Научная статья на тему 'Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста'

Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3067
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ВООБРАЖЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / ПАМЯТЬ / МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / СМЫСЛОВАЯ ГРУППИРОВКА СВЯЗНОГО ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарюта Нина Васильевна

Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются психологические закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана, овладение которым эффективно влияет на произвольную культурную память детей со среднего дошкольного возраста. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста»

УДК 159.922.75:37.015.3 ББК 88.840.301 З 38

Н.В. Захарюта

ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии - развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются психологические закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов - смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана, овладение которым эффективно влияет на произвольную культурную память детей со среднего дошкольного возраста. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.

Ключевые слова: развивающее обучение, дети дошкольного возраста, творческий потенциал личности, воображение, центральное психологическое новообразование, память, мнемотехнические приёмы, смысловая группировка связного текста.

N.V. Zakharyuta

POSSIBILITIES AND WAYS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF

CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract. The paper is devoted to an actual problem of pedagogical and age psychology - to development of imagination which is recognized by scientists a basis of creative potential of the person and the central psychological new formation of the preschool stable period of development. The subject of research is psychological laws, conditions and ways of development of imagination of preschool children in the course of formation of any cultural memory. The paper states the author's innovative psychological-pedagogical technology of development of imagination in the course of formation of one of the complex mnemotechnic methods - semantic grouping of the coherent text, i.e. scheduling, mastering of which influences effectively any cultural memory of children from the middle preschool age. The paper materials have a strongly pronounced practical orientation.

Keywords: developing training, children of preschool age, creative potential of the person, imagination, the central psychological new formation, memory, mnemotechnic methods, semantic grouping the coherent text.

Данное исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии - развитию воображения, которое является, во-первых, основой творческого потенциала личности и, во-вторых, центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и их последователи).

С учётом того, что воображение в современной психологии признано «психологической системой» [1, 2], новым и перспективным направлением является исследование особенностей его развития в процессе других высших психических функций (процессов) и свойств личности, их взаимовлияния.

Память - одна из важнейших психических познавательных функций, от уровня

развития которой зависит продуктивность усвоения различной информации как ребёнком, так и взрослым. В то же время на развитие памяти влияют другие процессы и свойства личности: мотивация и эмоции, воля и общительность, интересы, самоконтроль и особенно мышление, что имеет исключительно важное значение для эффективности памяти развивающегося ребёнка (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Рыбников, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и их ученики).

Отечественные психологи в разные годы получили интересный фактический материал по развитию осмысленного запоминания у детей дошкольного возраста, а также по их обучению отдельным сложным приёмам (смысловому соотнесению, классификации, смысловой группировке связного текста, наглядному моделированию), в той или иной мере содействующим повышению продуктивности памяти [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. В исследовании, выполненном под руководством З.М. Истоминой, получены данные о возрастных возможностях дошкольников в овладении уже двумя мнемотехническими приёмами: смысловым соотнесением и смысловой группировкой разрозненных объектов [10].

Все психологи подчёркивают активное начало в процессах памяти детей дошкольного возраста, ведущую роль смысловой переработки информации: памятью можно управлять уже на сравнительно раннем этапе онтогенеза, её можно развивать в зависимости от использования определённых средств. Однако особенности развития воображения детей разных возрастов в процессе формирования культурной памяти, как показал анализ отечественных и зарубежных исследований, ещё не были предметом специального исследования. В связи с этим научная новизна данного исследования заключается в том, что в педагогической и возрастной психологии впервые разработана психотехнология развития воображения детей (центрального психологического новообразования дошкольного детства) в процессе формирования культурной памяти, которая является его основой и связана с творческим потенциалом личности, способностью созидать.

Инновационная психотехнология включает в себя развитие воображения дошкольников в процессе последовательного овладения ими двумя сложными мнемотехническими приёмами: смысловым соотнесением разрозненного материала

(картинок и слов) и смысловой группировкой связного материала (текстов - рассказов). Мы предположили, что первый мнемотехнический приём, формирующийся у детей на 4-м году жизни, будет базовым для овладения другим наиболее сложным приёмом -смысловой группировкой связных текстов, или составлением плана этими дошкольниками на 5-м году жизни.

