ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
Д.Д. Оникейчук, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. Основываясь на реалиях современного экономического мира, система внутреннего финансового контроля позволяет более эффективно использовать бюджетные средства. В данной статье раскрыты основные аспекты внутреннего финансового контроля, обоснована необходимость формирования служб, специализирующихся на обеспечении внутреннего контроля. Также описана контрактная система закупок как один из методов обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Ключевые слова: бюджетная сфера, внутренний контроль, финансы, эффективность.
Учреждения бюджетной сферы играют важнейшую роль в реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления посредством оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, и других сферах. Значительное влияние на функционирование государственных и муниципальных образований оказывает эффективное расходование бюджетных ресурсов (межбюджетных трансфертов). Осуществление действенного финансового контроля за расходованием бюджетных средств всегда было и остается важной задачей любого государства. Оно занимает ключевое место в государственной финансовой политике.
Известный постулат гласит, что "легче предупредить, чем устранить", поэтому предупредить любое финансовое нарушение поможет в первую очередь, эффективно построенная система управления. И одним из ее инструментов является внутренний финансовый контроль.
Внутренний финансовый контроль должен осуществляться непрерывно не только руководителями (заместителями руководителей), но и иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выпол-
няющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль направлен:
- на соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Рассматриваемый нами инструмент управления государственными (муниципальными) учреждениями приобретает особое значение при реформировании системы финансового менеджмента в бюджетной сфере, который связан с переориентированием процесса финансирования учреждений. Направленность на результативность понесенных расходов и достижение заданных целей в бюджетной сфере и рост самостоятельности учреждений в правовом секторе порождает непонимание реальных причин нехватки денег на финансово-хозяйственную деятельность.
Исходя из анализа сложившейся за последние годы практики, проблема до-
вольно часто заключается в стереотипности мышления. Бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения не воспринимают специфические особенности своего правового положения как возможность зарабатывать и продолжают ожидать обеспечения своих потребностей от бюджета. При этом учреждения не анализируют внутренние причины непроизводительных расходов, не осуществляет поиск внутренних резервов и источников дополнительных доходов. Все вышеуказанное свидетельствует об отсутствии, либо неэффективной работе системы внутреннего финансового контроля (далее - СВФК).
СВФК в данном случае необходимо рассматривать как совокупность реализуемых организационных мероприятий, учетных процедур и контрольных средств. Учитывая значимость построения СВФК, ответственность за ее организацию несет руководитель (заместитель руководителя) учреждения, либо главного администратора бюджетных средств.
Бюджетные полномочия главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля оговорены в статьях 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ.
Одним из активно используемых методов обеспечения эффективного использования бюджетных средств является контрактная система закупок. В бюджетном учете отражаются не только потраченные, но сэкономленные суммы.
Счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» являются сравнительно новыми. Они были внесены в План счетов Приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н и функционируют начиная с 2015 г.
Включение в План счетов счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»
было продиктовано необходимостью оценки эффективности функционирования контрактной системы. На кредите данного счета подлежат отражению в бухгалтерском учете госучреждений обязательства, принимаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений). Таким образом, в учете на дату размещения извещения о закупке «блокируются» лимиты бюджетных обязательств (плановые назначения) в сумме начальной (максимальной) цены контракта.
После заключения контракта суммы, ранее учтенные по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», списываются с дебета этого счета в кредит счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства». При этом сумма достигнутой экономии отражается в учете как кредитовое сальдо по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» [1].
Согласно п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, которая распространяет свое действие на все типы муниципальных учреждений, регламентировано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждается порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля [2].
Исходя из сути действующих правовых актов организация СВФК в бюджетных и автономных учреждениях целесообразна и необходима.
Положение о внутреннем финансовом контроле (далее - Положение) - основа осуществления контроля в муниципальных учреждениях. С нашей точки зрения, неотъемлемой частью Положения являться утвержденная карта внутреннего контроля (табл. 1). Назначение карты ВФК заключается в разделении всех внутренних бюджетных процедур на процессы и операции с четким закреплением ответственных
лиц (исполнителей и «контролеров») и описанием контрольных действий. Такая детализация в описании всех процессов финансово-хозяйственной деятельности с закреплением зон ответст-
венности, позволяет руководителю учреждения лучше оценивать результаты работы, а работникам понимать степень своей ответственности.
Таблица 1. Пример части карты внутреннего контроля
Бюджетный процесс Операции Должностное лицо, осуществляющее операцию Метод контроля Способ контроля Периодичность
1. Принятие к учету первичных учетных документов, составление сводных учетных документов 1.1. Проверка поступающих документов Занимаемая должность - Ф.И.О. Контроль по уровню подчиненности Выборочный Не реже 1 раза в месяц
Занимаемая должность - Ф.И.О. Самоконтроль Сплошной Не реже 1 раза в месяц
1.2. Обработка первичных документов Занимаемая должность - Ф.И.О. Контроль по уровню подчиненности Выборочный Не реже 1 раза в месяц
Занимаемая должность - Ф.И.О. Самоконтроль Сплошной Не реже 1 раза в месяц
Учитывая все вышеизложенное, объективной необходимостью является создание в бюджетных учреждениях специализированных служб (подразделений) ВФК, которые будут обеспечивать реализацию предварительного и текущего финансового контроля исполнения финансового плана, мониторинга финансовой обеспеченности учреждения, качества реализации учетной политики, а также полноты и достоверности информации, формируемой в целях бухгалтерского учета. СВК также поможет своевременно выявить факты не-
целевого использования бюджетных средств и определить факторы, которые предшествующие их возникновение. Необходимо понимать важность качественной подготовки карт ВФК. Формальный подход к составлению данного локального документа не позволит провести анализ предмета ВФК для определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий, не обеспечит полноту формирования перечня операций и, как следствие, не обеспечит качественных контрольных действий.
Библиографический список
1. Солодова, С.В. Теоретическое обоснование правового подхода к учету санкционирования расходов бюджетных учреждений / С.В. Солодова, Н.И. Долидзе // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 1. - С. 100-106.
2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/ (дата обращения: 05.05.2018).
CONSTRUCTION OF THE INTERNAL FINANCIAL CONTROL SYSTEM AS A METHOD FOR SOLVING FINANCIAL PROBLEMS IN BUDGET SECTOR ORGANIZATIONS
D.D. Onikeichuk, student Volgograd state university (Russia, Volgograd)
Abstract. Based on the realities of the modern economic world, the system of internal financial control allows more efficient use of budgetary funds. In this article, the main aspects of internal financial control are disclosed, the needfor the formation of services specializing in internal control is justified. The contractual procurement system is also described as one of the methods for ensuring the effective use of budgetary funds. Keywords: budgetary sphere, internal control, finance, efficiency.