveness of their use in daily official activities. The purpose of the study was to identify the reasons for the low level of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat among police officers trained in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to search for possible ways to solve this problem. The experience of China, the United States, Japan, France, Germany and other states in the service and combat training of officers entering the police service for the first time was studied. As a result, it was revealed that a common characteristic of programs for the physical training of police officers in the above countries is the fact that the leading role in them is given to special physical training, which has applied value. In the course of the analysis of the working program documentation, according to which the process of physical training in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia provides for two lessons per week, a number of negative aspects were revealed. According to the author, one of the reasons for the lack of formation of motor skills in performing the techniques of a special section of hand-to-hand combat within the planned terms of training is the failure to implement to the required extent one of the fundamental principles of training - systematicity. An insufficient number of practical lessons in the weekly cycle of physical (special physical) training of students leads to a delay in the

formation of a motor skill, the formation of a distorted tempo-rhythm structure of techniques, the lack of active dynamics of increasing the level of development of physical and special physical qualities. Delaying the process of "learning" techniques does not allow for a long time to move to their "training", which entails the "layering" of new educational material on the current one and, ultimately, leads to the rupture of some interdisciplinary ties. The discussion of the considered problems resulted in proposals for improving the process of professionally applied physical training of employees of internal affairs bodies in educational organizations and practical bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: special physical training, statistics on the use of combat techniques, the organization of the educational process, training in combat techniques, training technologies, working program documentation, stages of training in combat techniques, the amount of training hours, the effectiveness of training, problematic issues of training, positive experience of foreign countries, solutions.

Введение. Служебно-боевая подготовка представляет собой одно из основных направлений профессиональной подготовки российских полицейских. Физическая подготовка небезосновательно занимает особое место в системе служебно-боевой подготовки. Помимо укрепления здоровья, повышения уровня работоспособности, развития общих и специальных физических качеств, в процессе физической подготовки полицейские сначала овладевают, а потом на протяжении всей службы в полиции совершенствуют технику выполнения приемов специального раздела рукопашного боя.

Статистические данные по применению сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия и физической силы (в том числе приемов специального раздела рукопашного боя) в процессе силового противодействия правонарушителям свидетельствуют о том, что в течение последних 5-10 лет сотрудники полиции в большинстве случаев предпочитают применять приемы специального раздела рукопашного боя нежели табельное оружие, даже там, где его применение было бы уместнее и, возможно бы предотвратило получение травм и ранений. [2, с. 139]. Однако успешность их применения тоже оставляет желать лучшего и, к сожалению, не редки случаи получения травм, ранений и увечий, как задерживаемыми лицами, так и сотрудниками полиции вследствие неумелых действий последних.

Изложение основного материала статьи. Согласно результатам проведенного исследования неохотность в применении табельного оружия сотрудниками полиции можно объяснить их опасениями о возможных юридических последствиях его применения, а в некоторых случаях и неуверенным им владением, тогда как неэффективное применение приемов специального раздела рукопашного боя - это следствие недостаточного высокого уровня их технико-тактической подготовленности.

Исследования многих авторов и собственный многолетний педагогический опыт позволяет говорить о том, что не очень большой процент слушателей, завершивших обучение в образовательных организациях, обладает высоким уровнем владения приемами рукопашного боя и сможет их эффективно применить в экстремальных ситуациях последующей служебной деятельности по месту службы. Однако, это не говорит о каком-то несоответствии в содержании рабочих программ дисциплины по различным уровням подготовки (специалитета, бакалавриата, дополнительного профессионального образования, первоначальной подготовки) или неэффективности форм и методов проведения различных видов занятий по физической подготовке. На наш взгляд проблема заключается в недостаточной систематичности (количестве занятий в неделю) и малых суммарных объемах часов, отведенных на данный вид подготовки в программах различных категорий обучающихся.

