Научная статья на тему 'Роль современной потребительской кооперации Таджикистана на рынке потребительских товаров и услуг в условиях рыночной экономики'

Роль современной потребительской кооперации Таджикистана на рынке потребительских товаров и услуг в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / УСЛУГИ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТОРГОВЛЯ / ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ / CONSUMER COOPERATION / MARKET OF CONSUMER GOODS / SERVICES / DEMAND / SUPPLY / TRADE / PRODUCTION OF GOODS / КООПЕРАТСИЯИ МАТЛУБОТ / БОЗОР / МОЛҳОИ ИСТЕЪМОЛЙ ВА ХИЗМАТРАСОНЙ / АРЗА / ТАЦОЗО / САВДО / ИСТЕҳСОЛИ МОЛҳО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибов С., Джамшедов М.

Исследована роль потребительской кооперации на рынке потребительских товаров в социально-экономическом развитии Таджикистана в условиях функционирования рыночной экономики. Особое место отведено общей характеристике потребительской кооперации как самостоятельной социально-экономической системы и многоотраслевого хозяйства. Отмечается весомый вклад кооперативных организаций в торговую, производственную, заготовительную, внешнеэкономическую деятельность и в оказание услуг в общественном питании, другие виды выполняемых ими работ при реализации продукции собственного производства и импортных товаров, а также при оказании широкого спектра услуг сельскому населению. Приведена динамика роста показателей хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации республики в 2005-2014 годах и осуществлен многофакторный анализ розничного товарооборота на основе использования уравнения множественной регрессии, а также показаны результаты сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности данной системы хозяйствования за 2014-2016 годы, сформулированы соответствующие обобщения и выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хабибов С., Джамшедов М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Consumer Societies of Tajikistan at the Market of Goods and Services under Market Economy Conditions

The role of consumer cooperation in the social and economic development of Tajikistan at the market of consumer goods in relation to the conditions of a market economy functioning is researched in the article. A special place in the work is occupied by general characteristics of consumer cooperation as an independent social and economic system of a diversified economy. Significant contribution of cooperative organizations into implementation of trade, production, procurement, outward economic activity and into provision of services in the field of public catering, other types of work performed in the process of selling home and imported goods, as well as providing a wide range of services to the rural population are mentioned in the article. The paper demonstrates the dynamics of growth in the indices of economic activity of the system of consumer cooperation in the republic in 2005-2014 and carries out a multifactor analysis of retail turnover based on the use of a multiple regression equation. The main indicators of the financial and economic activities of this economic system for 2014-2016 are adduced; corresponding generalizations and conclusions being formulated.

Текст научной работы на тему «Роль современной потребительской кооперации Таджикистана на рынке потребительских товаров и услуг в условиях рыночной экономики»

УДК 339. 3. 332.1 ББК 65.422.8. (5-Тадж.)

Хабибов Сафиувло, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятии и организации предпринимательства ТГУК Джамшедов Махмадназар, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятий и организации предпринимательства ТГУК (Таджикистан, Душанбе)

%абибов Сафиувло, д.и.и., профессори кафедраи ицтисоди корхонауо ва ташкили соуибкории ДДТТ Чамшедов Махмадназар, н.и.и., дотсенти кафедраи ицтисоди корхонауо ва ташкили соуибкории ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе)

Habibov Safiyuvlo, Dr. of Economics, Professor of the department of enterprise economy and organization of entrepreneurship under the TSUC Jameshedov Mahmadnazar, candidate of the sciences of economics, Associate Professor of the department of enterprise economy and organization of entrepreneurship under the TSUC (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: mahmadnazar_54@mail. ru

Ключевые слова: потребительская кооперация, потребительский рынок, услуги, спрос, предложение, торговля, производство товаров

