Научная статья на тему 'Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области)'

Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
761
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДУБНА / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / SOCIAL PLANNING / YOUTH VOLUNTEER PROJECTS / YOUTH POLICY / MOSCOW REGION / DUBNA / VOLUNTEERISM / VOLUNTEERS FOR SOCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна, Новикова Юлия Сергеевна

На основе парадигм социального проектирования зарубежных исследователей и российских ученых, анализа волонтерства как социального феномена современного общества с позиций социокультурного подхода в статье сформировано и проанализировано интегральное понятие «молодежные волонтерские проекты регионального уровня» как продукт молодежного социального проектирования. Региональный конкурс социально значимых проектов «Наше Подмосковье» рассмотрен как инновационная площадка молодежных волонтерских проектов регионального уровня в системе молодежной политики региона. На примере г. Дубны Московской области выявлена корреляция социально значимых молодежных волонтерских проектов (предметов социального проектирования), участвующих в конкурсе «Наше Подмосковье», с основными направлениями государственной молодежной политики. Подробно рассмотрено приоритетное направление молодежной политики «Поддержка талантливой молодежи», в рамках которого представлено наибольшее количество социальных проектов (проектные линии «Активное Подмосковье» и «Творческое Подмосковье»). В 2015 г. проведено исследование мотивации участия волонтеров в создании и реализации проекта (эмпирический объект исследования социокультурный проект «ГУДWIN ШКОЛА», реализуемый студентами-волонтерами в школах города с 2009 г.). По результатам исследования определены социокультурные аспекты участия волонтеров в создании и реализации проекта, демонстрирующие формирование активных жизненных стратегий как руководителей, так и рядовых проектантов. В заключении определены перспективы молодежного социального проектирования: активизация социального проектирования в разработке проектов социокультурной и патриотической направленности, подготовка волонтеров социального проектирования в университетском образовательном пространстве. Сформулированы предложения по перспективам исследования молодежного социального проектирования в системе региональной молодежной политики и дальнейшего изучения волонтеров социального проектирования как социальной общности и молодежной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Social Planning at the Regional Level (Exemplified by the Moscow Region)

The integrated concept of “youth volunteer projects at the regional level” as a product of social planning is built in the article upon the paradigms of social planning by foreign researchers and Russian scientists, and the analysis of volunteering as a social phenomenon of modern society from the standpoint of the sociocultural approach. The regional competition of socially significant projects “Our Moscow Region” is considered to be an innovative platform for the youth volunteer projects at the regional level within the youth policy of the region. The town of Dubna in the Moscow region revealed the correlation between socially significant youth volunteer projects (objects of social planning), participating in the competition “Our Moscow Region”, and the main areas of the state youth policy. The paper describes the priority area of youth policy “Support for Talented Young People”, which represents the greatest number of social projects (projects lines “Active Moscow Region” and “Creative Moscow Region”). A study of motivation for volunteers participating in the creation and implementation of the project was carried out in 2015 (the empirical object of the study being the sociocultural project “ГУДWIN SCHOOL”, implemented by volunteering students in schools since 2009). Upon the results of the study, the authors identified the sociocultural aspects of volunteers’ participation in the creation and implementation of the project that demonstrate the formation of proactive life strategies for both leaders and common project participants. The prospects for youth social planning are identified in the conclusion of the article: the revitalization of social planning in developing projects of the sociocultural and patriotic tendency, training of volunteers for social planning in the University educational environment. The suggestions are formulated that concern the prospects in the study of youth social planning in the regional youth policy and further study of volunteers for social planning as a social community and youth subculture.

Текст научной работы на тему «Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области)»

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

DOI: 10.17805^ри.2018.1.3

Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области)

М. Г. Солнышкина Московский гуманитарный университет, Ю. С. Новикова Независимый исследователь

На основе парадигм социального проектирования зарубежных исследователей и российских ученых, анализа волонтерства как социального феномена современного общества с позиций социокультурного подхода в статье сформировано и проанализировано интегральное понятие «молодежные волонтерские проекты регионального уровня» как продукт молодежного социального проектирования.

