Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
УДК: 159.922.7:372.3
r" oo /in oo Психологические науки
ЬЬК: оо.412-3о
Проблема развития речи и мышления у детей раннего возраста через игровые ситуации.
© Е.А. Сорокоумова, Д.И. Катаева
Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: [email protected]
Катаева Д.И. - магистр МПГУ, Психолого-педагогический факультет, Кафедра психологии труда и психологического консультирования, воспитатель дошкольное отделение ГБОУ Школа №1570.
Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6, Российская Федерация.
67
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема развития речи и мышления у современных детей раннего дошкольного возраста через игровые ситуации. Сделан вывод, что в раннем детском возрасте игра становится ведущим видом деятельности, так как игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, способствующие развитию мышления и речи.
В настоящее время существует востребованность в дальнейшем его изучении. Дети, рожденные после 2010 года, имеют свои особенности развития. Поскольку относятся к поколению Z.
№6 (9) 2017
„ www.j-chr.com
Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, мышление, игровая де- '
ятельность, сюжетная игра, детская деятельность, сотрудничество взрослый-ребенок.
68
№6 www,
(9) 2017 j-chr.com
Раннее дошкольное детство является сенситивным этапом в развитии речи, становлении мышления и всех познавательных процессов. В этом возрасте начинает формироваться личность ребенка на основе социального взаимодействия с другими людьми. Наблюдения за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становятся одним из главных источников личностной социализации ребенка.
Известно, что большое значение в этом возрасте имеет игра - ведущий вид деятельности, в котором возникают и развиваются основные психологические новообразования этого возрастного периода. В игре видоизменяются и познавательные процессы. Формируется зна-косимволическая функция сознания как возможность замещения одним предметом другого, применение одного предмета как знака другого, замещение зависит от свойств замещаемого и заместителя.
Ребенок 2-4 лет через игровые ситуации не только знакомится со значением предметов и их использованием, но также, входя в социально-культурную среду совместно с взрослым (родителем, воспитателем), становится субъектом совместной деятельности, направленной на моделирование жизненных ситуаций. Поэтому уже в раннем детском возрасте необходимо строить ситуации взаимодействия взрослого и ребенка, которые будут способствовать развитию не только его когнитивной, но и личностной сферы.
Одним из важных источников социокультурного воспитания для детей нового поколения Z, рожденные с 2000 года, становится Интернет. Он выступает инструментом, опосредующим образования у них высших психических процессов и личностных особенностей. Если до эпохи новых цифровых технологий развитие ребенка происходило при непосредственном социальном взаимодействии с взрослым, то сейчас Интернет в значимой степени опосредует такое взаимодействие.
Этим и определяется актуальность темы представленной статьи.
Под социальной средой принято считать окружение, где основными элементами являются индивиды с их статусом и социальными ролями /функциями/. С того момента как ребенок рождается, он превращается из биологического в социальное.
Формирование личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, детского сада, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации /печати, радио, телевидения/ и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.
В различные возрастные этапы индивидуального развития количество социальных институтов, принимающих участие в созревания ребенка как личности, их воспитательная роль различна. В процессе развития ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его главные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней.
Каждому возрасту характерны свои проявления, специфика развития познавательной активности, которые зависят от физических и психических возможностей растущего организма. У трех-четы-рехлетних малышей они тоже имеются. И если педагоги, родители и все те, кто окружают маленьких детей, искренне желают помочь им на пути познания и открытия мира, для этого они обязаны понимать следующее:
• что накоплено в сознании ребенка к трем годам его жизни и на что обращена его познавательная активность;
• как, какими способами трехлетний малыш познает наш мир;
• какова роль и место взрослого человека в формировании познавательной активности ребенка данного возраста.
Таким образом, в раннем детстве под влиянием социальной среды, а именно важнейших социальных институтов,
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
ТЕМА НОМЕРА:
таких как семья и детскии сад, а так же непосредственного общения ребенка с окружающими людьми происходит полноценное гармоничное развитие личности.
Под влиянием взрослого происходит активное развитие мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Развитие речи и мышления - один из важнейших областей педагогики раннего детства, направленные на интеллектуальное развитие ребенка, которому предстоит жить в XXI веке, в третьем тысячелетии.
Уровень прогрессивных научных знаний о ребенке раннего возраста дает возможность судить о младенчестве с точки зрения особенности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Не случайно в последнее десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто вновь открыло его величайшую "тайну": его слабость и несовершенство, в сущности, являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, в целях воспитания основ будущей взрослой личности.
Особую значимость представляет интеллектуальное и познавательное развитие детей младшего возраста. Ведь они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года - 300-400, а к 3-м годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок постигнет грамматический строй языка, от несложных предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он использует слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.п. Важные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порою проявляя превосходную смекалку.
Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтан-
но, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение с взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.
Немаловажную роль играет семья. В некоторых случаях в семьях, которые имеют низкий уровень, развитие речи детей идет медленнее. Здесь на помощь приходит детский сад, где существует определенная программа развития. Хотя, это не всегда является "спасательным кругом", так как программа в детском саду, как правило, рассчитана на средний уровень развития детей.