Исследована роль потребительской кооперации на рынке потребительских товаров в социально-экономическом развитии Таджикистана в условиях функционирования рыночной экономики. Особое место отведено общей характеристике потребительской кооперации как самостоятельной социально-экономической системы и многоотраслевого хозяйства. Отмечается весомый вклад кооперативных организаций в торговую, производственную, заготовительную, внешнеэкономическую деятельность и в оказание услуг в общественном питании, другие виды выполняемых ими работ при реализации продукции собственного производства и импортных товаров, а также при оказании широкого спектра услуг сельскому населению. Приведена динамика роста показателей хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации республики в 2005-2014 годах и осуществлен многофакторный анализ розничного товарооборота на основе использования уравнения множественной регрессии, а также показаны результаты сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ТАДЖИКИСТАНА НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

НАЦШИ КООПЕРА ТСИЯИ МА ТЛУБОТИ МУОСИРИ ТОЧИКИСТОН ДАР БОЗОРИ МОЛ^ОИ ИСТЕЪМОЛИ ДАР ШАРОИТИ ИЦТИСОДИ БОЗОРИ

THE ROLE OF CONSUMER SOCIETIES OF TAJIKISTAN AT THE MARKET OF GOODS AND SERVICES UNDER MARKET ECONOMY CONDITIONS

данной системы хозяйствования за 2014-2016 годы, сформулированы соответствующие обобщения и выводы.

Калидвожа^о: кооператсияи матлубот, бозори, молуои истеъмоли ва хизматрасони,

арза, тацозо, савдо, истеусоли молуо

Дар мацола нацши кооператсияи матлубот дар рушди ицтимоию щтисодии Тоцикистон ва бозори молуои истеъмоли дар шароити фаъолияти ицтисоди бозори мавриди тауциц царор дода шудааст. Ба тавсифи умумии кооператсияи матлубот, уамчун низоми мустацили ицтисодиву ицтимой ва хоцагии бисёрсоуа ауамияти махсус дода шудааст. Ташкилотуои кооперативи дар савдо, фаъолияти истеусоли, маусулот-тайёркунй,фаъолияти ицтисодии хорицй ва инчунин дар бахши хизматрасонии соуаи хуроки умуми ва дигар намудуои кору хадамоти дар раванди фуруши маусулоти истеусоли ватани ва молуои содироти ицрокунанда, уамчунин уангоми расонидани хизматуои гуногун ба ауолии деуот сауми назаррас мегузоранд. Дар мацола тагйирёбии суръати афзоиши нишондиуандауои фаъолияти хоцагии низоми кооператсияи матлу-боти цумуури дар солуои 2005-2014 оварда шудааст. %амчунин таулили бисёромилаи гардиши чаканаи мол дар асоси истифодаи регрессияи мацмуи амали гардонида, нати-цауои таулили муцоисавии нишондиуандауои асосии фаъолияти молиявию хоцагидории низоми мазкур дар солуои 2014-2016 нишон дода шудаанд.

Key words: consumer cooperation, market of consumer goods, services, demand, supply, trade,

production of goods

ne role of consumer cooperation in the social and economic development of Tajikistan at the market of consumer goods in relation to the conditions of a market economy functioning is researched in the article. A special place in the work is occupied by general characteristics of consumer cooperation as an independent social and economic system of a diversified economy. Significant contribution of cooperative organizations into implementation of trade, production, procurement, outward economic activity and into provision of services in the field of public catering, other types of work performed in the process of selling home and imported goods, as well as providing a wide range of services to the rural population are mentioned in the article. The paper demonstrates the dynamics of growth in the indices of economic activity of the system of consumer cooperation in the republic in 2005-2014 and carries out a multifactor analysis of retail turnover based on the use of a multiple regression equation. The main indicators of the financial and economic activities of this economic system for 2014-2016 are adduced; corresponding generalizations and conclusions being formulated.

Предприятия и организации потребительской кооперации Таджикистана играют особую роль и имеют существенное значение в социально-экономическом развитии республики, и преимущественно в повышении уровня жизни сельских жителей. Многолетний исторический опыт показывает, что многоотраслевая система потребительской кооперации как наиболее социально ориентированная негосударственная и некоммерческая экономическая система, за более чем 90-летний период успешного функционирования прошла сложный, но поучительный путь от добровольной и социально значимой кооперации мелких производителей и потребителей до создания устойчивых и

независимых районных потребительских обществ и их союзов на уровне областей, районов и республики в целом.