Региональный конкурс социально значимых проектов «Наше Подмосковье» рассмотрен как инновационная площадка молодежных волонтерских проектов регионального уровня в системе молодежной политики региона. На примере г. Дубны Московской области выявлена корреляция социально значимых молодежных волонтерских проектов (предметов социального проектирования), участвующих в конкурсе «Наше Подмосковье», с основными направлениями государственной молодежной политики. Подробно рассмотрено приоритетное направление молодежной политики «Поддержка талантливой молодежи», в рамках которого представлено наибольшее количество социальных проектов (проектные линии «Активное Подмосковье» и «Творческое Подмосковье»). В 2015 г. проведено исследование мотивации участия волонтеров в создании и реализации проекта (эмпирический объект исследования — социокультурный проект «ГУДWIN ШКОЛА», реализуемый студентами-волонтерами в школах города с 2009 г.). По результатам исследования определены социокультурные аспекты участия волонтеров в создании и реализации проекта, демонстрирующие формирование активных жизненных стратегий как руководителей, так и рядовых проектантов.

В заключении определены перспективы молодежного социального проектирования: активизация социального проектирования в разработке проектов социокультурной и патриотической направленности, подготовка волонтеров социального проектирования в университетском образовательном пространстве. Сформулированы предложения по перспективам исследования молодежного социального проектирования в системе региональной молодежной политики и дальнейшего изучения волонтеров социального проектирования как социальной общности и молодежной субкультуры. Ключевые слова: социальное проектирование; молодежные волонтерские проекты; молодежная политика; Московская область; Дубна; волонтерское движение; волонтеры социального проектирования

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования молодежного социального проектирования в России обусловлена положением молодежи в новой социальной реальности (противоречивость социального статуса, проблемы эффективности, инновационности, информационной открытости государственной молодежной политики как инструмента социального развития молодежи и др.). Проблемными характеристиками современной российской молодежи являются низкая социальная активность, пассивное поведение, недоверие к органам власти. У отдельной части молодежи проявляется иждивенческая позиция, нежелание создавать что-то новое, формировать, развивать свои начинания, наблюдается ориентация на получение готового продукта, высоки эмиграционные настроения.

Молодежнные общественные инициативы как форма проявления социальной активности молодого поколения должны развиваться сегодня на качественно новом уровне. Одной из главных задач государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. является создание условий для реализации потенциала молодежи (Чупров, 2011). В связи с этим развитие молодежных инициатив рассматривается как важнейший фактор социальной активности молодежи (Лукс, 2003: 58). По нашему мнению, главной движущей силой развития молодежных ини-циа-тив является социальное проектирование в региональном пространстве, отражающее специфику региональной молодежной политики (институциональный уровень) и способствующее формированию активных жизненных стратегий молодежи (личностный уровень).

В Московской области ежегодно с 2013 г. проводится конкурс социально значимых проектов на соискание премии губернатора области «Наше Подмосковье». Конкурс был учрежден с целью поддержки социальных инициатив жителей региона (Положение ... : Электронный ресурс). С каждым годом все большее число организаций, объединений и отдельных лиц включается в социальное проектирование (в 2013 г. — было 8 тыс. заявок; в 2014 г. — 13 тыс., в 2015 г. — 24 тыс., в 2017 г. — более 36 тыс. заявок). Анализу молодежного социального проектирования на региональном уровне (на примере Московской области) и главному продукту этой деятельности — молодежным волонтерским проектам регионального уровня и посвящена эта статья.

СОЦИЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Социальное проектирование в региональной молодежной среде — это методологически, теоретически и технологически плодотворная область исследований. Понятия «молодежное социальное проектирование» и «молодежные волонтерские социальные проекты регионального уровня» могут быть отнесены к разновидности интегральных (собирательных). При анализе собирательных понятий известный российский социолог Ж. Т. Тощенко обозначает значение собирательного понятия как некой совокупности объектов, мыслимой как одно целое, и выделяет структуру элементов понятия (Тощенко, 2002: 13).

В социологической парадигме концептуальный анализ проблемы молодежного социального проектирования имеет истоки в идеях ряда зарубежных исследователей: Э. Дюркгейма (концепция аномии — стремление к удовлетворению своих собст-

венных потребностей и желаний за счет других людей, противостояние таким ценностям, как коллективизм, сплоченность и солидарность, безнормативность, свойственные социальным взаимоотношениям молодежных групп); М. Вебера (концепция социально-рациональной деятельности и теория ценностей), И. Гофмана (идеи «команды» как единицы анализа), П. Бурдье (анализ стратегий поведения).

