Научная статья на тему 'О специфических особенностях «Художественного» в детской художественной одаренности'

О специфических особенностях «Художественного» в детской художественной одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1350
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗ МИРА / ОДАРЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / IMAGINATION / IMAGE OF THE WORLD / TALENT / ART TALENT / ART REALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитин Алексей Алексеевич

В статье показана специфичность детской художественности, дана ее характеристика; рассмотрены различные научные и педагогические взгляды на воображение ребенка. Автор статьи раскрывает образные сферы, в которых творит ребенок, причины обращения его к тем или иным «героям» в зависимости от возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar features of children's talent in fine arts. The article focuses on specific features of children's art talent

. The article focuses on specific features of children's art talent. Child art characteristics and different scientific and pedagogic opinions on children's imagination are being analysed in the article. Author reveals image spheres in which a child creates his works and studies reasons of child references to particular heroes depending on the age.

Текст научной работы на тему «О специфических особенностях «Художественного» в детской художественной одаренности»

УДК 371.036

О СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО»

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ

© А.А. Никитин

В статье показана специфичность детской художественности, дана ее характеристика; рассмотрены различные научные и педагогические взгляды на воображение ребенка. Автор статьи раскрывает образные сферы, в которых творит ребенок, причины обращения его к тем или иным «героям» в зависимости от возраста.

Ключевые слова: воображение, образ мира, одаренность, художественная одаренность, художественная реальность.

Под детской художественной одаренностью (ДХО) психология и педагогика художественного творчества понимают, в первую очередь, возрастную одаренность - присущую всем детям способность воспринимать и создавать выразительные образы средствами одного или нескольких видов искусства; дар, данный человеку на «старте» жизни как необходимое условие его нормального развития; дар, составляющий фундамент других видов специальной одаренности. Во вторую очередь, психология и педагогика понимают под ДХО качество, выделяющее ребенка среди других детей; дар, который говорит о его избранности, призвании; одаренность, способную из возрастной перерасти в индивидуальную - в талант, являющийся «пожизненным» качеством. Такое понимание художественной одаренности, как двуединого качества, присущего всем детям, свидетельствует об уникальности этого психологического феномена, имеет определяющее значение для стратегии и повседневной практики педагогики искусства, что необходимо учитывать всем тем, кто занимается изучением ДХО.

Уникальность ДХО как общечеловеческой специальной одаренности выражается еще и в том, что она имеет приоритет перед остальными видами одаренности, особенно у детей в возрасте от 4 до 9 лет. Разносторонний творческий потенциал ребенка в этот период естественным образом реализуется именно в искусстве, чему есть следующее объяснение:

1) этот возраст совпадает с сензитивным периодом в развитии ребенка - исключительно чувствительным состоянием его психического аппарата, настроенного на художественное освоение мира;

2) искусство - наиболее естественная сфера деятельности для детей, правополушарность мышления которых относит их к художественному типу; детей отличают свежесть, непосредственность и целостность восприятия мира, открытость красоте и добру, наблюдательность, исключительная сенсорная и эмоциональная чувствительность, свобода воображения, отсутствие репрессивного воздействия рационалистического мышления, загоняющего человека в «царство необходимости» (Н.А. Бердяев), жажда творческой деятельности, движимой познавательной активностью; они еще не деформированы губительным влиянием ранней социализации и «рационализации», не отделяют действительность от вымысла; в художественной деятельности ребенка явственно проступают архетипы, выход которых в сознание проявляется в недетской зрелости и глубине, которые он не может приобрести за столь короткий период жизни.

Уникальность ДХО состоит также в том, что она не только обещает яркие творческие достижения в будущем, но и создает их в настоящем - достижения, имеющие зачастую высокую художественную ценность, что невозможно в этом возрасте в других сферах деятельности. «Трудно ожидать чего-то подобного в других областях культуры. Так, в науке одаренный ребенок начинает раньше обычного мыслить, решать и ставить задачи так, как это делают взрослые. Но он не создает детскую химию или геометрию, которая, будучи специфически детской, имела бы в то же время научную ценность. А с детским искусством дело так именно и обстоит. Очень важно не упустить этот сензитивный период, создать именно в младшем возрасте самые благоприятные условия для художест-

венного творчества», - справедливо замечает А. А. Мелик-Пашаев [1].

