Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА'

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются проблемы использования образовательных, развивающих и воспитательных задач медиаобразования в условиях вуза. Автором представлен теоретический обзор исследований по теме, проанализированы методические подходы в работе со студентами, способствующие развитию гражданской активности, формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма на материале отечественных художественных фильмов военно-патриотической тематики советского и постсоветского периода. Анализ кинематографического материала включает изучение ключевых медиаобразовательных понятий: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences), представлены примеры творческих заданий, использование которых возможно на лекционных и практических занятиях в студенческой аудитории. В статье также представлена краткая фильмография кинематографических произведений советского и постсоветского периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN MILITARY PATRIOTIC FEATURE FILMS OF THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

The article deals with the problems of using educational, developmental and educational tasks of media education in a university environment. The author presents a theoretical review of research on the topic, analyzes methodological approaches in working with students, contributing to the development of civic engagement, the formation of civic consciousness, a sense of patriotism based on Russian military patriotic feature films of the Soviet and post-Soviet periods. Analysis of cinematic material includes the study of key media educational concepts: "media agencies", "media categories", "media language", "media technologies", "media representations", "media audiences". Also, the examples of creative assignments are presented, the use of which is possible in lectures and practical classes in a student audience. The article also presents a short filmography of cinematographic works of the Soviet and post-Soviet periods.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА»

УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73

DOI 10.51955/2312-1327_2021_4_194

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА*

Ирина Викториновна Челышева, orcid. org/0000-0002-4968-9385, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и социокультурного развития личности Ростовский государственный экономический университет,

ул. Большая Садовая, 69 Ростов-на-Дону, 344002, Россия ivchelysheva@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования образовательных, развивающих и воспитательных задач медиаобразования в условиях вуза. Автором представлен теоретический обзор исследований по теме, проанализированы методические подходы в работе со студентами, способствующие развитию гражданской активности, формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма на материале отечественных художественных фильмов военно-патриотической тематики советского и постсоветского периода.

Анализ кинематографического материала включает изучение ключевых медиаобразовательных понятий: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences), представлены примеры творческих заданий, использование которых возможно на лекционных и практических занятиях в студенческой аудитории.

В статье также представлена краткая фильмография кинематографических произведений советского и постсоветского периодов.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, художественный кинематограф, патриотизм, гражданская активность, анализ медиатекста, студенты.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31036 «Формирование гражданской активности студентов на материале отечественного художественного кинематографа».

ANALYSIS OF RUSSIAN MILITARY PATRIOTIC FEATURE FILMS OF THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS*

Irina V. Chelysheva, orcid. org/0000-0002-4968-9385, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head Department of Pedagogy and Sociocultural Development of Personality

Rostov State Economic University, st. Bolshaya Sadovaya, 69 Rostov-on-Don, 344002, Russia ivchelysheva@yandex. ru

Abstract. The article deals with the problems of using educational, developmental and educational tasks of media education in a university environment. The author presents a theoretical review of research on the topic, analyzes methodological approaches in working with students, contributing to the development of civic engagement, the formation of civic consciousness, a sense of patriotism based on Russian military patriotic feature films of the Soviet and post-Soviet periods.

Analysis of cinematic material includes the study of key media educational concepts: "media agencies", "media categories", "media language", "media technologies", "media representations", "media audiences". Also, the examples of creative assignments are presented, the use of which is possible in lectures and practical classes in a student audience.

The article also presents a short filmography of cinematographic works of the Soviet and post-Soviet periods.

Key words: media, media education, art cinematography, patriotism, civic engagement, media text analysis, students.

*The reported study was funded by RFBR and EISR, project number21-011-31036 «Formation of university students' civic engagement based on the material of national art cinema».

