DOI: 10.17805/trudy.2015.4.5
реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи как итог социального
проектирования
М. Г. Солнышкина (Московский гуманитарный университет)
Аннотация: В статье показана роль социального проектирования в привлечении молодежи к добровольчеству. В рамках предпроектной диагностики проведено исследование волонтерского потенциала студенческой молодежи, выделены организационный и личностный уровни реализации волонтерского потенциала.
Ключевые слова: молодежное социальное проектирование, дети с ограниченными возможностями, социальный проект, волонтеры, студенческая молодежь.
implementation of students' volunteer
capability
M. G. Solnyshkina (Moscow University for the Humanities)
Abstract: The article shows the role of social engineering in promoting volunteering among the young. As part of pre-project diagnostic, we have studied volunteering capability of our students, looking at the organizational and personal levels of its implementation.
Keywords: youth social engineering, children with disabilities, social project, volunteers, student youth.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. в качестве приоритетного направления имеет включение в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе (Государственная молодежная политика ... , 2013). Для реализации данного направления Стратегии государственной молодежной политики поставлена задача развития волонтерской деятельности молодежи; реализуется Федеральный проект «Шаг навстречу» по развитию толерантного отношения к людям, ограниченным в возможностях самореализации в обществе: инвалидам и детям-сиротам, относящимся к группе риска
41
(Дивицына, 2008).
Молодежное добровольчество — это не только важный ресурс становления личности добровольца, но и мощный общественный инструмент социализации личности (Социология молодежи, 2008: 442).
В качестве одного из показателей эффективности добровольческой деятельности (в аспекте взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с добровольцами) принят целевой индикатор «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (в процентах)» (Гневашева, Фальковская, 2011: 54). В 2015 г. доля молодых добровольцев, к которым в России относятся молодые люди от 14 до 30 лет, должна составлять не менее 18% от общего количества молодежи.
Взаимодействие молодежных волонтерских организаций с детьми группы риска (понятие рассматривается в контексте факторов, оказывающих негативное влияние на ребенка) реализуется в рамках системы социальных служб: детских домах, домах-интернатах, специальных школах для детей с ограниченными возможностями, в медико-социальных учреждениях. За 20 лет существования системы социальной защиты в России сложилась сеть учреждений, как на региональном, так и на федеральном уровнях, оказывающих социальных услуги детям группы риска с целью социальной помощи и поддержки (Топчий, 2012). Российская законодательная база в области защиты детей группы риска сформировалась под влиянием международных законодательных актов и составляет в настоящее время более 300 нормативных документов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности детей: федеральные законы, указы президента, постановления правительства Российской Федерации. Институ-ционализация данного направления социальной работы сопровождалась развитием волонтерских организаций, объектами деятельности которых являются дети группы риска. Вместе с тем, формирование и реализация волонтерского потенциала происходят неравномерно в региональном пространстве, не все социальные группы молодежи мотивированы к волонтерской деятельности в отношении детей группы риска в системе социальных служб, что снижает как эффективность государственной молодежной политики, так и успешность социализации молодежи.
Предпроектная диагностика волонтерского потенциала
студенческой молодежи
Показателем волонтерского потенциала студенческой молодежи является уровень социальной активности и желание участвовать в добро-
и /•—1 ____и
вольческой деятельности. С целью предпроектной диагностики волонтерского потенциала студенческой молодежи в университете природы,
общества и человека «Дубна» в ноябре-декабре 2014 г. проведено анкетирование студентов для изучения ценностных ориентаций потенциальных волонтеров, степени информированности о волонтерском движении, предпочтения областей волонтерской деятельности1. В анкетировании приняли участие 200 студентов университета (112 девушек и 88 юношей в возрасте от 17 до 23 лет, что отражает социально-демографические характеристики студентов данного вуза).
Вы имеете представление о волонтерстве?
I Ответы Студентов
Д.'н. я знлю
Имек> представление
Очень мало
впе^иы услышу
Рис. 1. Результаты исследования осведомленности о волонтерской деятельности.
По результатам исследования выявлена высокая осведомленность о
волонтерской деятельности: 67% студентов знают о социальной значимости волонтерства, 29% имеют общее представление о данном социальном явлении (см. рис. 1).
40% студентов изъявили желание участвовать в деятельности волонтерской организации, при этом оно обусловлено совпадением направленности мероприятий интересам личности (48,5%), наличием свободного времени (10%). 1,5% опрошенных не готовы участвовать в волонтерской деятельности. Выраженное желание оказать помощь возникает у студентов в отношении детей-сирот и пожилых людей (см. рис. 2).
Сочувствие и желание оказать посильную помощь у Вас вызывают:
Ни
■ Ответы студентоа
Брошенные Замусоренный животные газон
Рис. 2. Результаты исследован ия привлекат ел ьн ост и объектов волонтерской деятельности
Из предложенных областей добровольческой деятельности на высоком уровне привлекательности находятся социокультурная и досуговая (дети и подростки), сбор подарков и средств и помощь в приютах для бездомных животных (см. рис. 3). Наибольшее желание помочь вызывают дети-сироты и дети, оставшиеся
Пожилые люди Дети-сироты и Люди,
оставшиеся без страдающие попечения неизлечимыми родителей заболеваниями
Какая область волонтерской деятельности кажется Балл самой привлекательной?
