Перед организациями АПК, такими как функционирующими в Курской области: ООО «Агропромышленный альянс Юг», ООО «Стройтрансгаз Холдинг» и другими встают задачи структурной перестройки системы корпоративного управления, настройки их на повышение эффективности функционирования, обеспечение конкурентоспособности своей деятельности в быстро меняющихся экономических условиях хозяйствования [7].
Правильно организованный внутренний контроль должен способствовать объединению всей совокупности финансово-хозяйственной деятельности агрофор-мирования в единую систему и обеспечивать ее бесперебойное функционирование в контрольно-аудиторком процессе.
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
2 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний контроль организаций АПК, ориентированный на конечный результат // Научный альманах Центрального Черноземья . - 2012.- №3. - С. 51 -54.
3 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля и конкурентоспособных условиях деятельности организаций АПК //
Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №6. - С. 13 -16.
4 Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2014. - № 1. - С. 18 - 33.
5 Соколов Б.Н., Русакова А.С. Внутренний аудит и контроль бизнес-процессов: организация, методики, практика. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 433 с.
6 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Внутренний аудит в сфере маркетингового менеджмента предприятия агрохолдингового типа // Научный альманах Центрального Черноземья.- 2012. - №1. - С. 77-80.
7 Мищенко В.Ф., Мелентьева М.Н., Евдокимова О.С. Усиление информационной и контрольной функций в управлении организациями аграрно-промышленного комплекса региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии . - 2011. - №3. - С. 14 -17.
Информация об авторах
Мищенко Василий Федорович, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
Мелентьева Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
Евдокимова Оксана Сергеевна, соискатель кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. 8 (4712) 53-15-05.
AGRO DEVELOPMENT OF FORMATION IN THE RISK CONTROL-ORIENTED V.F. Mishchenko, M.N. Melentyeva, O.S. Yevdokimovа
Abstract. Ways of increase of effective management of modern agroformation are considered. Keywords: internal control, internal audit, risk management-oriented direction agriculture organization.
МЕСТО СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНА
Ю.А. Пахомова
Аннотация. В статье рассматривается система потребительской кооперации; представлены результаты анализа современного состояния отраслей хозяйствования системы потребительской кооперации; определяется место потребительской кооперации в сфере услуг Курской области, что позволяет выбрать приоритетные направления развития сферы услуг кооперативных организаций.
Ключевые слова: сфера услуг, потребительская кооперация, розничная торговля, общественное питание, платные услуги.
Общероссийский классификатор услуг населению к сфере услуг относит следующие основные отрасли: бытовое обслуживание; транспорт; связь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура и искусство; туризм; образование; физическая культура и спорт; медицина, санаторное оздоровление, ветеринария; услуги правового характера; финансы кредит страхование, операции с недвижимостью; наука и научное образование; торговля и общественное питание; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное и пенсионное обеспечение; прочие отрасли сферы услуг[4].
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, поскольку опережает производственную сферу по развитию новых видов деятельности и по приспособлению к потребностям рынка.
Торговля как наиболее емкий сегмент сферы услуг за последние два десятилетия претерпела значительные структурные изменения и благодаря своим масштабам и
влиянию на уровень жизни населения стала играть важную роль в экономике страны. Динамика оборота розничной торговли, являясь индикатором жизни населения страны, свидетельствует о положительном поступательном развитии потребительского рынка как в стране в целом, так и в отдельных ее субъектах.
Исследуя динамику развития розничной торговли за 2009-2013 гг., следует отметить рост оборота розничной торговли как в целом по Российской Федерации, так и по Центральному Федеральному округу в действующих ценах в 1,6 раза; по Курской области оборот розничной торговли возрос в 1,7 раза. Развитие услуг общественного питания, несмотря на значительно меньший оборот в сравнении со сферой розничной торговли, происходило довольно быстрыми темпами. В 2013 г. оборот в данной отрасли возрос в 1,5 раза в динамике 2009 г. (рисунок 1).
В 2013 г. Курская область по объему оборота розничной торговли и общественного питания занимает 12 место из 17 субъектов ЦФО, а ее доля в суммарном обороте розничной торговли составила 3,6% и 2,8% в обороте общественного питания [3].
Современные тенденции развития сферы услуг свидетельствуют об ее вступлении в новый этап своего развития, который характеризуется монополизмом конкурентных позиций розничных торговых сетей и сетей общественного питания с достаточно зрелыми структурными и институциональными элементами.