Следует уточнить следующее: продуктивная художественная деятельность ребенка как проявление возрастной ДХО - еще не есть художественное творчество в его истинном виде. Это выражение естественных для него наивных форм художественного высказывания, таких как слово-рифмотворчество, звукотворчество, рисование, комбинирование, конструирование, мимическое и пантомимическое лицедейство-подражание.

Отличие индивидуальной ДХО от возрастной выражается, главным образом, в том, что ребенок не только обнаруживает значительный творческий потенциал, но и произвольно актуализирует его в творческом «продукте», который по своим характеристикам приближен к полноценному художественному произведению, отвечающему критериям искусства. При этом художественное творчество ребенка, будучи социально ценным, остается детским по форме и содержанию, несет ярко выраженные черты детского мироощущения и выражения, художественного по своей природе. Многие выдающиеся мастера искусств учились и учатся у детей не только непосредственности, наивности, чувству цвета, светлому восприятию окружающего мира, но и способам создания выразительного образа.

В чем же выражаются специфические особенности детской художественности? Ответ на этот вопрос мы можем найти, исследуя особенности детского возраста, уясняя, чем является для ребенка искусство, в чем обнаруживает себя «детскость» художественного освоения мира.

Психофизиологической первоосновой детского художественного творчества является познавательная активность ребенка, направленная на изменение его самого или ситуации. Надо заметить, что в детстве и подростковом возрасте познавательная активность ребенка направлена, главным образом, на изменение им самого себя в инстинктивном и сознательном стремлении к взрослению, познанию и свободе, как верно заметил Шалва Амонашвили в своей «Школе жизни».

Побудительной силой художественного творчества у детей, по З. Фрейду, зачастую становится нереализованность желаний, грез, потребностей, их уход в бессознательное, а

затем выход в сознание посредством воображения, фантазии и художественного творчества, в котором происходит частичное удовлетворение этих желаний, спасающее детей от неврозов.

Нервная система, по выражению Л.С. Выготского, - это воронка, обращенная широким отверстием к миру, а узким - к действию. Человек, а тем более ребенок, не способен в практической предметной деятельности использовать весь запас впечатлений. Это приводит к тому, что они перерабатываются в воображении в образы действительности, становятся материалом для творчества. Еще один аспект художественного творчества, связанный с воображением: невозможность прожить за период времени, отпущенный человеку, все возможные сценарии жизни. Воображение позволяет ребенку прожить множество жизней, путем перевоплощения его в героев книг, кинофильмов, сказок, историй, игр, включая популярные нынче у детей компьютерные игры, виртуально опробовать различные варианты собственной жизни, рождающиеся в тех или иных обстоятельствах.

Художественная деятельность, включая художественное творчество, является для детей прекрасным, а подчас наиболее доступным и предпочтительным средством коммуникации, позволяющим использовать большой арсенал изобразительных и выразительных средств искусства при затруднительности вербального способа общения.

Формирование речи также является движущей силой художественного творчества. Ребенок сам создает свой язык, поскольку в его сознании изначально имеются механизмы структурирования языка, образования речи. Художественное творчество становится для ребенка способом освоение языка, мышления в его вербальных и невербальных формах - знаках и символах. В художественном творчестве детей реализуются все три способа репрезентации деятельности: образ, язык, действие.

Наконец, художественное творчество есть для ребенка форма игры с элементами мира и материалом искусства, в которой он чувствует себя свободным, независимым, реализующим свои чувственные побуждения, фантазии и детские замыслы.

ДХО в ее родовом (возрастном) или индивидуальном выражении есть интегративное динамичное образование, развертывающееся во времени как некий творческий потенциал, который может наращиваться или иссякать, что обусловлено окружающей средой, воспитанием, педагогическим руководством. Величина этого потенциала, его ресурсное богатство определяет уровень одаренности, масштаб и высоту будущих творческих достижений.

ДХО выступает преимущественно как общая художественная одаренность, являющаяся наиболее благоприятным условием формирования и развития специальных способностей. Здесь налицо синкретизм видов искусства в мышлении и в акте творчества. С. Прокофьев в автобиографии подробно повествует о том, как он в детстве, увлеченный какой-либо творческой идеей, сам ее претворял в действительность, создавая домашние спектакли, в которых выступал как композитор, режиссер и актер.