Традиционная методика обучения приемам специального раздела рукопашного боя и специализированным комплексным действиям по задержанию правонарушителей в образовательных организациях МВД Росси включает в себя три основных этапа: «ознакомление», «разучивание» и «тренировку». Кульминационным этапом в данной методике подготовки, конечно, является «тренировка», так как именно на этом этапе формируется двигательный навык выполнения приемов и именно в затяжном переходе от «разучивания» к «тренировке» собственно и заключается проблема. В связи с большими разрывами между занятиями не реализуется в необходимой мере один из основополагающих принципов обучения - систематичность, что приводит к затягиванию процесса «разучивания» и не позволяет в планируемые сроки сформировать двигательный навык и перейти к его совершенствованию.

В процессе обучения приемам рукопашного боя и специальным комплексным действиям по задержанию преступника у педагогов-практиков принято условно считать, что этап «разучивания» заканчивается на момент, когда обучающиеся смогут воспроизвести прием в целом и без технических погрешностей в его исполнении. Практика физической подготовки будуших полицейских показывает, что осуществление учебного процесса с периодичностью - два занятия в неделю существенно затягивает процесс «разучивания», не позволяя длительное время перейти к «тренировке» и данная ситуация усугубляется наслоением изучения нового учебного материала.

На данный момент количество учебных занятий по физической подготовке в вузах МВД России согласно рабочей программной документации в среднем составляет два занятия в неделю, т.е. разрывы между отдельными занятиями составляют от 3-х до 4-х дней. Так же необходимо отметить, что большинство практических занятий по физической подготовке имеют комплексный характер, т.е. изучение того или иного приема специального раздела рукопашного боя в рамках каждого отдельного занятия - это только один из нескольких учебных вопросов, на который не может тратиться все его время. В связи с большими промежутками между занятиями, сложностью приемов и низким уровнем развития двигательной памяти у обучающихся преподаватели фактически вынуждены раз за разом возвращаться к повторному разучиванию уже пройденного ранее учебного материала с большей частью взвода (ученой группы). Исключения составляют обучающиеся, обладающие высоким уровнем обучаемости, имеющие спортивные разряды по единоборствам, а также активно посещающие дополнительные занятия в часы, отведенные для самостоятельной подготовки, проводимые преподавателями по изучаемым на плановых занятиях темам.

Таким образом, при организации учебного процесса по физической подготовке, подразумевающего двухразовые занятия в неделю, выявлено несколько отрицательных аспектов. Во-первых, длительное формирование двигательного навыка. Как правило, этапы «ознакомления» и «разучивания» отдельного приема неразрывны и не ограничиваются рамками одного занятия. Но, при большом интервале между занятиями, нарушается целостность процесса формирования двигательного навыка, что приводит иногда даже к возврату к этапу «ознакомления» с приемом.

Во-вторых, отмечается отсутствие активной динамики повышения уровня развития физических качеств, так как полное физическое восстановление занимающихся до исходного уровня соответствует фазе исходной работоспособности.

В-третьих, вследствие того, что преподаватели вынуждены параллельно с изучением нового учебного материала, раз за разом возвращаться к повторному разучиванию уже пройденного, возникает перенасыщение занятия решаемыми двигательными задачами. Длительное нахождение на этапе «разучивания» приема, приводит к злоупотреблению применения расчлененного метода обучения, а это в свою очередь негативно сказывается на формировании темпо-ритмовой структуры выполнения приема. Происходит закрепление микро пауз в двигательном стереотипе воспроизведения приема (или специального комплексного действия) в целом, которые крайне сложно устранять на этапе «тренировки».

В-четвертых, незнание базовых приемов специального раздела рукопашного боя и отсутствие знаний алгоритма проведения наружного досмотра приводит к снижению качества обучения по смежным дисциплинам. Так, в частности, отсутствие навыков проведения наружного досмотра создает сложности при изучение отдельных тем по дисциплине «Личная безопасность», так как досмотр является одним из элементов, при решении учебных задач по отработке тактики действий по задержанию преступников в помещениях, в транспорте и т.д.

