Научная статья на тему 'Вопросы организации системного финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием'

Вопросы организации системного финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / STATE-OWNED CORPORATION / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / CORPORATE FINANCE / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / ОРГАН КОНТРОЛЯ / TRANSPORTATION SECTOR / CONTROLLING AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков В. Н.

Предмет. В центре внимания статьи находятся организационные вопросы создания систем внутреннего финансового контроля в российских корпорациях транспортного комплекса с государственным (федеральным) участием выделение форм внутреннего финансового контроля и уточнение профессиональных компетенций контрольных органов. Эти вопросы актуальны как для корпоративного, так и для государственного финансового контроля. В частности, на Счетную палату Российской Федерации законодательно возложена обязанность оценивать надежность и эффективность функционирования систем внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях с федеральным участием. Цели статьи. Обоснование приоритетности системного контроля для управления финансами транспортных корпораций с государственным участием; определение состава форм внутреннего системного финансового контроля; уточнение круга задач, решаемых в процессе организации проверок, внутреннего финансового аудита, финансового мониторинга; анализ деятельности организующих и рабочих органов внутреннего системного финансового контроля; уточнение профессиональных компетенций контрольных органов. Методы. Симбиоз методов диалектики, системного анализа, синтеза. Результаты. В статье представлены результаты исследования организационных вопросов системного финансового контроля в шести корпорациях транспортного комплекса России с государственным участием. Определен круг задач проверок, внутреннего финансового аудита и финансового мониторинга. Сформулированы профессиональные компетенции контрольных органов. Область применения результатов. Управление корпоративными финансами. Выводы. Решение поставленных задач позволит качественно изменить процесс проведения внутреннего финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием, обеспечив на этой основе комплексное взаимодействие всех субъектов корпоративного управления и финансового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of arranging the system financial control in State-owned transportation corporations

Importance The article focuses on organizational issues of setting up internal financial control in the Russian State-owned corporations operating in the transportation sector, i.e. pointing out the formats of internal financial control and specifying professional competencies of regulators. These issues are relevant to corporate and public financial control. Objectives The research aims at substantiating the priorities of the system control for managing State-owned transportation corporations' finance; determining the composition of formats of internal system financial control; specifying objectives and tasks met during organization of checks, internal financial audit, financial monitoring; analyzing the performance of organizing and working functions of internal financial control; specifying professional competences of controllers. Methods The research draws upon a combination of the methods of dialectics, systems analysis, and synthesis. Results The article presents the results of the research into organizational issues of system financial control in six State-owned corporations operating in the transportation sector of Russia. I determine the scope of checks, internal financial audits and financial monitoring, and formulate professional competencies of controlling authorities. Conclusions and Relevance Solving the objectives will dramatically change the process of internal financial control in State-owned financial corporations, thereby ensuring a comprehensive interaction of all components of corporate governance and financial management.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации системного финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономико-статистические исследования

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ТРАНСПОРТНЫХ КОРПОРАЦИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Владимир Николаевич ЖУКОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Российский экономический университет им. Г.В.

Плеханова, Москва, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 18.05.2015 Одобрена 25.05.2015

УДК 658.15

Ключевые слова: корпорация с государственным участием, транспортный комплекс, корпоративные финансы, внутренний финансовый контроль, орган контроля

Аннотация

Предмет. В центре внимания статьи находятся организационные вопросы создания систем внутреннего финансового контроля в российских корпорациях транспортного комплекса с государственным (федеральным) участием - выделение форм внутреннего финансового контроля и уточнение профессиональных компетенций контрольных органов. Эти вопросы актуальны как для корпоративного, так и для государственного финансового контроля. В частности, на Счетную палату Российской Федерации законодательно возложена обязанность оценивать надежность и эффективность функционирования систем внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях с федеральным участием.

