Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
УДК: 159.922.74 ББК: 88.251.31-82
Психологические науки
Методики развития мышления у детей с ЗПР в школьном возрасте.
Сорокоумова Е.А. - профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), д.психол.н., профессор E-mail: [email protected]
Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6
Калугина Е.С. - магистрант, направление подготовки: Цифровое поколение воспитания и развития личности, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Адрес: 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что каждый ребенок в процессе своего психического развития обладает тем или иным уровнем развития мышления, но особенно важным вопрос степени развития ставится у детей с задержкой психического развития (ЗПР). В отечественной литературе немало исследований, посвященных особенностям развития мышления у детей с ЗПР, однако остается неизученным вопрос о методиках, направленных на повышение уровня развития мышления у данной категории. В статье проводится анализ особенностей развития мышления у детей с ЗПР в школьном возрасте, а также разрабатываются методики, направленные на повышение уровня развития мышления у школьников с ЗПР.
Ключевые слова: задержка психического развития, мышление, методика, развитие, познавательные процессы.
46
© Е.А. Сорокоумова, Е.С. Калугина
АННОТАЦИЯ
Обычно под мышлением понимают вид мыслительного процесса, осуществляемый посредством восприятия окружающей действительности. Особенное значение в познавательно-мыслительном процессе у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет наглядно-образный вид мышления, которая является доминирующей. Однако по отношению к детям с ЗПР мышление имеет определенные своеобразные условия развития, если проводить сравнение с детьми, развивающимися нормально.
Автор отмечает, что у детей с ЗПР обычно присутствуют такие особенности как бедный запас сведений об окружающем их мире, существуют недостатки речи, регулярно возникают те или иные трудности, которые складываются в ходе решения задач на складывание объектов, их представлению, работе по образцу с предметными картинками [1]. Это указывает на определенный недостаток в развитии мышления, что непременным образом сказывается на процессе школьного обучения.
Развитие наглядно-образного мышления в полной мере - важнейший критерий для формирования у детей школьного возраста с ЗПР для более сложной формы мыслительной деятельности. В таком случае любая работа, направленная на коррекцию и развитие мышления, непременно должна быть построена на таких условиях, которые будут способствовать развитию ясных представлений относительно состояния как сложных форм мышления (в том числе логического), так и более ранних, генетических, к которым относят наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления.
Дети школьного возраста, страдающие ЗПР, обладают сниженным уровнем развития наглядно-образного мышления, у них присутствует более низкий уровень процессов обобщения и абстрагирования, а также нарушена работоспособность. У них более быстрая утомляемость, и процессы анализа и синтеза информации не соответствуют нормативам возраста [2]. У таких детей при обобщении допуска-
ются ошибки относительно расширения или сужения слова, являющегося обобщающим. Дети с ЗПР не могут выделить существенные признаки и провести полноценный анализ явления. Часто у них возникает трудность в объяснении своих действий и ответов, а любые рассуждения сводятся к интуитивному описанию или в зависимости от ситуации.
В основе работы по коррекции уровня развития мышления с детьми с ЗПР лежат отдельные положения (или принципы).
1.Принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка.
2.Принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций.
Автор обращается к работам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец и другим работам [3], в которых определена 47
степень важности учета периодов, которые относятся к сензитивным, а именно в тот период, когда данные функции по развитию мышления являются очень чувствительными к воздействиям из вне, а также идет достаточно быстрое их развитие под влиянием тех же факторов.
Когда создаются системы (методики) по коррекции развития мышления у детей школьного возраста, страдающим ЗПР, то учитываются определенные группы нарушений в познавательной сфере. Автор считает целесообразным использовать следующие методики развития мышления для данной категории детей.
1.Метод коррекции аналитико-син-тетической деятельности.
2.Методика коррекции внимания.
3.Методика коррекции восприятия.
Рассмотрим каждую из представленные методик подробнее.
Метод коррекции аналитико-син-тетической деятельности предлагается использовать в соответствии с представлениями и описаниями ситуации, когда №5 (8) 2017 присутствуют измененные привычные www.j-chr.com характеристики, связанные с временными связями, к примеру, ситуация «молния
48
есть, а грома нет».