Особый интерес в аспекте рассмотрения практик социального включения, развития субъектности молодежи представляют работы И. М. Ильинского и В. А. Лу-кова. По мнению И. М. Ильинского, очевидным является то, что в последнее десятилетие в результате непродуманной молодежной политики произошло отторжение определенной части молодого поколения от культурно-исторических ценностей старшего поколения и сформировалась тенденция к социокультурному регрессу молодежи (Ильинский, 2016). Автор концепции тезарусного проектирования В. А. Луков определяет социальное проектирование как вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, решению социальных проблем; а также как конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам (Луков, 2013: 27).

Изучение эволюции ценностей в обществе и поколенческих различий отражает ценностный уровень понятия «молодежное социальное проектирование» в соответствии с концепцией доминирования поколенческих структур (идеи М. Х. Титмы и Е. Ф. Молевича). Отсутствие идеала в молодежном сознании приводит к потере осознания своего места и роли в обществе, кризису идентичности молодежи, смене жизненных приоритетов (Маоков, Бирженюк, 2002).

Волонтерское движение представляет собой определенную социальную общность, деятельность которой рассматривается нами в системе социального проектирования. Волонтеры как социальная общность определяются как целостная совокупность людей, которая объединяется наличием у них общих социальных признаков и направляется на удовлетворение потребностей для осуществления совместных действий (Матвиенко, 2013: 14). С социокультурных позиций волонтер-ство как элемент молодежной субкультуры предполагает самовыражение, выработку гражданской позиции молодого человека.

Социальная практика работы с молодежью выдвигает проблемы, связанные с научными исследованиями активных жизненных стратегий молодежи, являющихся ответом на институциональную, правовую и практическую стигматизацию и дискриминацию молодежи в обществе. Противодействие социальным нормам и ценностям, лежащим в основе стигмы, выражается в реализации активных жизненных стратегий как результате социального проектирования окружающей реальности и себя как ее элемента (Солнышкина, 2014: 199).

Интегральное понятие «молодежные волонтерские проекты регионального уровня» как продукт молодежного социального проектирования является современной научной категорией, базирующейся на парадигмах социального проектирования зарубежных исследователей и российских ученых. Структура элементов данного понятия с позиций социокультурного подхода представляет собой следующую целостность: молодежь, ценности молодежи, социальное проектирование, жизненные стратегии молодежи, волонтерство.

ПРЕДМЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРОЕКТОВ С целью анализа предметов молодежного социального проектирования на региональном уровне нами рассмотрен ежегодный конкурс социально значимых проектов на соискание премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» как инновационная площадка молодежного социального проектирования. За четыре года проведения конкурса было подано более 45 000 проектов, 4952 заявителя получили премии до 500 000 руб. на дальнейшее развитие своих проектов. Губернаторский конкурс «Наше Подмосковье» имеет следующие проектные линии: «Больше чем профессия», «В движении», «Гражданская инициатива», «Доброе сердце», «Зеленый регион», «Культпросвет», «#МолодежьМО», «Наследники победы», «Про город», «Связь времен».

Установлена корреляция номинаций конкурса «Наше Подмосковье», а следовательно, и предметов социального проектирования как разновидностей создаваемой социокультурной ценности с основными направлениями региональной молодежной политики.

КОРРЕЛЯЦИЯ НОМИНАЦИЙ КОНКУРСА «НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ» С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ THE CORRELATION BETWEEN THE CATEGORIES IN THE COMPETITION "OUR MOSCOW REGION" AND THE MAIN AREAS OF REGIONAL YOUTH POLICY

Соотношение предмета проектирования и направления молодежной политики

Проектные линии конкурса «Наше Подмосковье» (предмет социального проектирования) Направление молодежной политики

Гражданский диалог. Доброе сердце. Облик Подмосковья Государственная поддержка молодых граждан в сферах образования, воспитания и развития. Воспитание гражданственности. Поддержка молодых граждан в ситуации социального риска

Спасибо деду за Победу. Наследие Подмосковья Воспитание патриотизма. Духовное развитие молодежи

Доброе сердце. Новые возможности. Экология Подмосковья. Больше чем профессия Развитие инициативы и общественной активности молодежи. Поддержка молодых граждан в ситуации социального риска. Повышение социально-экономической активности и самостоятельности молодежи

Творческое Подмосковье. Активное Подмосковье Поддержка талантливой молодежи. Духовное развитие молодежи

Молодежь г. Дубны Московской области в качестве социальных проектантов наиболее активно представлена в номинациях «Активное Подмосковье» (20 проектов, среди них проекты «Детский туристический слет», «Парусный клуб "Академик"», «^цг^ишр^», «Волонтерский корпус Университета "Дубна"» и др.) и «Творческое Подмосковье» (17 проектов, среди них проекты «Школа игротехников», «ГУД^Ш ШКОЛА» и др.) (рис. 1, с. 42).