В 90-х годах прошлого века потребительская кооперация Таджикистана пережила разрушительное действие гражданской войны и испытала трудности адаптации к условиям и механизмам рыночной системы хозяйствования. Обладая богатым опытом управления и компетентными кадрами, живучестью, необходимыми навыками руководителей и специалистов, потребительской кооперации удалось в трудные годы сохранить данную систему и найти пути выхода из кризисной ситуации. Но подавляющее большинство кооперативных организаций потеряли в годы гражданской войны прежние позиции, традиции и, особенно, конкурентные преимущества. Тем не менее, потребительская кооперация как самостоятельная социально-экономическая система не только была сохранена, но и постепенно нарастила темпы основных показателей деятельности, особенно в производстве товаров, в развитии подсобных хозяйств, в заготовке и реализации сырья для нужд предприятий пищевой промышленности и готовых сельскохозяйственных товаров для розничной реализации, в первую очередь в интересах сельского населения.

В годы государственной независимости республики предприятия и организации потребительской кооперации товарами собственного производства целенаправленно внесли нарастающий вклад в обеспечение потребностей населения, а также обеспечили его товарами из других источников поступления, включая импорт. В результате принятых и реализованных организационно-экономических мер улучшилась организация торговли потребительскими товарами и оказания услуг населению сельской местности, членам-пайщикам кооперативных организаций и даже, частично, - населению городов. Но, по нашему мнению, торговая деятельность и общественное питание в системе потребительской кооперации все еще нуждаются в серьезном улучшении путём развития торговой и складской сети, оптовой и розничной торговли, насыщения рынка продовольственными товарами за счет наращивания темпов собственного производства и поисков подходов для развития инновационной деятельности, внедрения достижений науки и современных технологий в целевую деятельность, ориентированную на требования рыночной экономики, а также совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.

Деятельность потребительской кооперации имеет стратегическое социально-экономическое значение при реализации стратегии обеспечения продовольственной безопасности республики, повышении уровня жизни населения. Велик вклад кооперативных организаций и предприятий в показатели объема, качества и ассортимента производства продовольственных товаров, особенно в хлебопечение, производство макаронных, кондитерских, безалкогольных напитков, кваса, пива, плодоовощных консервов, колбасных изделий, мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, тортов и восточных сладостей, выращивание бахчевых культур, свежих овощей и фруктов, сухофруктов (абрикосов, изюма, кишмиша, орехов), производство меда и других потребительских товаров, а также оказание широкого спектра услуг в системе национального рынка потребительских товаров и услуг.

Анализ статистических данных Союза «Таджикматлубот» за 2009-2014 годы наглядно подтверждает, что общий объем производства продукции в системе за этот период имеет положительную динамику, что характеризует восстановление прежних позиций потребительской кооперации в социально-экономическом развитии страны. В настоящее

время перед потребительской кооперацией стоит задача не только восстановления достигнутого в 80-е годы уровня экономической деятельности, но и в развития системы в целом и создания прочных основ для повышения эффективности хозяйствования. С 2001 года наблюдается формирование прочной базы устойчивого развития потребительской кооперации, что совпало с курсом на экономический рост, который был объявлен Правительством Республики Таджикистан в дни празднования десятилетия государственной независимости. [4, с. 423-424]

Рыночная экономика, ее развитие и углубление требуют активного реформирования экономической деятельности в стране и повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Между тем процесс реформирования многоотраслевой системы потребительской кооперации является достаточно сложной и ответственной задачей, и система еще не до конца адаптировалась к условиям и требованиям рыночного хозяйствования. Организации и предприятия в ряде случаев работают по-прежнему неэффективно; действующая материально-техническая база, методы и формы управления, а также интеграционные связи с субъектами производства нуждаются в кардинальном изменении и совершенствовании.

