УДК: 336.1.07 ГРНТИ: 06.56.45 DOI: 10.32415/jscientia.2018.11.04
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
И.Я.Сайфутдинов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, 450015 г. Уфа, ул. Мустая Карима, 69/1
S3 Сайфутдинов Илнур Явдатович - [email protected]
В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы внутреннего финансового контроля, осуществляемого бюджетными организациями нашей страны. Определена актуальность оценки эффективности внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. Приведена систематизация субъектов оценки внутреннего финансового контроля. Доведена роль федерального казначейства в анализе и оценке эффективности внутреннего финансового контроля и подготовке предложений по совершенствованию систем контроля. Отражены основные недостатки и проблемные вопросы по организации внутреннего финансового контроля в бюджетном секторе.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, бюджет, финансовый менеджмент, эффективность, оценка, анализ.
EFFECTIVENESS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN BUDGETARY INSTITUTIONS
I. Ya. Sayfutdinov
Financial University under the Government of the Russian Federation 69/1 Mustai Karim St., 450015 Ufa, Russia
S3 Sayfutdinov Ilnur - [email protected]
The article deals with the theoretical issues of the formation of the system of internal financial control carried out by budgetary organizations of our country. The relevance of the evaluation of the effectiveness of internal financial control in budgetary institutions is determined. Given the systematization of the subjects of the evaluation of internal financial controls. The role of the Federal Treasury in the analysis and evaluation of the effectiveness of internal financial control and the preparation of proposals for the improvement of control systems. The main shortcomings and problematic issues on the organization of internal financial control in the budget sector are reflected.
Keywords: internal financial control; budget; financial management; efficiency; evaluation; analysis.
Одним из существенных проблем в наши дни считается эффективность системы внутреннего финансового контроля в учреждениях бюджетной сферы. Ведь от того, каким образом построены и настроены механизмы контроля в учреждениях, зависит достижение основных целей и направлений деятельности организации и предупреждение нарушений бюджетного законодательства и злоупотреблений со стороны персонала.
Вместе с тем, на сегодняшний день состояние эффективности системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях остается низким по сравнению с внутренним контролем в коммерческой сфере [1].
Для формирования системы внутреннего контроля в государственном секторе экономики нашим правительством и министерством финансов были разработаны необходимые базовые нормативно методические основы и рекомендации.
Однако, результативность внутреннего контроля в конкретной организации непосредственно зависит от степени подготовленности сотрудников, которым поручены данные обязанности, присутствие контроля со стороны руководства и вышестоящей организации по подведомственности. Создание требуемых формуляров, бланков, приказов по внутреннему финансовому контролю недостаточно для ее действенного и бесперебойного функционирования как системы.
В Программе Правительства России по повышению эффективности управления общественными (государственны-
ми) финансами на этап до 2018 года отражена потребность улучшения качества финансового менеджмента в госучреждениях. Одним из способов решения данной задачи в госучреждениях является повышение качества внутреннего финансового контроля.
В Докладе о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, подготовленного Федеральным казначейством России, образован рейтинг главных администраторов в порядке уменьшения общей оценки казначейства, приведены обобщенные итоги анализа осуществления внутреннего финансового контроля, отображена информация о характерных нарушениях, которые обнаружены по результатам проведения анализа, составлены основные рекомендации по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля [2].
Отметим, что Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, внутреннего финансового контроля согласно части 4 статьи 157 Бюджетного кодекса России. Этой государственной службой изучение проводилось за 2016 - 2017 годы, результаты проведенных анализа представлены в соответствующих докладах.
Порядок проведения анализа подробно предусмотрен приказом Федерального казначейства от 23.06.2017 1\1о16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерально-
18
Juvenis scientia 2018 № 11 | Экономические науки
го бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [4].
В соответствии с данным порядком целью проведения указанного анализа являются подготовка и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по созданию и осуществлению ими внутреннего финансового контроля. Основными задачами такого анализа являются:
1) оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
2) выявление недостатков в проведении главными администраторами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В опубликованном докладе казначейства показаны следующие основные недостатки при проведении внутреннего финансового контроля:
- существуют учреждения, у которых нет утверждённых нормативно-правовые актов по проведению внутреннего финансового контроля.
- в должностных регламентах персонала не представлены полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля.
