Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БИОГРАФИЯ МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова И.М., Нипарко Н.С.

В статье на примере изложения биографических данных уроженца Беларуси, известного математика и педагога Московского государственного университета Б. П. Демидовича рассматривается реализация одного из дидактических принципов в обучении математике - принципа воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 372.851

Морозова И.М.

канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ Нипарко Н.С. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В статье на примере изложения биографических данных уроженца Беларуси, известного математика и педагога Московского государственного университета Б. П. Демидовича рассматривается реализация одного из дидактических принципов в обучении математике - принципа воспитания.

Ключевые слова:

Дидактические принципы обучения, исторический компонент, математическая подготовка,

биография математика.

Обучение математике как фундаментальной дисциплины в подготовке специалистов технического профиля базируется на основных принципах дидактики: системности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности, научности, наглядности, индивидуальность и конечно же на принципе воспитания. Процессу реализации последнего из названных принципов в обучении мы посвящаем нашу работу.

Включение в процесс обучения математике исторического компонента способствует развитию научного мировоззрения и мышления, пробуждает познавательный интерес, является средством нравственного воспитания обучающихся, воспитывает чувство гордости за достижения отечественной математической науки. Рассмотрение исторического компонента осуществляется в различных формах: историческая справка в курсе лекционных занятий, постановка и рассмотрение решения исторической задачи, реферативные работы по различным вопросам истории математики. Особое место занимают вопросы рассмотрения биографических материалов известных математиков, в частности уроженцев Беларуси.

Студенты технических вузов при изучении курса математики встречаются с популярными

сборниками задач автора Б.П. Демидовича. А сведения о том, что Б.П. Демидович уроженец Беларуси, который более 40 лет преподавал в одном из ведущих учебных заведений Российской Федерации - Московском государственном университете, позволяет формировать у молодых людей чувство циональной гордости и уважения к соотечественнику и его заслугам.

Б.П. Демидович родился 2 марта 1906 г. в многодетной семье. Его отец, Павел Петрович Демидович, из крестьян, окончил в 1897 году учительский институт в городе Вильно. После завершения обучения преподавал в городском училище г. Новогрудок Гродненской области и был известным собирателем белорусского фольклора. Мать, Олимпиада Платоновна, из семьи священника, до замужества также была учительницей.

После окончания средней школы в городе Минске в 1923 году Б.П. Демидович поступил на физико-математическое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета. По окончанию БГУ он уезжает в Россию, где с 1927 по 1931 год преподает математику в средних учебных заведениях в Брянской и Смоленской области.

В 1931 году Б.П. Демидович поступает в подготовительную аспирантуру при Научно-исследовательском институте математики и механики Московского государственного университета. По завершению краткосрочной аспирантуры Б.П. Демидовичу присваивается квалификация преподавателя математики во ВТУзах и он получает распределение в Транспортно-Экономический Институт Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), где преподает на кафедре математики. Одновременно с этим в 1932 году Б.П. Демидович становится аспирантом Математического Института Московского государственного университета, где под руководством академика Академии наук СССР А.Н. Колмогорова, занимается теорией функций действительного переменного, а затем качественной теорией обыкновенных дифференциальных уравнений под руководством доктора физико-математических наук В.В. Степанова. В 1933 году, сохраняя свою преподавательскую нагрузку, он зачисляется старшим научным сотрудником в Бюро Опытного Транспортного Строительства НКПС.

В 1935 году, после окончании аспирантуры в МГУ, Б. П. Демидович защищает кандидатскую диссертацию по теме «О существовании интегрального инварианта на системе периодических орбит», высоко оцененную оппонентом доктором физико-математических наук А.Я. Хинчиным. В 1936 году Бориса Павловича приглашают работать ассистентом на кафедру математического анализа механико-математическом факультета МГУ, где он продолжит работать до конца своих дней, до 23 апреля 1977 года.

В течение более двадцати пяти лет Б.П. Демидович работает над своей докторской диссертацией. За это период Борис Павлович воспитал много учеников и последователей, среди которых одиннадцать кандидат наук. Его основные направления научной деятельности, по которым было напечатано около 60 научных работ, посвящены следующим пяти темам: динамические системы с интегральными инвариантами; периодические и почти периодические решения обыкновенных дифференциальных уравнений; правильные и вполне правильные дифференциальные системы; ограниченные решения обыкновенных дифференциальных уравнений; устойчивость обыкновенных дифференциальных уравнений, в частности орбитальная устойчивость динамических систем [2, 3, 4]. В 1963 году он защищает

докторскую диссертацию под общим названием «Ограниченные решения дифференциальных уравнений», а в 1965 году его утверждают в ученом звании профессора.

За высокий профессионализм, богатый педагогический опыт и общественную деятельность Б.П. Демидович был награжден орденом «Знак Почета», в 1968 году Президиум Верховного Совета РСФСР присваивает ему почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Широко известен и востребован уже многие годы его «Сборник задач и упражнений по математическому анализу» неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие иностранные языки [5]. Неизменной популярностью пользуются фундаментальные работы «Краткий курс высшей математики», «Основы вычислительной математики», «Сборник задач по математике для втузов».

Список использованной литературы:

1. Борис Демидович - об авторе. Google. [сайт] - https://www.livelib.ru/author/6751-boris-demidovich (дата обращения 23.12.2022).

2. Демидович Б. П. Об орбитальной устойчивости ограниченных решений автономной системы // Дифференц. уравнения, 1968, 4:4. C.575 - 588.

3. Демидович Б.П. Об орбитальной устойчивости ограниченных решений автономной системы // Дифференц. уравнения, 1968, 4:8. С.1359 - 1373.

4. Демидович Б.П. Об ограниченных решениях некоторой квазилинейной системы // Докл. АН СССР, 138:6 (1961). С. 1273 - 1275.

5. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу, 13-е издание // Из-во Московского университета, 1996. С. 624.

© Морозова И.М., Нипарко Н.С., 2023

УДК 373.31

Расколодько Н.И.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20, Армавир, РФ

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты развития учебно-познавательной компетентности младших школьников как социально-педагогического процесса, который является системой мер, включающей содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания, и ориентируется на взаимодействие с внутренним миром учеников начальных классов.

Ключевые слова

учебно-познавательная компетентность, познавательная активность, младшие школьники, социально-педагогический процесс

Развитие учебно-познавательной компетентности - важнейшая задача современной школы. Учебно-познавательная компетентность необходима для высших форм учебно-познавательной деятельности личности, в основу формирования которой положена универсальная концептуальная идея целостности развития, обучения и воспитания.

Как справедливо утверждает Д.П. Алимасова, «младший школьный возраст - довольно благоприятный для формирования компетентности в сфере учебно-познавательных универсальных учебных действий. В этом возрасте развитию познавательной сферы способствуют все виды деятельности, в том числе и учебная. В свою очередь, внимание, воображение, память и восприятие приобретают характер большей произвольности, и учащийся способен осваивать разные методы самостоятельного управления ими» [2].

Считаем, что развитие учебно-познавательной компетентности ученика начальных классов можно рассматривать как результат специально организованного социально-педагогического процесса, направленного на овладение им новой информацией и способами ее пользования.

На наш взгляд, наиболее точно дала определение «учебно-познавательной компетентности» О.В. Алексеева: это «сложное интегрированное качество личности младшего школьника, включающее в себя знание субъектом приёмов, способов и методов учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, умение, навыки и опыт их применения, проявляющееся в преодолении проблем путем реализации познавательных потребностей в ходе активной мотивированной познавательной (в том числе интеллектуальной) деятельности, направленной на приращение знаний, умений и навыков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.