Психологической первоосновой ДХО, как и взрослой, является эстетическое отношение к действительности. Оно же является первоосновой художественных способностей, востребованных всеми видами искусств, включающих в себя, в первую очередь, дар созерцания, восприятия мира. В эстетическом отношении к действительности ребенка в возрасте 4-6 лет преобладает аффективный компонент; у детей младшего школьного возраста мы уже наблюдаем рефлексию - попытку осмыслить полученное впечатление при сохранении непосредственной эмоциональной реакции; у подростков к этим двум составляющим добавляются складывающиеся на основании эстетического опыта представления, позиции и взгляды.

По эстетическому отношению к действительности ребенок приближается к зрелым художникам, поскольку не выделяет себя из мира природы, явлений, вещей, наделяет их душой, находится с ними в гармонии.

Что же есть детское художественное творчество - искусство или нечто другое? Творчество детей дошкольного возраста -это, в первую очередь, механизм их адаптации к миру, отображение взаимодействия с этим миром, его влияния на их личностное становление; это эмоциональная разгрузка от того, что их волнует и тревожит. Творчество

для взрослого - цель деятельности, способ самореализации, самоосуществления, объективации в социально-ценном оригинальном продукте творческих потенций личности. Творчество для ребенка - формирование собственной личности. Оно - продукт натуральных психических функций; взрослое творчество - результат деятельности высших психических функций. Детское творчество носит вариативный характер - ребенок не отбирает лучший вариант подобно взрослому художнику, а перебирает различные варианты одной темы, «вычерпывая» ее. Взрослый художник ведет диалог с культурой, в которой живет и в контексте которой творит. Он связан в своем творчестве вкусами и нормами социума, который будет потребителем его продукции; ребенок творит для себя и его не волнует, что о его рисунках, стихах или музыкальных опусах скажут другие, поэтому он более свободен в своем творческом волеизъявлении.

Мир ребенка - это мир Красоты, но это мир его Красоты, и путь восхождения к высоким человеческим ценностям неизбежно проходит через него. Психологу и педагогу необходимо знать особенности детской эстетики и художественности, которая иная, нежели у взрослых. Суть ее в том, что ребенок улавливает, в первую очередь, выразительный облик воспринимаемых объектов или явлений и передает их доступными ему средствами, подчас далекими от представлений о красоте взрослых. Специфика детской эстетики и художественности - это особенное представление о совершенной форме, изобразительность, опора на предметный мир, повествовательность, условность, непосредственность в передачи впечатлений; это целостный мир в его освоенном пространстве -мир, любящий ребенка, существующий для него, мир чистых красок, гармонии, добра и красоты; это отсутствие прямой перспективы, реальных пропорций предметов, «примитивизм» и декоративность в изобразительном искусстве, острое чувство ритма, идеомотор-ное начало, обнаженная экспрессия в поэтическом, музыкальном, танцевальном искусстве и актерском лицедействе.

Оценка продуктов детского творчества по вышеназванным причинам становится весьма сложной проблемой для искусствознания, психологии и педагогики художест-

венного творчества. Сложность выражается в том, что применять критерии «высокого» профессионального искусства здесь невозможно, поскольку в творческих работах ребенка мы имеем дело с иной художественной реальностью - его художественной реальностью, нормы которой необходимо знать и «судить по законам, им самим над собой признанными» (Пушкин). Неповторимость эстетического отношения к миру, выразительность образов, их прикосновение к глубинным основам бытия, непосредственность передачи, детская энергетика и пафос творчества, влюбленность в мир, светлое его восприятие и воплощение - вот те критерии, с которыми следует подходить к творческим работам детей и ДХО, а не оценивать их по совершенству результата. «Притягивать»

детскую работу к уровню профессионального художника, поэта, музыканта, актера, танцора, и т. д., исправлять ее, ориентируясь на взрослые художественные критерии - это значит уничтожить ее и породить нечто иное, ничего общего с детским творчеством не имеющее.

В авторской позиции ребенка, в творимых им художественных образах мы всегда видим его позицию к воплощаемому предмету. Через художественный текст его творений он сообщает нам об этом, опираясь на три плана личностных смыслов, обозначенных Д.А. Леонтьевым в его труде «Введение в психологию искусства» [2]:

1) объективных отношений между ребенком и миром;

2) образа мира в сознании ребенка, одним из компонентов которого является смысл объектов и явлений, открывающийся ему через эмоциональную окраску образов, их структурную трансформацию;

3) неосознаваемых механизмов внутренней регуляции его жизнедеятельности; смыс-лонесущих жизненных отношений, принимающих форму смысловых структур личности, образующих целостную систему и обеспечивающих эту регуляцию.

