РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ АГРОФОРМИРОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ
В.Ф. Мищенко, М.Н. Мелентьева, О.С. Евдокимова
Аннотация. Рассматриваются пути повышения эффективности управления современным агроформирова-нием.
Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, риск-ориентированное направление управления сельскохозяйственной организацией.
С развитием рыночных отношений в экономике России изменились как внешние так и внутренние условия деятельности предприятий. Ответом на новые потребности стало реформирование бухгалтерского учета с формированием индивидуальных систем управленческого учета на предприятиях. В связи с усложнением системы управления изменилась и система внутреннего контроля, которая представляет собой осуществление процедур, вводимых руководством (собственниками, менеджментом) хозяйствующего субъекта. Целями данной системы является контроль за упорядоченным и эффективным ведением разрешенных видов деятельности, а также недопущение, либо оперативное выявление и устранение как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности, обеспечение сохранности имущества организации.
Начиная с 2013 г. за организациями на законодательном уровне закреплена обязанность по ведению внутреннего контроля. Такая обязанность предусмотрена статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В данной статье указывается, что каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то он обязан проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [1].
В целом процесс внутреннего контроля в функционирующей организации состоит из трех основных этапов: организационного, методического и технологического, среди которых важным этапом является организационный. Он заключается в выборе субъектов контроля, разработке организационно-распорядительных документов, а также правового, технического и методического обеспечения работы [2].
Организационный этап системы внутреннего контроля требует соблюдение ряда принципов, основными из которых являются:
- разделение обязанностей;
- процедуры санкционирования финансовых и материальных операций;
- надлежащее документирование и учет совершаемых операций;
- процедур сохранности имущества, денег и денежных эквивалентов;
- осуществление независимых проверок.
Разделение обязанностей необходимо для предотвращения злоупотреблений и хищений по хранению материальных ценностей, совершению сделок и организации учета. Когда каждое структурное подразделение (отдел) будет вести оперативный учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им недостоверных данных с целью улучшения показателей этой деятельности.
Процедуры санкционирования финансовых и материальных операций необходимы для осуществления только тех операций, которые имеют в наличии необ-
ходимые решения ответственных лиц(выполнения всех формальностей).
Своевременное надлежащее документирование совершаемых операций так же важный принцип. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.
Фактический контроль за сохранностью и движением как имущества так и денег, денежных эквивалентов предполагает использование технических средств и процедур, предотвращающих их утрату, изъятие или неправомерное изменение учетных записей.
Осуществление независимых проверок (перекликается с функциями внутреннего аудита) важная составляющая внутреннего контроля. Проводимый внешний аудит достаточно независим, но он проводится раз в год или реже, в связи с чем становится совершенно неиспользуемым для целей оперативного управления, поскольку нет возможности своевременного вмешательства при обнаружении негативных тенденций. Его результаты трудно использовать в оперативном управлении, в связи с чем уменьшается полезность полученной информации для управления. Кроме того, внешняя аудиторская проверка как правило затратна, учитывает в период проверки многие направления деятельности и по трудоемкости исполнения является выборочной - в зависимости от объема проверки. В текущей управленческой деятельности более востребованной является определенным образом организуемый внутренний контроль.
Организация внутреннего контроля, осуществляемая в организации хотя и не может быть в достаточной степени независимой, однако, благодаря повседневному осуществлению ее процедур, является относительно эффективным инструментом формирования полезной и оперативной информации. Кроме того, если внешний аудит направлен в первую очередь на подтверждение достоверности финансовой отчетности, то система внутреннего контроля направлена в основном на решение оперативным образом текущих задач соответствующего направления деятельности организации.
