Научная статья на тему 'КИНОАЛЬМАНАХ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

КИНОАЛЬМАНАХ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ / CINEMA-ТЕХНОЛОГИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кофман Е.Ю., Куленич Т.В.

В статье рассматриваются возможности использования cinema-технологий в практике воспитательной работы с обучающимися технических вузов. В качестве одного из видов внеаудиторной работы предлагается проведение киноальманаха. В рамках данного мероприятия предлагается просмотр трейлеров и отрывков из фильмов военной и спортивной тематики российского кинематографа последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кофман Е.Ю., Куленич Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИНОАЛЬМАНАХ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, управление процессом формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников предполагает целенаправленное применение богатого арсенала социально-педагогических механизмов.

Список использованной литературы:

1. Ибрагимова Г.Ф., Гуров В.Н. Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников/ Г.Ф.Ибрагимова, В.Н.Гуров// Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 2 (57). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.04.2022).

2. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования/ А.В.Хуторской// Высшее образование в России. - 2017. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2022).

© Геворгян Т В., 2022

УДК 37.06

Кофман Е.Ю.

к.ф-м.н сотрудник

ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации»

Орёл, Россия Куленич Т.В. сотрудник

ФГКВОУВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации»

Орёл, Россия

КИНОАЛЬМАНАХ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования cinema-технологий в практике воспитательной работы с обучающимися технических вузов. В качестве одного из видов внеаудиторной работы предлагается проведение киноальманаха. В рамках данного мероприятия предлагается просмотр трейлеров и отрывков из фильмов военной и спортивной тематики российского кинематографа последних лет.

Ключевые слова

Воспитательная работа с обучающимися, cinema-технологии, патриотическое воспитание.

В последние годы Россия вступила в эпоху преобразований и противостояний. Она испытывает на себе со всех сторон давление различного характера: экономические санкции, запрет российским спортсменам выступать на соревнованиях международного уровня под государственным флагом, фейки, распространяемые в сети интернет различными экстремистскими организациями и др. В связи с этим основными задачами государственной политики нашей страны становятся усиление сплочённости

российского общества, укрепление гражданского самосознания, формирование традиционных духовно-нравственных ценностей. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание молодёжи. В частности была реализована государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в конце июля 2020 года подписан Федеральный закон №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». Согласно последнему понятие воспитания рассматривается, как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

Наиболее интенсивный период формирования системы ценностей у молодого поколения происходит именно во время пребывания в стенах средних специальных или высших учебных заведений.

Большая ответственность в формировании патриотических взглядов лежит не только на сотрудниках факультетов, отвечающих за воспитательную работу, но и на рядовых преподавателях. Ведь именно они могут не только дать знания, которые пригодятся в профессиональной деятельности, но и, реализуя воспитательные возможности своей учебной дисциплины, способствовать всестороннему развитию личности обучающегося. Немаловажная роль в вопросе формирования патриотических и гражданских взглядов отводится внеаудиторным мероприятиям.

В настоящее время в воспитательной практике широко востребованы новые технологии. Одной из них является cinema-технология - это педагогическая технология, которая направлена на создание нового образа в сознании воспитанника посредством кинематографического произведения.

Не секрет, что средства массовой информации в целом и кино в частности оказывают огромное влияние на формирование общественного сознания. Они, как источник социальной информации формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Кинематограф сегодня - это целый социальный институт, который влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя, его жизненные идеалы и ценности. Кино объединяет людей, что является одним из самых важных его качеств. Поэтому педагогическое сообщество уже давно волнуют воспитательные возможности художественного кино, его роль в идейно-нравственном становлении подрастающего поколения, место фильмов в досуге обучающихся.