25

20

15

10

1

1

J 1

■ - ■ ■ 1 л

Проекты

„О

У

•S> ^

л

¿Г

г?

&

г?

г?

/ >

s j? J- ■*

<S

сг

г

<2?

У <>

ж

&

Рис. 1. Участие молодежи Дубны в губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье »

(данные 2015 г.)

Fig. 1. The Dubna young people's participation in the Governor's competition "Our Moscow Region" (data of 2015)

Таким образом, на основе разработки молодежных волонтерских проектов социокультурной направленности, способствующих поддержке талантливой молодежи, развитию активного досуга, волонтерской деятельности для решения социальных проблем, формированию здорового образа жизни молодежи, профориентации и подготовки к занятости по наиболее современным профессиям, развивается ресурсная база современной молодежной политики.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ВОЛОНТЕРОВ В СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В целях развития творческого потенциала молодежи с 2009 г. по настоящее время в Государственном университете «Дубна» ежегодно реализуется студенческий социокультурный проект «ГУД'№Ш ШКОЛА». Основной целью проекта является создание условий для успешной реализации творческих способностей, вовлечение молодежи в активную общественную жизнь. Проект является конкурсом видеофильмов, в рамках которого школьники формируют команды, при поддержке волонтеров разрабатывают идеи фильмов, создают видеоролики и представляют работы на конкурс. Особенностью проекта является активное участие волонтеров университета, которые на протяжении нескольких месяцев работают с творческими, креативными школьниками. Волонтеры оказывают помощь в консультировании по вопросам участия в проекте; формировании и сопровождении команд проекта;

5

0

организации мастер-классов с экспертами в области кино, телевидения и личностного развития; популяризации фестиваля среди населения города. Было выявлено, что количество представленных заявок на участие в конкурсе от школ зависит от активности волонтеров.

Рис. 2. Динамика показателей активности волонтеров в разработке и реализации проекта «ГУДШИ ШКОЛА» Fig. 2. The dynamics of the indicators revealing the activity of volunteers in the development and implementation of the project "ГУДWIN SCHOOL"

Таким образом, включение в проект «ГУД№Ш ШКОЛА» волонтерской составляющей способствует повышению его жизнеспособности, активному распространению в молодежной среде. В целях дальнейшего совершенствования волонтерской составляющей проекта «ГУД№Ш ШКОЛА» нами в 2015 г. было проведено исследование социокультурных аспектов мотивации участия волонтеров в создании и реализации проекта по теме «Моя Победа», посвященного созданию видеофильмов о подвиге дедов и прадедов на основе документальных источников об истории семей в период Великой Отечественной войны.

Исследование было осуществлено методом экспертного интервью с проектными коллективами различных школ г. Дубны в составе 41 человек (ученики школ № 3, 4, 7-10, а также лицея «Дубна»), которые рассматриваются нами как отдельные проектные площадки, возглавляемые студентами-волонтерами — лидерами социального проектирования. В исследовании выяснялось мнение рядовых проектантов о проблемах формирования творческого замысла проекта, командных технологиях разработки и реализации проекта, формах волонтерского сопровождения проектов, основных направлениях волонтерской деятельности и ее влиянии на успеш-

ность разработки и реализации проекта, лидерских качествах наставников и их мотивации участия в этом творческом виде деятельности.