Мы также склонны к тому, что решение вопросов контроля должно быть одним из составляющих направлений внутренней службы контроля (при корпоративном и риск-ориентированном управлении агроформи-рованием), организуя его по варианту внутреннего аудита как составляющей функции внутреннего контроля и при возможном функционировании других форм системы внутреннего контроля [3]. Направленность внутреннего аудита в системе внутреннего контроля многогранна, но основа заключена в следующем:
- качественном применении контрольных действий по объектам контроля и обоснованности предлагаемых мероприятий;
- содействии менеджерам по совершенствованию, применимости технологических, организационных, экономических процессов через систему консультирования;
- выработке рекомендаций по совершенствованию системы управления, в том числе и по управлению рисками;
- оказании помощи по реализации принятой стратегии развития организации.
Для достижения действенности контроля организация может применять различные процедуры, основными из которых нами выделяются следующие:
- документальное оформление (осуществление записей в регистрах бухгалтерского учёта на основе первичных учётных документов, бухгалтерских справок; записи в бухгалтерскую (финансовую) отчётность и т.п.);
- проверка оформления учетных записей на соответствие установленным требованиям и сверка отчетных данных;
- проверка фактического наличия и состояния объектов, в том числе их физическая охрана, ограничивающая несанкционированный доступ; инвентаризация;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой учетно-аналитической информации (процедуры, регламентирующие доступ к информационным данным и справочникам, процедуры восстановления данных и др.)
Если отмеченные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдать и хорошо их исполнять, то это позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего пообъектного контроля и контроля деятельности организации в целом.
Данный вывод сделан на основе того, что чем сложнее структура внутренней среды функционирующей организации АПК, тем больше требуется фактической и прогнозной информации для принятия эффективных управленческих решений, в том числе и по соблюдению внешних и внутренних нормативно - правовых актов [4,5].
При этом службу внутреннего контроля все следует считать важной предпосылкой для успешного ведения коммерческой деятельности, так как она выполняет широкий спектр функций помимо контрольных, особенно если это контрольно-аудиторская служба.
Мы выделяем во внутренней контрольно-аудиторской службе несколько важных элементов:
- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка соответствующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
- контроль законности, эффективности и результативности деятельности организации, включая структурные средства контроля;
- исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);
- контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних директив и прочих внутренних регламентных требований.
К направлениям контрольных действий такой службы можно отнести следующие:
- оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг с разработкой рекомендаций по улучшению этих систем;
- специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от продажи продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов по направлениям деятельности организации и ее подразделений;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации (по подразделениям);
- контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- контроль расчетно-платежной дисциплиной и определение риск-ориентированных платежей;
- контроль за своевременностью расчетов по налогам и сборам федерального и местного уровней, расчетов с внебюджетными фондами;
- мониторинг эффективности управления по направлениям деятельности;
- контроль наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества по местам хранения;
- консультирование персонала организации по вопросам, входящим в компетенцию внутренних контролеров;
- контроль за соблюдением внутренних регламентов и с целью обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
- прогнозирование направлений финансово-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений;
- определение экономической безопасности от влияния рисков по направлениям деятельности организации;
- анализ эффективности и рациональности использования компьютерных программ в бухгалтерском учете, внутреннем контрольно-аудиторском процессе, подготовке и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу с последующим устранением выявленных искажений и иных недостатков;
- оценка степени надежности формируемой информации, предоставляемой в риск-ориентированной системе управления структурными подразделениями с последующим исправлением выявленных разного рода искажений;
- организация внутреннего служебного расследования по различным негативным ситуациям и событиям;
- организация взаимодействия с внешними контролирующими органами;
- разработка и реализация предложений по устранению выявленных недостатков с определением действенных подходов в организации внутренней системы контроля, направленных на повышение результативности риск-ориентированного управления.
Для организации внутренней риск-ориентированной системы управления необходимо наметить конкретные задачи, решаемые как в самостоятельных, так и в объединенных контрольных структурах.
К такого рода задачам мы относим:
- выявление потенциальных областей риска, оценка возможности предотвращения их возникновения или минимизации;
- предупреждение возникновения рисков на основе их своевременного отслеживания и оценки;
- создание и использование необходимых управленческих инструментов, механизмов, обеспечивающих эффективное управление рисками;
- разработка и реализация общих и локальных мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;
- определение необходимых внутренних ресурсов для проведения работ по устранению или минимизации выявленных рисков, их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;
- определение финансового результата от применения риск-ориентированной системы управления с учетом своевременности и рационального использования рисковых ситуаций.
