Научная статья на тему 'Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи как итог социального проектирования'

Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи как итог социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL PROJECT / ВОЛОНТЕРЫ / VOLUNTEERS / СТУДЕН ЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / YOUTH SOCIAL ENGINEERING / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна

В статье показана роль социального проектирования в привлечении молодежи к добровольчеству. В рамках предпроектной диа гностики проведено исследование волонтерского потенциала студенческой молодежи, выделены организационный и личностный уровни реализации во лонтерского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of students’ volunteer capability

The article shows the role of social engineering in promoting volunteering among the young. As part of pre-project diagnostic, we have studied volunteering capability of our students, looking at the organizational and personal levels of its implementation.

Текст научной работы на тему «Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи как итог социального проектирования»

DOI: 10.17805/trudy.2015.4.5

реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи как итог социального

проектирования

М. Г. Солнышкина (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье показана роль социального проектирования в привлечении молодежи к добровольчеству. В рамках предпроектной диагностики проведено исследование волонтерского потенциала студенческой молодежи, выделены организационный и личностный уровни реализации волонтерского потенциала.

Ключевые слова: молодежное социальное проектирование, дети с ограниченными возможностями, социальный проект, волонтеры, студенческая молодежь.

implementation of students' volunteer

capability

M. G. Solnyshkina (Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article shows the role of social engineering in promoting volunteering among the young. As part of pre-project diagnostic, we have studied volunteering capability of our students, looking at the organizational and personal levels of its implementation.

Keywords: youth social engineering, children with disabilities, social project, volunteers, student youth.

Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. в качестве приоритетного направления имеет включение в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе (Государственная молодежная политика ... , 2013). Для реализации данного направления Стратегии государственной молодежной политики поставлена задача развития волонтерской деятельности молодежи; реализуется Федеральный проект «Шаг навстречу» по развитию толерантного отношения к людям, ограниченным в возможностях самореализации в обществе: инвалидам и детям-сиротам, относящимся к группе риска

41

(Дивицына, 2008).

Молодежное добровольчество — это не только важный ресурс становления личности добровольца, но и мощный общественный инструмент социализации личности (Социология молодежи, 2008: 442).

В качестве одного из показателей эффективности добровольческой деятельности (в аспекте взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с добровольцами) принят целевой индикатор «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (в процентах)» (Гневашева, Фальковская, 2011: 54). В 2015 г. доля молодых добровольцев, к которым в России относятся молодые люди от 14 до 30 лет, должна составлять не менее 18% от общего количества молодежи.

Взаимодействие молодежных волонтерских организаций с детьми группы риска (понятие рассматривается в контексте факторов, оказывающих негативное влияние на ребенка) реализуется в рамках системы социальных служб: детских домах, домах-интернатах, специальных школах для детей с ограниченными возможностями, в медико-социальных учреждениях. За 20 лет существования системы социальной защиты в России сложилась сеть учреждений, как на региональном, так и на федеральном уровнях, оказывающих социальных услуги детям группы риска с целью социальной помощи и поддержки (Топчий, 2012). Российская законодательная база в области защиты детей группы риска сформировалась под влиянием международных законодательных актов и составляет в настоящее время более 300 нормативных документов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности детей: федеральные законы, указы президента, постановления правительства Российской Федерации. Институ-ционализация данного направления социальной работы сопровождалась развитием волонтерских организаций, объектами деятельности которых являются дети группы риска. Вместе с тем, формирование и реализация волонтерского потенциала происходят неравномерно в региональном пространстве, не все социальные группы молодежи мотивированы к волонтерской деятельности в отношении детей группы риска в системе социальных служб, что снижает как эффективность государственной молодежной политики, так и успешность социализации молодежи.