Рассматривая содержание рыночной экономики, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами товарного обращения, т.е. с торговой деятельностью. Система располагает потенциальными резервами для развития производственной, заготовительной, внешнеэкономической деятельности и повышения качества торговых и других видов услуг, участия в развитии туризма, модернизации торгово-технологических процессов.[3, с. 5]

Потребительская кооперация призвана умело управлять спросом населения на потребительские товары и услуги преимущественно на сельских территориях страны. Как известно, реформа предприятий потребительской кооперации предполагает совершенствование коммерческой работы на рынке потребительских товаров, направленной на его реструктуризацию, повышение эффективности производства и усиление конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, рост производительности труда, снижение нерациональных текущих затрат, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, а также мер государственной поддержки и развития новых форм кооперативного хозяйствования.

Проведенный нами анализ статистической информации за 1991-2000 гг. подтверждает, что потребительская кооперация находилась в сложной финансово - экономической ситуации: ряд действующих предприятий торговли и производства функционировал неэффективно, не получая прибыли как главного финансового результата от ведения всех видов хозяйственной деятельности.

Несмотря на имеющие место негативные явления и трудности, за короткое время по инициативе правления Союза «Таджикматлубот» были разработаны и осуществлены на практике пятилетние Программы развития основных отраслей деятельности потребительской кооперации (промышленность, заготовка сельскохозяйственной продукции, розничная, оптовая торговля, услуги и др.), что в целом оказало положительное воздействие на процесс постепенного восстановления и адаптационного развития данной социально-экономической системы к условиям и особенностям рыночных отношений.

Система потребительской кооперации в целом и её организации, выбрав рациональные методы организации и управления, взяли под постоянный контроль и осущест-

вление мониторинга процесс реализации ориентиров, обозначенных в Программах развития отраслей деятельности потребительской кооперации на период двух пятилетий (2005-2009 гг. и 2010-2014 гг.). Правительство страны в этот период приняло ряд судьбоносных решений по усилению мер господдержки и развития потребительской кооперации. При непосредственной поддержке Правительства страны и Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона 12 марта 1992 года за № 583 был принят Закон Республики Таджикистан «О потребительской кооперации в Республике Таджикистан». Затем были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Таджикистан «О потребительской кооперации в Республике Таджикистан» от 2 декабря 2002 года, № 93. [1] В результате государственной поддержки потребительская кооперация приобрела твердую организационно-правовую базу для активной деятельности в условиях становления и развития рыночной экономики. Она постепенно адаптировала свою многоотраслевую деятельность к условиям и механизмам рыночного хозяйствования, проведя реформирование системы в целом и организаций потребительской кооперации.

Показатели хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания, предприятий промышленности, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции были не только заметно улучшены, но и набрали темпы роста. Основные показатели деятельности потребительской кооперации за последние десять лет приведены в табл. 1.

Таблица 1. Динамика общего объёма и темпов намечаемого роста основных показателей финансово - хозяйственной деятельности потребительской кооперации Таджикистана по _двум сравниваемым пятилеткам (2005-2009 и 2010-2014 гг.) [2, с. 176-184]

П/п Показатели Ед. изм. 2005-2009 годы 2010-2014 годы Темпы роста, во сколько раз и в %

1 Объем розничного товарооборота, всего тыс. сомони 299 790,0 576 966,0 1,9 раза

2 Объем розничного товарооборота в общественном питании -»- 62 496,0 160 999,5 2,6 раза

3 в том числе: оборот по собственной продукции -«- 54 727,7 143 531,0 2,6 раза

4 Удельный вес продукции собственного производства в общественном питании % 87,57 89,15 1 + 1,52

5 Объем закупки и производства сельскохозяйственной продукции тыс. сомони 255 333,0 569 654,0 2,2 раза

6 Объем промышленной продукции -«- 39 421,1 107 567,6 2,7 раза

7 в том числе: продовольственной продукции -«- 38 636,1 99 234,8 2,6 раза

8 Объем производства продукции в подсобных хозяйствах -«- 2 896,0 2 0812,0 7,2 раза

