Список использованной литературы:
1. Национальный проект «Образование», сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 годы. Электронный ресурс: https://edu.gov.ru/national-project
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Электронный ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
© Вараксина Л.В., Абдулманова Ю.П., 2022
УДК 373.31
Габриелян И.Р.
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20
Армавир, РФ
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены основные вопросы повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения, компоненты данного партнерства, на основании чего разработаны рекомендации.
Ключевые слова:
дети первой ступени обучения, семья, начальная школа, эффективность взаимодействия.
В настоящее время актуальным является решение проблем взаимодействия семьи и школы в работе с детьми младшего школьного возраста. Не вызывает сомнений, что слаженная координация деятельности субъектов подобного взаимодействия может позволить успешно реализовать комплекс организационных, учебно-воспитательных, психолого-педагогических и социокультурных задач, направленных на работу с младшими школьниками.
Н.А. Хаустов, подтверждая необходимость взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, пишет: «Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом» [2, с.853]. Таким образом, сегодня существует потребность в научном осмыслении и выявлении путей повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения.
Согласимся с мнением В.В. Лоренц, который считает, что «главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга, чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат» [1].
Взаимодействие в начальной школе реализуется в совместной деятельности - педагогов и детей, педагогов и родителей. Система подобного взаимодействия должна включать следующие компоненты: участники взаимодействия; цель взаимодействия; принципы добровольности, ответственности, открытости, взаимоподдержки; деятельностное содержание; организационные формы; механизм
взаимодействия.
В целях повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения, нами разработаны следующие рекомендации: совершенствование диагностической базы, позволяющей получать достоверную информацию о проблемах семей учащихся начальных классов и работать с ними в благожелательном взаимодействии; формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений, взаимоподдержки, приводящих к повышению потенциала в работе с младшими школьниками; повышать фамилистическую компетентность учителей, классных руководителей начальной школы; согласовывать интересы семьи и школы на основе переговоров и компромисса; иметь обоюдную ответственность и обязательность выполнения субъектами взаимодействия достигнутых договоренностей; участвовать в совместной деятельности в рамках учебно-воспитательных проектов, культурно-досуговых мероприятий, социальных акций и др.; проводить «круглые столы», конференции и семинары по обмену опытом по взаимодействию семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения; взаимодействие осуществлять, главным образом через оформленные договоренности; укреплять и развивать контакты между семьей и школой; постоянно повышать уровень психолого-педагогических, социально-культурных и организационно-управленческий знаний учителей в работе с детьми первой ступени обучения и их родителями; совершенствовать нормативно-правовую базу взаимодействия семьи и школы в работе с младшими школьниками; разработать концепции многостороннего диалога между семьей и школой; широко информировать субъекты взаимодействия о потенциальных возможностях работы с детьми; продолжить дальнейшее изучение механизма всестороннего взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения; сохранять и пополнять кадровый потенциал начальной школы по их взаимодействию с семьей учеников.
В заключении статьи, сделаем вывод, что успех или неудача взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения зависят от того, насколько последовательно, целенаправленно и обоснованно выстраивается подобное партнерство.
Список использованной литературы:
1. Лоренц В.В. Социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков/ В.В. Лоренц// Вестник КазГУКИ. - 2012. - .№3-1. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/sotsialno-kultumye-usloviya-vzaimodeystviya-semi-shkoly-i-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 22.03.2022).
2. Хаустов Н.А. Система работы классного руководителя с трудными подростками в школе/ Н.А. Хаустов// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 853.
© Габриелян И.Р., 2022
УДК 373.31
Геворгян Т.В.
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20
Армавир, РФ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрены социально-педагогические механизмы, способствующие формирования