Предпроектная диагностика волонтерского потенциала

студенческой молодежи

Показателем волонтерского потенциала студенческой молодежи является уровень социальной активности и желание участвовать в добро-

и /•—1 ____и

вольческой деятельности. С целью предпроектной диагностики волонтерского потенциала студенческой молодежи в университете природы,

общества и человека «Дубна» в ноябре-декабре 2014 г. проведено анкетирование студентов для изучения ценностных ориентаций потенциальных волонтеров, степени информированности о волонтерском движении, предпочтения областей волонтерской деятельности1. В анкетировании приняли участие 200 студентов университета (112 девушек и 88 юношей в возрасте от 17 до 23 лет, что отражает социально-демографические характеристики студентов данного вуза).

Вы имеете представление о волонтерстве?

I Ответы Студентов

Д.'н. я знлю

Имек> представление

Очень мало

впе^иы услышу

Рис. 1. Результаты исследования осведомленности о волонтерской деятельности.

По результатам исследования выявлена высокая осведомленность о

волонтерской деятельности: 67% студентов знают о социальной значимости волонтерства, 29% имеют общее представление о данном социальном явлении (см. рис. 1).

40% студентов изъявили желание участвовать в деятельности волонтерской организации, при этом оно обусловлено совпадением направленности мероприятий интересам личности (48,5%), наличием свободного времени (10%). 1,5% опрошенных не готовы участвовать в волонтерской деятельности. Выраженное желание оказать помощь возникает у студентов в отношении детей-сирот и пожилых людей (см. рис. 2).

Сочувствие и желание оказать посильную помощь у Вас вызывают:

Ни

■ Ответы студентоа

Брошенные Замусоренный животные газон

Рис. 2. Результаты исследован ия привлекат ел ьн ост и объектов волонтерской деятельности

Из предложенных областей добровольческой деятельности на высоком уровне привлекательности находятся социокультурная и досуговая (дети и подростки), сбор подарков и средств и помощь в приютах для бездомных животных (см. рис. 3). Наибольшее желание помочь вызывают дети-сироты и дети, оставшиеся

Пожилые люди Дети-сироты и Люди,

оставшиеся без страдающие попечения неизлечимыми родителей заболеваниями

Какая область волонтерской деятельности кажется Балл самой привлекательной?

■ Отееты студентов

без попечения родителей и пожилые люди.

Рис. 3. Распределение областей волонтерской деятельности по степени привлекательности

Исследование показало, что студенческая молодежь достаточно мотивирована на волонтерскую деятельность в отношении детей группы риска в системе социальных служб, но для реализации волонтерского потенциала молодежи необходимы специальные социальные механизмы.

Социально-проектные механизмы реализации волонтерского потенциала студенческой молодежи

Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи имеет проектную основу и ориентирована на достижение конечных целей социальных проектов как способов изменения социальной реальности и решения проблем детей группы риска (Луков, Солнышкина, 2011: 130). Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи осуществлялась в форме социального проектирования с целью развития творческих способностей и создания условий для успешной социализации детей-инвалидов и детей из кризисных семей в социальном учреждении «Бригантина» (проект «Ярмарка талантов»2) и соответствовала приоритетам государственной молодежной политики интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (Луков, 2010).

Цель проекта — развитие творческого потенциала детей из кризисных семей и детей с ограниченными возможностями. Целевой группой проекта являются дети с ограниченными возможностями и дети из кризисных семей в возрасте 7-10 лет.

Формой реализации проекта является проведение мастер-классов: «Рисование мыльными пузырями», «Граттаж», «Аппликация из ткани», «Фоторамка из фетра» и организация выставки «Ярмарка талантов».

Задачи социального проекта:

• Стимулирование познавательного интереса детей из кризисных семей и детей с ограниченными возможностями как условие их дальнейшего развития;

• Развитие способности самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;

• Повышение самооценки детей;

• Интеграция в общество.

В контексте ресурсов данной акции молодежное социальное проектирование рассматривается как инновационный ресурс, создающий дополнительные возможности решения проблем детей-инвалидов и интеграции их в современное общество (Солнышкина, 2014).