При разработке психотехнологии учитывали особенности общения детей дошкольного возраста (в сравнении с общением со взрослыми): на первое место выдвигается потребность в общении со сверстниками в различных видах деятельности и особенно в ведущей - игровой деятельности. В связи с этим формой данной творческой работы выбраны развивающие игры с подгруппами детей (по 3-5 чел.), которые организуются педагогом-психологом и воспитателями возрастных групп. Эти развивающие игры являются результатом длительного сотрудничества автора психотехнологии с педагогическими коллективами МДОУ-детских садов №№ 11, 24, 37, 42, 43 г. Армавира.

Экспериментальный материал по развитию воображения детей в процессе формирования первого мнемотехнического приёма - смыслового соотнесения был изложен ранее [11]. Все младшие дошкольники самостоятельно уже с первых развивающих игр успешно справлялись с заданиями по смыслу. В процессе творческих игр они запоминали не только наглядно-иллюстративный материал, отобранный по собственной инициативе, но и тот, который отбирали их сверстники с последующим объяснением. В связи с этим для детей 3-4-х лет характерным был устойчивый средний

уровень выполнения заданий. Такого активного и осмысленного поведения при запоминании и воспроизведении всех или почти всех картинок и их объяснений не наблюдалось в контрольных группах младших дошкольников, для которых типичным был устойчивый низкий уровень выполнения заданий.

В связи с тем, что у всех детей обучавшейся группы (30 чел.) были достигнуты стабильные результаты (устойчивый средний уровень), лонгитюдное исследование с ними продолжалось в среднем дошкольном возрасте. В первом полугодии также организовывались развивающие творческие игры, но с их усложнением: вводился принцип игры «домино», элементы соревнования «Кто больше подберёт (назовёт) подходящих карточек к данной карточке?». Для этих игр предъявлялись не предметные картинки, а карточки с усложнённым изображением различных предметов в виде точек. Детям вначале надо было представить, вообразить, что на них изображено, и только потом выполнить творческое задание. Использовались также и вербальные развивающие игры. Одни из них проводились с дошкольниками в помещении возрастной группы, другие - на участке детского сада после наблюдений за социальной жизнью или окружающей родной природой.

Эффективность развивающих творческих игр определялась по таким критериям, как осмысленность и инициативность выполнения действий средними дошкольниками, их самостоятельность, объяснение действий с проявлением свойств воображения, учёт поведения детей во время запоминания нарисованных предметов с опорой на ранее отобранные карточки по смыслу, а также учёт объёма воспроизведённых предметов на отобранных карточках (слов - в вербальных играх). Результаты проведённых игр показали, что все дошкольники 4-5 лет достигли устойчивого среднего уровня выполнения заданий, а отдельные из них и устойчивого высокого уровня. Важно отметить и появление самостоятельных развивающих игр с вышеописанным содержанием по инициативе самих дошкольников и под руководством отдельных детей-лидеров, что свидетельствует об их активности, интересе к новым играм и желании играть.

Как уже указывалось выше, для развития воображения средних дошкольников использовался и другой наиболее важный мнемотехнический приём - смысловая группировка (составление плана) связного текста. Эта новая творческая работа начиналась во втором полугодии средней группы и её описание является задачей данной публикации.

Необходимо отметить, что все учёные особо подчёркивают значение восприятия связных художественных текстов в развитии сознания и самосознания детей, в воспитании нравственных и эстетических чувств, формирования мировоззрения. Благодаря «живому созерцанию» и воображению ребёнок становится соучастником эпизодов и событий, которые воспринимает и сопереживает: радуется, печалится, удивляется.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для развития личности детей дошкольного возраста разработано несколько методик с использованием художественных текстов. Одна из них - традиционная, включает в себя небольшую беседу с детьми по содержанию незнакомого текста с повторным его прослушиванием и обязательным последующим пересказом, в котором участвует, как правило, небольшое количество детей: 5-6 чел. Данная методика требует достаточно высокого уровня словесно-логического мышления, которое только начинает развиваться у дошкольников (К.А. Некрасова, С.Л. Новосёлова, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, А.Г. Рузская и др.). В связи с этим по результатам исследований и массовой практики дети испытывают определённые трудности: часто обращаются с вопросами к взрослому помочь в пересказе: «Я уже забыл, как начало?», пропускают и переставляют целые смысловые части рассказа. Нередко они запоминают только начало или конец рассказа («фактор края»), чаще всего -его наиболее эмоциональную часть. Даже старшие дошкольники не всегда понимают смысл отдельных слов или словосочетаний, поэтому могут воспроизвести рассказ