Рисунок 1 - Динамика оборота розничной торговли и общественного питания Курской области 2009-2012 гг., млн. руб.
Вместе с тем, одним из ключевых условий её динамичного развития является представительство сферы услуг потребительском рынке удаленных от областного центра и городов муниципальных образований, сельских поселений, которые характеризуются относительно небольшой плотностью населения, консервативным менталитетом, низким уровнем дохода и следовательно покупательной способностью. В настоящее время данную рыночную нишу традиционно занимает система потребительской кооперации, которая в соответствии с законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» является многоотраслевой хозяйственной системой, основные задачи которой сосредоточены в сфере торговли, заготовительной и производственной деятельности, оказания производственных и бытовых услуг [1]. Её миссия состоит не в получении прибыли либо иного экономического эффекта, а в удовлетворении потребностей своих пайщиков, в основной своей части, являющихся жителями села.
Потребительская кооперация России за 180-летний период своего развития в интересах достижения основной своей цели, превратилась в значимый социально-экономический институт отечественной экономики, но с переходом на современные условия хозяйствования она была вынуждена вступить в конкурентную борьбу с новыми участниками рынка. Как результат совокупного влияния внешних (снижение покупательной способности населения, обслуживаемого потребительской коопераци-
ей; разрыв сложившихся экономических связей; усиление конкуренции со стороны предприятий других форм собственности; несовершенство налоговой и кредитной систем и др.) и внутренних (значительное число объектов материально-технической базы; недостаток собственных оборотных средств; отсутствие опыта работы в новых условиях хозяйствования; разрыв устоявшихся коммерческих и хозяйственных связей; развал системы государственной закупки сельхозпродукции и бытового обслуживания и т.д.) негативных факторов система потребительской кооперации из категории прибыльных и эффективных субъектов хозяйствования перешла в конце 90-х гг. ХХ в. в категорию убыточных, кризисных. И лишь на рубеже третьего тысячелетия организациям потребительской кооперации удалось преодолеть негативные тенденции спада объемов хозяйственной деятельности, убыточности субъектов хозяйствования и видов деятельности, стали проявляться позитивные тенденции, позволяющие стабилизировать хозяйственную ситуацию и создать условия для обеспечения эффективного развития.
Это утверждение подтверждают данные пресс-центра Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации. За 2009-2012 гг. совокупный объем деятельности потребительской кооперации Российской Федерации вырос в 1,2 раза, в том числе оборот розничной торговли возрос с 144,3 млрд. руб. до 171 млрд. руб., оборот общественного питания с 12,1 млрд. руб. до 15 млрд. руб., платных услуг населению оказано на 25% больше, чем в 2009 г.[5].
Доля оборота розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации в обороте Курской области в 2013 г. незначительна и составляет 2,6%. Но сложившаяся за 2009-2013 гг. динамика объемных показателей деятельности в разрезе отраслей хозяйствования указала на поступательное развитие кооперативных организации Курской области (таблица 1).
Наиболее быстрыми темпами развиваются общественное питание, оптовая и розничная торговля, где рост составил 2,2, 1,7 и 1,5 раза соответственно. Наименьший прирост объемов деятельности отмечен в производстве потребительских товаров (на 8,4%), что, на наш взгляд, обусловлено значительной изношенностью материально-технической базы кооперативной промышленности и отсутствием инвестиционных вложений в данную отрасль деятельности кооперативных организаций.
Таблица 1 - Динамика и структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации Курской
2013 г.
Наименование показателей 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. к 2009 г. раз (+,-)
в действующих ценах, тыс. руб.