Введение

Наш век принято называть веком коммуникаций. Особая роль в коммуникационных процессах по-прежнему принадлежит экрану, который сегодня вбирает в себя возможности кинематографа, телевидения, Интернета. Обращение к аудиовизуальным медиа стало повседневностью, обычным явлением, которое проникло во все сферы нашей личной и профессиональной деятельности, причем «интенсивность развития экранных коммуникаций сопряжена как с множеством аспектов преобразований современного мира, вызванных технико-технологическим прогрессом, которые фиксируют совершенствующиеся цивилизационные аспекты бытия, так и предопределяется генетической потребностью человека и его приспособляемостью к этим изменениям, где первопричиной служат адаптация и критерии выживания человека в новой изменяющейся среде» [Экранные коммуникации, 2019, с. 8].

В современных социокультурных условиях профессиональная подготовка будущего учителя, педагога-психолога, организатора работы с молодежью неразрывно связана с формированием комплекса гражданских и патриотических качеств. Патриотизм, социальная и гражданская активность, гордость и вера в величие своей страны выступают неотъемлемыми чертами будущих профессионалов, деятельность которых неразрывно связана с формированием мировоззрения подрастающего поколения. Более того, «процессы демократизации и медиатизации общественного пространства выдвигают новые требования к уровню подготовки специалиста и активного гражданина. Поэтому в процессе становления гражданского общества особое значение приобретает создание комплекса педагогических условий как основания формирования и развития медиакомпетентности и медиаактивности личности как ключевых компонентов гражданской

активности личности: организационно-педагогические, социально-педагогические, психолого-педагогические условия» [Старостин, 2019].

Воспитательный потенциал кинематографического искусства в патриотическом воспитании и формировании социальной активности молодежи известен давно. В советский период данная проблема активно рассматривалась в рамках кинообразовательного процесса и органично включалась в систему воспитательной работы в школе и вузе. Основным материалом в этом процессе выступали художественные и документальные фильмы, в том числе - и на военно-патриотическую тему.

На современном этапе, характеризующемся проявлением новых рисков, связанных с размыванием границ национальных и культурных традиций, и одновременно - усиливающимся влиянием медиа на молодое поколение, в процессе патриотического воспитания особую роль играет медиаобразование. Именно поэтому задача развития патриотических чувств и формирования гражданского самосознания подрастающего поколения становится все более насущной проблемой, стоящей перед современным образовательным процессом. Ее решение осуществляется в том числе и с использованием всего арсенала современных произведений аудиовизуальной медиакультуры на материале кинематографа, телевидения, Интернет-ресурсов. Вслед за А.П. Короченским можно утверждать, что в этом процессе «должна быть усилена нацеленность на формирование гражданственности медийной аудитории, её активности в отношении к медиасфере, превратившейся сегодня в один из основных смыслозадающих источников для современного человека - а нередко и в источник изощрённого духовного манипулирования людьми, разрушения национальной идентичности, эскапизма перед лицом насущных проблем, требующих незамедлительного решения» [Короченский, 2012, с. 84-85]. В связи с этим, одним из оптимальных путей для решений задачи, направленной на формирование гражданских позиций современных студентов, могут успешно выступать медиаобразовательные практики, в том числе - и на материале произведений отечественного художественного кинематографа.

В данном исследовании мы предпримем попытку раскрыть особенности анализа отечественных художественных фильмов военно-патриотической тематики советского и постсоветского периода в медиаобразовательном процессе в контексте развития гражданской активности студенческой аудитории.

Материалы и методы

Основным материалом для нашего исследования выступают художественные фильмы военно-патриотической проблематики. Методологическую основу исследования составляют теоретические и методические исследования медиаобразовательной проблематики, а также научные работы в области педагогики, психологии, культурологии, социологии, политологии.

Методы исследования: Историографический и теоретический анализ, синтез и сопоставление, классификация.

Дискуссия

Проблема становления гражданской активности студенческой молодежи представляет собой важную социальную задачу. В научной литературе представлено несколько характеристик понятия гражданской активности личности. Для данного исследования отправной точкой характеристики данного понятия будет определение В. А. Грибановой: «социальная активность - сущностная характеристика личности, отличающаяся общественной направленностью, проявляющейся в готовности к личному участию в общественно полезной деятельности, выполнении гражданских обязанностей, инициативности и ориентированности на общественные ценности, формирование которой (гражданской активности) происходит в воспитательном пространстве вуза по мере познания и осмысления студентом теоретико-гражданских норм (познавательный компонент), выработки потребности в проявлении гражданской позиции (потребностно-мотивационный компонент), принятия студентом гражданской активности в систему смысловых связей жизненного мира (личностно-рефлективный компонент)» [Грибанова, 2016, с. 7].

