Научная статья на тему 'Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки в части обучения боевым приемам борьбы'

Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки в части обучения боевым приемам борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERNIZATION / PROFESSIONAL AND APPLIED / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING METHODS OF FIGHT / CONTENT OF TRAINING / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременко Максим Андреевич

В статье исследуется профессионально-прикладная физическая подготовка, как одно из направлений системы физического воспитания, которая призвана формировать определенные прикладные знания, двигательные качества, умения и навыки, способствующие объективной готовности курсантов образовательных организаций МВД России к эффективному выполнению ими служебных обязанностей в качестве сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременко Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adversarial in the social and legal space

In article professional and applied physical training as one of napravkleniye of system of physical training which is intended to form certain applied knowledge, motive qualities, skills promoting objective readiness of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for effective implementation of official duties by them as police officers is investigated.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки в части обучения боевым приемам борьбы»

@ Efremenko M.A. 2018

THE ADVERSARIAL IN THE SOCIAL AND LEGAL SPACE

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧАСТИ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ

ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

Maxim Andreevich Efremenko,

adjunct of the faculty for the preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya

Максим Андреевич Ефременко,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научный руководитель: Владимир Львович Дементьев, профессор кафедры ФП УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя профессор, доктор педагогических наук

Для цитирования: Ефременко М.А. Модернизация профессионально-прикладной физической подготовки в части обучения боевым приемам борьбы. 1/2018. С. 9-11.

Annotation. In article professional and applied physical training as one of napravkleniye of system of physical training which is intended to form certain applied knowledge, motive qualities, skills promoting objective readiness of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for effective implementation of official duties by them as police officers is investigated.

Key words: modernization, professional and applied, physical training, fighting methods of fight, content of training, physical training.

Аннотация. В статье исследуется профессионально-прикладная физическая подготовка, как одно из направлений системы физического воспитания, которая призвана формировать определенные прикладные знания, двигательные качества, умения и навыки, способствующие объективной готовности курсантов образовательных организаций МВД России к эффективному выполнению ими служебных обязанностей в качестве сотрудников полиции.

Ключевые слова: модернизация, профессионально-прикладная, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, содержание обучения, физическое воспитание.

Сотрудники полиции при решении профессионально-прикладных задач в служебной деятельности переносят большие физические и психологические нагрузки. Они должны быстро принимать решения в сложных ситуациях, уверенно и законно выполнять различные действия, связанные с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан [1]. При применении боевых приемов борьбы в отношении правонарушителей требуется не только хорошее состояние здоровья, высокий уровень психологической готовности, но и безукоризненное и точное выполнение профессиональных умений и навыков, базирующееся на соответствующем уровне физической подготовленности и работоспособности в служебной деятельности.

Многие ученые (C.B. Непомнящий, 1987; A.B. Кириков, 1996; A.C. Жолобов, 1996;

В.Н. Носуля, 1998; С.Г. Сидоров, 1998; И.М. Медведев, 1999 и др.) отмечают необходимость существенной модернизации системы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Это связано с тем, что уровень профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России различается со служебной деятельностью в настоящее время.

Прежде чем говорить о путях повышения качества ППФП курсантов на занятиях по физической подготовке в части освоения боевых приемов борьбы, необходимо определить теоретическую основу организации профессионально-прикладной физической подготовке в общем.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTYVITIES

В литературе есть разные мнения по вопросу содержания понятия ППФП. Многие авторы рассматривают ППФП как вид физического воспитания, специализированный применительно к требованиям избранной профессии (В.В. Белинович, 1967; Л.А. Вейднер-Дубровин, 1972; С.Л. Резцов, 1978). В основу такой трактовки положены два признака: принадлежность ППФП к физическому воспитанию (составляет его разновидность) и профессиональная направленность этого вида физического воспитания.

Другая точка зрения представлена в работах Б.И. Загорского (1984), ППФП представляет собой специализированный вид физического воспитания, направленный на достижение оптимальной применительно к требованиям профессии физической подготовленности и ее поддержание, содействие профессиональному становлению и развитию личности.

Под ППФП В.А. Кабачков (1982) понимает специализированный педагогический процесс с применением определенных форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями той или иной профессии.

Толковый словарь спортивных терминов (1993) трактует ППФП как направленное использование средств физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей.