искажённо. Чаще всего они используют собственную бытовую лексику, редко заимствуют образные средства выразительности, характерные для данного текста.

Другая методика - запоминание и пересказ текста (сказки) с использованием наглядного моделирования и собственного сочинительства сказок, историй по наглядным моделям - уже более интересная для детей дошкольного возраста и доступная им уже с трёх лет, так как опирается на развитое наглядно-действенное и ведущее - нагляднообразное мышление [8, 9].

О.С. Ушакова и её ученики разработали оригинальную методику обучения детей восприятию художественного текста с целью сочинительства ими новых историй по сюжетным картинкам и последующего пересказа по отдельным смысловым частям текста, что способствует активизации всех дошкольников [12, 13, 14]. Эта методика не только развивает связную речь детей, но и даёт возможность развивать умение правильно воспринимать содержание серии сюжетных картин, формирует представление о сюжете, композиции связного высказывания (рассказа, сказки), упражняет в построении разных типов предложений и разных способов их связи. Данный вид рассказывания также способствует развитию логического мышления, его планирующей функции, развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений.

В других работах с детьми по обучению восприятию и пересказу художественных текстов специалисты рекомендуют использовать и такой особый методический приём, как постановка отдельных вопросов или группы вопросов в виде плана, который, в первую очередь, активизирует мыслительную и мнемическую деятельность старших дошкольников (А.М. Бородич, Р.И. Габова, Л.Р. Голубева, А.П. Иваненко, Н.А. Орланова, Ф.А. Сохин, Л.П. Федоренко и др.). Специалисты доказали, что составление плана, или смысловая группировка - один из эффективных приёмов, обеспечивающих высокую степень осмысливания связного текста. Именно в ходе составления плана анализируется содержание текста; мысленно расчленяется сюжет на отдельные части согласно развивающимся событиям; затем эти части соединяются в связный рассказ. Такая работа требует аналитической и обобщающей мыслительной деятельности, что содействует усилению эмоционального отклика на содержание рассказа, эффективному его запоминанию, вызывает интерес к жизни героя и персонажей, развивает гуманные нравственные чувства (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и их последователи).

Положительная роль этого смыслового приёма, используемого школьниками и взрослыми, неоднократно отмечалась в многочисленных трудах по психологии (Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев, П.И. Зинченко, А.И. Липкина, А.Р. Лурия, К.П. Мальцева, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), лингвистике, педагогике (дидактике) и методике развития речи. Исследования учёных показали, что смысловая группировка текста, или составление плана, как сознательный приём запоминания, доступен уже младшим школьникам (II класс).

В нашем исследовании, ранее выполненном под руководством З.М. Истоминой, изучались особенности формирования у старших дошкольников умения составления плана текста и его использования в мнемических целях [6, 7]. В форме дидактических игр «в школу» на первом этапе детей пяти и шести лет обучали составлению плана, т.е. смысловой группировке текста как самостоятельному интеллектуальному действию, на втором этапе - как осмысленному логическому приёму запоминания и воспроизведения текста. Учитывая особенности чувственного познания окружающего мира дошкольниками, вначале широко применяли наглядно-иллюстративный материал -картинки, зарисовки, сделанные самими детьми, затем - воображаемые (мысленно представляемые) картинки; только в последнюю очередь проводили обучение без опоры на наглядность - использовался вербальный план. Наиболее высокие показатели продуктивности произвольной культурной (логической) памяти дал пересказ текста с

опорой на составленный картинный и нарисованный план. Этот факт обусловлен достаточно высоким уровнем развития у детей дошкольного возраста мышления -наглядно-действенного и наглядно-образного, - ведущего в этом возрасте. Полученные результаты, на наш взгляд, важны не только для формирования произвольной культурной памяти, как условия психологической подготовки детей к обучению в школе, но и для развития личности ребёнка в целом.