Искусство - это всегда отношение. В детских творческих опытах это отношение ярко выражено как эмоциональная реакция, обусловленная личностными смыслами ребенка, имеющими для него актуальное или непреходящее значение. Например, в рисунках, изображающих маму, ребенок, как пра-

вило, подчеркивает свое нежное отношение к самому близкому и дорогому для него человеку, рожденное любовью матери и отражающееся в его ответной любви, запечатленной в этих рисунках. Педагогический опыт автора данного исследования свидетельствует о том, что мамы, как правило, узнают себя на этих рисунках по верно схваченным юными художниками чертам их характера, несмотря на «неумелость» изображения и очевидную «деформацию» их облика. С подобным отношением к матери мы встречаемся и в детских стихах.

Стремление к взрослению, имеющее актуальный смысл для растущего малыша, выражается зачастую в его рисунках, актерских и литературных работах, изображающих взрослых героев или великанов, превосходящих обычных людей ростом и силой.

В отношении ребенка к воплощаемым в художественной форме объектам или явлениям нередко четко просматривается присущий ему «нравственный императив» - их моральная оценка с позиций подрастающего человека:

Наряду с эстетическим отношением к действительности в первом ряду способностей и качеств, составляющих ДХО, следует назвать жизненную энергию («виталистический порыв», питаемый «трансцендентальным приводом», по определению О. Мандельштама, «тонус» Н.А. Бернштейна),

имеющую внутренний источник, который бурно изливается, прежде всего, в познавательной, а точнее, в эстетической активности и творческой инициативе, посредством которых совершается переход от эстетического восприятия действительности к художественному творчеству.

Способности к художественной деятельности, творчеству у ребенка формируются, в первую очередь, в процессе взаимодействия с действительностью, его окружающей, как трансформированные особыми условиями психические свойства личности, нацеленной на самовыражение, преобразование себя и мира. Художественная одаренность - исключительно яркое выражение этой трансформации, обусловленное богатством внутреннего мира ребенка, величиной духовного поля и интенсивностью его излучения, масштабом и сложностью художественно-творческих задач, осознанных или интуитивно ощущае-

мых. Степень трансформации нейтральных психических свойств и качеств в художественные зависит от степени трансформации «сырой» действительности в художественную, в выразительные художественные образы. Эти два процесса, по мнению А. А. Ме-лик-Пашаева, взаимозависимы и взаимооб-ратимы.

Важнейшим признаком художественной одаренности у ребенка уже в младенческом возрасте является сенсорная и эмоциональная чувствительность, дающая ему обостренное восприятие мира, откладывающееся в памяти в виде четких и красочных образов. Большой запас перцептивных и эмоциональных впечатлений, ассоциирующихся с ними образов - важнейшая предпосылка художественно-творческой деятельности юного и взрослого художника, в какой бы позиции они ни находились - «авторской» или «читательской». Формирование творческого «фонда» впечатлений, в свою очередь, предполагает наличие таких способностей, как внимание, наблюдательность, хорошая память, сохраняющая свежесть виденного, пережитого и прочувствованного на долгие годы.

Запас впечатлений (житейских, эстетических и художественных) есть материал для воображения - основного инструмента художественного творчества, превращающего необразное в образное еще в сфере сознания. Воображение позволяет увидеть внутренним зрением или услышать внутренним слухом еще не актуализированное художественное творение, созерцать его образ задолго до материального воплощения. Воображение, отличающее ДХО, обнаруживает себя в том, что ребенок начинает искать форму чувственного воплощения для сверхчувственного содержания эстетического опыта.

В философии и психологии существует два взгляда на воображение ребенка. Согласно первому, детское воображение примитивно, убого, зависит от речи, ее развития. Согласно другой позиции, воображение детей отличается удивительным богатством, содержит в себе человеческий опыт, который им непосредственно не дан, «имеет всю совокупность средств, которым располагает человечество» (К. Леви-Строс).

