DOI: 10.17805/trudy.2023.1.12 СОЦИОЛОГИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
М.Г Солнышкина Университет «Дубна»
Аннотация: Проведен анализ приоритетных задач воспитания молодежи в системе образования; образовательно-воспитательная среда вуза рассмотрена с позиций формирования социокультурной субъектности молодежи. Социокультурная субъектность, присваиваемая при освоении социопроектной деятельности - это социокультурный капитал волонтера и потенциал его дальнейшего развития как волонтера социального проектирования. Представлен кампусный курс «Развитие волонтерского движения студенческой молодежи», формирующий проектные компетенции инициации волонтерских инициатив.
Ключевые слова: волонтер; образовательно-воспитательная среда вуза; социокультурная субъектность молодежи
DEVELOPMENT OF THE VOLUNTEER MOVEMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
M.G. Solnyshkina
Dubna University
Abstract: The analysis of the priority tasks of youth education in the education system is carried out; the educational environment of the university is considered from the standpoint of the formation of socio-cultural subjectivity of youth. The socio-cultural subjectivity assigned during the development of socio-project activities is the socio-cultural capital of the volunteer and the potential for his further development as a volunteer of social design. The campus course «Development of the volunteer movement of student youth» is presented, which forms the project competencies of the initiation of volunteer initiatives.
Keywords: volunteer; educational and educational environment of the university; socio-cultural subjectivity of youth
Современный процесс воспитания молодежи должен носить инновационный характер и удовлетворять интересам молодежи, общества, государства. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, предусмотрены важнейшие положения, направленные на существенные изменения в отношении воспитания подрастающего поколения. В этом документе воспитание рассматривается как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» (Стратегия развития воспитания, 2015: Электр. ресурс). В качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания рассматривается «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Там же). Для развития
воспитания в системе образования предполагается обновление его содержания, совершенствование и эффективная реализация воспитательного компонента всей образовательной деятельности (Ковалева, 2021: 38). Позитивные тенденции в динамике воспитательной функции высшей школы актуализируют организацию и развитие волонтерского движения студенческой молодежи как гуманистическое направление ее воспитания в образовательно-воспитательной среде вуза.
Анализ смыслового поля понятия «образовательно-воспитательная среда» позволил характеризовать ее как многомерное явление, объединенное в единое целое из профессионально-творческих, патриотических, культурно-нравственных составляющих и связанное различными коммуникативными процессами, обеспечивающими целенаправленное воздействие на студента. Образовательно-воспитательная среда пронизывает образовательный процесс вуза и интегрирует его во внеучебную активность, способствует полноценному включению студентов в социально-значимую деятельность (управленческую, досуговую, исследовательскую) (Калашникова, 2007: 10). Основной характеристикой образовательно-воспитательной среды вуза, рассматриваемой нами как пространство формирования социокультурной субъектности молодежи, является общность взаимодействия агентов социализации, создающая условия оптимальной реализации потенциала личности студента как социально активного, жизнеспособного, гуманистически ориентированного будущего специалиста в сферах трудоустройства, формирования профессиональной карьеры, овладения инклюзивной культурой взаимоотношений, формирования надпрофессиональных компетенций, в том числе в области волонтерской деятельности. Внеучебный сегмент образовательно-воспитательной среды государственного университета «Дубна» образуют центр карьеры и дополнительного образования, отдел инклюзивного образования и социальной защиты, отдел воспитательной и социальной работы, а также волонтерский центр университета. Волонтерский центр является студенческим объединением, осуществляющим деятельность по организации волонтерского движения различных направлений (социального, экологического, патриотического, спортивного, а также донорства).
Актуальность обучения волонтеров в рамках кампусного курса «Развитие волонтерского движения студенческой молодежи» определяется необходимостью совершенствования духовности, нравственности внутреннего мира молодежи, более успешной интеграции в общество. Формирование волонтерских компетенций молодежи и механизмов инициации волонтерских инициатив как показателей социальной активности и готовности к корпоративному волонтерству -современной философии компаний-лидеров - высоко ценится современными работодателями, независимо от конкретной сферы деятельности (Добровольчество и волонтерство..., 2021: 18).
Отличительной особенностью программы обучения волонтеров является то, что она имеет практическую проектную направленность и сопровождается консалтинговой деятельностью преподавателя при разработке и реализации волон-
терских проектов, анализе конкретных кейсов из истории волонтерской деятельности студентов, а также на примере реализуемых в университете волонтерских проектов, например, волонтерского проекта «Университет серебряного возраста «Дубна», в котором широко представлена волонтерская составляющая: событийное, инклюзивное, культурное волонтерство (социальный туризм, кейтеринг); «серебряное волонтерство» как результат реализации данного проекта. Цель освоения программы в связи с расширением образовательной траектории: формирование волонтерских компетенций и проектных механизмов инициации волонтерских инициатив с последующим продвижением и углублением волонтерской концепции - для всех направлений магистратуры в соответствии с различными видами волонтерства: в сфере культуры - лингвистика, социология, психология; экологическое - экология и природопользование; социальное, инклюзивное во-лонтерство, организация «серебряного волонтерства» - психология, педагогика; событийное волонтерство - все направления магистратуры.