Цели статьи. Обоснование приоритетности системного контроля для управления финансами транспортных корпораций с государственным участием; определение состава форм внутреннего системного финансового контроля; уточнение круга задач, решаемых в процессе организации проверок, внутреннего финансового аудита, финансового мониторинга; анализ деятельности организующих и рабочих органов внутреннего системного финансового контроля; уточнение профессиональных компетенций контрольных органов. Методы. Симбиоз методов диалектики, системного анализа, синтеза. Результаты. В статье представлены результаты исследования организационных вопросов системного финансового контроля в шести корпорациях транспортного комплекса России с государственным участием. Определен круг задач проверок, внутреннего финансового аудита и финансового мониторинга. Сформулированы профессиональные компетенции контрольных органов.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при организации управления корпоративными финансами.

Выводы. Решение поставленных задач позволит качественно изменить процесс проведения внутреннего финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием, обеспечив на этой основе комплексное взаимодействие всех субъектов корпоративного управления и финансового менеджмента.

В настоящее время в российских корпорациях транспортного комплекса с государственным участием (ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Современный коммерческий флот», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», АО «Международный аэропорт «Шереметьево», ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ПАО «Мурманский морской торговый порт») ведется модернизация финансового управления. Центральным направлением этой работы является создание системы внутреннего финансового контроля - автономной области управления корпоративными финансами, обеспечивающей единство контрольных мероприятий со стороны органов корпоративного управления и финансового менеджмента.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Приоритетность системного контроля для финансового управления объективно предопределена влиянием ряда факторов. Назовем главные. 1. Стратегическая роль, отводимая корпорациям с государственным участием в функционировании транспортного комплекса страны. Об этом наглядно свидетельствуют данные, представленные в табл. 1.

Суммарный объем бизнеса всех шести корпораций в 2014 г. достиг 1 682 496,047 млн руб. и составил 2,37% от ВВП. Четыре из них (ОАО «РЖД», ПАО «Совкомфлот», ОАО «Аэрофлот», АО «МАШ») входят в утвержденный Правительством России перечень системообразующих организаций, что увеличивает шансы для государственно-частного партнерства и облегчает доступ к бюджетному финансированию.

Таблица 1

Перечень корпораций в транспортном комплексе с государственным участием

Корпорация Размер уставного капитала, млн руб. Доля государства в уставном капитале, % Основные виды деятельности корпорации Объем деятельности в 2014 г., млн руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») 1 960 152, 865 100 1. Грузовые перевозки. 2. Пассажирские перевозки в дальнем сообщении. 3. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении. 4. Предоставление услуг инфраструктуры. 5. Предоставление услуг локомотивной тяги. 6. Ремонт подвижного состава. 7. Строительство объектов инфраструктуры. 8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 9. Оказание услуг социальной сферы 1 401 729

Публичное акционерное общество «Современный коммерческий флот» (ПАО «Совкомфлот») 1 966 697,210 100 1. Морские перевозки сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. 2. Обслуживание нефтегазовых проектов на континентальном шельфе. 3. Ремонт и обслуживание сухогрузов 2 355, 991

Открытое акционерное общество «Аэрофлот-российские авиалинии» (ОАО «Аэрофлот») 1 110 616,299 51,17 1. Регулярные и чартерные пассажирские авиаперевозки на международных и внутренних рейсах. 2. Авиаперевозки грузов и почты на международных и внутренних рейсах. 3. Реализация горюче-смазочных материалов и прочие сопутствующие услуги 240 307, 725

Акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») 2 300,701 83,0381 1. Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов. 2. Метрологическое обеспечение. 3. Обеспечение воздушных перевозок. 4. Оказание различных неавиационных услуг 19 150, 545

Открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (ОАО «НМТП») 192,598 20 1. Морские перевозки нефти, нефтепродуктов и сухих грузов. 2. Погрузка и выгрузка нефти, нефтепродуктов и сухих грузов. 3. Хранение грузов. 4. Ремонт и обслуживание судов 14 273, 786

Публичное акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» (ПАО «ММТП») 227,373 «Золотая акция» 1. Погрузка, разгрузка и обслуживание российских и иностранных судов 2. Транспортно-экспедиторские операции с грузами 3. Перевалка на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно 4. Швартовые, буксировочные, бункерные операции 4 679

2. Наличие в рассматриваемых организациях агентской модели управления. Как следствие, внутренний финансовый контроль выступает одновременно функцией корпоративного управления и финансового менеджмента.