Многолетний педагогический опыт автора данного труда подтвердил правоту Евангелия от Матфея, утверждавшего, что

Бог утаил все то, что доступно познанию от «премудрых и разумных», отягощенных знанием и открыл это младенцам. Эту мысль повторяет П. Флоренский в своем известном труде «Столп и утверждение истины». Ее подтверждением являются рисунки детей, подчас поражающие удивительной зрелостью и мастерством, данными им до опыта как готовое знание, которое взрослый художник обретает лишь в период зрелости. Мы можем лишь констатировать этот факт, тщетно ища объяснение детской фантазии и мастерства, создающих образы «невосприня-тых предметов» (Ю. Эрдман), проработанные душой, духом и мыслью ребенка. Наиболее разумной научной позицией будет осторожно-уважительное отношение к воображению ребенка, постижение которого для науки и педагогики творчества - весьма трудная задача.

В онтогенезе первичное «младенческое» воображение характеризуется как пассивное, аутистическое, протекающее преимущественно бессознательно, как сон наяву. Младенческое воображение психология связывает с эгонцентрическим мышлением, инстинктивно движимым «принципом удовольствия», которому должны следовать все те, кто обслуживают потребности ребенка. По утверждению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, главным двигателем первичного воображения является аффект [3-6]. Воображение и мышление ребенка служат его эмоциональным побуждениям и приобретают мечтательную форму. Рибо и С.Л. Рубинштейн связывают мечтательность с пассивным воображением, непосредственно, самопроизвольно создающим образы, характеризующимся ими как низкий, дремлющий уровень сознания. Пассивному воображению они противопоставляют активное (реалистическое) творческое воображение, в котором действие осознано, имеет четко целенаправленный характер.

Мечтательность многими психологами оценивается негативно, совпадая с оценкой, данной воображению великими рационалистами - Спинозой, Декартом и Паскалем, которые понимали под ним «безответственную мечтательность». На наш взгляд, следует различать два вида мечтательности. Творчество начинается с мечты, фантазии, приносящей нам весть из будущего, являясь его

пророком. Подобный взгляд на воображение характерен для персоналистической философии Н.А. Бердяева, для которого воображение - не комбинация известных элементов, связанных с прошлым, а прозрение будущего, данное в образах воображения. Сколько научных прозрений, пророчеств воображения находим мы в литературных произведениях Джонатана Свифта, Жюля Верна, Герберта Уэллса, Александра Беляева, Рэя Брэдбери, Станислава Лема и др.!

Мечтательность - это «отлет» от действительности, который не обязательно есть бегство, отчуждение от нее; это поворот сознания к другим мирам, «выход за флажки» обыденного сознания, прорыв в иное измерение бытия; это созерцание образа мечты, его проработка духом и мыслью, за которой нередко следует конструктивная мысль, переводящая мечту в идеи, формулы, чертежи и проекты. Такая мечта зажигает искру, из которой рождается божественное пламя «первичного творчества» (Н.А. Бердяев). В его горниле отливается форма, воплощающая замысел в действительность.

Мечты, грезы ребенка могут быть связаны с выходом из сферы бессозна- тельного в сознание подавленных потребностей, желаний и побуждений, реа-лизующихся в детских фантазиях. Содержанием этих фантазий могут быть прорывающиеся в сознание архетипы - коллективное бессознательное, хранящееся в генетической памяти ребенка. Но существует мечтательность и иного рода, носящая зачастую невротический характер, выполняющая роль защитного приспособления для детской души от травмирующей ее действительности. Это мир фантазий, далеких от действительности, не имеющих смысла и конструктивного «реалистического» начала, бесплодных по своей сути. Они приводят к «расщепленности» сознания, не различающего действительность и грезы, создают предпосылки для развития шизофрении. Примером подобных фантазий, глобально тиражируемых и насаждаемых, является история «Гарри Поттера» - творение английской писательницы Д.К. Роллинг. Фантазии такого рода могут произвести впечатление на реципиента, побудить принять их за проявление художественной одаренности. Но к ним следует относиться очень осторожно, поскольку они, чаще всего, есть «маска»

одаренности, личина, прячущая больную душу, творческая продуктивность которой может в скором времени иссякнуть.

Воображение, связанное с мечтательностью первого рода, - конструктивное, осуществляющее познавательную и креативную функцию; во втором случае - приспособительную. Можно вывести еще и третью функцию детского воображения - развивающую, наиболее ярко выраженную в игре, связанную с накоплением опыта, эмоций, поведенческих реакций на воображаемые объекты и ситуации и тем самым подготавливающую ребенка к жизни и творчеству.

