Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева М.Д.

В статье рассмотрены основные особенности формирования экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе, направленном на вооружение детей широким кругом естественнонаучных знаний; развитие экологического мышления; выработку потребности в заботе о себе, здоровом образе жизни, постоянном саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 373.31

Кузьмичева М.Д.

канд. пед. наук, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова,

Армавир, РФ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассмотрены основные особенности формирования экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе, направленном на вооружение детей широким кругом естественнонаучных знаний; развитие экологического мышления; выработку потребности в заботе о себе, здоровом образе жизни, постоянном саморазвитии.

Ключевые слова:

экологическая культуры, младшие школьники, учебно-воспитательный процесс, начальная школа.

Формирование экологической культуры младших школьников является одной из самых актуальных задач современности. Сегодня вопросы, связанные с низкой экологической культурой подрастающего поколения нашей страны, требуют специального изучения, а также практического решения эколого-воспитательных задач в учебно-воспитательном процессе для повышения уровня экологической культуры детей начального звена обучения.

Вопросы осознания необходимости решения проблемы формирования экологической культуры детей, ее теоретического обоснования и практического воплощения рассматривали представители различных наук прошлого и настоящего. Так, например, значительное внимание вопросу экологического аспекта в динамике формирования культуры личности уделяли О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев, И.В. Базулина, Е.Н. Дзятковская, Б.Т. Лихачёв, О.А. Новикова, Н. Тарасова, Н. Церцек, М. Рыбаков и др.

Сущность и структуру экологической культуры личности рассматривали Ю.М. Гришаева, О.М. Дорошко, Н.В. Ульянова, З.А. Хусаинов и др.

Процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе изучали Е.А. Бекк, Л.Г. Мантатова, Р.И. Пазова, Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков, Л.П. Салеева, А.В. Стромова, Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова, З.А. Хусаинов и др.

Экологическая культура предполагает наличие у личности целостной системы знаний об экологии, научно-технических достижениях в вопросах сохранения природы, взаимоотношений человека, общества и биосферы, включение этих знаний в систему морально-этических ценностей и потребность применения их в своей жизнедеятельности.

По нашему мнению, у детей экологическая культура вряд ли может быть сформирована в полном объеме в начальной школе. Здесь скорее могут быть заложены ее прочные основы, необходимые для дальнейшего формирования, эффективность которой зависит от комплексного привлечения учеников к поисково-исследовательской, природоохранной и экологическим видам деятельности. Направленность данных видов деятельности заключается в реализации принципа воспитывающего обучения, в котором, по классификации Р.И.Пазова, определены: «формирование научного мировоззрения (элементов правильного понимания мира); воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера (готовности к сбережению природы, природоохранительным поступкам); формирование чувств и эмоций, связанных с положительным отношением к природе (особенно интереса к ней)» [2].

Внеклассные занятия экологической направленности имеют важное значение для формирования у младших школьников потребности в сохранении и приумножении богатства окружающей среды, расширения кругозора учеников, создания предпосылок перспективного изучения и наблюдения природы и всего, что с ней связанно. Согласимся с утверждением Е.А.Бекка: «Во всех своих проявлениях внеклассная работа нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на

практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом и формирование экологической культуры» [1].

В заключении статьи, отметим, что процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе - это комплексный, поэтапный, многоплановый процесс, направленный на: 1) вооружение детей широким кругом естественнонаучных знаний и базирующихся на их основе умений и перевод их в систему знаний и постепенно увеличивающегося количества практических навыков экологически целесообразного поведения; 2) развитие экологического мышления, дающего младшему школьнику осознание себя как части природы, понимание необходимости защиты окружающей среды; 3) выработку потребности в заботе о себе, здоровом образе жизни, постоянном саморазвитии.

Список использованной литературы:

1. Бекк Е.А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе/ Е.А. Бекк// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №3. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneklassnoy-rabote (дата обращения: 02.04.2022)

2. Пазова Р.И. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников/ Р.И.Пазова// Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2009. - №109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-ponyatiyu-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2022).

© Кузьмичева М.Д., 2022

УДК: 796.412.2

Олейникова С.В.

студент 4 курса ФГБОУ ВО КГУФКСТ г. Краснодар, РФ Жигайлова Л.В. канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО КГУФКСТ,

г. Краснодар, РФ Иванасова В.И. канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО КГУФКСТ,

г. Краснодар, РФ Научный руководитель: Береславская Н.В. канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО КГУФКСТ

Г. Краснодар, РФ

УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКАМИ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье представлена разработка научно-методических основ управления нагрузками в соревновательном периоде спортсменок высокой квалификации, занимающихся художественной гимнастикой, знание которых позволит повысить эффективность подготовки спортсменок к главным стартам.

Ключевые слова

художественная гимнастика, высокая квалификация, тренировочная нагрузка, управление, объём,

интенсивность, соревновательный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.