Научная статья на тему 'Развитие внутреннего финансового контроля в России'

Развитие внутреннего финансового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЕ БЮДЖЕТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баев В.В., Баева Е.А.

Данная статья характеризует основные тенденции развития системы внутреннего финансового контроля в государственном секторе страны. Рассмотрены методические основы системы внутреннего финансового контроля. Определены существующие проблемы и перспективы построения эффективной системы внутреннего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

This article describes the main trends in the development of the system of internal financial control in the public sector of the country. The methodological foundations of the system of internal financial control are considered. The existing problems and prospects for building an effective system of internal financial control are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего финансового контроля в России»

Список литературы

1. Балацкий Е. В., Конышев В. [Текст]: Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. -2015. - № 7-8. - С. 5-28.

2. Балацкий, Е. В. [Текст]: Российская модель государственного сектора экономики / Е. В. Балацкий, В. А. Конышев. - М.: Экономика, 2015. - 390 с.

3. Бочаров В. П. [Текст]: Государственный капитал: сущность, функции, современные тенденции развития / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. - М.: ТЕЙС, 2014. - 159 с.

4. Голикова Ю. А. [Текст]: Корпорации России: состояние и перспективы развития / Ю. А. Голикова // Российское предпринимательство, 2015. - № 5-1 (183). - С. 46-51.

5. Дайнега В. Г. [Текст]: Специфика российской модели государственного сектора экономики / В. Г. Дайнега // Terra Economicus, 2009. - № 1-2. -С. 20-25.

6. Кушнер К. В. [Текст]: Корпоративный сектор в экономике РФ / К. В. Кушнер // Актуальные проблемы экономического развития России и регионов: материалы региональной научно-практической конференции. -Оренбург: ОГАУ, 2015. - С. 167-171.

7. Модернизация российской экономики и государственное управление. -М.: КомКнига, 2016. - 376 с.

Баев В. В.

генеральный директор ООО «Тамбовский завод «Пенопласт»

г. Тамбов, Россия Баева Е. А.

кандидат экономических наук, доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

г. Тамбов, Россия

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИИ

Аннотация: данная статья характеризует основные тенденции развития системы внутреннего финансового контроля в государственном секторе страны. Рассмотрены методические основы системы внутреннего финансового контроля. Определены существующие проблемы и перспективы построения эффективной системы внутреннего финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, внутренние бюджетные процедуры, бюджетные риски, эффективность и результативность использования государственных ресурсов.

Baev V. V.

the general director of Open Company Tambov factory «Penoplast»

Tambov, Russia Baeva E. A.

Ph. D in economic sciences, associate professor Tambov State University n. a. G. R. Derzhavin

Tambov, Russia

DEVELOPMENT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Abstract. This article describes the main trends in the development of the system of internal financial control in the public sector of the country. The methodological foundations of the system of internal financial control are considered. The existing problems and prospects for building an effective system of internal financial control are identified.

Keywords: internal financial control, internal budgetary procedures, budgetary risks, efficiency and effectiveness of the use of public resources.

Стратегической целью бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе является повышение эффективности использования государственных ресурсов. Данная стратегическая задача может быть реализована только при условии повышения качества управления финансовыми ресурсами, т. е. обеспечения высокого уровня организации финансового менеджмента в государственном секторе.

Учитывая это обстоятельство, приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н (ред. от 16.05.2016) определены понятие и основные направления мониторинга качества финансового менеджмента в государственном секторе. В соответствии с текстом приказа, финансовый менеджмент представляет собой совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств, охватывающих все элементы бюджетного процесса [1]. Финансовый менеджмент в организациях государственного сектора должен обеспечивать высокую эффективность бюджетных расходов в рамках бюджетного процесса.

Следует отметить, что сегодня не до конца решены проблемы в сфере управления государственными финансами. К одной из таких

проблем относится низкая эффективность системы внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора. В современных условиях внутренний финансовый контроль направлен на выполнение требований нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс, ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, разработку мер по обеспечению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Для обеспечения правового и методического единства в области внутреннего финансового контроля приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля. В документе определены понятие и основные задачи системы внутреннего финансового контроля, по сути ее предназначение:

раннее выявление обстоятельств и управление факторами, отрицательно влияющими на проведение внутренних бюджетных процедур (бюджетные риски);

оперативное выявление и устранение случаев нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в секторе государственного управления;

установление фактов правомерных действий должностных лиц, отрицательно влияющих на осуществление главными администраторами и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и эффективность использования бюджетных средств;

повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств по результатам внутреннего финансового контроля [2].

