Научная статья на тему 'Особенности реализации принципа наглядности при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста'

Особенности реализации принципа наглядности при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНАЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ / СЛУХОВАЯ / АУДИАЛЬНАЯ / КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПОДРАЖАНИЕ / ЖЕСТОВОЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туркина А.Н.

Данная статья посвящена применению различных видов наглядности при обучении младших дошкольников английскому языку. Рассмотрены психофизиологические особенности детей данного возраста, основные требования к их обучению, принцип наглядности. На основе анализа занятий делается вывод о более эффективном усвоении материала при одновременном использовании зрительных, слуховых, кинестетических опор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туркина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации принципа наглядности при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста»

200

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8.

4. Радионова О., Орлова Л. Работаем по программе «Воспитание ребен-ка-дошкольника. РОСИНКА. В мире прекрасного» // Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель». - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. -№ 4. - С. 5-12.

5. Степанова И.А., Колодезникова З.Г., Готовцева С.С. Этноальбом как средство приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/979/13397.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Туркина А.Н.*

Негосударственное учреждение дополнительного образования «Мурманская языковая школа», г. Мурманск

Данная статья посвящена применению различных видов наглядности при обучении младших дошкольников английскому языку. Рассмотрены психофизиологические особенности детей данного возраста, основные требования к их обучению, принцип наглядности. На основе анализа занятий делается вывод о более эффективном усвоении материала при одновременном использовании зрительных, слуховых, кинестетических опор.

Ключевые слова: зрительная, визуальная, слуховая, аудиальная, кинестетическая наглядность, комплексная наглядность, младшие дошкольники, сенсорное развитие, обучение дошкольников, английский язык, подражание, жестовой язык, обучение счету, развивающее обучение, игровая, исследовательская деятельность, виды деятельности дошкольников.

«Эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем его изучение к раннему возрасту» и «овладение двумя-тремя языками не замедляет овладения каждым из них в отдельности», -Л.С. Выготский. Работая с младшими дошкольниками (далее МД) 3-4 лет, отметим их психофизиологические особенности: дети интересуются не только родителями, но и другими людьми. Общение становится внеситуативным, взрослый человек - носитель определенной общественной функции [10, с. 59]. Кризис трех лет сменяется стабильным состоянием, ребенок

Старший преподаватель иностранного языка.

Теория и методика дошкольного образования

201

обретает большую самостоятельность, которая его радует [2, с. 134]. Его больше интересуют другие дети: ребенок стремится устанавливать отношения, ищет повод для совместной деятельности. Происходит активное развитие речи: совершенствуется ее практическое употребление в общении с людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [7, с. 175]. Усвоение языка набирает обороты: ребенок создает собственные слова, меняет известные, сочиняет рифмы. Увеличивается словарный запас. Как отмечают Л.А. Венгер и В.С. Мухина, в дошкольном возрасте обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Познание окружающего мира реализуется в игре, рисовании, конструировании. Восприятие МД слабое, однако, совершенствуя перцептивных действий и овладевая новыми, восприятие становится более точным, расчлененным [9, с. 103]. Период дошкольного детства - это период интенсивного сенсорного развития ребенка. МД воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя отдельные звуки и их соотношение. При выделении речевых звуков важно произношение, а при выделении музыкальных звуков (мелодии, ритма) - движения рук, тела. Основной вид мышления - образный.

Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направляя его на определенные предметы, явления, удерживаться на них [7, с. 204]. Универсальное средство организации внимания - речь, как учителя, так и в дальнейшем собственная. Непроизвольное внимание преобладает. МД овладевают вниманием произвольным. Память дошкольников также носит непроизвольный характер. Лишь к 4-5 годам начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Легче всего дети учатся запоминать повторяя. Преобладает воссоздающее воображение. Происходит переход к игровому действию с предметом, хотя рядом его нет. Воображение переходит и в другие виды деятельности, например, в рисование, сочинение стишков, сказок.

Ведущая деятельность - игровая. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разные ученые выделяют различные виды деятельности дошкольников. Венгер Л.А. и Мухина В.С. разграничивают предметную деятельность дошкольников, сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование. Утехина А.Н. же рассматривает развитие деятельности ребенка всего в трех аспектах: предметной, игровой и речевой деятельности. Современные ученые все больше внимание обращают на исследовательскую деятельность детей. От того, насколько хорошо развиты у ребенка способности исследовать мир вокруг, напрямую зависят его успехи в познавательном, а также личностном развитии. Исследования биологов доказывают: уровень развития потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше развита эта потребность, тем интенсивнее организм развивается.

202

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Утехина А.Н. называет основные требования к обучению дошкольников ИЯ:

1) язык усваивается детьми как средство общения, поэтому основной путь к овладению ИЯ - коммуникативный;

2) обучение дошкольников не может и не должно превращаться в имитационный процесс, в тренировку неосознанного использования ИЯ. Необходимо осознание ребенком языковых средств в их системе и коммуникативных функциях.

Ян Амос Коменский, назвавший наглядность «золотым правилом дидактики», подразумевал под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого. Выделяют визуальную (зрительную), слуховую (аудиальную) и кинестетическую виды наглядности. Зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Мы же для наиболее эффективного усвоения и запоминания материала МД будем использовать так называемую комплексную наглядность, когда задействованы все органы чувств или большая их часть.

