Научная статья на тему 'Приемы повышения эффективности изучения лексики на уроке английского языка'

Приемы повышения эффективности изучения лексики на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ / МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова З. Г.

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики, как традиционных, так и инновационных. Выбранные методы должны обеспечить максимальную результативность качества обучения, повышения мотивации обучающихся. В заключении можно добавить, что инновации современного образования развивают у детей интеллектуал, творчество, целеустремленность и появляется возможность научиться работе с разными источниками знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы повышения эффективности изучения лексики на уроке английского языка»

нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

1) педагог - родитель;

2) педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Список использованной литературы:

1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.

2. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.

3. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.

4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное

5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.

©Журавлева И.С., Готфрид Н.П., 2020

УДК 30

З.Г. Кононова

учитель английского языка г.Анжеро-Судженск, РФ

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики, как традиционных, так и инновационных. Выбранные методы должны обеспечить максимальную результативность качества обучения, повышения мотивации обучающихся. В заключении можно добавить, что инновации современного образования развивают у детей интеллектуал, творчество, целеустремленность и появляется возможность научиться работе с разными источниками знаний.

Ключевые слова:

Эффективные приёмы, методы запоминания лексического материала на уроке английского языка,

онлайн-ресурсы, инновации.

Каждому учителю хорошо известно, что на начальном этапе английский язык хотят учить все, но потом пропадает интерес к предмету, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога -постоянно повышать мотивацию учащихся к уроку. У учителей есть свои секреты эффективности своих уроков. Развитие способностей ученика создает условия для раскрытия личности. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.

Стоит здесь упомянуть о роли ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании.

Например, теория памяти в первых экспериментальных исследованиях Эббингауза, Мюллера, Пильцекера, Шумана и других была целиком основана на учении об ассоциациях. Помимо ассоциативных связей по смежности в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер. [2, c.220]. Однако, не всё можно запомнить, опираясь на смысловые связи. В основе запоминания часто лежит объединение материала в структурное целое, посредством ритмизации или симметрического расположения.

Успешное овладение основами всех видов речевой деятельности обеспечивают лексические знания. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. В методической литературе лексический навык определяется как "автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи" [1, c.121].

Рассмотрим эффективные приемы введения, закрепления лексического материала, неоднократно апробированные в разных классах. На начальном этапе английские рифмованные строчки запоминаются интересно и легко. Дети воспринимают информацию на английском языке через образы и игру. Разнообразные английские песенки , стихи, рифмовки, игры делают процесс изучения увлекательным. Игра "Пантомима": один из учащихся с помощью движений, без слов старается показать, какое слово задумал. Остальные дети должны угадать это слово и произнести его по-английски. С помощью пантомимы можно изобразить виды спорта, животных, школьные предметы. Игра "Угадай" : многие слова по звучанию напоминают аналогичные русские слова ( cafe, basketball, bank, telephone и другие), поэтому при первичном прослушивании их в записи, учащиеся догадываются о значении слов.

Метод фонетических ассоциаций, связывание чего -то с чем-то, позволяет эффективно запоминать иностранные слова. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. [3,c.8]. Фонетические ассоциации достаточно увлекательны и эффективны: book - книга - буква; pie - пирог - пирог в пайке; good - хороший - Робин Гуд.

Пользуясь методом автобиографических ситуаций, можно использовать воспоминания реально пережитых событий. Например, puddle - лужа, грязь, созвучие - падал. Эти два слова уже соединены в памяти, необходимо лишь всего лишь актуализировать это воспоминание.

Следующий прием с использованием карточек эффективен для визуалов. Можно записать те слова, которые трудно запоминаются, используя цветную бумагу, стикеры. А на обратной стороне указывается перевод. Однако можно записывать значение слова и на лицевой стороне для запоминания. Достаточно активный приём - это кодирование через известную информацию. Например, английские слова в рекламе, в фильмах, в песнях.

Осваивать новую лексику можно пользуясь активно современными IT технологиями. На сегодняшний день онлайн - ресурсы предлагают инновационные программы занятий. English-cards.ru - это русскоязычный сервис для создания и печати дидактических карточек по английскому языку. Автоматический перевод используется при создании карточек, который впоследствии можно отредактировать, оставив нужные слова. Интересный инновационный сервис - Learning Apps, интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах: "Пазлы", "Установи последовательность", "Викторина с выбором правильного ответа" . Учащиеся могут проверить, закрепить свои знания в игровой форме.

Таким образом, хотелось бы отметить, насколько важно подобрать к каждому ребёнку те приёмы и методы, которые приведут к плодотворному результату в обучении английскому языку. Кроме того обучающиеся должны стать активными участниками, используя новейшие технические средства. И тогда лексические знания обеспечат успешное овладение всех видов речевой деятельности. Инновации современного образования направлены на повышение качества совместной деятельности учителя и

учащегося.

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. Психология памяти. - 3-е изд. М.: ЧеРо, 2002.816 с.

3. Матюгин И.Ю. Эффективная память: Как быстро запоминать цифры и английские слова. М.: РИПОЛ классик, 2004. 544 с.

© Кононова З.Г., 2020

УДК37

С. Н. Назаренко, воспитатель РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Цель данного научного исследования заключалась в изучении особенностей развития воображения у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; выявлены основные психологические особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста; определены психологические особенности развития воображения детей 6-7 лет; исследованы особенности развития детского воображения посредством игровой деятельности. Объектом научной работы являлись особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста, предметом -психологические особенности развития воображения у детей 6-7 лет.

С. Л. Рубинштейн писал, что «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение - это отлёт от прошлого опыта, преобразование его»14. Ю. Н. Соколова определяла воображение как «чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний»15.

В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе

14 Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.: Дива, 2005, с.67.

15 Брушлинский А. В. Воображение и познание, М. : Вопросы философии. 2002, №11, с.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.