- имеются случаи несоответствия нормативных актов главных администраторов по внутреннему финансовому контролю положениям нормативных актов Минфина;
- не всеми структурными подразделениями ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур ведутся журналы,; не устанавливается периодичность предоставления руководству (либо его заместителям) информации о результатах внутреннего финансового контроля;
- бюджетные полномочия по ведению внутреннего финансового контроля не всегда осуществляются;
- порядок осуществления внутреннего финансового контроля не разработан;
- порядок ведения и сохранности журналов ведения внутреннего финансового контроля не установлен;
- нет нормативного акт, устанавливающего порядок составления отчетов по итогам внутреннего финансового контроля и порядок ее доведения руководителю (заместителю);
- не определены операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;
- отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля, не проводится обновление карты внутреннего финансового контроля.
- не соблюдаются требования, установленные картами внутреннего финансового контроля к периодичности контрольным действиям, методам и способам контроля и др.
Таким образом, при наличии подробной нормативной базы, в ряде бюджетных учреждений эффективная система внутреннего финансового контроля не организована и в должной мере и не отвечает требованиям законодательства, либо проводится формально.
То есть казначейством в рамках его полномочий дается ежегодная оценка состояния внутреннего финансового контроля в каждом бюджетном учреждении федерального уровня с помощью балльной рейтинговой оценки. Чем выше оценка учреждения, тем выше эффективность действующей системы внутреннего контроля в данном государственном образовании.
В рамках приказа Минфина РФ № 356 должностное лицо бюджетного учреждения проводит анализ результатов внутреннего финансового контроля в целях оценки эффективности осуществления внутреннего контроля.
После рассмотрения итогов проведенного анализа руководитель принимает соответствующие решения, направленные на обеспечение применения эффективных контрольных действий в отношении отдельных операций; уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий; применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам; ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств; уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета; устранение конфликтов интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры; совершенствование способов и сроков совершения операций; проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры; изменение карт внутреннего финансового контроля для увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски.
Общеизвестно, что оптимально функционирующая ВФК позволит не только своевременно выявлять финансовые нарушения и превентивно их предотвращать в дальнейшем, но и станет инструментом построения эффективной системы управления финансовыми ресурсами в бюджетной сфере [3].
В текущем году Минфином России прорабатывается такое направление развития ВФК как внедрение федеральных стандартов внутреннего финансового контроля для государственных организаций, данные стандарты будут приняты на законодательном уровне. Данное нововведение позволит сделать очередной шаг к совершенствованию финансового менеджмента в бюджетном секторе экономики, стандартизации правил осуществления внутреннего финансового контроля. Среди проблем, которые в настоящее время препятствуют эффективной организации ВФК можно выделить недостаточную компетентность сотрудников, отвечающих за организацию ВФК, отсутствие автоматизации процесса контроля и информационных систем, недостаток штатной численности в условиях «оптимизации» структуры государственных органов, недостаток финансирования.
Дальнейшее повышение эффективности ВФК возможно при повышении ответственности руководителей бюджетных учреждений за организацию системы ВФК, обучении сотрудников, отвечающих за проведение ВФК, дальнейшее нормативное обеспечение со стороны Минфина РФ, а также внедрение программных способов обработки контрольных действий.
Одним из основных целей внутреннего финансового аудита является оценка эффективности и надёжности внутреннего финансового контроля, подготовка рекомендаций по его совершенствованию. Процедура проведения и организации внутреннего финансового аудита в наше время подробно регламентирована постановлением Правитель-
ства РФ и приказом Минфина РФ. Именно в процессе проведения аудита могут быть выявлены нарушения и недочёты, которые явились следствием слабо устроенной системы внутреннего контроля.
Стало быть, субъекты, производящие оценку внутреннего финансового контроля можно систематизировать на следующей схеме (Рис. 1).
На основании вышеизложенного, несмотря на наличие внутренней и внешней оценки внутреннего финансового контроля, основным предназначением любой оценки является анализ системы, результатов внутреннего финансового контроля, выявление слабых сторон организации контроля и предложение рекомендаций по повышению эффективности функционирования внутреннего финансового контроля учреждения. Дальнейшее повышение эффективности внутреннего финансового контроля невозможно представить без периодической оценки, анализа его проведения, а так-
ЛИТЕРАТУРА
1. Орешкина С.А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 524-527.
2. Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. URL: http://www.roskazna.ru/kontrol/analiz-osushchestvleniya-gasfb-vfk-i-vfa.
3. Абрамова Е.В., Богатырева О.В. Внутренний финансовый контроль как инструмент построения эффективной системы управления в бюджетной сфере экономики // Фундаментальный исследования. 2017. № 9. С. 112-116.
4. Приказ Федерального казначейства от 23 июня 2017 г. № 16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СПС ГАРАНТ URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660696/#ixzz5VFELmqoo.
Поступила в редакцию 03.11.2018
Рисунок 1. Субъекты оценки внутреннего финансового контроля
же внедрение новых, современных способов его организации на всех возможных уровнях системы.