9 Балансовая прибыль тыс. сомони 42 513,0 95 650,0 2,3 раза

10 Численность пайщиков человек 141 674 173 856 122,7 %

Приведенные в таблице 1 данные убедительно свидетельствуют о динамичном росте основных показателей финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации страны. Если общий объем розничного товарооборота кооперативной торговли в 2005-2009 гг. составил 299,8 млн сомони, то в 2010-2014 гг. - почти 577,0 млн сомони, т.е. вырос в 1,9 раза. При этом опережающие темпы роста товарооборота наблюдаются в розничной торговле и общественном питании. Оборот по выпуску собственной продукции увеличился в 2,6 раза. Удельный вес продукции собственного производства предприятий общественного питания за рассматриваемый период вырос с 87,6 до 89,1 процента. Важно то, что наблюдается рост общего объема производства промышленной продукции на производственных предприятиях, закупки и реализации сельскохозяйственной продукции соответственно в 2,7-2,2 раза, а производства продовольственных товаров - в 2,6 раза.

Проведенный нами многофакторный анализ фактической суммы розничного товарооборота системы потребительской кооперации Таджикистана за десять предыдущих лет на основе использования уравнения множественной регрессии с учетом разнонаправленного влияния следующих пяти основных факторов по стандартной программе статистических расчетов на компьютере показал следующий результат: Y=-5540,683+0,193Xl-0,801X2 +0,156 Xз+0,558X+1,772X5,

Y- розничный товарооборот, млн сомони; Х1 - денежные доходы населения, млн сомони; Х2 - продукция промышленности, млн сомони; Х3 - продукция сельского хозяйства, млн сомони; Х4 - импорт продукции, млн долларов США; Х5 - численность населения РТ на конец года, тыс. чел.

Балансовая прибыль как главный показатель финансовых результатов основной деятельности потребительской кооперации возросла за эти годы в 2,3 раза, что указывает на некоторое улучшение экономической эффективности системы потребительской кооперации.

Для того, чтобы реально представить изменение показателей системы социально-экономического развития её отраслей, в табл. 2 отражены фактические данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации республики за 2009 - 2014 гг.

Таблица 2. Сравнение отчетных показателей финансово—хозяйственной деятельности потребительской кооперации Таджикистана за 2009 г. и 2014 г.

П/ п Показатели Ед.изм. Годы 2014 г. в % к 2009 г.

2009 2014

1 Общий объем розничного товаро-оборота млн. сом. 114,5 149,4 130,5

вт.ч.:

Оборот розничной торговли и продукции сельского хозяйства -«- 93,2 112,4 120,6

из него: - оборот продукции сельского хозяйства -«- 62,6 73,5 117,4

- Товарооборот предприятий -«- 21,3 36,9 1,7 раза

общественного питания

из него: оборот собственной продукции -«- 19,1 29,8 156,0

2 Объем закупки и запасов сельхоз-продукции -«- 84,6 114,7 135,6

3 Производство потребительских товаров -«- 12,3 25,3 2,1 раза

4 Число подсобных хозяйств ед. 59 х -

5 Пчелиные семьи ед. 1188 1818 + 630

6 Единовременные сборы на рынках млн. сомони 8,6 10,9 126,7

7 Платные услуги, всего -«- 2,7 6,0 2,2 раза

8 Арендная плата, всего -«- 4,9 11,6 2,4 -«-

9 Валовой доход, всего -«- 76,2 128,1 1,7 -«-

10 Текущие затраты,всего -«- 60,1 119,3 2,0 -«-

в том числе: заработная плата -«- 20,6 37,5 1,8 -«-

11 Налоги разные, всего -«- 18,4 41,4 2,2 -«-

12 Балансовая прибыль, всего -«- 16,1 8,8 54,6 %

Источник:: Данные Союза «Таджикматлубот» за 2009-2014 гг. [5]

х- отсутствует информация.

Данные, приведенные в таблице 2, в целом характеризуют динамику роста основных показателей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Так, общая сумма розничного товарооборота кооперативной торговли в 2014 году составляла 149,4 млн сомони, тогда как по итогам 2009 г. она была равна 114,5 млн сомони, т.е. за этот период увеличилась на 130,5 %. Более опережающие темпы роста имели место по обороту предприятий общественного питания - в 1,7 раза, в т.ч. оборот собственной продукции возрос почти в 1,6 раза, объём закупки и запасов сельскохозяйственной продукции составил 135,6 %, производство потребительских товаров выросло в 2,1 раза, объём платных услуг - в 2,2 раза, арендная плата - в 2,4 раза, валовой доход - в 1,7 раза.