В качестве социальных показателей социокультурных аспектов мотивации участия волонтеров в создании и реализации проекта определены следующие: творческий подход, психологическая поддержка, наставничество, организационная работа, увлеченность, информированность, установка на участие в следующем конкурсе. Большинство респондентов были открыты к диалогу, демонстрировали заинтересованность, стремились поделиться мнением о своем наставнике и о проекте в целом, что проявлялось в развернутых ответах и свидетельствовало о достаточном качестве эмпирического материала. Можно сделать следующие выводы о характеристиках волонтерского сопровождения проекта: волонтеры способствуют организации мастер-классов и итогового конкурсного показа; осознают ответственность за команду; оказывают поддержку при возникновении трудностей; информируют команду на протяжении реализации проекта; мотивируют проектантов на участие в дополнительных мастер-классах, спортивных и культурно-просветительских мероприятиях, объединяющих команду.

Таким образом, участвуя в разработке и реализации проекта, молодежь приобретает навыки формирования активных жизненных стратегий как базы успешной социализации (адаптация к окружающей среде, планирование деятельности, предвидение результатов, использование различных источников информации, установление социальных контактов, адекватная оценка себя и окружения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показали исследования, проведенные нами в Московской области, молодежное социальное проектирование является фактором совершенствования социокультурного пространства региона. Социально значимые молодежные волонтерские проекты реализуют следующие приоритеты региональной молодежной политики: поддержка талантливой молодежи, развитие активного досуга, волонтерская деятельность для решения социальных проблем, профориентация и подготовка молодежи к занятости по наиболее современным профессиям, формирование здорового образа жизни молодежи. Развитие инновационной среды региона реализуется в пространстве молодежного социального проектирования и способствует формированию творческих инициатив и самореализации молодежи. В процессе создания и реализации рассмотренного проекта «ГУД'№Ш ШКОЛА» определены социокультурные аспекты мотивации участия волонтеров в создании и реализации проекта, демонстрирующие формирование активных жизненных стратегий как руководителей, так и участников реализации социокультурного проекта (творческий подход, психологическая поддержка, наставничество, организационная работа, увлеченность, информированность, установка на участие).

С исследовательских позиций перспективным направлением изучения молодежного социального проектирования в системе региональной молодежной политики является социологическое определение категории «волонтеры социального проектирования» как социальной общности и молодежной субкультуры. С практических позиций перспективно активное включение молодежного социального проектирования в университетское образовательное пространство; рекомендовано развитие проектных линий социокультурной, патриотической, экологической направленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ильинский, И. М. (2016) Воспитание новых поколений: назревшие проблемы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5-12. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.1

Луков, В. А. (2013) Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии ; Флинта. 240 с.

Лукс, Г. А. (2003) Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара : Изд-во «Самарский университет». 278 с.

Маоков, А. Т., Бирженюк П. И. (2002) Основы социокультурного проектирования. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 316 с.

Матвиенко, И. А. (2013) Волонтерство — перспективное направление // Социономия. №1. С. 13-21.

Солнышкина, М. Г. (2014) Молодежное социальное проектирование как инновационный ресурс Всероссийской акции «Добровольцы — детям» // Гуманитарная среда как условие формирования общекультурной компетентности : сб. ст. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 245 с. С. 196-202.

Постановление губернатора Московской области от 27 мая 2013 г. №124-ПГ «О ежегодных премиях Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.РУ». URL: base.garant.ru/36771694 (дата обращения: 30.09.2017).

Постановление губернатора Московской области от 31 марта 2016 г. № 106-ПГ «О внесении изменений в Положение о ежегодных премиях Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.РУ. URL: garant. ru/hotlaw/mos_obl/720969 (дата обращения: 30.09.2017).

Тощенко, Ж. Т. (2002) Понятийный аппарат социологии // Социологические исследования. №9. С. 1-29.

Чупров, В. И. (2011) Концепция молодежной политики: Поиск взаимодействия общества и молодежи // Социально-политические науки. № 3. С. 30-41.

Дата поступления: 01.12.2017 г.

YOUTH SOCIAL PLANNING AT THE REGIONAL LEVEL (EXEMPLIFIED BY THE MOSCOW REGION)

M. G. Solnyshkina Moscow University for the Humanities Y. S. Novikova Independent Researcher

The integrated concept of "youth volunteer projects at the regional level" as a product of social planning is built in the article upon the paradigms of social planning by foreign researchers and Russian scientists, and the analysis of volunteering as a social phenomenon of modern society from the standpoint of the sociocultural approach.