Формирование гражданских качеств студенческой молодежи не может рассматриваться без взаимосвязи с медиапространством. Значительное количество информации, которое получают студенты в процессе учебы, досуга, социального и межличностного взаимодействия, черпается ими в интернете. Согласно исследованию В.Д. Кракашовой, проведенному в 2020 году в студенческой аудитории, «для 65% респондентов кинематограф является неотъемлемой частью повседневной жизни. Частота, с которой молодые люди смотрят фильмы, от 4-х дней в неделю. При этом 37,5% смотрят фильмы ежедневно» [Кракашова, 2020]. Художественный кинематограф, не теряющий уже долгое время популярности в студенческой среде, выступает важной частью современной медиасреды, является интегратором социализации подрастающего поколения, фактором нравственного и гражданского становления.

Тема патриотизма и формирования гражданской активности молодежи в художественном кинематографе поддерживается сегодня целым рядом различных отечественных фондов (один из примеров - «Фонд поддержки патриотического кино»).

В нашей стране проводятся фестивали патриотических фильмов, в том числе - и международные. К примеру, с 2014 года в Казани ежегодно проводится Международный фестиваль патриотического кино, приуроченный к Дню защитника Отечества, в 2021 году в Новороссийске состоялся I Открытый российский кинофестиваль патриотического кино «Малая земля», уже не первый год проводится Международный фестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» и др.

Различные аспекты медиаобразовательного процесса на материале игрового кинематографа рассматриваются в работах целого ряда зарубежных авторов: Б. Бахмайера [Bachmair, 2019], Т. Брауна [Brown, 2015], П. Джевецкого [Drzewiecki, 2021], Л. Гальярди [Gagliardi, 2019], Д. Макфаддена [McFadden, 2012], В. Вигнолеса и др. [Vignoles, 2011], Г. Вульфа [Wolf, 2014] и др.

Не обошли своим вниманием тему использования аудиовизуальных медиапроизведений разных видов в работе с подрастающим поколением и отечественные авторы. Различные аспекты данной проблематики исследуются в научных трудах Д.О. Березуцкой [Березуцкая, 2014], Т. А. Голушковой и Т. Е. Коровкиной [Голушкова, 2017], О.В. Горбачева [Горбачев, 2015], А. Л. Гурьянова [Гурьянов, 2010], Л. А. Ивановой [Иванова, 2012], Р.В. Иванова и О.А. Полюшкевич [Иванов, 2016], А.П. Короченского [Короченский, 2012], А.Р. Скороделовой [Скороделова, 2012], Д.В. Старостина [Старостин, 2019], С.Л. Уразовой [Экранные коммуникации, 2019], А.В. Федорова [Федоров, 2016], Челышевой [Челышева, 2020; Челышева, 2021], И.В. Челышевой и Г.В. Михалевой [Chelysheva, 2019; Chelysheva, 2021] и др.

Обращение российских и зарубежных исследователей к потенциалу кинообразования и медиапедагогики в развитии гражданской активности, патриотизма, нравственного становления личности неслучаен. По справедливому мнению Л.А. Ивановой, развитие медиаобразования тесно связано с «современными социальными, политическими и даже экономическими потребностями государства, диктующими необходимость наличия у россиян определенного (базового) уровня готовности и способности к выбору, использованию, критическому анализу, оценке, осуществлению передачи и созданию медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Иванова, 2012]. В данном процессе особую роль играют аудиовизуальные медиапроизведения, где центральное место продолжает по праву занимать художественный фильм.

