нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
1) педагог - родитель;
2) педагог - ребенок - родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Список использованной литературы:
1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
2. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
3. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.
4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное
5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.
©Журавлева И.С., Готфрид Н.П., 2020
УДК 30
З.Г. Кононова
учитель английского языка г.Анжеро-Судженск, РФ
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики, как традиционных, так и инновационных. Выбранные методы должны обеспечить максимальную результативность качества обучения, повышения мотивации обучающихся. В заключении можно добавить, что инновации современного образования развивают у детей интеллектуал, творчество, целеустремленность и появляется возможность научиться работе с разными источниками знаний.
Ключевые слова:
Эффективные приёмы, методы запоминания лексического материала на уроке английского языка,
онлайн-ресурсы, инновации.
Каждому учителю хорошо известно, что на начальном этапе английский язык хотят учить все, но потом пропадает интерес к предмету, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога -постоянно повышать мотивацию учащихся к уроку. У учителей есть свои секреты эффективности своих уроков. Развитие способностей ученика создает условия для раскрытия личности. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.
Стоит здесь упомянуть о роли ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании.
Например, теория памяти в первых экспериментальных исследованиях Эббингауза, Мюллера, Пильцекера, Шумана и других была целиком основана на учении об ассоциациях. Помимо ассоциативных связей по смежности в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер. [2, c.220]. Однако, не всё можно запомнить, опираясь на смысловые связи. В основе запоминания часто лежит объединение материала в структурное целое, посредством ритмизации или симметрического расположения.
Успешное овладение основами всех видов речевой деятельности обеспечивают лексические знания. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. В методической литературе лексический навык определяется как "автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи" [1, c.121].
Рассмотрим эффективные приемы введения, закрепления лексического материала, неоднократно апробированные в разных классах. На начальном этапе английские рифмованные строчки запоминаются интересно и легко. Дети воспринимают информацию на английском языке через образы и игру. Разнообразные английские песенки , стихи, рифмовки, игры делают процесс изучения увлекательным. Игра "Пантомима": один из учащихся с помощью движений, без слов старается показать, какое слово задумал. Остальные дети должны угадать это слово и произнести его по-английски. С помощью пантомимы можно изобразить виды спорта, животных, школьные предметы. Игра "Угадай" : многие слова по звучанию напоминают аналогичные русские слова ( cafe, basketball, bank, telephone и другие), поэтому при первичном прослушивании их в записи, учащиеся догадываются о значении слов.
Метод фонетических ассоциаций, связывание чего -то с чем-то, позволяет эффективно запоминать иностранные слова. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. [3,c.8]. Фонетические ассоциации достаточно увлекательны и эффективны: book - книга - буква; pie - пирог - пирог в пайке; good - хороший - Робин Гуд.
Пользуясь методом автобиографических ситуаций, можно использовать воспоминания реально пережитых событий. Например, puddle - лужа, грязь, созвучие - падал. Эти два слова уже соединены в памяти, необходимо лишь всего лишь актуализировать это воспоминание.
Следующий прием с использованием карточек эффективен для визуалов. Можно записать те слова, которые трудно запоминаются, используя цветную бумагу, стикеры. А на обратной стороне указывается перевод. Однако можно записывать значение слова и на лицевой стороне для запоминания. Достаточно активный приём - это кодирование через известную информацию. Например, английские слова в рекламе, в фильмах, в песнях.
Осваивать новую лексику можно пользуясь активно современными IT технологиями. На сегодняшний день онлайн - ресурсы предлагают инновационные программы занятий. English-cards.ru - это русскоязычный сервис для создания и печати дидактических карточек по английскому языку. Автоматический перевод используется при создании карточек, который впоследствии можно отредактировать, оставив нужные слова. Интересный инновационный сервис - Learning Apps, интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах: "Пазлы", "Установи последовательность", "Викторина с выбором правильного ответа" . Учащиеся могут проверить, закрепить свои знания в игровой форме.
Таким образом, хотелось бы отметить, насколько важно подобрать к каждому ребёнку те приёмы и методы, которые приведут к плодотворному результату в обучении английскому языку. Кроме того обучающиеся должны стать активными участниками, используя новейшие технические средства. И тогда лексические знания обеспечат успешное овладение всех видов речевой деятельности. Инновации современного образования направлены на повышение качества совместной деятельности учителя и
учащегося.
Список использованной литературы:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. Психология памяти. - 3-е изд. М.: ЧеРо, 2002.816 с.
3. Матюгин И.Ю. Эффективная память: Как быстро запоминать цифры и английские слова. М.: РИПОЛ классик, 2004. 544 с.
© Кононова З.Г., 2020
УДК37
С. Н. Назаренко, воспитатель РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Цель данного научного исследования заключалась в изучении особенностей развития воображения у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; выявлены основные психологические особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста; определены психологические особенности развития воображения детей 6-7 лет; исследованы особенности развития детского воображения посредством игровой деятельности. Объектом научной работы являлись особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста, предметом -психологические особенности развития воображения у детей 6-7 лет.
С. Л. Рубинштейн писал, что «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его»14. Ю. Н. Соколова определяла воображение как «чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний»15.
В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе
14 Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.: Дива, 2005, с.67.
15 Брушлинский А. В. Воображение и познание, М. : Вопросы философии. 2002, №11, с.12.