■ Отееты студентов
без попечения родителей и пожилые люди.
Рис. 3. Распределение областей волонтерской деятельности по степени привлекательности
Исследование показало, что студенческая молодежь достаточно мотивирована на волонтерскую деятельность в отношении детей группы риска в системе социальных служб, но для реализации волонтерского потенциала молодежи необходимы специальные социальные механизмы.
Социально-проектные механизмы реализации волонтерского потенциала студенческой молодежи
Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи имеет проектную основу и ориентирована на достижение конечных целей социальных проектов как способов изменения социальной реальности и решения проблем детей группы риска (Луков, Солнышкина, 2011: 130). Реализация волонтерского потенциала студенческой молодежи осуществлялась в форме социального проектирования с целью развития творческих способностей и создания условий для успешной социализации детей-инвалидов и детей из кризисных семей в социальном учреждении «Бригантина» (проект «Ярмарка талантов»2) и соответствовала приоритетам государственной молодежной политики интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (Луков, 2010).
Цель проекта — развитие творческого потенциала детей из кризисных семей и детей с ограниченными возможностями. Целевой группой проекта являются дети с ограниченными возможностями и дети из кризисных семей в возрасте 7-10 лет.
Формой реализации проекта является проведение мастер-классов: «Рисование мыльными пузырями», «Граттаж», «Аппликация из ткани», «Фоторамка из фетра» и организация выставки «Ярмарка талантов».
Задачи социального проекта:
• Стимулирование познавательного интереса детей из кризисных семей и детей с ограниченными возможностями как условие их дальнейшего развития;
• Развитие способности самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;
• Повышение самооценки детей;
• Интеграция в общество.
В контексте ресурсов данной акции молодежное социальное проектирование рассматривается как инновационный ресурс, создающий дополнительные возможности решения проблем детей-инвалидов и интеграции их в современное общество (Солнышкина, 2014).
Реализация проекта по социокультурной реабилитации детей из кризисных семей способствовала развитию добровольческой деятельности, но, одновременно, потребовала ее более четкой структуризации и организации. По итогам реализации данного проекта разработан проект создания волонтерской организации «Доброе сердце», сформированной на базе кафедры социальной работы Международного университета природы, общества и человека «Дубна» и ориентированной под нужды реабилитационного центра «Бригантина». Проект предполагает формирование актива отряда, обучение добровольческой деятельности, реализацию волонтерских мероприятий и акций, сопровождение реабилитационных мероприятий с учетом особенностей детей3.
типологизация социального проекта:
по характеру проектируемых изменений — относительная инновация;
по направлениям деятельности — социально-реабилитационный добровольческий проект;
по срокам реализации — среднесрочный;
по особенностям финансирования — смешанное финансирование;
по масштабам — малый проект.
Краткое содержание проекта. Планируется создание волонтерского отряда как благотворительной общественной организации и использование волонтерского ресурса при групповых занятиях с детьми с ограниченными возможностями, при подготовке к открытым мероприятиям, играм, конкурсам, в деятельности ассистентами интегративных консультантов при оказании реабилитационных услуг на дому. Использование волонтерского ресурса позволит повысить адресность и качество услуг, сделать их более разнообразными. Волонтерское сопровождение приведет к частичной разгрузке специалистов, предупредит их переутомление и эмоциональное выгорание. Кроме того, создание волонтерского отряда — это новая стадия отношений кафедры социальной работы и организаций города Дубна, что поможет сформировать необходимые компетенции выпускников, их гражданскую позицию, повысит готовность к профессиональной деятельности.
предполагаемые виды работ:
1) Разработка программы волонтерской деятельности;
2) Подбор и обучение волонтеров;
3) Создание сайта волонтерской организации;
45
4) Организация акций и интеграция их в деятельность Центра;
5) Подведение итогов.
Возможные пути финансирования проекта.
Предполагается смешанное финансирование проекта: часть средств может быть выделена Управлением социальной защиты населения г. Дубна, муниципалитетом, также предусмотрена спонсорская помощь организаций города, Попечительского совета Центра «Бригантина».
Отчет о потраченных средствах будет представлен на сайте волонтерского отряда.
Целевые группы социального проекта:
• Дети с ограниченными возможностями;
• Дети из кризисных семей (отдел участковой социальной службы).
Проблема, на разрешение которой направлен социальный проект.
Недостаточность ресурсной базы социально-реабилитационной помощи при осуществлении групповых социально-психо-реабилитационных и коррекционных мероприятий и социальном обслуживании на дому по инновационным технологиям.
содержание социального проекта.
Цель проекта — формирование и реализация потенциала добровольчества как движущей силы социализации детей, организация волонтерского сопровождения социально-реабилитационных, психо-коррекционных услуг в реабилитационном центре «Бригантина» и при социальном обслуживании на дому.