3. Усложнение управления корпоративными финансами, обусловленное современными тенденциями и вызовами - глобализацией финансовых отношений, нестабильностью финансового рынка, большим разнообразием инструментов привлечения и размещения капитала, появлением новых рисков (санкционных, офшорных), усиливающимся разрывом между корпоративным управлением и финансовым менеджментом.

4. Происходящая интеграция внутреннего и внешнего финансового контроля.

Рассматриваемые корпорации являются объектами государственного финансового контроля1, в связи с чем на Счетную палату Российской Федерации законодательно возложена обязанность - оценивать надежность и эффективность функционирования их систем внутреннего финансового контроля2.

В число приоритетных организационных задач, которые приходится решать руководству всех транспортных корпораций с государственным участием при создании системы внутреннего финансового контроля, входят вопросы формализации внутреннего финансового контроля и уточнения профессиональных компетенций контрольных органов.

Выделение форм внутреннего финансового контроля. Анализ практики контрольной деятельности в транспортных корпорациях с государственным участием, а также положений действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих рассматриваемую область, дает основание сделать вывод о необходимости выделения следующих форм внутреннего финансового контроля:

1) проверка;

2) внутренний финансовый аудит;

3) финансовый мониторинг.

Несмотря на достаточную ясность в вопросе формализации внутреннего финансового контроля, функциональное назначение большинства его форм

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, ст. 266.1, п. 1.

2 О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон

от 05.04.2013 № 41-ФЗ, ст. 13, п. 1, подп. 18.

требует уточнения для внесения определенности в работу контрольных служб.

Проверка - классическая форма внутреннего финансового контроля. По своей сути она представляет собой процесс исследования деятельности организации, направленный на оценку результативности работы подчиненных (должностных и иных) лиц в области управления финансами.

Основными задачами проверок являются:

• получение свидетельств надлежащего исполнения подчиненными лицами требований законодательных и нормативных актов, устава, внутренних корпоративных документов;

• оценка обоснованности распределения должностных обязанностей между всеми лицами, ведающими вопросами финансового управления;

• выявление, пресечение и предупреждение финансовых злоупотреблений в корпорации;

• оценка целесообразности совершения финансовых операций;

• выявление и установление причин возникших отклонений реальных данных от плановых показателей;

• обеспечение сохранности финансовых ресурсов;

• разработка рекомендаций, связанных с повышением исполнительской дисциплины.

Проведенное исследование показало, что повышенное внимание к проверке как форме внутреннего финансового контроля сегодня уделяется только в ОАО «РЖД» и ОАО «НМТП». Подтверждением сказанному может служить наличие в структуре управления этих корпораций подразделений, специализирующихся на организации всех видов проверок.

Остальные транспортные корпорации с государственным участием, руководствуясь ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ограничиваются проведением только обязательных ревизий финансово-хозяйственной деятельно сти - комплексных документальных проверок, осуществляемых по итогам работы за год.

Входящим в транспортные корпорации обществам с ограниченной ответственностью приходится считаться с некорректностью положений ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,

требующих проведение проверок годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества в процессе обязательных ревизий. На взгляд автора, данная норма узаконивает «узурпацию» ревизией функции внутреннего аудита.

Внутренний финансовый аудит можно определить как исследование финансовых потоков, ресурсов, инструментов, проводимое для вынесения независимого мнения об их целесообразности и экономической эффективности. Он выступает не только формой внутреннего финансового контроля, но и разновидностью (подсистемой) внутреннего аудита.

Действующие нормативные акты не позволяют получить четкий ответ на вопрос о том, какая функциональная роль отводится внутреннему аудиту в управлении компаниями.

По определению Международного института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), «внутренний аудит должен проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный подход»3.

Аналогичной точки зрения придерживается Институт внутренних аудиторов России, указывающий, что «внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления»4.

Согласно официальной позиции Росимущества, «внутренний аудит содействует совету директоров и исполнительным органам в повышении эффе ктивно сти управле ния компание й, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления, как инструментов

3 Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. URL: http://www.iia-ru.ru/files/documents_ open/Standards%20rus%202014%20nA%20022015.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

4 Определение внутреннего аудита. URL: http://www.iia-ru.ru/ inner_auditor/definition_of_internal_audit (дата обращения: 22.03.2015).

обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед компанией целей»5.

Вместе с тем позицию Росимущества по рассматриваемому вопросу нельзя считать устоявшейся. Несколько ранее этот орган включил в задачи внутреннего аудита6:

• проверку обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и иной отчетности;

• проверку обеспечения сохранности активов;

• комплексную проверку (ревизию) деятельности объектов аудита, которая выражается в документальной и физической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• содействие исполнительным органам компании в расследовании недобросовестных (противоправных) действий работников и третьих лиц (включая халатность, мошенничество, взяточничество и коррупцию, коммерческий подкуп, злоупотребления и различные противоправные действия, которые наносят ущерб обществу);

• проведение в рамках установленного порядка внутреннего аудита проверок подконтрольных обществ.

На этом противоречия не заканчиваются. Еще раньше Росимущество включило в перечень задач внутреннего аудита вопросы, относящиеся к соблюдению нормативно-правовых требований (комплаенс) и координации деятельности с внешним аудитором компании7.

Таким образом, очевидно стремление переложить на внутренний аудит выполнение не свойственных ему проверочно-ревизионных функций. С целью устранения существующих коллизий и сохранения за внутренним аудитом узкой специализации автор

5 Об утверждении Методических рекомендаций по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации: приказ Росимущества от 03.09.2014 № 330, п. 1.1.

6 Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации: приказ Росимущества от 04.07.2014 № 249, п. 2.4.

7 Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации: приказ Росимущества от 20.03.2014 № 86, п. 1.4.

предлагает ограничить задачи рассматриваемой формы внутреннего контроля следующими пунктами:

1) оценка, анализ и диагностика управления рисками, корпоративного управления и системы внутреннего контроля;

2) экспертиза бизнес-планов, проектов, бюджетов, смет;

3) стратегический контроль;

4) контроль обе спечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и иной отчетности;

5) разработка рекомендаций и оказание консультаций исполнительным органам компании по вопросам управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления, обеспечения достоверности отчетной информации.

Все сказанное относится также к внутреннему финансовому и внутреннему операционному аудиту.

Финансовый мониторинг, или регулярная деятельность по наблюдению, оценке и прогнозу функционирования финансов, давно стал неотъемлемой частью системы внутреннего финансового контроля в корпорациях. Несмотря на это, место финансового мониторинга не соответствует его реальной роли в системе контролирования корпоративных финансов.

Как показало проведенное исследование, мониторинг вообще и финансовый мониторинг в частности многими авторами по-прежнему отождествляется с методом контроля (аудита) [1, с. 77; 2, с. 4]. Однако в условиях частой смены финансовой конъюнктуры на передовые позиции выходит повседневная оперативная оценка конкретных ситуаций, требующая специального организационного оформления. Это дает основание выделить финансовый мониторинг в самостоятельную форму внутреннего финансового контроля.

Другими, не менее весомыми аргументами в пользу поднятия статуса мониторинга могут служить факты усиления его роли в сопредельных областях - государственном и общественном контроле.

Например, согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2016 г. вступит в действие раздел У.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

Минфин России приказом от 13.04.2009 № 34н8 вменил в обязанность главным администраторам средств федерального бюджета проводить мониторинг качества собственного финансового менеджмента.

Ранее Минфин России в приказе от 19.12.2003 № 3999 утвердил порядок проведения мониторинга бюджетного сектора.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» мониторинг признается формой общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Основными задачами финансового мониторинга следует считать:

1) регулярное изучение текущих параметров, состояния и действий контролируемых объектов;

2) систематизацию результатов проведенных исследований;

3) разработку рекомендаций по профилактике неблагоприятных ситуаций и финансовых рисков.

Произведенное уточнение состава и содержания форм внутреннего системного финансового контроля позволяет сделать обобщенный вывод об институциональном соответствии предлагаемой триады - проверка, аудит, мониторинг - сложившемуся в транспортных корпорациях с государственным участием структурно-процессному подходу к управлению финансами.

Уточнение профессиональных компетенций контрольных органов. Органы внутреннего контроля за корпоративными финансами необходимо рассматривать как организаторов и непосредственных носителей контрольных действий, позволяющих субъектам управления выполнять свое предназначение.