Совокупный объем деятельности, всего 3366569 3788936 4241873 4639306 4920546 1,5
оборот розничной торговли 2528717 2852860 3166896 3431585 3646391 1,6
оборот общественного питания 325368 378077 440061 528202 565500 1,7
оборот оптовой торговли 60371 67586 128781 131372 131392 2,2
объем закупок сельскохозяйственной продук- 257090 283810 305114 332879 361737 1,4
ции и сырья
объем производства потребительских товаров 170140 179322 173409 184401 184406 1,1
объем платных услуг населению 24833 27281 27612 30867 31120 1,3
в % к совокупному объему
оборот розничной торговли 75,1 75,3 74,7 74,0 74,1 -1
оборот общественного питания 9,7 10,0 10,4 11,4 11,5 1,8
оборот оптовой торговли 1,8 1,8 3,0 2,8 2,7 0,9
объем закупок сельскохозяйственной продук- 7,6 7,5 7,2 7,2 7,4 -0,3
ции и сырья
объем производства потребительских товаров 5,1 4,7 4,1 4,0 3,7 -1,3
объем платных услуг населению 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 -0,1
Поскольку большую часть оборота хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации формируют отрасли сферы услуг: торговля и общественное питание, доля которых в совокупном обороте составляет 88%, то целесообразным представляется анализ динамики данных отраслей в разрезе районных организаций потребительской кооперации Курской области (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика оборота отраслей сферы услуг потребительской кооперации Курской области за
Наименование потребительских обществ Темпы роста оборота 2013 г. % к 2009 г.,
розничная общественное платные
торговля питание услуги
Бесединское 182,0 73,4 415,7
Б. Солдатское 131,8 162,7 77,6
Горшеченское 127,5 188,6 46,1
Железногорское 135,0 62,2 97,7
«Луч» Золотухинского 209,5 336,2 520,5
р-на
ООО «Гермес» Касто- 158,9 50,2 16,7
ренского р-на
Конышевское 178,7 136,1 112,0
Кореневское 218,2 146,3 110,7
Курское 134,7 - 80,2
Льговское 185,1 244,1 132,7
«Виктория» Манту- 130,9 247,0 48,9
ровского р-на
«Восход» Медвенско- 143,9 160,2 612,2
го р-на
Прямицино 131,7 300,5 106,5
Поныровское 154,5 288,4 114,7
«Рассвет» Пристенско- 216,9 149,4 1217,0
го р-на
ООО «Рыльск» 169,5 - 127,5
Советское 246,6 255,5 145,2
Солнцевское 165,6 297,0 140,4
Суджанское 174,2 115,4 279,1
Тимское 197,9 167,9 116,7
Фатежское 152,3 - 195,3
ООО «Альянс» Хому- 133,4 173,7 90,3
товского района
ООО «Единство» Че- 152,4 549,5 164,8
ремисиновского р-на
Щигровское 135,9 1513,5 150,3
Мурыновское 37,6 - -
Коопзаготпромторг 126,8 - 229,2
Промкомбинат 16,5 - -
Всего по облпо-трбсоюзу 156,4 172,9 124,8
Оборот потребительской кооперации на 2,7% формирует сфера оптовой торговли, но поскольку функции оптовой торговли реализуются только в пяти потребительских обществах - «Беседенском», «Большесолдат-ском», «Тимском», «Фатежском» и «Коопзаготпром-торг», то в сведения о динамике оптового оборота в массив анализируемых данных не вошли.
Оборот розничной торговли увеличился повсеместно во всех потребительских обществах, за исключением потребительских обществ «Мурыновское» и «Промкомбинат», по характеру местоположения являющихся городскими потребительскими обществами. Темп роста выше среднего значения (154%) отмечен в 13 исследуемых районных организациях. Максимальный прирост оборота розничной торговли, более чем в 2 раза, был достигнут в районных потребительских обществах «Советское», «Кореневско», «Рассвет» Пристенского района и «Луч» Золотухинского района (рисунок 2).
Рисунок 2 - Темпы роста оборота розничной торговли потребительских обществ Курской области за 2009-2013 гг., %
Сфера общественного питания Курской области является наиболее динамичной отраслью хозяйствования. Если в целом увеличение объемов в 2013 г. по сравнению с 2009 г. было выше, чем в розничной торговле и составило 72,9%%, то в отдельных кооперативных организациях: потребительских обществах «Беседен-ское», «Железногорское», ООО «Гермес» Касторенско-го района - наблюдалось сокращение объема деятельности на 26,6%, 37,8% и 49,8 соответственно. Более чем в половине кооперативных организаций темп роста оборота общественного питания был ниже среднего. Со значительным отрывом в темпах развития лидирует потребительское общество «Щигровское», объемы деятельности которого в сфере общественного питания возросли более чем в 15 раз (рисунок 3).
1520
1120
920
720
1 1
1 !■■■--_
■ ■■■■■■ II ■ II
£ / / / / / / / / с? / / £ / / / / / Л £ ./ / / / л// ./ ./ / / / / / / /
Рисунок 3 - Темпы роста оборота общественного питания потребительских обществ Курской области за 2009-2013 гг., %
Организация оказания платных услуг населению, несмотря на небольшую долю в совокупном обороте -0,6%, является одним из основных направлений деятельности потребительской кооперации, имеющее большое социальное значение, поскольку целый ряд услуг, оказываемых кооперативными организациями, не предоставляются другими организациями, носят эксклюзивный характер и крайне востребованы, особенно в сельских районах, не имеющих достаточно развитой бытовой инфраструктуры. Только часть потребительских обществ исследуемого субъекта сферы услуг достигла темпов роста объема оказываемых платных услуг выше среднего (рисунок 4).