Рассмотренные выше проблемы свойственны в большей степени учебному процессу курсантов и слушателей, обучающихся по программам специалитета (бакалавриата), хотя и имеют место быть при реализации учебного процесса по физической подготовке в рамках обучения по программам первоначальной подготовки. В связи со сжатыми сроками обучения организация учебного процесса по физической подготовке с данной категорией обучающихся предусматривает довольно высокую недельную плотность занятий и это, несомненно, плюс, так как не нарушается целостность процесса формирования двигательного навыка. Однако, изначально низкий уровень физической подготовленности обучающихся (вследствие некачественного отбора кандидатов на службу), большой объем изучаемого материала и сжатые сроки обучения позволяют лишь завершить «разучивание» приемов или только приступить к «тренировке». Таким образом, по завершению обучения слушатели становятся обладателями нестабильных двигательных навыков выполнения приемов специального раздела рукопашного боя, которые быстро утрачивается ими на местах дальнейшего прохождения службы при отсутствии систематических тренировок.

Изучение положительного опыта физической подготовки полицейских иностранных государств показало, что во многих развитых странах мира (Китае, США, Японии, Франции, Германии и др.) в системе профессиональной подготовки кадров для подразделений полиции большое внимание уделяется боевой и физической подготовке, на которые в среднем отводится 40% всего бюджета учебного времени [3, с. 186; 4, с. 117]. Общей характеристикой программ по физической подготовке сотрудников полиции вышеуказанных стран является тот факт, что главенствующая роль в них отводится именно специальной физической подготовке, имеющей прикладное значение, в частности приемам специального раздела рукопашного боя и моделированию ситуаций по задержанию правонарушителей [1, с. 53-54; 5, с. 136].

Стоит отметить, что в рамках служебно-боевой подготовки российских полицейских тоже используются системы физической подготовки, предусматривающие 3-х - 4-х разовые занятия в неделю, но, к сожалению, это касается лишь сотрудников специальных подразделений, требования к уровням общей и специальной физической подготовленности которых, гораздо выше, чем к уровням данных видов подготовленности сотрудников других подразделений полиции. Таким образом, вскрывается еще одно противоречие, суть которого заключается в том, что сотрудники практически любых подразделений могут внезапно оказаться в экстремальной ситуации, в которой сохранение жизни и здоровья будет всецело зависеть от уровня их индивидуальной боевой выучки, однако суммарные объемы часов, уделяемые на их служебно-боевую (том числе специальную физическую) подготовку гораздо меньше, чем у сотрудников специальных подразделений полиции.

Выводы. Подводя итоги обсуждения рассмотренных проблем, в целях оптимизации процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел предлагаем рассмотреть возможность реализации следующих предложений:

1. Увеличить суммарные объемы часов, отводимые на плановые учебные занятия по физической (специальной физической) подготовке с курсантами и слушателями в образовательных организациях МВД России, обучающихся по программам специалитета (бакалавриата) из расчета проведения 3-4 занятий в еженедельном цикле подготовки.

2. В рамках занятий по служебно-боевой подготовке сотрудников в территориальных подразделениях органов внутренних дел увеличить количество занятий по физической (специальной физической) подготовке с одного до двух в неделю, а также усилить контроль за качеством их проведения.

3. С целью повышения качества отбора кандидатов на службу дополнить перечень нормативов для лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел и претендентов на обучение в образовательных организациях МВД России, тестовыми заданиями для оценки специальной ловкости, так как уровень ее развития будет во многом определять успешность процесса обучения приемам специального раздела рукопашного боя.

Литература:

1. Волков А.Н. Практика применения сотрудниками полиции силы / Волков А.Н., Кузнецов С.В. // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 3 (43). - С. 133-140.

2. Рыбалкин Д.А. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России / Д.А. Рыбалкин, Ф.Ф. Халилуллин // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Всероссийского круглого стола / Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. - Орел, 2017. - С. 185-190.

3. Черпаков А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2006, - № 7. - С. 115-117.

4. Боренов А.Ю. Сравнительная характеристика особенностей контроля уровня физической подготовленности сотрудников полиции России и зарубежных стран // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 50-54.

5. Якимович В.С. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / В.С. Якимович, В.А. Овчинников // Вестник ВА МВД России. - 2017. - № 3. - С. 133-136.

Педагогика

УДК 37.041

аспирант Волова Мария Романовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

ИЗУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье показана сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлен диагностический инструментарий изучения уровня ориентированности студентов, результаты диагностического исследования и их интерпретация.

Ключевые слова: самоорганизация, познавательная деятельность, уровни самоорганизации, критерии самоорганизации, студент, обучающийся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.