Научная статья на тему 'Игры-экспериментирование и их влияние на развитие познавательной активности дошкольников'

Игры-экспериментирование и их влияние на развитие познавательной активности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игры-экспериментирование и их влияние на развитие познавательной активности дошкольников»

Список использованной литературы:

1. Брушлинский, А. В. «Воображение и познание» /А. В. Брушлинский. - М.: Вопросы философии. - 2002.-№11.- 90с.

2. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз.-2004.- 309с.

3. Коршунова, Л.С. «Воображение и его роль в познании» / Л. С. Коршунова. - МГУ. - 2000г.

4. Мананникова, Е. Н. «Педагогическая психология» / Е. Н. Манникова. - М.: Дашков и К. - 2007. - 224с.

5. Прохорова, Л. Н. «Путешествие по фантазии» / Л.Н. Прохорова. - СПб.: Детство - Пресс.- 2000.

6. Рубинштейн, С. Л. «Воображение. Основы общей психологии» / С. Л. Рубинштейн. - М.: Дива. - 2005. - 470с.

7. Соколова, Ю.Н. «Воображение» / Ю.Н. Соколова. - М.: Эксмо.- 2004. - 123с.

8. Турчинин, А.Д. «Активное воображение» / А. Д. Турчинин. - М.: Астра-Н. - 2008. - 331с.

© Назаренко С. Н., 2020

УДК37

Панарина Эльвира Наилевна

студентка 3 курса

ЧОУ ВПО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

г. Альметьевск, Республика Татарстан

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Б.С. Волков, Н.В. Волкова отмечают, что в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков [1; 366 с].

У ребенка формируется чувство собственного « Я», « Я сам», « Я хочу», « Я не хочу», и т д. (у некоторых детей такое поведение длится недолго и угасает сразу после 3-х лет и к 4-м годам они становятся более послушными). Такой период называют кризисом трех лет.

Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня

сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики, собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом [2; 33-36 е.].

Развитие познавательных процессов, естественно, связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Успешный путь знакомство детей с окружающим миром - это детская экспериментальная деятельность, самый эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Инициатива по организации экспериментальной деятельности происходит между педагогом и воспитанниками дошкольной организации [3; 64 с.].

Таким образом, целенаправленное систематическое применение опытов экспериментов позволяет детям младшего дошкольного возраста на фундаменте из собственных наблюдений, практических действий. При этом изменения которые происходят с предметами носят творческий характер- вызывает интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность, любознательность, развивает мыслительные операции.

Список использованной литературы:

1. Волков, Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Владос, 2015.- Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - 366 с.

2. Гуткина, Н.И. Возрастные особенности психологического развития детей / Н.И. Гуткина // В кн. Дошкольный возраст под редакцией И.В. Дубровиной. - М., 2016. - 33-36с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2013. - 64с.

© Панарина Э.Н., 2020 г.

УДК 373

М. Ю. Ротермель

Воспитатель МАДОУ «ДС №440 г.Челябинска»

г. Челябинск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье проводится обзор цифровых технологий как актуальных форм взаимодействия с родителями. Описывается новая практика организации просвещения родителей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

Образование, взаимодействие, цифровые, технологии, родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.