Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС'

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расколодько Н.И.

В статье рассмотрены основные аспекты развития учебно-познавательной компетентности младших школьников как социально-педагогического процесса, который является системой мер, включающей содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания, и ориентируется на взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

3. Демидович Б.П. Об орбитальной устойчивости ограниченных решений автономной системы // Дифференц. уравнения, 1968, 4:8. С.1359 - 1373.

4. Демидович Б.П. Об ограниченных решениях некоторой квазилинейной системы // Докл. АН СССР, 138:6 (1961). С. 1273 - 1275.

5. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу, 13-е издание // Из-во Московского университета, 1996. С. 624.

© Морозова И.М., Нипарко Н.С., 2023

УДК 373.31

Расколодько Н.И.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20, Армавир, РФ

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты развития учебно-познавательной компетентности младших школьников как социально-педагогического процесса, который является системой мер, включающей содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания, и ориентируется на взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.

Ключевые слова

учебно-познавательная компетентность, познавательная активность, младшие школьники, социально-педагогический процесс

Развитие учебно-познавательной компетентности - важнейшая задача современной школы. Учебно-познавательная компетентность необходима для высших форм учебно-познавательной деятельности личности, в основу формирования которой положена универсальная концептуальная идея целостности развития, обучения и воспитания.

Как справедливо утверждает Д.П. Алимасова, «младший школьный возраст - довольно благоприятный для формирования компетентности в сфере учебно-познавательных универсальных учебных действий. В этом возрасте развитию познавательной сферы способствуют все виды деятельности, в том числе и учебная. В свою очередь, внимание, воображение, память и восприятие приобретают характер большей произвольности, и учащийся способен осваивать разные методы самостоятельного управления ими» [2].

Считаем, что развитие учебно-познавательной компетентности ученика начальных классов можно рассматривать как результат специально организованного социально-педагогического процесса, направленного на овладение им новой информацией и способами ее пользования.

На наш взгляд, наиболее точно дала определение «учебно-познавательной компетентности» О.В. Алексеева: это «сложное интегрированное качество личности младшего школьника, включающее в себя знание субъектом приёмов, способов и методов учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, умение, навыки и опыт их применения, проявляющееся в преодолении проблем путем реализации познавательных потребностей в ходе активной мотивированной познавательной (в том числе интеллектуальной) деятельности, направленной на приращение знаний, умений и навыков,

реализующихся в практической деятельности» [1].

Процесс развития учебно-познавательной компетентности младших школьников представляет собой применение личностно-деятельностной технологии с элементами эвристического обучения. Она не отрицает необходимости «передачи» и «закрепления» знаний, а позволяет использовать их в качестве базы развития личностных характеристик учеников и метапредметных умений при освоении образовательного продукта.

В процессе развития учебно-познавательной компетентности младших школьников особо выделим: инициирование, координацию и контроль данного процесса; поддержку лидерской позиции младших школьников в учебно-познавательном процессе; формирование установки на самореализацию, саморазвитие, самообразование на основе рефлексивной позиции. При этом развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников будет эффективным, если обеспечен ряд условий: формирование учебно-познавательных установок, связанных с усвоением ориентировочных и комплексных форм поведения, направленных на реализацию учебно-познавательной компетентности детей младшего школьного возраста для эффективной их социализации в формате современных социокультурных реалий; обеспечение условий для саморазвития и самореализации детей первой ступени обучения; использование социально-педагогического потенциала школьной среды и, в частности, ученического коллектива; развитие умений учеников начальных классов использовать свои возможности при реализации направленности на самообразование.

В заключении отметим, что развитие учебно-познавательной компетентности младших школьников является системой мер, которая включает содержание, методы, организационные формы обучения, воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.

Список использованной литературы:

1. Алексеева О.В. Педагогическая модель развития учебно-познавательной компетентности младших школьников в процессе интеллектуально-художественной деятельности// Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-intellektualno (дата обращения: 20.01.2023).

2. Алимасова Д.П. Особенности развития учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 19.01.2023).

© Расколодько Н.И., 2023

УДК 373.31

Тарасенко М.Н.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20, Армавир, РФ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье обосновано, что развитие познавательной активности младших школьников в обучении — это особый организационно-педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.