Рисунок 4 - Темпы роста оборота оказанных населению платных услуг потребительскими обществами Курской области за 2009-2013 гг., %
В 12 раз возрос объем услуг, оказываемых потребительской кооперацией жителям Пристенского района; в 6 раз жителям Медвеского района, в 5 раз Золотухинсткого. Более чем в 4 раза по сравнению со значением показателя 2009 г., услуг, оказываемых системой потребительской кооперации, потребили жители Курского района, обслуживаемые потребительским обществом «Беседенское». Сокращение хозяйственного оборота от оказания платных услуг произошло в потребительских обществах «Желез-ногорское», «Курское», «Б.Солдатское», «Виктория», «Горшеченское», ООО «Альянс», ООО «Гермес».
Для системы потребительской кооперации, призванной улучшать экономическое и социальное положение пайщиков и жителей села, развитие сферы услуг может стать мощным источником роста доходов, что обусловлено соответствующими предпосылками:
- наличие собственной развитой инфраструктуры, в том числе материально-технической базы, создаваемой на протяжении многих десятков лет;
- традиционные связи с местными производителями, поставщиками сырья, материалов, населением;
- наличие широкого круга лояльных покупателей, в первую очередь работников и пайщиков потребительской кооперации;
- непривлекательность сельского рынка потребительских товаров и услуг для сетевых коммерческих структур.
Предприятия сферы услуг потребительской кооперации обладают значительным потенциалом развития, но вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые должны учитываться при определении ключевых направлений развития. В частности, большинство из них имеет небольшие площади, значительное количество убыточных магазинов, в том числе, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек, которые зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Поэтому развитие сферы услуг потребительской кооперации возможно с позиции социальной ориентации и обслуживания населения в малонаселённых и отдалён-
ных населённых пунктах с использованием создаваемого социального эффекта как конкурентного преимущества.
В отношении направлений развития розничной торговли, общественного питания и оказания платных услуг населению целесообразны:
- внедрение единых кооперативных брендов;
- оптимизация формата предприятий торговли и общественного питания и методов предоставления услуг в соответствии с тенденциями современного рынка;
- развитие производства кулинарных, кондитерских, хлебобулочных изделий и полуфабрикатов на базе объектов общественного питания и поставка их в собственную сеть торговли и питания;
- оптимизация перечня предоставляемых населению услуг критериям комплексности, востребованности, эксклюзивности рентабельности и конкурентоспособности;
- проведение мониторинга по выявлению потребностей в необходимых услугах с учётом платёжеспособного спроса потребителей.
В рамках решения этих задач должны обеспечиваться:
- увеличение объёмов деятельности и повышение эффективности работы кооперативных предприятий;
- развитие и совершенствование материально-технической базы, внедрение прогрессивных технологий;
- разработка эффективной маркетинговой стратегии.
Развитие сферы услуг в современной экономике сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях, но, несмотря на это, потребительской кооперации Курской области удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу. Всё это - достаточные предпосылки к активному развитию сферы услуг потребительской кооперации на единой идеологической, экономической и организационной основе.
Список использованных источников
1 Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, от 23.04.2012 №37-ФЗ).
2 Социально-экономическое положение потребительской кооперации Курской области в 2009-2013 годах. - Курск: Курский областной союз потребительских общества, 2014
3 Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). [Сайт]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2014).
4 Общероссийские классификаторы. [Сайт]. - URL: http://klassifikators.ru (дата обращения: 15.10.2014).
5 Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ). [Сайт]. - URL: http://www.rus.coop (дата обращения: 15.10.2014).
Информация об авторе
Пахомова Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Курского государственного университета, тел. 8(4712) 56-22-29, e-mail: [email protected]
LOCATION OF CONSUMER COOPERATION KURSK REGION IN THE DEVELOPMENT OF SERVICE REGION
J.A. Pahomova
Abstract. The paper dwells the system of consumer cooperation; presents an analysis of the current state of economic practices consumer cooperatives; defines the place of consumer cooperatives in the service sector of the Kursk area, which allows to identify priorities to development of services cooperative organizations.
Key words: services, consumption cooperation, retail, public catering, paid services.