Также эта методика может применяться для представления и описания ситуаций, при которых производится замена временного порядка в првычном понимании на обратный, явно противоположный смысл, характер, к примеру, аист прилетает на землю и кто-то появился на свет (о ребенке) [4]. Помимо этого, такую методику можно применять при резком сокращении временных интервалов относительно нескольких событий, к примеру, цветок, расцветающий в течение только одного дня и умирающий в этот же день.
Методика используется при перемещении одного и того же предмета во времени, а также это правило действует в отношении его свойств (вчера, сегодня, завтра, к примеру, раньше телевизоры выглядели вот так, а сегодня - по-иному). Если идет совмещение в одном предмете нескольких других предметов, которые разведены в пространстве, а в результате получается новый предмет с новыми свойствами (травинка плюс авторучка).
Для детей школьного возраста с ЗПР при использовании данной методики будет весьма познавательным представлять предметы живой и неживой природы в несвойственных для них условиях - например, представление рыбы без воды; также можно эффективно использовать метод изменения логики воздействия в привычном понимании, к примеру - для человека дым не ядовит, а человек ядовит для дыма. Но следует обращать внимание, что не должно быть подмены верных понятий, поэтому по итогу занятия следует разобрать, какое высказывание все же является верным.
При использовании методики коррекции внимания в занятия включаются специально подобранные упражнения, которые составлены в порядке увеличения количественных заданий, а также учитывается сложность их выполнения [5].
При данной методике основное условие эффективности - регулярность в проведении различных видов упражнений, а также оценка их положительной
эмоциональной окраски для школьника с ЗПР. В число этих упражнений можно включать те, которые направлены на:
1) развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема,распределения;
2) формирование первичных навыков самоанализа, умения контролировать свою деятельность, осуществление контрольных действий по результатам исполнения деятельности на способы выполнения деятельности;
3) повышение интереса к учебной деятельности;
4) повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки [6].
Подобные занятия автор рекомендует проводить не менее двух раз в неделю. Для их проведения набирается группа, состоящая из 5-6 детей с ЗПР в школьном возрасте, но учитывается, что уровень внимания должен быть не ниже среднего. Вначале предлагаются самые элементарные упражнения, с их последующим усложнением. Усложнение производится за счет ускорения темпа выполнения задания и увеличения его нагрузки в словарных упражнениях относительно семантики.
Автор отмечает, что некоторые упражнения данной методики вполне возможно проводить и в соревновательной форме, однако в этом случае следует фиксировать успехи каждого ребенка в соответствии с его предыдущими успехами, и не проводить сравнение с другими детьми. По сути, соревнование для детей превращается для педагога в соревнование ребенка с самим собой, о котором он, вообще-то, не догадывается.
Для занятий необходимы тетрадь, карандаши, ручки с зеленым, синим и красным стержнями. В структуру каждого занятия включаются:
1.Разминка, в которую могут входить такие упражнения как:
- упражнения на объем внимания («Что изменилось», «Живые картины»);
упражнения на переключение внимания («Построиться по...», «Запретное
движение», «Четыре стихии» и их модификации);
- упражнения на устойчивость внимания («Селектор», «Не думай о. «).
2.Основная часть, куда входят упражнения:
- упражнения на устойчивость внимания («Слушаем тишину», «Минутка»);
упражнения на концентрацию внимания («Слова-невидимки», «Найди различия», «Кто первый заметит ошибку» и пр.);
упражнения на переключение внимания («Корректурная проба»).
3. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимнастике, используемый в качестве заминки как на уроках физической культуры.
Наконец, при использовании метода коррекции восприятия автор предлагает следующие возможные виды заданий по психокоррекции и на их основе развитию мышления для детей школьного возраста с ЗПР [7]:
1) графическое воспроизведение значения слов, осуществляемое по ин-
струкции взрослого;
2) изображение на листе деталей предмета или живого объекта (например, нарисовать только лапу собаки или нос человека);
3) изображение персонажей, относящихся к вымышленным, фантастическим (например, Жар-птица);
4) изображение некоторого набора точек с просьбой провести контур (возможны различные вариации у разных детей, не все будут обводить от одной точки последовательно к другой);
5) изображение «дорожки», которая выглядит как сложная линия дороги, а ребенок должен повторить рисунок;
6) проведение прямых линий без любых отрывов карандаша от листа бумаги;
7) использование пластилина и других материалов для лепки.