Воображение подростка преимущественно мечтательное, как и у ребенка. Эйдетические образы, как утверждает Л.С. Выготский, уходят у него из сферы памяти в область воображения. Последнее есть преемник игры: подросток, переставая играть, продолжает играть в воображении. С развитием абстрактного мышления в 14-16 лет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление не замещаются им, а перемещаются в сферу фантазии. Мышление подростка сближается с воображением, в котором абстрактное мышление играет возрастающую роль в формировании образов, связанных с преобразованием действительности. Однако в воображении подростка абстрактный элемент не является стержневым. Эмоциональный компонент в нем преобладает в период интенсивного гармонального развития, когда эмоциональная жизнь подростка уподобляется бурному потоку и его разум с ним не всегда способен совладать. «Фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный», - справедливо заметил З. Фрейд [7]. Фантазия - это основная форма осуществления желаний, влечений и побуждений подростка, ему доступная и дающая иллюзию их удовлетворения. Это интимная сфера его внутренней жизни. Роль эмоций здесь чрезвычайно высока.

Следующий этап развития воображения в онтогенезе - реалистическое или активное воображение, поддерживаемое конвергентным мышлением (абстрактно-логическим, вербальным). В реалистическом воображении преобладают элементы объективной реальности. Воображение этого рода руководствуется уже не принципом удовольствия, а принципом реальности. Искусство, по утверждению З. Фрейда, является формой при-

мирения обоих принципов. Реалистическое воображение есть результат деятельности не мечтательного, сновидного сознания, а активного, познающего мир, наличную действительность, нацеленного на продуктивную творческую деятельность. Активное творческое воображение, направленное на преобразование себя и действительности, равноценно реалистическому творческому мышлению или становится его частью.

Характерной особенностью воображения художественно одаренного ребенка не обязательно является необычность, фантастичность образов, мира, в котором живут его герои. Это может быть мир вполне обычный, с которым он соприкасается повседневно, но который дан в преломлении через призму детского мироощущения, отношения, складывающейся системы ценностей. Надо заметить, что в реалистическом воображении ДХО обнаруживает себя наиболее ярко, поскольку свидетельствует о глубине постижения реального мира, его видения, переживания и понимания. В творческих опытах ребенка и подростка, рожденных реалистическим воображением, мы ощущаем не только непосредственное восприятие и переживание явленной их взору действительности, но также правдивость ее отображения и искренность выраженного отношения к ней, что трудно увидеть в фантастических, аллегорических и символических детских работах.

Воображение как способность «вообразить», т. е. создать образ, рождающийся чаще всего как зрительный образ, наиболее близко пространственному мышлению. Этот вид воображения получил в психологии название «объективного» или «пластического» (Л.С. Выготский), оперирующего:

1) иконическими знаками, взятыми из внешнего мира, внутреннего источника либо метафизической реальности, которую мы лишены возможности непосредственно воспринимать и которая открывается нам лишь изредка, а чаще опосредовано - через религию, мифологию, медитацию, сновидения, искусство, магию, гадание, народные обряды и т. д.;

2) образами-символами - ясными или размытыми (цифрами, формулами, схемами, кодами, иероглифами), - отображающими предметы или понятия.

Наряду с пластическим воображением существует иной его тип - субъективный или эмоциональный, который можно отнести к мышлению, оперирующему эмоциональными состояниями, аффектами, логикой чувств, направленной на себя или на других людей. Этот тип воображения по своим характеристикам совпадает с характеристикой эмоционального интеллекта.

Пластическое воображение чаще всего присуще детям-визуалистам, художественные опыты которых осуществляются в сфере изобразительных видов искусства и архитектуре; эмоциональное воображение - детям-аудистам с их направленностью к поэзии и музыкальному искусству. Чаще всего мы встречаемся в детском художественном творчестве с пластическим воображением, что вполне естественно, поскольку большую часть информации о мире ребенку дает зрение, а опорой воображению служат зрительные впечатления. Этим и объясняется предпочтение, которое отдают дети изобразительному типу образности и соответствующим элементам смыслового развития, а не другим типам - выразительному и идейному [8].

