Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геворгян Т.В.

В статье рассмотрены социально-педагогические механизмы, способствующие формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников: общепедагогические, организационнометодические и социально-психологические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

взаимодействия.

В целях повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения, нами разработаны следующие рекомендации: совершенствование диагностической базы, позволяющей получать достоверную информацию о проблемах семей учащихся начальных классов и работать с ними в благожелательном взаимодействии; формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений, взаимоподдержки, приводящих к повышению потенциала в работе с младшими школьниками; повышать фамилистическую компетентность учителей, классных руководителей начальной школы; согласовывать интересы семьи и школы на основе переговоров и компромисса; иметь обоюдную ответственность и обязательность выполнения субъектами взаимодействия достигнутых договоренностей; участвовать в совместной деятельности в рамках учебно-воспитательных проектов, культурно-досуговых мероприятий, социальных акций и др.; проводить «круглые столы», конференции и семинары по обмену опытом по взаимодействию семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения; взаимодействие осуществлять, главным образом через оформленные договоренности; укреплять и развивать контакты между семьей и школой; постоянно повышать уровень психолого-педагогических, социально-культурных и организационно-управленческий знаний учителей в работе с детьми первой ступени обучения и их родителями; совершенствовать нормативно-правовую базу взаимодействия семьи и школы в работе с младшими школьниками; разработать концепции многостороннего диалога между семьей и школой; широко информировать субъекты взаимодействия о потенциальных возможностях работы с детьми; продолжить дальнейшее изучение механизма всестороннего взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения; сохранять и пополнять кадровый потенциал начальной школы по их взаимодействию с семьей учеников.

В заключении статьи, сделаем вывод, что успех или неудача взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения зависят от того, насколько последовательно, целенаправленно и обоснованно выстраивается подобное партнерство.

Список использованной литературы:

1. Лоренц В.В. Социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков/ В.В. Лоренц// Вестник КазГУКИ. - 2012. - .№3-1. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/sotsialno-kultumye-usloviya-vzaimodeystviya-semi-shkoly-i-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 22.03.2022).

2. Хаустов Н.А. Система работы классного руководителя с трудными подростками в школе/ Н.А. Хаустов// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 853.

© Габриелян И.Р., 2022

УДК 373.31

Геворгян Т.В.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20

Армавир, РФ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены социально-педагогические механизмы, способствующие формирования

учебно-познавательных компетенций младших школьников: общепедагогические, организационно -методические и социально-психологические.

Ключевые слова:

учебно-познавательные компетенции, социально-педагогические механизмы, учебный процесс, младшие школьники.

Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников - сложный социально-педагогический процесс, на который оказывает влияние множество факторов, начиная от интересов, склонностей, способностей каждого ребенка до выбора средств, обеспечивающих формирование потребности в учебно-познавательной активности.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает формирование ключевых компетенций обучающихся. Как справедливо утверждают Г.Ф.Ибрагимова и В.Н.Гуров, «приоритетное место среди ключевых компетенций занимает учебно-познавательная, обеспечивающая освоение способов самостоятельного приобретения знаний и их использование в жизни»[1].

Поскольку успешность рассматриваемого процесса формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников зависит от знания его сущности и структуры, данному аспекту проблемы уделяется особое внимание многими учеными, такими как, например, В.Н. Гуровым, С.А. Денисовой, Г.Ф. Ибрагимовой, А.А. Мударисовой, С.Г. Воровщиковым, Е.В. Гончаровой, И.И. Левашовой, А.В. Хуторским, А.Н. Поддъяковым, А.И. Савенковым, С.В. Росляковой и др.

Нами рассматривались труды ученых, посвященные изучению социально-педагогических механизмов управления процессом формирования учебно-познавательных компетенций личности, таких как А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко, С.Г. Воровщиков, Е.В. Гончарова, И.И. Левашова, С.А. Денисова, Т.Н. Коротенко, А.И. Савенков и др.

В рамках настоящей статьи мы придерживаемся определения понятия «учебно-познавательные компетенции», которое дал А.В. Хуторской: «это совокупность умений учащегося в сфере познавательной деятельности, включающая элементы логической, методологической, общеучебной культуры. Сюда входят способы целеполагания, планирования, реализации намеченного, навыки анализа, рефлексии, самооценки результатов обучения» [2].

В реализации социально-педагогических механизмов формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников применимы следующие технологии: алгоритмические технологии, технология социально-педагогического управления; технология организации коллективной учебно-познавательной деятельности; технология педагогического воздействия; технология организации рефлексии; технология создания ситуации успеха и др.

Итак, в учебной деятельности в начальной школе могут быть реализованы следующие социально-педагогические механизмы, способствующие формирования учебно-познавательных компетенций детей первой ступени обучения:

- общепедагогических механизмы: учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников, комплексного использования методов педагогического и психологического воздействия; реализация общепедагогических принципов индивидуального подхода, систематичности и целенаправленности, самодеятельности и занимательности и др.;

- организационно-методические механизмы: организация учебно-познавательной деятельности учеников начальной школы; использование в развивающего потенциала социально-педагогических технологий;

- социально-психологические механизмы: формирование социально-психологической ситуации, способствующей селекции учебно-познавательных способностей учеников; создание в классе ощущения успеха, внимательное отношение к младшим школьникам с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», стимулирующего закрепление навыков активного поведения и применение их в ситуациях

учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, управление процессом формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников предполагает целенаправленное применение богатого арсенала социально-педагогических механизмов.

Список использованной литературы:

1. Ибрагимова Г.Ф., Гуров В.Н. Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников/ Г.Ф.Ибрагимова, В.Н.Гуров// Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 2 (57). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.04.2022).

2. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования/ А.В.Хуторской// Высшее образование в России. - 2017. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2022).

© Геворгян Т В., 2022

УДК 37.06

Кофман Е.Ю.

к.ф-м.н сотрудник

ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации»

Орёл, Россия Куленич Т.В. сотрудник

ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации»

Орёл, Россия

КИНОАЛЬМАНАХ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования cinema-технологий в практике воспитательной работы с обучающимися технических вузов. В качестве одного из видов внеаудиторной работы предлагается проведение киноальманаха. В рамках данного мероприятия предлагается просмотр трейлеров и отрывков из фильмов военной и спортивной тематики российского кинематографа последних лет.

Ключевые слова

Воспитательная работа с обучающимися, cinema-технологии, патриотическое воспитание.

В последние годы Россия вступила в эпоху преобразований и противостояний. Она испытывает на себе со всех сторон давление различного характера: экономические санкции, запрет российским спортсменам выступать на соревнованиях международного уровня под государственным флагом, фейки, распространяемые в сети интернет различными экстремистскими организациями и др. В связи с этим основными задачами государственной политики нашей страны становятся усиление сплочённости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.