Психотехнологию проведённого исследования мы модифицировали в соответствии с новой целью - развитием творческого потенциала личности детей с младшего дошкольного возраста и использованием смысловой группировки связного текста как мнемотехнического приёма уже со среднего дошкольного возраста. В основу экспериментов, как и прежде, легли художественные тексты - увлекательные рассказы о природе В. Бианки, Ю. Качаева, Г. Скребицкого, Г. Снегирёва, В. Флинта и др., которые по содержанию дошкольникам были незнакомы. Был подобран и ряд новых рассказов, вызывающих у дошкольников удивление и радость от их сюжетов.

Использование этой психотехнологии является частью творческой работы, которую ежедневно проводит многочисленный педагогический коллектив МДОУ-детского сада № 43 «Чебурашка» [15] и других детских садов Армавира, на базе которых студенты дневного отделения факультета психологии, логопедии и дошкольной педагогики Армавирского государственного педагогического университета выполняют курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) проекты по психологии. Апробация и внедрение материалов данной психотехнологии осуществляется также студентами заочного отделения и филиалов АГПУ в различных городах Краснодарского края: г.г. Гулькевичи, Краснодар, Кропоткин, Новокубанск, Тихорецк, Усть-Лабинск, станица Ленинградская и др.

Данная творческая работа также проходит поэтапно, но по своей структуре и содержанию значительно отличается от вышеуказанных методик.

Ьй этап психотехнологии (до восприятия рассказа). Его задача -прогнозирование содержания рассказа детьми, уточнение, закрепление и систематизация их знаний о герое рассказа, воспитание у дошкольников высших нравственных и эстетических чувств. Этот этап творческой работы проводит воспитатель группы во вторую половину дня в течение одной недели. Вначале он сообщает о том, что дети скоро услышат интересный рассказ про Жучку (находку, живые удочки, колючих гостей ...) и последовательно задаёт два вопроса: «Кто такая Жучка? (находка, живые удочки, колючие гости ...), «Что интересного писатель мог написать про неё?». Этот творческий приём, направленный на работу с заголовком рассказа, т.е. на прогнозирование его содержания, был предложен Г.Г. Граник и её сотрудниками для сочинительства историй детьми школьного возраста [16, 17]. Однако он по результатам нашего пилотажного исследования оказался доступным, увлекательным и для детей-дошкольников.

Кроме названных вопросов, воспитатель постепенно использует комплекс взаимосвязанных методических приёмов (наглядных, игровых, практических и словесных), при помощи которых в течение нескольких дней уточняет знания дошкольников о герое рассказа, закрепляет и систематизирует их. Так, воспитатель рассматривает с детьми красочные иллюстрации к книгам, тематические наборы открыток, вспоминает выученные стихи, загадки, интересные эпизоды из ранее прочитанных рассказов, сказок, знакомых мультфильмов, а также ранее увиденного на прогулках и экскурсиях, в цирке, зоопарке. Он совместно с детьми по теме рассказа делает выставки, оформляет альбомы, создаёт условия для их игр и др. Такая творческая работа является важной, потому что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека» (Л.С. Выготский). Активизируя знания дошкольников, их жизненный опыт - необходимый компонент воображения, воспитатель возрастной группы создаёт условия и для проявления свойств воображения у своих воспитанников: не только «видение целого

раньше частей», но и «переноса функции с одного предмета на другой, который не обладает этой функцией» [1, 2].

Учитывая, что для творческого восприятия рассказов средними дошкольниками с опорой на смысловую группировку выбрана развивающая игра «библиотека», воспитатель формирует у детей также знания о значении библиотеки, культуре поведения читателей в ней, бережном отношении к книгам, советует родителям сходить на экскурсию в детскую библиотеку или даже записаться в ней.

Содержание воспитательно-образовательной работы на первом этапе нашей психотехнологии, который отсутствует в массовой практике детских садов, вызывает у детей эмоциональный отклик, желание поделиться впечатлениями, что, в целом, развивает интерес к герою рассказа и ожидание встречи с ним.