Теоретик в области физического воспитания и спорта Л.П. Матвеев (1991) под ППФП понимает процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

На мой взгляд, такое расхождение в определении понятия ППФП следует искать именно в различии содержания, условий и характера профессиональной деятельности. К выпускникам образовательных организаций МВД России предъявляются повышенные требования к физической подготовленности. Если говорить о ППФП в части обучения боевым приемам борьбы, то можно сказать что это является совокупностью средств физической культуры и спорта, направленных на подготовку курсанта к профессиональной служебной деятельности.

На сегодняшний день теоретические основы ППФП имеют достаточную степень разработанности и отраженны в научных исследованиях. Однако, дальнейшие перспективы развития профессионально-прикладной физической подготовки, напрямую зависят от совершенствования качества обучения и модернизации их содержания на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.

В настоящее время существуют проблемы в подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы. Выпускники образовательных организаций МВД России, при осуществлении практической деятельности имеют трудности с применением боевых приемов борьбы. Данная проблема возникает при пресечении преступлений и административных правонарушений, как в части задержания правонарушителей, так и при защите от применения насилия в отношении граждан и сотрудника полиции. Эти трудности возникают в связи с низким статусом боевых приемов борьбы в процессе обучения, являющегося лишь тематическим разделом физической подготовки. Также значительное количество курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, не имеют предварительной подготовки в спортивных единоборствах, что существенно затрудняет процесс их обучения боевым приемам борьбы. Сегодня специалисты отмечают низкий уровень готовности выпускников образовательных организаций МВД России и призывают к модернизации и повышению эффективности профессионально-прикладной физической подготовки[2].

Боевые приемы борьбы являются основным разделом программы физической подготовки в образовательных организациях МВД России, который нацелен на формирование тактико-технической и психофизической готовности курсантов. Понятия боевые приемы борьбы и приемы рукопашного боя тесно связаны между собой. «Рукопашный бой представляет собой вид слу-жебно-боевой деятельности сотрудников полиции в ближнем бою с преступниками. Следовательно, рукопашный бой - это разновидность ближнего боя с применением противниками огнестрельного, холодного оружия, а также подручных средств и приемов единоборства без оружия. Занятия по рукопашному бою проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и на-ходчивости.»[4].

10

№ 1/2018

Для модернизации ППФП необходимо усовершенствовать содержание обучения курсантов в образовательных организаций МВД России в части формирования умений и навыков применения боевых приемов борьбы ударов и бросков. Модернизацию процесса обучения необходимо проводить в части усовершенствования применяемого содержания, внесении изменений в действующие нормативные акты системы МВД, регламентирующих данное направление. Также, в процессе физической подготовки курсантов необходимо изменить содержательные аспекты моделирования конфликтного взаимодействия с правонарушителем.

Предполагаемое усовершенствование содержания обучения боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД на основе изучения техник высококвалифицированных бойцов рукопашного боя, поспособствует повышению уровня применения боевых приемов борьбы, ударов и бросков[5], позволит им эффективно и безопасно решать профессиональные задачи в боевых ситуациях, оперативно реагировать и применять полученные знания. Преподаватели в процессе обучения боевым приемам борьбы могут успешно определять уровень тактической подготовленности курсантов, выявляя объем усвоенных умений и развитие качеств обеспечивающих успешность противодействия правонарушителям при их задержании. Научно-методические материалы,

полученные в результате исследования техник рукопашного боя, позволят курсантам повысить уровень их подготовленности, а преподавателям -овладеть усовершенствованным содержанием специальной физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Полученные результаты модернизации могут применяться не только в процессе обучения курсантов, но и при повышении квалификации полицейских.

Литература

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

2. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.

3. Боевые приемы борьбы : учебно-наглядное пособие / В.Н. Лавров, С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов и др. / под общ. ред. В.Н. Лаврова. Орёл: ОрЮИ МВД России, 2011. 182 с.

4. Кикоть В.Я., Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка : учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 431 с.

5. Кудин В.А., Торопов В.А. Ушенин А.И., Куликов М.Л. и др. Физическая подготовка : учебник. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 300 с.

Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (2019) Автор: Шевченко В.М.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.

Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.

Для студентов и преподавателей юридических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.