Вопреки ожиданиям, оборот предприятий розничной торговли, включая реализацию сельскохозяйственной продукции, в том числе оборот продукции сельского хозяйства, был значительно ниже среднего процента розничной реализации товаров по системе потребительской кооперации в целом. Отчисления всех видов налогов в доход государственного бюджета за анализируемый период увеличились на 23,0 млн сомони (41,4 млн сомони в 2014 г. против 18,4 млн сомони в 2009 г.) Для устранения отмеченных негативных тенденций, на наш взгляд, целесообразно сконцентрировать внимание руководителей, специалистов и работников массовых профессий на необходимость неуклонного повышения социально-экономической эффективности предприятий как основного звена системы потребительской кооперации.

В настоящее время потребительская кооперация Таджикистана объединяет 3 областных потребительских союза (Согдийской, Хатлонской областей и Горно-Бадахшанской автономной области) и 52 районных потребительских общества (райпо).

В связи с тем, что сельское население страны удовлетворяет свои потребности в основном на рынках потребительских товаров, их превращение в настоящие центры организации торговли является требованием времени.

Правление Союза «Таджикматлубот» уделяет особое внимание строительству и восстановлению крытых рынков как районных центров по организации торгового обслуживания населения. В последние годы большинство центральных рынков городов и районов республики отремонтировано и восстановлено, а в некоторых регионах построены новые центры, где клиентам оказывается широкий круг востребованных и доступных услуг. Так, в 2016 году построены и сданы в эксплуатацию 14 кооперативных промышленных предприятий, где производство продукции составило 7,3 млн сомони, а их финансовым источником являются собственные средства потребительской кооперации. Только за последние три года, и особенно в период встречи 25-летия государственной независимости Республики Таджикистан, осуществлены строительство и сдача в эксплуатацию более 20 производственных и торговых предприятий, что в определенной степени улучшило состояние инфраструктуры отрасли.

Экспорт продовольственной продукции в 2016 г. составил 1 700,2 тонны, в том числе овощей - 1 140 тонн, свежих и сушеных фруктов - 560,2 тонны. За анализируемый период были созданы 3 100 новых рабочих мест, что содействовало повышению занятости сельского населения.

Потребительская кооперация вносит достойный вклад в выполнение Программы Правительства Республики Таджикистан по снижению уровня бедности населения.

Пополнение доходной части государственного бюджета всегда находится в центре внимания руководителей и специалистов Союза «Таджикматлубот», в том числе их подведомственных организаций и предприятий. В связи с этим в 2016 г. по всем видам налогов в госбюджет было перечислено более 35,3 млн сомони денежных средств [5].

Из года в год расширяются внешнеторговые связи Союза «Таджикматлубот» с кооперативными и другими организациями стран СНГ, Центральной Азии и дальнего зарубежья. Успешно растет объем внешней торговли с Российской Федерацией, с Республикой Казахстан, Кыргызстаном и Исламской Республикой Афганистан.

Расширение взаимодействия с сельским населением, дехканскими (фермерскими) хозяйствами и другими производителями материальных благ является одной из приоритетных стратегических задач работников потребительской кооперации Таджикистана. В этом направлении осуществляются конкретные меры. В частности, в 2016 г. работниками системы потребительской кооперации было закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 114,7 млн сомони, часть которой была направлена на пополнение товарного запаса текущего и целевого хранения для последующего обеспечения потребителей в осенне-зимний период. С одной стороны, это способствует непрерывному улучшению обеспечения населения продукцией и сохранению стабильного уровня цен, а с другой стороны, содействует росту экономической деятельности кооперативных организаций в условиях функционирования рынка.