П-й этап психотехнологии (в процессе восприятия рассказа). Данный этап творческой работы проводит педагог-психолог в форме развивающих творческих игр «библиотека» в первую половину дня. Их участниками являются подгруппы дошкольников (5 чел.), свободных от занятия, которое в это время проводит воспитатель с другими детьми. В игровые подгруппы входят дети с проявлениями доброжелательного отношения друг к другу в творческих самостоятельных играх, совместном рисовании, при выполнении трудовых поручений.

Развивающие творческие игры в соответствии с их структурой включают дидактические и игровые задачи, игровые действия и правила. Отсутствие любого из этих компонентов, как отмечают специалисты, приводит к тому, что игра разрушается и превращается в дидактическое упражнение или в обычную беседу с использованием наглядного материала, что, естественно, не вызывает интереса и желания играть.

Дидактические задачи. Учить детей понимать своё настроение, развивать воображение и мыслительную активность при восприятии рассказа и обучении действиям составления картинного плана, развивать навыки связной речи, воспитывать интерес к герою рассказа, а также нравственные и эстетические чувства средних дошкольников в зависимости от содержания рассказа.

Игровые задачи. Быть «читателями библиотеки»; отвечать на вопросы «библиотекаря»; получать поощрительные значки за правильное выполнение заданий.

Игровые действия. Показывать своё настроение; отвечать на вопросы по характеру прослушанной музыки и содержанию частей рассказа; среди нескольких картинок выбирать только одну, соответствующую смыслу части, с опорой на неё озаглавливать часть рассказа; все заголовки (пункты плана) запоминать и повторять в конце развивающей игры; перевоплощаться в образ героя рассказа.

Правила игры. Осмысленно и самостоятельно выполнять все задания; в конце посещения «библиотеки» подсчитывать полученные поощрительные значки, по их количеству определить победителя игры.

Оборудование игры: поощрительно-контрольные значки; сюжетные картинки к рассказу: одни из них нарисованы по смыслу каждой части, другие две - не подходят к содержанию частей, но являются необходимыми для сравнения и отбора картинок, особенно к последним частям рассказа; мольберт; магнитофон с записью музыкальных произведений к каждой части рассказа.

Ход развивающей творческой игры «библиотека». Каждая развивающая творческая игра с использованием одного рассказа проходит дважды: вначале по первой половине рассказа, на следующей день - по второй половине этого рассказа, так как используется приём прерванных действий. Первая развивающая творческая игра по данной теме включает следующий алгоритм действий:

1. Показ детьми своего настроения мимикой, жестами и движениями.

2. Восприятие всех сюжетных картинок вперемежку между собой.

3. Восприятие рассказа в целом, который читает «библиотекарь».

4. Восприятие рассказа по его отдельным смысловым частям.

Алгоритм действий после восприятия Ьй части рассказа:

1. Восприятие инструментальной музыки.

2. Беседа по характеру музыки и соответствию её смыслу части рассказа.

3. Беседа по содержанию данной части рассказа.

4. Работа над смыслом незнакомых слов и словосочетаний.

5. Отбор детьми соответствующей картинки к части рассказа.

6. Объяснение отбора картинки к части рассказа.

7. Озаглавливание части т рассказа по отобранной картинке.

8. Выполнение этюда по содержанию данной части рассказа.

Алгоритм действий после восприятия П-й части рассказа тот же, что и после восприятия первой части (выполнение восьми действий). Затем используется приём прерванных действий.

Опишем вышеуказанные алгоритмы действий детей. Когда они в роли «читателей» приходят в «библиотеку» (кабинет педагога-психолога), в первую очередь, показывают своё настроение мимикой, жестами или движениями так, чтобы оно стало понятно и другим, а главное - создавало эмоциональную атмосферу взаимодействия в подгруппе «читателей». Такое задание психологи считают важным: эмоции выражают отношение ко всему, что дети видят и делают, а в дошкольном возрасте они признаны центральной психической функцией (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и их последователи), развивают активность личности, снижают тревожность, вселяют уверенность в выполнении заданий и др. «Читателям» сообщается о важности хорошего настроения, чтобы понять и запомнить новый рассказ, который будет читать «библиотекарь» (педагог-психолог).