Обучающие задачи программы развития волонтерского движения студенческой молодежи: расширять тезаурус слушателей в области волонтерства как современного социокультурного явления; знакомить с личными качествами и компетенциями участников и организаторов волонтерской деятельности; ознакомить слушателей с основами нормативно-правовой базы в области волонтерского движения, программными документами; границами ответственности участников добровольческой деятельности и другими организационными аспектами во-лонтерства; представить дайджест волонтерских движений молодежи и показать специфику событийного, культурного, социального, инклюзивного, «серебряного волонтерства». К развивающим задачам отнесены: изучение проектных механизмов инициации волонтерских молодежных инициатив; умение анализировать проблемы жизнеспособности волонтерских проектов и разрабатывать предложения по повышению их эффективности и реализуемости; овладение первичными умениями по реализации сконструированных волонтерских проектов; организационно-финансовые вопросы и вопросы отчетности и файндрайзинга.
Планируемым результатом обучения является формирование у обучающихся ключевых волонтерских компетенций, а также проектных компетенций по инициации волонтерских инициатив.
Сущностными характеристиками волонтерства являются добровольность и безвозмездность, законность и обеспечение равных возможностей, добросовестное выполнение определенных обязанностей в процессе помощи. Для молодого поколения добровольчество является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей. Освоение и присвоение принципов волонтерской деятельности как основных духовно-нравственных ценностей (добровольность, уважение, ответственность, самосовершенствование, нравственность, равенство, толерантность), соответствующих ее сущности, образуют социокультурные основания формирования субъектности волонтеров из числа студенческой молодежи. В со-
ответствии с тезаурусной концепцией молодежи Лукова В.А. под социокультурной субектностью мы понимаем активную роль человека в сохранении и преобразовании общества в его конкретно-исторической форме в соответствии с ценностями субъекта и принятой им культурной картины мира для самореализации в обществе (Луков, 2019: 10-11). При этом воспитание и реализация молодежной политики являются ведущими факторами формирования у молодежи культурного восприятия и освоения действительности, «активности человеческого фактора в его взаимоотношениях с обществом» (Ковалева, 2020: Электр. ресурс). С гносеологических позиций, изучение волонтерства молодежи в рамках концепций социокультурной субъектности позволяет развивать его анализ как предмета теоретической социологии молодежи научной школы МосГУ.
Проектная направленность кампусного курса для волонтеров использует ресурс молодежного инновационного проектирования для освоения и присвоения социокультурной субъектности (инициация волонтерских инициатив) как социального и культурного свойства для самореализации в обществе. Ценностно-нормативные основания социального проектирования: соответствие проекта общегрупповым и человеческим духовно-нравственным ценностям, непротиворечивость нравственным нормам, ориентация на общепринятые социальные ценности, активизация субъекта проектной деятельности создают методологические основы использования этого инструмента для формирования социокультурной субъектности молодежи. В связи с этим проектную направленность мы рассматриваем также как механизм, актуализирующий диспозиционные характеристики готовности молодежи не только к участию в мероприятиях, но и к инноватике и инициации волонтерской деятельности. Социокультурная субъектность, формируемая при освоении социопроектной деятельности - это социокультурный капитал волонтера и потенциал его дальнейшего развития как волонтера социального проектирования. Через реализацию проектной волонтерской деятельности (разработка и реализация волонтерских социальных проектов) приобретаются такие социальные и культурные качества, которые способствуют совершенствованию социокультурного пространства и развитию инновационного потенциала личности (Солнышкина, Новикова, 2018: 39).
По итогам курса молодежью разработаны концепции шести волонтерских проектов экологической, социальной, образовательной направленности, посвященные решению проблем инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья; совершенствованию досуга детей, оставшихся без попечения родителей (событийные волонтерские проекты, в том числе разработан волонтерский проект «Изба добра» - социализационные мероприятия для детей из семей группы риска). Представлены предложения по развитию волонтерской деятельности для отдельных территорий с учетом их социокультурной специфики -волонтерский проект «Доброволец Кимры», что свидетельствует о повышении качественных характеристик вовлеченности молодежи в добровольческую деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Добровольчество и волонтерство в России: традиции и тенденции (2021) Га-рашко А.Ю., Петрова Т.Э., Черкасова Т.В. и др.; под редакцией Т.Э. Петровой. М.: Руснайс. 110 с.
Калашникова Н.Ю. (2007) Воспитательная среда как фактор личностно-про-фессионального становления студентов: автореф. дис.....канд. пед. наук. Чита. 22 с.
Ковалева А.И. (2021) Динамика воспитательных функций высшей школы// Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 33-47.
Ковалева А.И. (2020) Социокультурная субъектность как основа тезаурусной концепции молодежи [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 1. С. 36-53. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/11 61 (дата обращения: 18.11.2022).
Луков В.А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 42 с.
Солнышкина М.Г., Новикова Ю.С. (2018) Молодежное социальное проектирование на региональном уровне// Знание. Понимание. Умение. 2018. N 1. C. 38-46.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 18.11.2022)
Солнышкина Марина Георгиевна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы Университета «Дубна». Адрес: г. Дубна, Московская область, ул. Университетская д. 19. Тел.: +7 (906) 074-35-49. Эл. адрес: [email protected]
Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Work at Dubna University. Address: Dubna, Moscow region, Universitetskaya str., 19. Phone: +7 (906) 074-35-49. Email: [email protected]
Для цитирования:
Солнышкина М.Г. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи в образовательно-воспитательной среде вуза. 2023. № 1. С. 69-73. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2023.L12