Реализация проекта по социокультурной реабилитации детей из кризисных семей способствовала развитию добровольческой деятельности, но, одновременно, потребовала ее более четкой структуризации и организации. По итогам реализации данного проекта разработан проект создания волонтерской организации «Доброе сердце», сформированной на базе кафедры социальной работы Международного университета природы, общества и человека «Дубна» и ориентированной под нужды реабилитационного центра «Бригантина». Проект предполагает формирование актива отряда, обучение добровольческой деятельности, реализацию волонтерских мероприятий и акций, сопровождение реабилитационных мероприятий с учетом особенностей детей3.

типологизация социального проекта:

по характеру проектируемых изменений — относительная инновация;

по направлениям деятельности — социально-реабилитационный добровольческий проект;

по срокам реализации — среднесрочный;

по особенностям финансирования — смешанное финансирование;

по масштабам — малый проект.

Краткое содержание проекта. Планируется создание волонтерского отряда как благотворительной общественной организации и использование волонтерского ресурса при групповых занятиях с детьми с ограниченными возможностями, при подготовке к открытым мероприятиям, играм, конкурсам, в деятельности ассистентами интегративных консультантов при оказании реабилитационных услуг на дому. Использование волонтерского ресурса позволит повысить адресность и качество услуг, сделать их более разнообразными. Волонтерское сопровождение приведет к частичной разгрузке специалистов, предупредит их переутомление и эмоциональное выгорание. Кроме того, создание волонтерского отряда — это новая стадия отношений кафедры социальной работы и организаций города Дубна, что поможет сформировать необходимые компетенции выпускников, их гражданскую позицию, повысит готовность к профессиональной деятельности.

предполагаемые виды работ:

1) Разработка программы волонтерской деятельности;

2) Подбор и обучение волонтеров;

3) Создание сайта волонтерской организации;

45

4) Организация акций и интеграция их в деятельность Центра;

5) Подведение итогов.

Возможные пути финансирования проекта.

Предполагается смешанное финансирование проекта: часть средств может быть выделена Управлением социальной защиты населения г. Дубна, муниципалитетом, также предусмотрена спонсорская помощь организаций города, Попечительского совета Центра «Бригантина».

Отчет о потраченных средствах будет представлен на сайте волонтерского отряда.

Целевые группы социального проекта:

• Дети с ограниченными возможностями;

• Дети из кризисных семей (отдел участковой социальной службы).

Проблема, на разрешение которой направлен социальный проект.

Недостаточность ресурсной базы социально-реабилитационной помощи при осуществлении групповых социально-психо-реабилитационных и коррекционных мероприятий и социальном обслуживании на дому по инновационным технологиям.

содержание социального проекта.

Цель проекта — формирование и реализация потенциала добровольчества как движущей силы социализации детей, организация волонтерского сопровождения социально-реабилитационных, психо-коррекционных услуг в реабилитационном центре «Бригантина» и при социальном обслуживании на дому.

задачи проекта:

1. Волонтерское сопровождение спортивных, музыкальных и др. групповых занятий с детьми;

2. Социокультурная реабилитация детей совместно с общественными организациями в режиме социального партнерства, привлечение волонтеров из числа взрослого населения города;

3. Развитие досуга детей с ограниченными возможностями, детей из кризисных семей, интеграционная деятельность на дому;

4. Организационно-методическая поддержка реабилитации детей-инвалидов с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы.

Программа деятельности волонтерской организации формируется в соответствии с целями социально-реабилитационного центра «Бригантина» и миссией волонтерского отряда по формированию позитивных установок на добровольческую деятельность. В центре «Бригантина» разрабатываются инновационные мероприятия, способствующие успешной социализации и реабилитации детей, открываются новые направления интегративно-консультационной работы на дому. Студенты кафедры «Социальная работа» будут осуществлять сопроводительную деятель-

46

ность в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного Центра (групповые мероприятия по игротерапии, музыкотерапии, арт-терапии, подвижным играм, компьютерные занятия, проведение праздничных мероприятий и т. д.). Совместно с отделением участковой социальной службы будет осуществляться сопровождение детей из неблагополучных семей и деятельность ассистентами интегративных консультантов на дому.