Как показал проведенный анализ научных работ по проблематике советских и российских аудиовизуальных медиапроизведений и их использовании в медиаобразовательном процессе, в отечественном и зарубежном дискурсе отражение проблем патриотизма, гражданской и социальной активности носит междисциплинарный характер и рассматривается на современном этапе в педагогических, психологических, культурологических, социологических, политологических контекстах. Так, например, в работе Д.О. Березуцкой рассматриваются практические аспекты реализации медиаобразовательных подходов в процессе патриотического воспитания, Т.А. Голушковой анализируются технологические аспекты использования игровых кинолент в процессе формирования патриотического сознания обучающихся, О.В. Горбачевым представлены возможности анализа историографических фильмов в подготовке студентов-историков, А.Л. Гурьяновым обосновано значение кинематографических произведений

советского периода в патриотическом воспитании. Так, например, А.Р. Скороделовой рассматривается значение советских игровых фильмов в патриотическом воспитании молодого поколения [Скороделова, 2016], Т. А. Голушкова, Т. Е. Коровкина изучают технологические приемы использования художественных фильмов в патриотическом воспитании обучающихся подросткового возраста [Голушкова, 2017].

По мнению Р.В. Иванова и О.А. Полюшкевич, «советское военное кино сделало войну точкой отсчета иной жизни - лучшей, светлой, справедливой, правильной и т. д. Патриотизм в рамках таких образов показывает не только любовь к Родине, но также заботу и веру в будущие поколения и их устойчивую систему ценностных категорий. Непоколебимая вера героев советского кино не ограничивается временными рамками воплощения их борьбы и принесенных жертв, есть твердая убежденность в оправданности приложенных усилий» [Иванов, 2016].

Работая с художественными фильмами советского периода, мы исходили их того, что «художественные фильмы, снятые в советский период, богаты материалом, а иногда и документальными сведениями, которые, при условии верного аналитического подхода, позволяют выйти на уровень серьезных научных обобщений. Проникновение в эту, казалось бы, загадочную творческую область со своими особыми законами создания кинопроизведения и его пути к зрителю, несомненно, может способствовать пониманию природы советского человека, его социальных и психологических характеристик, специфики развития общественного сознания и повседневных практик, становления и динамики ценностных ориентиров, формирования культурных стереотипов, этических и моральных категорий советского общества» [Русина, 2019, с. 8].

Особую роль процесс постижения нравственных, социальных ориентиров поколений ушедшей эпохи и сравнения их с современными гражданскими и социальными установками нынешнего поколения, на наш взгляд, играет в работе со студентами, которым предстоит осуществлять педагогическую деятельность, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, организовывать работу с подрастающим поколением.

Рассматривая тему патриотизма в российском игровом кинематографе первого десятилетия XXI века, С.Н. Зарубина отмечает характерные тенденции, которые заключаются в стремлении «создать общую ценностную платформу и сплотить общество с помощью кино» [Зарубина, 2016, с. 171].

Характеризуя психологические детерминанты патриотизма современного поколения, Б.В. Кайгородов и Е.Б. Миронова акцентируют внимание на то, что с «с одной стороны, отмечается стремление у молодых людей реализовывать себя в деятельности, которая даст материальные дивиденды, а с другой стороны, намечается рост духовно-нравственной составляющей личности человека, проявляющейся в активной жизненной позиции, росте патриотизма, оформления и активизации юнармейского поискового движения и т.д. В связи с этим, необходимо изучить и осмыслить

новые тенденции в развитии личности молодых людей; особую актуальность занимает проблема формирования патриотического сознания молодежи, которое признано стать фундаментом для развития личности молодого россиянина, патриота и гражданина своей страны» [Кайгородов, 2019]. Поэтому тема патриотизма, гражданственности остается по-прежнему ключевой в контексте работы с подрастающим поколением. Бесспорно, фильмы советского и постсоветского периода существенно отличаются в содержательном, художественном плане. Это обусловлено целым рядом исторических, идеологических, политических и социокультурных факторов. Однако неизменными остаются задачи, связанные с полноценным использованием произведений кинематографического искусства в воспитании гражданских качеств, формировании ценностных позиций молодежи по отношению к своей Родине, гордости за ее историю.