При правильно спланированной работе старания взрослого попадают на благодатную почву, потому что особенно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, то есть возрастание мозгового вещества. Такого не будет ни в один дальнейший период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам - в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающегося общения. Именно поэтому ранний возраст - важнейший начальный период жизни человека.
Известен факт: чем младше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом развитии. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка "отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе". [2]
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его формирование, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд простые действия, которыми занят ребенок (бросает
69
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
70
№6 www.
(9) 2017 j-chr.com
кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие и т.д.), имеют чрезвычайное значение для его умственного развития. Благодаря этим усилиям, ребенок познает свойства объектов (большой - маленький; твердый - мягкий), их количество (один, много), форму (шар, куб, кольцо). Он познает, что предмет не может одновременно иметь взаимоисключающие свойства (быть сухим и мокрым). Так совершается накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может высказать словами, но он на практике осваивает окружающую его действительность, и это очень имеет большое значение.
Следовательно, восприятие и изучение мира происходит вначале через решение практических и - позднее - логических задач, и это последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления. А речь, в свою очередь, как основной источник социализации мысли является, по утверждению Ж. Пиаже, "главным фактором, с помощью которого в нашу мысль вносятся логические законы, свойства, позволяющие ребенку общаться с другими". [2]
Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трем основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними; в - третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
В раннем детском возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Философы, историки, этнографы,
психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Игра для дошкольников - способ познания окружающего.
Раннее детство - это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.
В развитии игровой деятельности можно выделить два периода: предметно - игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами; ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Отечественный психолог А.В. Запорожец замечает: "Игра, как сказка, учит ребенка проникать мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков". [5]
Постепенно, во взаимодействии с взрослыми, усложняя сюжеты к концу второго - началу третьего года жизни значительно обогащается сюжетно - ото-бразительная игра детей.
Сюжетно - отобразительная игра становится основой для возникновения сюжетно - ролевой игры, характерной для дошкольного возраста.
В конце второго - начале третьего года жизни предметно - опосредованные действия ребенка становятся условными не только по результату, но и по характеру выполнения. Иногда действия производятся с помощью предмета - заместителя или даже без него. Условный характер действий свидетельствует о высоком уровне их обобщенности и является хорошим показателем психического развития детей, что способствует формированию сюжетной игры как самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
ТЕМА НОМЕРА:
Преобладающим способом решения игровых задач в раннем возрасте является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. Однако к концу раннего детства при целенаправленном влиянии педагога малыш переходит к активной замене хорошо освоенных игровых действий словами ("Куклы уже поехали"). Он самостоятельно готовит условия для игры, совершая при этом несколько подготовительных действий, например перед укладыванием кукол спать, застилают постель, снимают с кукол верхнюю одежду и т.д. Малышам становится доступна условность игры ("Это понарошку").
Интерес к новым знаниям о предметах и желание действовать с ними возникают лишь при активном участие ребенка в доступных практических действиях дома, в детском саду.
Таким образом, игре, как основному виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии ребенка. Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.
Сотрудничество взрослого с ребенком в процессе игры является толчком для планомерного обогащения детей новым впечатлениями, питающими игру и формирования их практического опыта.
Исследования последних лет показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Воспроизведение игровых действий и их перенос на другие объекты совершаются после показа взрослого, словесное обозначение замещаемых предметов происходит в совместной с взрослым игре, называние себя именем персонажа и сравнение своих действий с действиями взрослого возникают при участии последнего. Первоначальные мотивы игры
задаются ребенку также взрослым, а не зарождаются сами, старшие партнеры ставят и первые игровые задачи перед малышами, организуя для них игровую ситуацию.
Задача взрослого - увлечь малыша игрой и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра.
У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник - действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограничены, а у некоторых они отсутствуют совсем.
Из этого видно, что сотрудничество взрослого и ребенка в игре является неотъемлемым условием полноценного развития как игровой деятельности, так и всех психических процессов.
На основе этого необходимым рассмотреть взаимодействие взрослого с ребенком в игре в двух аспектах:
• Сотрудничество: «ребенок - родитель» в игровой деятельности.
• Сотрудничество: «ребенок - воспитатель» в игровой деятельности.
Сотрудничество: «ребенок - родитель» в игровой деятельности. Основной особенностью игры, как уже говорилось выше, является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей. И этими людьми, в первую очередь, является семья ребенка.
Содержание, предпочитаемое ребенком, сюжеты игры, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.
71
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
72
№6 www.
(9) 2017 j-chr.com
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует развитию чувства неполноценности.
Период раннего детства - это период формирования начальных игровых действий с предметами, и от того, насколько родители будут интересоваться, поддерживать и обогащать жизненный опыт ребенка зависит развитие игры и игровой деятельности, а через них всех психических процессов малыша.
Сотрудничество: «ребенок-воспитатель» в игровой деятельности. Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду. Но она имеет существенные отличия от игры дома при условии сотрудничества воспитателя с детьми. Здесь игра приобретает качественно новый характер, она является неотъемлемой частью педагогического процесса и, как правило, четко спланирована в соответствии с программой детского сада.
Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, побуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Путем развития игры является совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами - заместителями и воспитание доброго отношения детей друг к другу.
Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.
Обучение малыша наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов воспитатель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.
Наиболее эффективным обучение детей третьего года жизни осуществляется в процессе дидактической игры. Главная ее особенность состоит в том, что задание предлагается воспитателем детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие - то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений, где воспитатель, постепенно вводя более сложные правила, способствует поэтапному развитию игровой деятельности ребенка.
В раннем дошкольном возрасте игра выступает на первый план как ведущий вид деятельности, где взрослый, взаимодействуя в игре с ребенком, обогащает его игровую деятельность, создавая те или иные ситуации, и способствует как полноценному развитию всех психических процессов, так и формированию гармонично развитой личности ребенка в целом. В учебной деятельности современного младшего дошкольника происходит не только усвоение предметных знаний, но и активный процесс самопознания.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
ТЕМА НОМЕРА:
Выводы.
Анализируя различные источники литературы по данному вопросу, следует, что игра является неотъемлемым условием полноценного развития всех психических процессов, а особенно мышления и речи ребенка в раннем детстве.
Данный возраст - короткий, но важный период становления личности. Игра помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое.
В раннем детском возрасте игра становится ведущим видом деятельности, так как игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, способствующие развитию мышления и речи.
Сотрудничество взрослого с ребенком в процессе игры является толчком для планомерного обогащения детей новыми впечатлениями, питающими игру и формирование их практического опыта, где является необходимым поддержка и заинтересованность родителей, и правильное планирование педагогического процесса воспитателями.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности, а вследствие этого и речи ребенка дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. Бурменская Г.В.- 2-е издание, расширенное / Л.С. Выготский - Москва : МПСИ, 2005.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский - Союз.2006.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский- СПб.: Питер,2017.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А.., Гуро-вич Л.М. Изд.2-е. СПб.,1996.
5. Запорожец А.В. Избранные пси
хологические труды / А.В. Запорожец -М.1986.
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже - М., 2-е издание., 1999.
7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова - Санкт-Петербург: Питер, 2008.
8. Сорокоумова Е.А. Поколение Z в процессе самопознания / Социальный компьютинг: основы технологии развития. Социально-гуманитарные эффекты / Е.А. Сорокоумова, Е.С. Николаева //Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции.2015.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - 2 - е изд. - М.: Владос, 1999.
73
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH AND THINKING IN YOUNG CHILDREN THROUGH GAME SITUATIONS
© Elena A. Sorokoumova, Daniya I. Kashaeva
Sorokoumova Elena A. - Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Address: 11/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation
Kashaeva Daniya I. - MSPU Master, Psychological and Pedagogical Faculty, Department of Labor Psychology and Psychological Counseling, Pre-smool Department of GGBU School No. 1570.
Address: Maly Sukharevsky Pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation
Abstract
In the article the problem of development of speech and thinking is examined for the modern children of early preschool age through playing situations. Drawn conclusion, that in early child's age a game becomes the leading type of activity, because a game causes quality changes in the psyche of child, assisting development of thinking and speech. Presently there is highly sought in future his study. The children born after 2010 have the features of development. As behave to the generation of Z.
Key words: preschool age, speech, thinking, game activity, plot game, children activity, adult-child cooperation.
REFERENCE
№6 (9) 2017 www.j-chr.com
1. Vygotskiy L.S. Igra i yeye rol' v psikh-icheskom razvitii rebenka. Khrestomatiya po detskoy psikhologii: ot mladentsa do podrostka: uchebnoye posobiye / red.Burmenskaya G.V.-2-ye izdaniye, rasshirennoye / L.S. Vygotskiy -Moskva : MPSI, 2005.
2. Vygotskiy L.S. Lektsii po psikhologii / L.S. Vygotskiy - Soyuz.2006.
3. Vygotskiy L.S. Myshleniye i rech' / L.S. Vygotskiy- SPb.: Piter,2017.
4. Detstvo: Programma razvitiya i vospi-taniya detey v detskom sadu. / Pod red. Babaye-voy T.N., Mikhaylovoy Z.A.., Gurovich L.M. Izd.2-ye. SPb.,1996.
5. Zaporozhets A.V. Izbrannyye psikho
logicheskiye trudy / A.V. Zaporozhets -M.1986.
6. Piazhe ZH. Rech' i myshleniye rebenka / ZH. Piazhe - M., 2-ye izdaniye., 1999.
7. Sorokoumova Ye.A. Vozrastnaya psik-hologiya / Ye.A. Sorokoumova - Sankt-Peter-burg: Piter, 2008.
8. Sorokoumova Ye.A. Pokoleniye Z v protsesse samopoznaniya / Sotsial'nyy komp'yuting: osnovy tekhnologii razvitiya. Sotsial'no-gumanitarnyye effekty / Ye.A. Sorokoumova, Ye.S. Nikolayeva //Materialy Chet-vertoy Mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii.2015.
9. El'konin D.B. Psikhologiya igry / D.B. El'konin - 2 - ye izd. - M.: Vlados, 1999.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
ТЕМА НОМЕРА: клинико-психологический подход
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