Вначале «читатели» воспринимают рассказ в целом, затем - по его отдельным смысловым частям и звучащую после каждой части инструментальную музыку отечественных или зарубежных композиторов. Специалистами доказано, что музыка «имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами . может потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать и всегда побуждает переживать и думать». Особое значение музыка имеет для развития детей: она способствует эмоциональному

сопереживанию как первоосновы восприятия музыки, расширяет диапазон чувств, активизирует развитие творческих способностей, помогает улучшить психологический климат в коллективе детей. Специалисты подчёркивают целостность восприятия ребёнком окружающих его явлений жизни и искусства: музыкальные образы рождают

литературные, изобразительные и наоборот. В нашем исследовании различный характер звучащей музыки помогает детям осмысливать разные действия и поступки героя рассказа. Музыка наряду с отобранными сюжетными картинками помогает также понять и запомнить различные части рассказа.

Обязательной после прослушивания музыки является беседа с детьми по её характеру и соответствию смыслу прочитанной части рассказа. Также задаются вопросы на определение «читателями» настроения его героя и персонажей. Они нацеливают на выделение главного в каждой части рассказа и развивают эмпатию дошкольников.

В процессе беседы проходит работа и над смыслом незнакомых слов и словосочетаний, так как их незнание приводит к неполному или даже к искажённому пониманию содержания рассказа. Для этого в соответствии с рекомендациями специалистов применяется подбор синонимов или антонимов, образных слов, идёт работа над сравнениями, могут также использоваться и различные голосовые реакции детей, их мимика и пантомимика.

«Читателям» также предлагается выбрать необходимую сюжетную картинку к прослушанной части рассказа и объяснить её выбор. Отобранная картинка помогает им под руководством «библиотекаря» озаглавить часть рассказа, т.е. назвать пункт плана. Взрослый также оказывает помощь и в выборе наиболее удачного заголовка среди всех предложенных.

Обязательными являются этюды - творческие задания, эффективно развивающие воображение. Наши «читатели» выполняют этюды по каждой части рассказа: они перевоплощаются в «героя» и «персонажей» в соответствии с его действиями в данной части рассказа. Каждый этюд - это «воображение в движении» (Л.С. Выготский), одновременно выполняет ещё и функцию физкультминутки.

После выполнения творческих заданий по первой половине рассказа используется приём прерванных действий. «Читателям» ещё в самом начале игры (после показа своего настроения) сообщается инструкция о том, что выбирать картинки они будут только к половине рассказа, так как нельзя нарушать распорядок жизни в детском саду и надо будет обязательно идти в бассейн, на музыкальное занятие или прогулку. На следующий день работа с этим рассказом будет продолжаться. Такая психологическая установка важна, во-первых, для недопущения астенических эмоций детей, во-вторых, для их ожидания новой встречи с героем рассказа. В-третьих, незавершённость и прерванность выполняемых заданий - один из действенных приёмов запоминания, использованный в работе со школьниками 13-14 лет, студентами и учителями. Незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые, - таковы результаты исследования Б.В. Зейгарник - одной из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Однако этот приём, к сожалению, до сих пор не нашёл должного применения в научно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

На следующий день развивающая творческая игра «библиотека» продолжается с использованием данного рассказа, она включает следующий алгоритм действий:

1. Алгоритм действий по Ьй части рассказа:

1. Повтор детьми заголовка к этой части рассказа.

2. Объяснение выбора картинки к этой части.

3. Объяснение выбора заголовка к этой части.

2. Алгоритм действий по П-й части рассказа: тот же.

3. Алгоритм действий по восприятию новых частей рассказа (Ш-й и ГУ-й) тот

же, что и алгоритм действий после восприятия 1-й и П-й частей рассказа.

4. В конце игры подсчёт полученных фишек и по ним выбор победителя и чествование его - важный приём нравственно-эмоционального воспитания дошкольников. Дети исполняют желания победителя: на прогулке играют в его любимые подвижные игры, читают для него стихи, назначают ведущим на зарядке и обязательно отмечают его успехи в присутствии родителей.