Выбор ребенком образной сферы определяется тремя ее возможными планами: 1) миром наличной предметной действительности, явленной его взору; 2) миром, не явленном человеческому взору, скрытым от него или не существующем в реальности (историческое прошлое, мир Космоса, земных недр, морских глубин, субъективная действительность человека, мир фантастический, сказочный, мифологический); 3) божественной красотой (метафизической реальностью). Образные сферы могут существовать автономно, обособлено, а могут накладываться или сменять друг друга в одном художественном произведении.

Реалистическая образная сфера по степени своей удаленности от ее наличного состояния может иметь натуралистическое, романтическое и символическое выражение, пересекаться с метафизической реальностью; внутренний мир ребенка или подростка может раскрываться в реалистическим контексте или в фантастическом, например, в космосе, на другой планете (Рэй Бредбери «Марсианские хроники»); «божественная

красота» может найти выражение в земных

образах, преображенных фантазией и духом художника.

Образы воображения рождаются посредством выкристаллизовавшихся в научном и художественном творчестве способов построения нового, таких как гиперболизация, перенос, аналогия, метафора, тропы, аллегория, агглютинация, акцентирование, типизация. Для творческого воображения ребенка дошкольного возраста и младшего школьного характерно преимущественное использование таких приемов создания художественных образов как гиперболизация, акцентирование и агглютинация; для подростков - метафора, аналогия и аллегория.

В творческом воображении ребенка содержится инобытие действительности. Он творит новую действительность по законам художественной формы, имеющей пространственно-временные рамки, логику и динамику развития, свои законы. В свое время в статье «Мир ребенка и эстетическое воспитания» автор данного исследования выделил пять видов «реальности» ребенка: 1) реальность с элементами фантастики; 2) фантастика с элементами реальности; 3) пропорциональное соотношение реальности и фантастики; 4) чистая фантастика; 5) чистая реальность, в которой живет другой человек и которая является для ребенка более привлекательной, нежели реальность, в которой живет он сам.

Несмотря на сугубо индивидуальный характер детской «виртуальной реальности», можно в той или иной возрастной группе выделить некоторые ее типические черты, сходство «обитателей», ее заполняющих в определенный период жизни ребенка. Реальность детей в возрасте 4-6 лет, у которых интенсивно идет процесс освоения окружающей действительности, наполнена не только уже освоенными реалиями, но и героями сказок, песен, прибауток, мультфильмов - всего того, что составляет «кандидатский минимум» малыша.

Дети 7-9 лет обладают реальностью, в которой большое место отведено явлениям природы и ее обитателям, родителям, знакомым, друзьям и сверстникам, а также героям детских игр, сказок, фильмов, фантастических историй, «страшилок».

Ребенок 10-12 лет заполняет свою реальность сильными и благородными героями, рыцарями, суперменами, искателями приклю-

чений, путешественниками. В этом мире ребенок проживает множество конфликтов, битв, в которых носитель добра чаще всего одерживает победу над силами зла.

Подростки 13-15 лет насыщают свою реальность кумирами, являющимися для них идеалом, примером отношения к окружающим, обладателями чуткой, отзывчивой души. Этот возраст - один из самых романтических, когда появляется желание любить, мечтать о верном друге.

Таким образом, следует констатировать следующее - секрет детской художественности состоит в том, что ребенок не отделяет себя от мира, в котором живет. Он идентифицирует себя с предметами, объектами, явлениями, живыми существами; он - неотъемлемая часть того бытия, которое воплощает в своих творческих работах. Взрослый художник находится в момент творчества в состоянии «вненаходимости» (М.М. Бахтин) в предмете отображения - он смотрит на него как бы «со стороны», а ребенок отождествляет себя с ним, растворяется в нем. В этом, очевидно, и состоит главное различие взрослой и детской художественности.

1. Психологические основы художественного развития / А. А. Мелик-Пашаев и др. М., 2006. С. 12.

2. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д, 1998.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2006.

7. Фрейд З. Поэт и фантазия // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 188-197.

8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах воздействия музыки. М., 1976.

Поступила в редакцию 4.12.2008 г.

Nikitin A.A. Peculiar features of children’s talent in fine arts. The article focuses on specific features of children’s art talent. Child art characteristics and different scientific and pedagogic opinions on children’s imagination are being analysed in the article. Author reveals image spheres in which a child creates his works and studies reasons of child references to particular “heroes” depending on the age.

Key words: imagination, image of the world, talent, art talent, art reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.