The regional competition of socially significant projects "Our Moscow Region" is considered to be an innovative platform for the youth volunteer projects at the regional level within the youth policy of the region. The town of Dubna in the Moscow region revealed the correlation between socially significant youth volunteer projects (objects of social planning), participating in the competition "Our Moscow Region", and the main areas of the state youth policy. The paper describes the priority area of youth policy "Support for Talented Young People", which represents the greatest number of social projects (projects lines "Active Moscow Region" and "Creative Moscow Region").

A study of motivation for volunteers participating in the creation and implementation ofthe project was carried out in 2015 (the empirical object of the study being the sociocultural project "ГУДWIN SCHOOL", implemented by volunteering students in schools since 2009). Upon the results of the study, the authors identified the sociocultural aspects of volunteers' participation in the creation and implementation of the project that demonstrate the formation of proactive life strategies for both leaders and common project participants.

The prospects for youth social planning are identified in the conclusion of the article: the revital-ization of social planning in developing projects of the sociocultural and patriotic tendency, training of volunteers for social planning in the University educational environment. The suggestions are formulated that concern the prospects in the study of youth social planning in the regional youth policy and further study of volunteers for social planning as a social community and youth subculture.

Keywords: social planning; youth volunteer projects; youth policy; Moscow Region; Dubna; volunteerism; volunteers for social planning

REFERENCES

Il'inskii, I. M. (2016) Vospitanie novykh pokolenii: nazrevshie problem. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5-12. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.1 (In Russ.).

Lukov, V. A. (2013) Sotsial'noe proektirovanie : textbook. 3nd ed. Moscow, Mosk. gumanit.-so-tsial'n. academia Publ., Flinta. 240 p. (In Russ.).

Luks, G. A. (2003) Sotsial'noe innovatsionnoe proektirovanie v regional'noi molodezhnoi poli-tike. Samara, Samarskii universitet Publ. 278 p. (In Russ.).

Maokov, A. T. and Birzheniuk P. I. (2002) Osnovy sotsiokul'turnogo prroektirovaniia. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskii un-t Publ. 316 p. (In Russ.).

Matvienko, I. A. (2013) Volonterstvo — perspektivnoe napravlenie. Sotsionomiia, no. 1, pp. 13-21. (In Russ.).

Solnyshkina, M. G. (2014) Molodezhnoe sotsial'noe proektirovanie kak innovatsionnyi resurs Vserossiiskoi aktsii «Dobrovol'tsy — detiam». In: Gumanitarnaia sreda kak uslovie formirovaniia obshchekul'turnoi kompetentnosti: collection of articles. Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 245 p. Pp. 196-202. (In Russ.).

Postanovlenie gubernatora Moskovskoi oblasti ot 27 maia 2013 g. № 124-PG «O ezhegodnykh premiiakh Gubernatora Moskovskoi oblasti "Nashe Podmoskov'e"». Informatsionno-pravovoi portal Garant.RU [online] Available at: base.garant.ru/36771694 (access date: 30.09.2017). (In Russ.).

Postanovlenie gubernatora Moskovskoi oblasti ot 31.03.2016 № 106-PG «O vnesenii izmenenii v Polozhenie o ezhegodnykh premiiakh Gubernatora Moskovskoi oblasti "Nashe Podmoskov'e"». Informatsionno-pravovoi portal Garant.RU [online] Available at: garant.ru/hotlaw/mos_obl/ 720969 (access date: 30.09.17). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Toshchenko, Zh. T. (2002) Poniatiinyi apparat sotsiologii. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 9, pp. 1-29. (In Russ.).

Chuprov, V. I. (2011) Kontseptsiia molodezhnoi politiki: Poisk vzaimodeistviia obshchestva i molodezhi. Sotsial'no-politicheskie nauki, no. 3, pp. 30-41. (In Russ.).

Submission date: 01.12.2017.

Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: solny2001@mail.ru

Новикова Юлия Сергеевна — независимый исследователь. Адрес: 141800, Россия, Московская область, г. Дмитров, ул. 2-я Инженерная, д. 46, корп. 1. Тел.: +7 (960) 718-44-90. Эл. адрес: novikovadubna@gmail.com

Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: solny2001@mail.ru

Novikova Yulia Sergeyevna, Independent Researcher. Postal address: 46, Bldg. 1, 2-nd Inzhener-naya St., Dmitrov, Moscow Region, Russian Federation, 141800. Tel.: +7 (960) 718-44-90. E-mail: novikovadubna@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.