Существующая в транспортных корпорациях с государственным участием структура органов, отвечающих за организацию и проведение внутреннего финансового контроля, представлена в табл. 2.

8 Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н (ред. от 23.12.2014).

9 О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора: приказ Минфина России от 19.12.2003 № 399 (ред. от 24.02.2005).

Таблица 2

Контрольные органы транспортных корпораций с государственным участием

Корпорация Организующие органы внутреннего финансового контроля Рабочие органы внутреннего финансового контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «РЖД» 1. Ревизионная комиссия общества. 2. Комитет совета директоров по аудиту. 3. Инспекция при президенте ОАО 1. Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» (филиал ОАО «РЖД»). 2. Ярославское региональное управление Центра внутреннего контроля «Желдорконтроль» (филиал ОАО «РЖД»).

3. Центр внутреннего аудита «Желдораудит»

ПАО «Совкомфлот» 1. Ревизионная комиссия общества. 1. Ревизионная комиссия общества.

2. Комитет совета директоров по аудиту 2. Отдел внутреннего аудита

ОАО «Аэрофлот» 1. 2. Ревизионная комиссия общества. Комитет совета директоров по аудиту

АО «МАШ» 1. Ревизионная комиссия общества. 1. Ревизионная комиссия общества.

2. Комитет совета директоров по аудиту 2. Группа внутреннего аудита

ОАО «НМТП» 1. 2. Ревизионная комиссия общества. Комитет совета директоров по аудиту 1. Контрольно-ревизионное управление

ПАО «ММТП» 1. 2. Ревизионная комиссия общества. Комитет совета директоров по аудиту

Анализ деятельности контрольных органов дает основание сделать следующие выводы.

Во-первых, активное контролирование финансов сегодня осуществляется только со стороны структур корпоративного управления путем проведения проверок и внутреннего аудита. При этом внутренний финансовый контроль организационно нигде не выделился, а выступает направлением работы ревизионных и аудиторских служб.

Что касается второго типа управления - финансового менеджмента, то здесь и вовсе отсутствует какая-либо формализация контроля. Поэтому сложившийся состав контрольных органов нельзя назвать адекватным выделенным формам финансового контроля из-за отсутствия в них мониторинговых служб.

Во-вторых, не во всех транспортных корпорациях имеется разделение функциональных обязанностей между организующими и рабочими органами контроля.

В ОАО «Аэрофлот» и ПАО «ММТП» ревизионные комиссии и комитеты по аудиту по сложившейся традиции выступают одновременно заказчиками и непосредственными исполнителями контрольных действий, что говорит о формальном подходе к соблюдению этими организациями рассмотренных выше требований корпоративного законодательства и постановлений Росимущества.

Аналогичная ситуация, но в части ревизионной деятельности, сложилась в АО «МАШ» и ПАО

«Совкомфлот».

В-третьих, сегодня только рабочие органы внутреннего финансового контроля ОАО «РЖД» (центр внутреннего контроля «Желдорконтроль», его Ярославское региональное управление, а также центр внутреннего аудита «Желдораудит») выполняют свое прямое назначение. АО «МАШ», ПАО «Совкомфлот» и ОАО «НМТП», хотя и руководствуются функциональным подходом к организации контрольной деятельности, не смогли корректно решить вопрос о распределении профессиональных компетенций между рабочими органами внутреннего финансового контроля.

Так, в АО «МАШ» компетенции ревизионной комиссии оказались существенно расширенными за счет возложения на этот орган следующих обязанностей внутреннего аудита:

• анализ финансового состояния общества, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;

• подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом бухгалтерском и иных отчетах, а также в других финансовых документах общества;

• проверка эффективности использования активов и иных ресурсов.

Взаимосвязь между рабочими органами и формами внутреннего финансового контроля при агентской модели управления

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ

РЕВИЗИ ОННАЯ КОМИССИЯ

<

и

X

К

с^

О

н

к

X

о

S

о

1-4

о

м

о

о

X

<

X

к

е

<

W

К

>

о

л

(f

ПРАВЛЕНИЕ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

>

ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР

ЛОКАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

О

в 3 и О

и

X

<

X X

е

Группе внутреннего аудита АО «МАШ» отводятся лишь координирующая и консультационная роли.