Планируется проведение следующих мероприятий: «Волонтеры —детям Дубны»; «Ограниченные возможности — неограниченные таланты», а также мастер-классы по направлениям: «Изобразительное искусство», «Аппликация», «Поделки из природных материалов», «Изготовление масок из папье-маше». Для организационно-методической поддержки реабилитации детей-инвалидов будут созданы методические папки, включающие разработки по реабилитации детей-инвалидов научного, методического, социально-технологического характера.

Организационные механизмы реализации волонтерского потенциала студенческой молодежи

Проведенная исследовательская работа, проектная деятельность, а также неоднократные посещения «Единого дня открытых дверей» по социальному обслуживанию детей-инвалидов на базе Дубненского реабилитационного центра «Бригантина» создали необходимые условия для реализации социального проекта «Доброе сердце».

На организационном собрании студентов определена структура волонтерской организации (президент отряда, секретарь-менеджер, ответственные менеджеры по каждому направлению волонтерской деятельности, ответственные за методическое обеспечение). Также решено привлечь к волонтерской деятельности студентов первого курса в качестве рядовых членов отряда, запросить у Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков «Бригантина» перечень социальных мероприятий, в которых необходимо участие волонтеров.

«Дети группы риска» — понятие, включающее в себя достаточно широкий круг детей и подростков, нуждающихся в социальной поддержке государства (Кокоренко, 2011: 34). В связи с этим волонтерская деятельность молодежи в отношении детей группы риска представляет собой комплекс мероприятий, направленных на их успешную социализацию, ре-социализацию и адаптацию (Ковалева, 2011). Программа деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце» на 2015 г. включает проведение следующих комплексных социальных мероприятий: «День защиты детей», «День знаний», «День матери», «День инвалида», «Новый год», а также участие в благотворительных акциях «Школьник-2015», «Согреем детские сердца» и

«Новогодняя мечта». Перед мероприятиями проводятся мастер-классы, в летний период волонтеры сопровождают детей на занятия.

Таким образом, социальное проектирование способствует увеличению молодежных добровольческих ресурсов. Развитие у студентов навыков проектной деятельности используется в реализации проектов в интересах детей группы риска. В результате молодежного социального проектирования формируется и реализуется потенциал добровольчества как движущая сила преодоления социальной изолированности, создания интегративной среды и условий для улучшения жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с.

Гневашева, В. А., Фальковская, К. И. (2011) Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Знание. Понимание. Умение. № 6. С. 70-74.

Дивицына, Н. Ф. (2008) Социальная работа с детьми группы риска : краткий курс лекций для вузов. М. : Владос. 351 с.

Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : лекции по социологии. М. : Изд-во Москов. гуманит. ун-та. 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кокоренко, В. Л. (2011) Социальная работа с детьми и подростками : учебное пособие. М. : Академия. 256 с.

Луков, В. А. (2010) Социальное проектирование. 9-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 286 с.

Луков, В. А., Солнышкина, М. Г. (2011) Новые идеи в социологии управления. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 192 с.

Солнышкина, М. Г. (2014) Молодежное социальное проектирование как инновационный ресурс Всероссийской акции «Добровольцы-детям» // Гуманитарная среда как условие формирования общекультурной компетентности : сборник статей. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 182 с. С. 151-155.

Социология молодежи (2008) : энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 c.

Топчий, Л. В. (2012) Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. М. : Изд-во РГСУ. 156 с.

Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: solny2001@mail.ru

48

Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 37460-21. E-mail: solny2001@mail.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Анкетирование проводилось М. Н. Китаевой, студенткой 5 курса кафедры социальной работы Университета «Дубна».

2 Автор проекта — К. С. Мачалкина, студентка 4 курса кафедры социальной работы Университета «Дубна»; руководитель проекта — М. Г. Солнышкина.

3 Автор проекта — М. Н. Китаева, студентка 4 курса кафедры социальной работы Университета Дубна; руководитель проекта — М. Г. Солнышкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.