Результаты

В процессе анализа советских и российских фильмов военно-патриотической проблематики (см. фильмографию) в студенческой аудитории мы опирались на основные методические принципы критического анализа аудиовизуального медиатекста (в данном случае - на примере художественных фильмов), под которым подразумевается «мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умения группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны произведения медиакультуры, его внутреннюю структуру» [Челышева, 2020, с. 105]. Осуществление критического анализа произведений художественного кинематографа военно-патриотической проблематики включает в себя работу над ключевыми понятиями медиаобразования, каждое из которых может рассматриваться в контексте использования целого ряда медиаобразовательных методик и технологий путем интеграции их в лекционные и практические занятия. Работа над фильмами может проводиться как в процессе учебных курсов по медиаобразовательной проблематике, так и интегрироваться в целый ряд дисциплин, связанных с историей, искусством, педагогикой, психологией и другими.

Так, например, в процессе работы с ключевым понятием «медийные агентства» (media agencies), студенческая аудитория может подготовить рекламные проспекты/постеры художественного фильма военно-патриотической проблематики, используя образы и символы того исторического этапа, который соответствует году создания медиапроизведения. В процессе этой работы осуществляется поиск и отбор фактологического материала об определенном историческом периоде в жизни страны, отмечаются особенности идеологических, социокультурных условий, моделируется ценностный «портрет» гражданина данной эпохи,

определяются основные приоритеты в воспитании, характерные для того времени.

Немаловажную роль в процессе анализа художественных фильмов военно-патриотической проблематики играет и работа с понятием «медийные аудитории» (media audiences), включающая в себя определение целевой аудитории того или иного фильма, исследование охвата зрительской аудитории в момент премьерного показа фильма, а также истории его популярности в последующие годы. На этом этапе студенты изучают статистические отчеты и архивные материалы, прогнозируют возможный успех показа данного фильма в современных условиях для аудитории определенного возраста.

Обращение к понятию «категории медиа» (media categories) позволяет расширить знания студентов о жанровой специфике художественных фильмов военно-патриотической тематики разных лет. Анализируя драматические, комедийные, мелодраматические и другие игровые фильмы, аудитория может определить специфику их интерпретации и степень воздействия на формирование гражданских качеств зрителей на определенном историческом этапе, опираясь на особенности жанра того или иного фильма.

Знакомство и изучение понятия «язык медиа» (media language) в процессе анализа художественных фильмов военно-патриотической проблематики может состоять в исследовании художественных и выразительных средств, используемых создателями фильмов разных лет. Здесь студенты работают с музыкальными композициями, звуковыми, цветовыми и ракурсными решениями создателей фильмов, осуществлении их сравнительного анализа.

Работа над понятием «медийные технологии» (media technologies) в процессе анализа художественных фильмов военно-патриотической проблематики осуществляется студентами путем выполнения нескольких творческих заданий, включающих озвучивание ключевых эпизодов фильмов с использованием различных технологических приемов; подготовки вопросов для интервью с создателями фильма о стереотипных приемах и образах, которые характерны для того или иного жанра выбранного фильма; разработки медиапроектов с описанием технологий, использованных для передачи основной идеи кинопроизведения и т.п.

Важную роль в анализе художественных фильмов играет развитие аналитических умений интерпретации событий и образов, происходящих в кинопроизведении. В ходе критического анализа художественных фильмов военно-патриотической проблематики в контексте ключевого понятия «медийные репрезентации» (media representations)» возможна работа над циклом вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проанализировать и оценить события, увиденные на экране, а также попробовать вникнуть в суть авторского замысла аудиовизуального медиатекста. Кроме того, важную роль в данном процессе играет работа с профессиональными кинорецензиями, известными работами кинокритиков, дающими

возможность студенческой аудитории познакомиться с различными подходами к произведениям игрового кинематографа. Развитию аналитических умений способствует также сравнительный анализ кинорецензий разных лет, выделение ключевых приоритетов в репрезентации аудиовизуального медиатекста.