Несмотря на то, что современная киноиндустрия ориентирована в основном на развлечение, в последнее время всё чаще на широком экране появляются фильмы, которые могут оказать влияние на нравственное воспитание молодежи. Задача преподавателя-воспитателя - выбрать такие фильмы, предложить их к просмотру, обсудить основные идеи. Сделать это можно, например, в рамках киноальманаха «Проблемы патриотизма в современном российском кинематографе». В процессе данного мероприятия может быть проведен обзор трейлеров или небольших отрывков из российских фильмов последних лет, затрагивающих тему патриотизма, что в современных реалиях более чем актуально. При этом целью стоит освещение кинолент последних лет не только военной, но и, к примеру, спортивной тематики. Можно показать трейлеры или отрывки из отечественных фильмов последних двух - трех лет. К примеру «Небо» - это героическая история о подвиге российских солдат в Сирии. Фильм вышел в прокат в 2021 году. «Девятаев» - фильм, повествующий о советском летчике-истребителе, попавшем в плен летом 1944 года (2021 г.); киноленты «Летчик» (2021 г.), «Подольские курсанты» (2020 г.), «Рядовой Чээрин» (2020 г.), «Ржев» (2019 г.), «Спасти Ленинград» (2019 г.) и другие.

Перед просмотром трейлеров можно зачитать краткие аннотации к фильмам и привести некоторые выдержки из комментариев зрителей, которые широко представлены на просторах сети internet. Да,

возможно, с исторической точки зрения в этих кинолентах есть некоторые недочеты и так называемые "киноляпы", но эти фильмы и не претендуют на документальное кино. Данные работы нацелены на привлечение зрительского интереса к тем событиям, которые разворачиваются на экране, заставляют сопереживать героям, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу в целом. Задача некоторых картин заключается не в том, чтобы дать пример для подражания, а в том, чтобы, приобщая зрителя к поставленной проблемной ситуации, актуализировать систему морально-ценностных ориентиров, имеющуюся в сознании обучающегося, осмыслить предлагаемые ситуации и определить собственную позицию в них.

Необходимо заметить, что патриотическая линия проходит не только через фильмы военной тематики, но и присутствует в кинолентах, затрагивающих тему спорта. Последняя олимпиада, завершившаяся месяц назад в Китае, показала актуальность патриотического настроя, сплочения общества при огромном давлении мировой общественности на российских спортсменов. Таким образом, можно продемонстрировать трейлеры и также озвучить комментарии к фильмам «Мистер нокаут» (дата выхода на российские экраны - февраль 2022 года), «Чемпион мира», «Движение вверх» и другие, рассказывающие о выдающихся спортсменах, защищавших честь нашей родины на различных спортивных турнирах.

Просмотр трейлеров или кратких отрывков из представленных кинолент может заинтересовать обучающихся к просмотру всего фильма, тем более что найти нужную киноленту сейчас не составляет большого труда. Можно зайти на какой-нибудь интернет-портал и просмотреть нужный фильм онлайн.

Хорошо известен тот факт, что человек большую часть информации воспринимает через зрение. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что просмотр хорошего кино способствует формированию сознания, чувства верности своей отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам РФ.

Патриотическое воспитание сегодня остается одним из наиболее ценностных и значимых источников идеологических направлений в основе воспитания общества и отдельной личности, содержание и развитие которой открывают возможность глубокого осмысления сущности патриотизма в новом измерении [3]. Необходимо заметить, что патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием, поэтому, решая одну задачу, помогаем в решении других задач.

Возможности использования экранного искусства для патриотического воспитания обучающихся вузов поистине уникальны.

Список использованной литературы:

1. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020.

2. Гуляев, А. С. Кино как средство патриотического воспитания [Текст] / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. // Молодой ученый. - 2014. № 8 (67). - С. 749-751.

3. Кофман, Е.Ю. О возможности формирования патриотических ценностей у курсантов при изучении дисциплин математического цикла [Текст] / Е.Ю. Кофман // Сборник докладов всероссийской научно-методической конференции «Современная педагогика и научные исследования в образовательной организации высшего образования». - Кострома: Изд. "Военная академия радиационной химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко". - 2022. - С. 120-124.

4. Мачульская, И.А. Педагогические условия, способствующие повышению эффективности патриотического воспитания курсантов военных вузов [Текст] / И.А. Мачульская, А.Н. Мачульский // Международный электронный научный журнал Перспективы Науки и Образования. - 2018. 4(34) - С. 314-319.

5. Фиофанова, О.А. Синема-технология как средство воспитания [Текст] / О.А. Фиофанова // Воспитание школьников. - 2008. № 3. - С. 5-8.

© Кофман Е Ю., Куленич Т.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.