Значение указанного документа состоит в том, что он определил порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля, который включает положения, регулирующие:

технологию формирования карт внутреннего финансового контроля;

ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля; составление и представление отчетности по результатам контрольных мероприятий.

Должностные лица организации, в компетенцию которых входит выполнение внутренних бюджетных процедур и обеспечение их результатов, формируют (актуализируют) карты внутреннего финансового контроля. Внутренние бюджетные процедуры

представляют собой деятельность должностных лиц организации, выполнение ими своих профессиональных функций. В результате выполнения внутренней бюджетной процедуры формируется документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора бюджетных средств, составленный в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Обобщение информации происходит в журнале внутреннего финансового контроля. Ведение журнала осуществляется уполномоченным лицом путем занесения записей в регистр (журнал) на основании информации полученной от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Записи в журнал делаются по мере совершения контрольных действий.

Формализация контроля выполнения внутренних бюджетных процедур дает возможность менеджменту организации оценить риски и систематизировать контрольные действия в отношении каждой бюджетной процедуры.

С целью дальнейшего развития системы внутреннего финансового контроля Приказом Минфина РФ от 29.12.2017 № 1394 утверждены изменения, внесенные в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля [3]. Новая редакция позволила:

уточнить перечень контрольных действий, выполняемых в ходе внутреннего финансового контроля;

расширить перечень решений, которые может принять руководитель по результатам внутреннего финансового контроля;

уточнить процесс актуализации карты внутреннего финансового контроля;

изменить форму отчета о результатах внутреннего финансового контроля.

Положительным моментом является тот факт, что новые подходы предусматривают не только регистрацию фактов, но и последующий их анализ. Только после подробного анализа результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения по таким вопросам как:

совершенствование способов и сроков совершения операций (формирование документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства; повышение квалификации работников, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.

В новой редакции Методических указаний порядок актуализации карты внутреннего финансового контроля стал более подробным и выполняется в следующем порядке. На первом этапе проводится анализ предмета внутреннего финансового контроля, на наличие имеющихся коррупционных рисков операций с целью определения перечня методов контроля и контрольных действий. При этом коррупционно-опасными считаются операции:

в ходе выполнения которых может возникнуть конфликт интересов;

внутренней бюджетной процедуры, определенной главным администратором бюджетных средств в качестве коррупционно-опасной (при реализации которой наиболее вероятно возникновение конфликта интересов);

по которым имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц при их выполнении.

На следующем этапе приступают к определению перечня рискоемких операций, которые устанавливаются по результатам оценки бюджетных рисков. На сегодня разработаны и действуют соответствующие критерии и методики. Выделение рискоемких операций из общего перечня позволяет сконцентрировать внимание на поиске необходимых инструментов с целью минимизации или полного предотвращения их отрицательного воздействия. Таким образом, в основу контрольных мероприятий закладывается необходимость предварительной оценки бюджетных рисков, что является положительным фактом.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что развитие системы внутреннего финансового контроля идет по пути постепенной ее трансформации в систему управления бюджетными рисками, которая посредством отслеживания и оперативной корректировки внутренних бюджетных процедур и факторов на них влияющих, будет способствовать повышению эффективности системы внутреннего финансового контроля.

Список литературы

1. Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н (ред. от 16.05.2016)] // КонсультантПлюс: справ. правовая

система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения 30 05.2018).

2. Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 // Информационно-правовой портал. -Режим доступа: https://www.garant ru. - (Дата обращения 31 05.2018).

3. О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1394. - Режим доступа: www.minfin.ru/ru. - (Дата обращения 31 05.2018).

Буланова Т. А. студент

Мичуринский государственный аграрный университет г. Мичуринск, Россия

МОДЕЛИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается кредитно-финансовая система российского ипотечного рынка. Показаны возможности использования одноуровневой и двухуровневой модели ипотечного кредитования.

Ключевые слова: Ипотечное кредитование, рефинансирование, целевой вклад, одноуровневая и двухуровневая модель.

Bulanova T. А.

Student

of Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

MODELS OF MORTGAGE LENDING OF THE POPULATION

Abstract. The article deals with the credit and financial system of the Russian mortgage market. Showing the possibility of using one-tier and two-tier model of mortgage lending.

Keywords: mortgage loan, refinance, target contribution, one-tier and two-tier model.

Ипотечное кредитование на сегодняшний день является одним из наиболее развивающихся сегментов банковского бизнеса. В соответствии с развитием рынка стало появляться большое количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.