Особенности реализации принципа наглядности при изучении ИЯ с МД на примере группы А2 Мурманской языковой школы с использованием УМК «Cookie and friends» - Starter (Oxford University Press). Занятия проходят с мягкой игрушкой котиком Куки (Cookie the cat). Он прилетел из Англии и говорит по-английски, чтобы общаться с Куки, деткам нужно выучить этот язык. Известно, что на всем протяжении развития ребенка важную роль в усвоении новых действий играет подражание [2, с. 24]. МД, вслед за котом Куки, поют песенки, повторяют слова, закрывают и открывают глаза, прыгают, прячутся, отвечают на вопросы.

Все песни на занятиях сопровождаются движениями: пальцев рук, кистей, наклоны корпуса, прыжки, бег, перемещения по кабинету. Слуховая и кинестетическая наглядность совмещаются в игровой форме. Это увеличивает интерес детей, позволяет им запоминать материал легко, играючи. Обучение новым словам и развитие познавательно-исследовательских способностей МД на примере песни «Little spider».

Little, little spider, up the tree. // Little, little spider, up the tree. //

Rain, rain, rain. Rain on me. // Little, little spider, down the tree. //

Little, little spider, down the tree. // Little, little spider, down the tree. //

Sun, sun, sun. Shine on me. // Little, little spider, up the tree.

По мнению Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимова, используемые в работе слова должны объединяться в пары. Желательно, чтобы дети усваивали антонимы: через них передается система изменений, происходящих с предметами и явлениями. Это мы наблюдаем в песенке «Little spider»: дети шевелят пальчиками, будто паучок ползет по дереву, направляют руки вверх на словах «up the tree», и вниз - на словах «down the tree». Таким образом, происходит запоминание противоположных понятий up-down. Кроме того, в этой же песне на-

Теория и методика дошкольного образования

203

блюдаем еще одно противопоставление sun-rain (на слове «sun» дети поднимают руки над головой, образуя круг, слегка раскачиваются и улыбаются, на слове «rain» - встряхивают кисти, будто идет дождь, хмурят бровки).

Новые слова вводятся при помощи зрительной наглядности - карточек -их показывает Куки и называет, дети повторяют за ним, затем в игровой форме дети еще раз повторяют новые лексические единицы (ЛЕ). Рассмотрим, знакомство детей с понятиями «big - little». Куки показывает им карточки - на одной изображен большой паук, на другой - маленький. Действие визуальной наглядности усиливается слуховой наглядностью: низким, но громким голосом Куки выделяет «a BIG spider», затем тоненьким голоском произносит «a little spider». Просит повторить детей, которые с радостью включаются в игру. Известно, чтобы превращения в окружающем мире были не просто замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции исследователя, а не зрителя [4, с. 7]. Куки предлагает детям изобразить a big and a little spider; он произносит слова, а дети вытягиваются во весь рост, растопыривая ручки и пальчики в стороны, когда слышат a big spider, приседают, сжимаются в комочек и слегка шевелят пальчиками на словах a little spider.

Наглядность в аспекте жестового языка реализуется при выполнении действий: МД рукой показывают, как летит самолет над их головой и произносят «a plane», укачивают воображаемую куклу и говорят «a dolly». Безусловно, это подражательные действия, но жестовая коммуникация обогащает знания ребенка, позволяет ему легче усваивать новые ЛЕ.

Обучения счету у данных МД начинается с первых занятий. Учитель: «Everyone, listen to me, / Sit at the table, 1, 2, 3». Учитель на пальцах показывает 1, 2, 3. Задействованы слуховая и зрительная наглядность. Позднее Куки знакомит детей с цифрами на карточках, далее игры с карточками, счет на пальчиках, песня о счете, игры: Куки стучит по столу, дети должны послушать и назвать цифру, соответствующую количеству постукиваний, смена ролей. Также Куки дает детям «сложнейшие» задания, например, прыгнуть три раза, хлопнуть в ладоши два раза.

Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, ведь так дети не только слышат носителей языка, но и развивают музыкальный, фонематический слух, чувство ритма, память. Таким образом, слуховая наглядность закладывает основы правильного произношения слов, естественного интонационного звучания речи ребенка на ИЯ.

Обучение развивающее, знания не вкладываются в голову ребенка готовыми, деятельность учеников организована так, что МД эти знания как бы сами добывают. Все задания представлены в игровой форме, это позволяет заинтересовать детей, да и выполняют их дети радостнее. Развитие общих исследовательских умений и навыков выступает способом адаптации лич-

204

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ности к условиям постоянно меняющегося окружения в современном дина-мично-развивающемся мире. А раннее языковое образование - первый шаг к многоязычию. Приведенные нами особенности реализации принципа наглядности при изучении детьми ИЯ свидетельствуют о том, что на раннем этапе обучение ИЯ немыслимо без опор: зрительных, слуховых, кинестетических. Чем больше таких опор, чем они разнообразнее, тем более эффективно будет складываться знакомство с новым языком, новой культурой, тем легче и естественнее будут усваиваться новые слова, выражения, чем ярче и эмоциональнее будет выстраиваться урок, тем более глубокий след он оставит в душе детей, и тем охотнее они будут заниматься. Наша задача состоит в том, чтобы, как говорил Песталоцци, ребенок, овладевая иностранным языком, учился головой, руками и сердцем.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «3003 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: «Просвещение», 1998. - 336 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.

4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.

5. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. -Т. 3. - С. 329-338.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: «Педагогика», 1991. - 480 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

8. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М.: «Просвещение», 1985. - 272 с.

9. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // Психология образования в 3 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. -608 с.

10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Теория и методика дошкольного образования

205

11. Савенков А.И. Педагогическая психология [Текст]: учебник: в 2 т. / А.И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - Т. 2. - 240 с.

12. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2005. -203 с.

13. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Утехина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.