Научная статья на тему 'Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет'

Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6-7 лет»

учащегося.

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. Психология памяти. - 3-е изд. М.: ЧеРо, 2002.816 с.

3. Матюгин И.Ю. Эффективная память: Как быстро запоминать цифры и английские слова. М.: РИПОЛ классик, 2004. 544 с.

© Кононова З.Г., 2020

УДК37

С. Н. Назаренко, воспитатель РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Цель данного научного исследования заключалась в изучении особенностей развития воображения у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; выявлены основные психологические особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста; определены психологические особенности развития воображения детей 6-7 лет; исследованы особенности развития детского воображения посредством игровой деятельности. Объектом научной работы являлись особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста, предметом -психологические особенности развития воображения у детей 6-7 лет.

С. Л. Рубинштейн писал, что «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его»14. Ю. Н. Соколова определяла воображение как «чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний»15.

В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе

14 Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.: Дива, 2005, с.67.

15 Брушлинский А. В. Воображение и познание, М. : Вопросы философии. 2002, №11, с.12.

отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий16.

Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и прочее. Однако, все эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения17.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов -это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребёнка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В. А. Сухомлинский: «Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину»18.

Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в игровой деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в его психике. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней19. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

16 Соколова Ю.Н. Воображение. - М. : Эксмо, 2004. с.11.

17 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, Спб. : Союз, 2004, с. 14-16.

18 Турчинин А.Д. Активное воображение, М. : Астра -Н, 2008, с.152.

19 Мананникова Е.Н. Педагогическая психология, М.: Дашков и К, 2007, с. 112-113.

Список использованной литературы:

1. Брушлинский, А. В. «Воображение и познание» /А. В. Брушлинский. - М.: Вопросы философии. - 2002.-№11.- 90с.

2. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз.-2004.- 309с.

3. Коршунова, Л.С. «Воображение и его роль в познании» / Л. С. Коршунова. - МГУ. - 2000г.

4. Мананникова, Е. Н. «Педагогическая психология» / Е. Н. Манникова. - М.: Дашков и К. - 2007. - 224с.

5. Прохорова, Л. Н. «Путешествие по фантазии» / Л.Н. Прохорова. - СПб.: Детство - Пресс.- 2000.

6. Рубинштейн, С. Л. «Воображение. Основы общей психологии» / С. Л. Рубинштейн. - М.: Дива. - 2005. - 470с.

7. Соколова, Ю.Н. «Воображение» / Ю.Н. Соколова. - М.: Эксмо.- 2004. - 123с.

8. Турчинин, А.Д. «Активное воображение» / А. Д. Турчинин. - М.: Астра-Н. - 2008. - 331с.

© Назаренко С. Н., 2020

УДК37

Панарина Эльвира Наилевна

студентка 3 курса

ЧОУ ВПО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

г. Альметьевск, Республика Татарстан

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Б.С. Волков, Н.В. Волкова отмечают, что в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков [1; 366 с].

У ребенка формируется чувство собственного « Я», « Я сам», « Я хочу», « Я не хочу», и т д. (у некоторых детей такое поведение длится недолго и угасает сразу после 3-х лет и к 4-м годам они становятся более послушными). Такой период называют кризисом трех лет.

Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.