При этом важно подчеркнуть, что в построении, эффективном функционировании и постоянном совершенствовании системы управления рисками агрофор-мирования исключительно велика роль контрольно -аудиторского процесса.
В качестве основных направлений такого процесса, например в предприятии холдингового типа, можно выделить следующие:
- предоставление информации о выявленных и возможных новых рисках, требующих принятия срочных мер по их снижению или полностью устранению. Для этого необходимо при создании системы управления рисками по возможности наиболее полно сформировать перечень типовых отраслевых и межотраслевых диктующих рынком рисков, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению единого подхода к выявлению, оценке и управлению рисками;
- отслеживание и внедрение накопленного отраслевого опыта по процедурам и их применению по выявлению и анализу рисков, а также направлению проведения оценки эффективности осуществляемых антирисковых мероприятий в отдельных функциональных структурах управления рисками по направлениям деятельности организации, что в в целом обеспечит качественное построение системы управления рисками, более предметную разработку соответствующих документов, определяющих основные подходы и методику по выявлению и проведению анализа рисков для структурных подразделений;
- подготовка рекомендаций по формированию системы управления рисками, системы мониторинга и информационной поддержки процесса управления рисками, в рамках которой будет консолидироваться вся формируемая информация по рискам с целью ее последующего анализа соответствующими управленческими структурными подразделений и представления руководству оперативных и отчетных данных об уровне выявленных рисков и эффективности осуществляемых мероприятий по их снижению. При этом для внутреннего контрольно-аудиторского процесса особый интерес представляют сведения о подразделениях, где содержатся наиболее существенные риски и динамика изменений этих рисков за отчетный период. Данная информация может использоваться при осуществлении внутренних проверок и конкретных рекомендаций;
- обоснование конструктивных предложений надежности и эффективности системы контроля и управления рисками;
- разработка проекта регламентирующего документа о порядке взаимодействия подразделений организации с внутренней контрольно-аудиторскойслужбой при осуществлении процедур управления рисками, общего и структурного регламентов такого управления с определением места и роли внутреннего аудита, осуществляющего независимую оценку во внутренней системе функционирования контрольно-аудиторской службы [6].
Качественно организованная система риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита позволит всесторонне отслеживать деятельность организации. Все это осуществимо тогда, когда данная работа будет вестись на постоянной основе в организации по каждому из направлений ее деятельности с последующей разработкой необходимых мероприятий по повышению эффективности с учетом разносторонних требований в области внутреннего контроля, аудита и управления (рисунок 1).
Для более эффективного применения данного подхода при выработке управленческих решений необходим учет наиболее оптимальных вариантов реализации этих решений, способствующих более полному достижению поставленных агрообъединением целей.
Рисунок 1 - Характеристика преимуществ риск-ориентированного подхода внутренней контрольной системы в организациях АПК
Таким образом, при помощи системы риск-ориентированного внутреннего контроля возможно оценить и выявить риски, создать мероприятия по их минимизации, обеспечить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценить выполнимость принимаемых внутренних управленческих решений. Учитывая неуклонный рост рисков, внутренний контроль необходимо направлять на области, содействующие привнесению положительных результатов наряду с другими функциями управления агроформированием (рисунок 2).
Как видно из представленного рисунка, внутренний контрольно-аудиторский процесс взаимосвязан с другими функциями управления процессами, системами.
Рисунок 2 - Взаимосвязи внутреннего контрольно-аудиторского процесса (взаимопроникновение в другие функции) с другими функциями управления агроформированием
Перед организациями АПК, такими как функционирующими в Курской области: ООО «Агропромышленный альянс Юг», ООО «Стройтрансгаз Холдинг» и другими встают задачи структурной перестройки системы корпоративного управления, настройки их на повышение эффективности функционирования, обеспечение конкурентоспособности своей деятельности в быстро меняющихся экономических условиях хозяйствования [7].