Таким образом, можно говорить о том, что проведение подобных методик в работе с детьми школьного возраста с ЗПР будет способствовать коррекции познавательных процессов, прежде всего мышления.
49
ЛИТЕРАТУРА
1. Чебарыкова С.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551-554.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова.- М., 1999.- С.68.
3. Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.- 1984.- С.122.
4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное / Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Детство — Пресс, 2004. — С.87.
5. Митрофанов К.Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я. Митрофанов, С.В. Чебарыкова, А.А. Будницкий, Е.А. Левкова // Научные труды SWorld. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 94-97.
6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — С.15.
7. Назарова О.Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 551-555.
METHODS OF DEVELOPING THINKING IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT SCHOOL AGE.
© Elena A. Sorokoumova, Elena S. Kalugina
Sorokoumova Elena A. - Professor of the Department of psychology of work and psychological counseling, Moscow State Pedagogical University (MPGU). E-mail: [email protected]
Address: 119991, Central Federal District, Moscow, Malaya Pirogovskaya Street, Building 1, Building 1.
Kalugina Elena S. - Master's degree, direction of training: Digital generation of upbringing and development of personality, Moscow Pedagogical State University (MPGU). Address: 119991, Central Federal District, Moscow, Malaya Pirogovskaya Street, Building 1, Building 1.
Abstract
50
Keywords: mental development delay, thinking, methodology, development, cognitive processes.
The relevance of the chosen topic is confirmed by the fact that each child in the process of his mental development has a certain level of development of thinking, but especially the issue of the degree of development is put in children with a delay in mental development. In the domestic literature, there are many studies devoted to the development of thinking in children with mental retardation, but the question of methods aimed at raising the level of development of thinking in this category remains unexplored. The article analyzes the peculiarities of the development of thinking in children with mental retardation at school age, and also develops methods aimed at raising the level of development of thinking in schoolchildren with a delay in mental development.
REFERENCE
1. Chebarykova S.V. Gotovnost' uchrezh-deniy razlichnogo tipa k realizatsii inklyuzivnogo podkhoda v obrazovanii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / S.V. Chebarykova, K. V. Stepanov // Molodoy uchenyy. — 2015. — № 5 (85). — S. 551-554.
2. Boryakova N.YU. Stupen'ki razvitiya. Rannyaya diagnostika i korrektsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya / N.YU. Boryakova.- M., 1999.- S.68. ^
3. Deti s zaderzhkoy psikhologicheskogo razvitiya. Monografiya / Pod red. T.A. Vlasovoy, V.I. Lubovskogo, N.A. Tsypinoy. — M.- 1984.- S.122.
№5 (8) 2017 4. Detstvo: programma razvitiya i vospi-
www.j-chr.com taniya detey v detskom sadu: izdaniye 3-ye per-erabotannoye / T.I. Babayeva i dr. — SPb.: Detstvo — Press, 2004. — S.87.
5. Mitrofanov K.YA. Psikhofiziologicheski-ye osobennosti mladshikh shkol'nikov s narush-eniyem rechi / K.YA. Mitrofanov, S.V. Chebarykova, A.A. Budnitskiy, Ye.A. Levkova // Nauchnyye trudy SWorld. — 2014. — T. 14. — № 3. — S. 94-97.
6. Nikishina V.B. Prakticheskaya psik-hologiya v rabote s det'mi s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya: posobiye dlya psikhologov i pedagogov / V.B. Nikishina. — M.: Izd. tsentr VLADOS, 2004. — S.15.
7. Nazarova O.N. Osobennosti naglyadno-obraznogo myshleniya starshikh doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya razlichno-go geneza // Molodoy uchenyy. — 2017. — №7. — S. 551-555.