задачи проекта:
1. Волонтерское сопровождение спортивных, музыкальных и др. групповых занятий с детьми;
2. Социокультурная реабилитация детей совместно с общественными организациями в режиме социального партнерства, привлечение волонтеров из числа взрослого населения города;
3. Развитие досуга детей с ограниченными возможностями, детей из кризисных семей, интеграционная деятельность на дому;
4. Организационно-методическая поддержка реабилитации детей-инвалидов с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы.
Программа деятельности волонтерской организации формируется в соответствии с целями социально-реабилитационного центра «Бригантина» и миссией волонтерского отряда по формированию позитивных установок на добровольческую деятельность. В центре «Бригантина» разрабатываются инновационные мероприятия, способствующие успешной социализации и реабилитации детей, открываются новые направления интегративно-консультационной работы на дому. Студенты кафедры «Социальная работа» будут осуществлять сопроводительную деятель-
46
ность в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного Центра (групповые мероприятия по игротерапии, музыкотерапии, арт-терапии, подвижным играм, компьютерные занятия, проведение праздничных мероприятий и т. д.). Совместно с отделением участковой социальной службы будет осуществляться сопровождение детей из неблагополучных семей и деятельность ассистентами интегративных консультантов на дому.
Планируется проведение следующих мероприятий: «Волонтеры —детям Дубны»; «Ограниченные возможности — неограниченные таланты», а также мастер-классы по направлениям: «Изобразительное искусство», «Аппликация», «Поделки из природных материалов», «Изготовление масок из папье-маше». Для организационно-методической поддержки реабилитации детей-инвалидов будут созданы методические папки, включающие разработки по реабилитации детей-инвалидов научного, методического, социально-технологического характера.
Организационные механизмы реализации волонтерского потенциала студенческой молодежи
Проведенная исследовательская работа, проектная деятельность, а также неоднократные посещения «Единого дня открытых дверей» по социальному обслуживанию детей-инвалидов на базе Дубненского реабилитационного центра «Бригантина» создали необходимые условия для реализации социального проекта «Доброе сердце».
На организационном собрании студентов определена структура волонтерской организации (президент отряда, секретарь-менеджер, ответственные менеджеры по каждому направлению волонтерской деятельности, ответственные за методическое обеспечение). Также решено привлечь к волонтерской деятельности студентов первого курса в качестве рядовых членов отряда, запросить у Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков «Бригантина» перечень социальных мероприятий, в которых необходимо участие волонтеров.
«Дети группы риска» — понятие, включающее в себя достаточно широкий круг детей и подростков, нуждающихся в социальной поддержке государства (Кокоренко, 2011: 34). В связи с этим волонтерская деятельность молодежи в отношении детей группы риска представляет собой комплекс мероприятий, направленных на их успешную социализацию, ре-социализацию и адаптацию (Ковалева, 2011). Программа деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце» на 2015 г. включает проведение следующих комплексных социальных мероприятий: «День защиты детей», «День знаний», «День матери», «День инвалида», «Новый год», а также участие в благотворительных акциях «Школьник-2015», «Согреем детские сердца» и
«Новогодняя мечта». Перед мероприятиями проводятся мастер-классы, в летний период волонтеры сопровождают детей на занятия.
Таким образом, социальное проектирование способствует увеличению молодежных добровольческих ресурсов. Развитие у студентов навыков проектной деятельности используется в реализации проектов в интересах детей группы риска. В результате молодежного социального проектирования формируется и реализуется потенциал добровольчества как движущая сила преодоления социальной изолированности, создания интегративной среды и условий для улучшения жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с.
Гневашева, В. А., Фальковская, К. И. (2011) Эффективность молодежной политики: проблема определения критериев (результаты экспертного опроса) // Знание. Понимание. Умение. № 6. С. 70-74.
Дивицына, Н. Ф. (2008) Социальная работа с детьми группы риска : краткий курс лекций для вузов. М. : Владос. 351 с.
Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : лекции по социологии. М. : Изд-во Москов. гуманит. ун-та. 204 с.
Кокоренко, В. Л. (2011) Социальная работа с детьми и подростками : учебное пособие. М. : Академия. 256 с.
Луков, В. А. (2010) Социальное проектирование. 9-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 286 с.
Луков, В. А., Солнышкина, М. Г. (2011) Новые идеи в социологии управления. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 192 с.
Солнышкина, М. Г. (2014) Молодежное социальное проектирование как инновационный ресурс Всероссийской акции «Добровольцы-детям» // Гуманитарная среда как условие формирования общекультурной компетентности : сборник статей. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 182 с. С. 151-155.
Социология молодежи (2008) : энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 c.
Топчий, Л. В. (2012) Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. М. : Изд-во РГСУ. 156 с.
Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
48
Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 37460-21. E-mail: [email protected]
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Анкетирование проводилось М. Н. Китаевой, студенткой 5 курса кафедры социальной работы Университета «Дубна».
2 Автор проекта — К. С. Мачалкина, студентка 4 курса кафедры социальной работы Университета «Дубна»; руководитель проекта — М. Г. Солнышкина.
3 Автор проекта — М. Н. Китаева, студентка 4 курса кафедры социальной работы Университета Дубна; руководитель проекта — М. Г. Солнышкина.