В ПАО «Совкомфлот» ситуация совсем иная. Деятельность отдела внутреннего аудита этого общества имеет ярко выраженную ревизионную направленность, поскольку отдел уполномочен выполнять следующие функции:

• оценка сохранности активов, включая оценку организации процессов учета, хранения;

• анализ исполнения обществом, его подразделениями и работниками требований законодательства, внутренних организационно-распорядительных документов и нормативов, решений органов управления;

• оценка соответствия действующих в обществе внутренних организационно-распорядительных документов законодательству, требованиям регулирующих организаций, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям, интересам акционеров.

С другой стороны, прямые обязанности отдела внутреннего аудита ПАО «Совкомфлот» необоснованно ограничены деятельностью по оценке размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного обществу действиями работников и третьих лиц, а также эффективности использования и текущей ликвидности активов.

В ОАО «НМТП» контрольная деятельность также имеет

свои особенности. Профессиональные компетенции, связанные с проведением проверок и внутреннего аудита, здесь возложены на единый рабочий орган - контрольно-ревизионное управление общества.

Таким образом, при определении профессиональной компетенции органов внутреннего финансового контроля должны быть решены три главные задачи:

1) формирование в составе финансового менеджмента служб финансового мониторинга, призванных дополнить работу ревизионных и аудиторских органов корпоративного управления;

2) распределение полномочий между организующими и рабочими органами внутреннего финансового ко нтр о ля с о о б раз но их функци о н ал ьн ом у назначению;

3) приведение профессиональных компетенций всех рабочих органов контроля в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах», постановлений Росимущества, Международных стандартов профессиональной практики внутреннего аудита.

Взаимосвязь между рабочими органами и формами внутреннего финансового контроля наглядно изображена на рисунке.

Решение поставленных задач позволит качественно изменить про це сс проведения внутренне го финансового контроля в транспортных корпорациях с государственным участием, придав ему системную направленность.

Список литературы

1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х т. Т. 1. СПб: Экономическая школа, 2005. 497 с.

2. БровкинаН.Д. Основы финансового контроля. М.: Магистр, 2011. 384 с.

3. БулыгаР.П., МельникМ.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 264 с.

4. Кеворкова Ж.А. и др. Внутренний аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 320 с.

5. Жминько С.И. и др. Внутренний аудит. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 320 с.

6. Гританс Я.М. Система внутреннего контроля. Москва - Берлин: Инфотропик Медиа, 2011. 304 с.

7. Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. М.: Магистр, 2009. 576 с.

8. Жуков В.Н. Новая системная парадигма и системный анализ как дуальная основа развития методологии внутреннего финансового контроля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 45. С. 35-45.

9. Ильин В.В., Жуков В.Н. Интеграционная концепция внутреннего системного контроля за корпоративными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 8. С. 2-12.

10. Клейнер Г.Б. Системное управление в трансформирующейся экономике // Эффективное антикризисное управление. 2014.№ 5. С. 54-58.

11. Когденко В.Г. Развитие концепции внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 41-51.

12. Величко Л.А. и др. Корпоративные финансы. СПб: Питер, 2013. 592 с.

13. ПугачевВ.В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита в условиях экономического кризиса. М.: Дело и сервис, 2010. 224 с.

14. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. М.: ФБК-Пресс, 2002. 320 с.

15. Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2012. 328

16. Снегирева Л.И. Внутренний контроль // Бухгалтерский учет. 2014. № 4. С. 79-84.

17. СотниковаЛ.В. Внутренний контроль и аудит. М.: Финстатинформ, 2001. 244 с.

18. Белозеров С.А. и др. Финансы. М.: Проспект, 2013. 928 с.

19. Финансовый менеджмент / под ред. В.В. Ильина. М.: Омега-Л, 2013. 560 с.

20. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия). М.: Дашков и К, 2013. 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic and Statistical Research

ISSUES OF ARRANGING THE SYSTEM FINANCIAL CONTROL IN STATE-OWNED TRANSPORTATION CORPORATIONS

Vladimir N. ZHUKOV

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 18 May 2015 Accepted 25 May 2015

Keywords: State-owned corporation, transportation sector, corporate finance, internal financial control, controlling authority

Abstract

Importance The article focuses on organizational issues of setting up internal financial control in the Russian State-owned corporations operating in the transportation sector, i.e. pointing out the formats of internal financial control and specifying professional competencies of regulators. These issues are relevant to corporate and public financial control.