Правильно организованный внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности агрофор-мирования в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование в контрольно-аудиторком процессе.
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
2 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний контроль организаций АПК, ориентированный на конечный результат // Научный альманах Центрального Черноземья . - 2012.- №3. - С. 51 -54.
3 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля и конкурентоспособных условиях деятельности организаций АПК //
Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №6. - С. 13 -16.
4 Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2014. - № 1. - С. 18 - 33.
5 Соколов Б.Н., Русакова А.С. Внутренний аудит и контроль бизнес-процессов: организация, методики, практика. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 433 с.
6 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний аудит в сфере маркетингового менеджмента предприятия агрохолдингового типа // Научный альманах Центрального Черноземья.- 2012. - №1. - С. 77-80.
7 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Усиление информационной и контрольной функций в управлении организациями аграрно-промышленного комплекса региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии . - 2011. - №3. - С. 14 -17.
Информация об авторах
Мищенко Василий Федорович, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
Мелентьева Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
Евдокимова Оксана Сергеевна, соискатель кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
AGRO DEVELOPMENT OF FORMATION IN THE RISK CONTROL-ORIENTED V.F. Mishchenko, M.N. Melentyeva, O.S. Yevdokimovа
Abstract. Ways of increase of effective management of modern agroformation are considered. Keywords: internal control, internal audit, risk management-oriented direction agriculture organization.
МЕСТО СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНА
Ю.А. Пахомова
Аннотация. В статье рассматривается система потребительской кооперации; представлены результаты анализа современного состояния отраслей хозяйствования системы потребительской кооперации; определяется место потребительской кооперации в сфере услуг Курской области, что позволяет выбрать приоритетные направления развития сферы услуг кооперативных организаций.
Ключевые слова: сфера услуг, потребительская кооперация, розничная торговля, общественное питание, платные услуги.
Общероссийский классификатор услуг населению к сфере услуг относит следующие основные отрасли: бытовое обслуживание; транспорт; связь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура и искусство; туризм; образование; физическая культура и спорт; медицина, санаторное оздоровление, ветеринария; услуги правового характера; финансы кредит страхование, операции с недвижимостью; наука и научное образование; торговля и общественное питание; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное и пенсионное обеспечение; прочие отрасли сферы услуг[4].
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, поскольку опережает производственную сферу по развитию новых видов деятельности и по приспособлению к потребностям рынка.
Торговля как наиболее емкий сегмент сферы услуг за последние два десятилетия претерпела значительные структурные изменения и благодаря своим масштабам и
влиянию на уровень жизни населения стала играть важную роль в экономике страны. Динамика оборота розничной торговли, являясь индикатором жизни населения страны, свидетельствует о положительном поступательном развитии потребительского рынка как в стране в целом, так и в отдельных ее субъектах.
Исследуя динамику развития розничной торговли за 2009-2013 гг., следует отметить рост оборота розничной торговли как в целом по Российской Федерации, так и по Центральному Федеральному округу в действующих ценах в 1,6 раза; по Курской области оборот розничной торговли возрос в 1,7 раза. Развитие услуг общественного питания, несмотря на значительно меньший оборот в сравнении со сферой розничной торговли, происходило довольно быстрыми темпами. В 2013 г. оборот в данной отрасли возрос в 1,5 раза в динамике 2009 г. (рисунок 1).
В 2013 г. Курская область по объему оборота розничной торговли и общественного питания занимает 12 место из 17 субъектов ЦФО, а ее доля в суммарном обороте розничной торговли составила 3,6% и 2,8% в обороте общественного питания [3].
Современные тенденции развития сферы услуг свидетельствуют об ее вступлении в новый этап своего развития, который характеризуется монополизмом конкурентных позиций розничных торговых сетей и сетей общественного питания с достаточно зрелыми структурными и институциональными элементами.