Следует отметить, что реформа системы потребительской кооперации и ее развитие невозможны без государственной поддержки. Поэтому ключевыми задачами реформы предприятий и всей системы потребительской кооперации, на наш взгляд, могут быть:

- обеспечение инвестиционной привлекательности зоны действия кооперативных организаций, защита прав инвесторов и предоставление им льгот, гарантий деятельности;

- четкое разграничение прав и ответственности предпринимателей, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в общем капитале;

- обеспечение учредителей, участников, инвесторов, кредиторов достоверной рыночной информацией о финансово-экономическом положении предприятий и организаций;

- создание эффективного механизма хозяйствования и методов управления предприятием с целью решения социально-экономических задач и улучшения качества услуг, оказываемых населению.

Функционирование рыночной экономики в стране требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности -торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является повсеместное налаживание режима экономии затрат, который заключается в более рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и номенклатуры издержек обращения на основе анализа финансового положения организаций и предприятий и перспектив развития торговой, производственной, финансовой и прочей деятельности организаций потребительской кооперации.

В настоящее время, когда потребность в финансовых средствах для бесперебойного финансирования хозяйственной деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск неиспользованных и скрытых резервов повышения эффективности деятельности кооперативных организаций приобретает первостепенное значение. Это в свою очередь повышает значение совершенствования механизмов организации и управления системы потребительской кооперации и ее отдельных объектов, перехода на инновационные методы хозяйствования, повышение производительности труда работников отрасли.

Предприятия и организации потребительской кооперации призваны успешно функционировать, умело действовать в условиях рыночной конкуренции ради каждого потребителя и предлагать людям широкий ассортимент высококачественных товаров и услуг. Чтобы завоевать и сохранить лидерские позиции на рынке, недостаточно просто предложить товар, но необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта на основе подходов и методов современного маркетинга и менеджмента. Для длительной успешной работы предприятию необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, осуществлять его сегментацию, определить расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции на перспективных рынках потребительских товаров и услуг.

Поиск и стимулирование привлечения инвестиций отечественных и зарубежных, в т.ч. собственных, финансовых ресурсов организаций потребительской кооперации, особенно для создания необходимой торговой инфраструктуры, очень актуально и приобретает первостепенное значение. На наш взгляд, вложение средств в развитие современной торговой инфраструктуры в ближайшие годы и на перспективу - неотложная задача. Важна также задача создания оптовых центров торговли самой системы. Однако их успешное функционирование немыслимо без создания широкой сети распределительных складов и овоще- и картофелехранилищ, а также без специализированного транспорта. В связи с этим актуальной проблемой остается создание в республике и в районах совместных торгово-транспортных компаний, использование кластерного подхода на базе областных и межрайонных организаций потребительской кооперации с АПК и другими отраслями региональной экономики.

Таким образом, потребительская кооперация призвана реализовать социальные задачи, с другой стороны, - рыночные условия требуют развития предпринимательской деятельности в системе потребительской кооперации.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О потребительской кооперации в Республике Таджикистан» (от 13 марта 1992 г. за № 583, с внесением изменений и дополнений от 2 12.2002, за № 93).

2. XVI съезд потребительской кооперации Таджикистана. - Душанбе: ООО «Хочи Хасан», 2012.- 185 с.

3. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России XXI века. - Новосибирск: Сиб. унт потребительской кооперации, 1999. - 239 с.

4. Мирзоев Я. Потребительская кооперация Таджикистана. - Душанбе: Адиб, 2005.- 566 с.

5. Данные Союза «Таджикматлубот» за 2009-2014 гг.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Law "On Consumer Cooperation in Tajikistan Republic" (from March 13, 1992, #. 583, with amendments and additions for December 2, 2002, # 93).

2. The XVI-th Congress of Consumer Cooperation of Tajikistan. - Dushanbe: .... "Hoji Hasan", 2012.- 185 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Efremova G.M. Consumer Cooperation of Russia Referring to the XXI-th Century. -Novosibirsk: Siberian University of Consumer Cooperation, 1999. - 239 pp.

4. Mirzoev Ya. Consumer Cooperation of Tajikistan. - Dushanbe: Man-of-Letters, 2005.- 566pp.

5. The Union's Data "Tajik matlubot"for 2009-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.