Objectives The research aims at substantiating the priorities of the system control for managing State-owned transportation corporations' finance; determining the composition of formats of internal system financial control; specifying objectives and tasks met during organization of checks, internal financial audit, financial monitoring; analyzing the performance of organizing and working functions of internal financial control; specifying professional competences of controllers. Methods The research draws upon a combination of the methods of dialectics, systems analysis, and synthesis.

Results The article presents the results of the research into organizational issues of system financial control in six State-owned corporations operating in the transportation sector of Russia. I determine the scope of checks, internal financial audits and financial monitoring, and formulate professional competencies of controlling authorities.

Conclusions and Relevance Solving the objectives will dramatically change the process of internal financial control in State-owned financial corporations, thereby ensuring a comprehensive interaction of all components of corporate governance and financial management.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Brigham E., Gapenski L. Finansovyi menedzhment. Polnyi kurs [Financial Management: Theory and Practice]. St. Petersburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1997, vol. 1, 497 p.

2. Brovkina N.D. Osnovyfinansovogo kontrolya [Fundamentals of financial control]. Moscow, Magistr Publ., 2011, 384 p.

3. Bulyga R.P., Mel'nik M.V. Audit biznesa. Praktika i problemy razvitiya [Audit of business. Practice and development issues]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2013, 264 p.

4. Kevorkova Zh.A. et al. Vnutrennii audit [Internal audit]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2013, 320 p.

5. Zhmin'ko S.I. et al. Vnutrennii audit [Internal audit]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 320 p.

6. Gritans Ya.M. Sistema vnutrennego kontrolya [The system of internal control]. Moscow, Berlin, Infotropik Media Publ., 2011, 304 p.

7. Dement'eva A.G. Osnovy korporativnogo upravleniya [Fundamentals of corporate governance]. Moscow, Magistr Publ., 2009, 576 p.

8. Zhukov V.N. Novaya sistemnaya paradigma i sistemnyi analiz kak dual'naya osnova razvitiya metodologii vnutrennego finansovogo kontrolya [A new system paradigm and system analysis as a dual basis of developing the methodology of internal financial control]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 45, pp. 35-45.

9. Il'in V.V., Zhukov V.N. Integratsionnaya kontseptsiya vnutrennego sistemnogo kontrolya za korporativnymi finansami [The integration concept of internal systems for monitoring corporate finance]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2015, no. 8, pp. 2-12.

10. Kleiner G.B. Sistemnoe upravlenie v transformiruyushcheisya ekonomike [System management in a transforming economy]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Management, 2014, no. 5, pp.54-58.

11. Kogdenko V.G. Razvitie kontseptsii vnutrennego kontrolya [Developing the concept of internal control].

Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 15, pp. 41-51.

12. Velichko L.A. et al. Korporativnye finansy [Corporate finance]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013, 592 p.

13. Pugachev V.V. Vnutrennii audit i kontrol' [Internal audit and control]. Moscow, Delo i servis Publ., 2010, 224 p.

14. Rodionova V.M., Shleinikov V.I. Finansovyi kontrol' [Financial control]. Moscow, FBK-Press Publ., 2002, 320 p.

15. Serebryakova T.Yu. Teoriya i metodologiya skvoznogo vnutrennego kontrolya [Theory and methodology of walk-through internal controls]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 328 p.

16. Snegireva L.I. Vnutrennii kontrol' [Internal control]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2014, no. 4, pp. 79-84.

17. Sotnikova L.V. Vnutrennii kontrol'i audit [Internal control and audit]. Moscow, Finstatinform Publ., 2001, 244 p.

18. Belozerov S.A. et al. Finansy [Finance]. Moscow, Prospekt Publ., 2013, 928 p.

19. Finansovyi menedzhment [Financial management]. Moscow, Omega-L Publ., 2013, 560 p.

20. Fridman A.M. Finansy organizatsii (predpriyatiya) [Corporate finance]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2013, 488 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.