5. Показ «читателями» своего настроения мимикой, жестами и движениями в конце игры и возвращение в свою группу.

Мольберт с отобранными сюжетными картинками, которые представляют собой картинный план рассказа, остаются в возрастной группе. Наши «читатели» в свободное время делятся впечатлениями, вновь рассматривая сюжетные картинки, возвращаются к содержанию рассказа, а также к жизненным эпизодам, связанным с героем рассказа. И только через неделю проводим следующий - последний этап творческой работы.

ГГГ -й этап исследования представляет собой воспроизведение детьми содержания данного рассказа по ранее составленному картинному плану. Такая работа происходит с учётом явления реминисценции (от лат. - reminiscentia - припоминание), т.е. более полного и точного воспроизведения сохранённого в памяти по сравнению с первоначально запечатлённым (заученным).

Подтверждение вышесказанного конкретным конспектом творческой работы со средними дошкольниками и описание результатов данной инновационной работы является целью следующей публикации.

Примечания:

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии // Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 807-819.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 98 с.

3. Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1987.

4. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998.

5. Развитие логической памяти у детей / под ред. А.А. Смирнова. М., 1976.

6. Белоус А.Н. Соотношение приёмов логического запоминания у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Минск., 1986.

7. Захарюта Н.В. Формирование у дошкольников умения пользоваться смысловой группировкой текста как приёмом запоминания: дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 208 с.

8. Захарюта Н.В. Смысловая группировка текста как логический приём развития памяти у детей: монография. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003. 200 с.

9. Захарюта Н.В. Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2009. Вып. 3. С. 263-271.

10. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 24 с.

11. Дьяченко О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М., 1986. С. 94-113.

12. Ушакова О.С. Развитие речи детей. М., 2001. 240 с.

13. Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Шишка. Спасли ежа. М., 2001. С. 10.

14. Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Пчёлы. День рождения. М., 2001. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Захарюта Н.В. Ни дня - без воображения // Дошкольное воспитание. 2005. № 12. С. 121-124.

References:

1. Vygotsky L.S. Imagination and its development at children's age: lectures on psychology//Psychology. М.: the EKSMO-PRESS, 2000. P. 807-819.

2. Vygotsky L.S. Imagination and creativity at children's age. SPb.: Soyuz, 1997. 98 p.

3. Istomina Z.M. Development of memory. М., 1987.

4. Istomina Z.M. Development of any membering at preschool children//Memory Psychology: reading-book / Ed. Yu.B.Gippenreiter and V.Ya.Romanov. М., 1998.

5. Development of logic memory in children / Ed. A.A.Smirnov. М., 1976.

6. Belous A.N. Correlation of methods of logic remembering at children of preschool age: Author’s summary of Dissertation for Candidate of Psychology degree. Minsk, 1986.

7. Zakharyuta N.V. Formation at preschool children of ability to use semantic grouping of the text as remembering method: Dissertation for Candidate of Psychology degree. М., 1985. 208 p.

8. Zakharyuta N.V. Semantic text grouping as logic method of development of memory at children: the monograph. Krasnodar: OIPTS “Education Prospects”, 2003. 200 p.

9. Zakharyuta N.V. Innovative approach to development of creative potential of the person of children//Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: AGU Publishing House. 2009. Iss. 3. P. 263-271.

10. Bazik I.Ya. Development of ability of evident spatial modelling at acquaintance of children of the senior preschool age with literary works: Author’s summary of Dissertation for Candidate of Psychology degree. М., 1985. 24 p.

11. Dyachenko O.M. Formation of ability of evident modelling at acquaintance with children's fiction//Development of informative abilities in the course of preschool education / Ed. L.A.Venger. М., 1986. P.94-113.

12. Ushakov O.S. Development of speech of children. М., 2001. 240 p.

13. Ushakov O.S. Stories about animals. The cone. Have rescued a hedgehog. М., 2001. P. 10.

14. Ushakov O.S. Stories about animals. Bees. Birthday. М., 2001. P. 10.

15. Zakharyuta N.V. No day - without imagination//Preschool education. 2005. No. 12. P. 121-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.