Заключение

Итак, проведенное исследование позволяет заключить, что художественные фильмы военно-патриотической проблематики имеют важное воспитательное и развивающее значение для современного студенчества.

Использование современных медиаобразовательных методик и технологий в процессе изучения и анализа аудиовизуальных произведений медиакультуры патриотической проблематики позволяет способствовать развитию гражданской позиции, формированию патриотического сознания, развитию аналитических навыков и умений студенческой аудитории критически оценивать произведения аудиовизуальной медиакультуры.

Фильмография художественных кинопроизведений военно-

патриотической тематики советского и постсоветского периода

«Тимур и его команда», 1940, реж. А. Разумный «Два бойца», 1943, реж. Л. Луков «Небесный тихоход », 1945, С. Тимошенко «Летят журавли», 1957, реж. М. Калатозов «Судьба человека» 1959, реж. С. Бондарчук «Иваново детство», 1962, реж. А. Тарковский «Живые и мертвые», 1963, реж. А. Столпер «Отец солдата», 1964, реж. Чхеидзе «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967, реж. В. Мотыль «Проверка на дорогах», 1971, реж. А. Герман «А зори здесь тихие», 1972, реж. С. Ростоцкий «Семнадцать мгновений весны», 1973, реж. Т. Лиознова «В бой идут одни «старики»», 1973, реж. Л. Быков «Они сражались за родину», 1975, реж. С. Бондарчук «Судьба барабанщика», 1955, реж. В. Эйсымонт «Иди и смотри», 1985, реж. Э. Климов «В августе 44-го», 2001, реж. М. Пташук «Звезда» 2002, реж. Н. Лебедев «В августе 44-го», 2001, реж. М. Пташук «На безымянной высоте», 2004, реж. В. Никифоров «9-я рота», 2005, реж. Ф. Бондарчук «Последний бронепоезд», 2006, реж. З. Ройзман «В июне 41-го», 2008, реж. А. Франскевич-Лайе «Мы из будущего», 2008, реж. А. Малюков

«Мы из будущего-2», 2010, А. Самохвалов, Б. Ростов «Туман», 2010, И. Шурховецкий, А. Аксененко «Тихая застава», 2010, реж. С. Маховиков «Брестская крепость», 2010, реж. А. Котт «Снайпер-2. Тунгус», 2012, реж. О. Фесенко «Туман-2», 2012, реж. И. Шурховецкий «Сталинград», 2013, реж. Ф. Бондарчук «Битва за Севастополь», 2015, реж. С. Мокрицкий «А зори здесь тихие», 2015, реж. Р. Давлетьяров «Война Анны», 2018, реж. А. Федорченко «Братство», 2019, реж. П. Лунгин

Библиографический список

Березуцкая, Д. О. Патриотическое воспитание россиян с опорой на медиаобразовательный ресурс / Д. Березуцкая // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-rossiyan-s-oporoy-na-mediaobrazovatelnyy-resurs (дата обращения: 20.07.2021).

Голушкова, Т. А. Технология использования художественных фильмов как средства патриотического воспитания подростков / Т. А. Голушкова, Т. Е. Коровкина // Инновационные технологии в современном образовании: Сборник материалов IV Международной научно-практической интернет-конференции. Наукоград Королёв: «Научный консультант», 2017. С. 136-140.

Горбачев, О. В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации / О. В. Горбачев // Документ. Архив. История. Современность. 2015. № 15. С. 126-136.

Грибанова, В. А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в

воспитательной работе вуза / В. А. Грибанова. Автореф......канд. пед. наук. Волгоград,

2016. 26 с.

Гурьянов, А. Л. Роль советского кинематографа в патриотическом воспитании молодежи в предвоенные годы / А. Гурьянов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-sovetskogo-kinematografa-v-patrioticheskom-vospitanii-molodezhi-v-predvoennye-gody (дата обращения: 19. 07.2021). Зарубина, С. Н. Патриотизм в современном российском кинематографе (2000-2010 годы) // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 169-176.

Иванова Л. А. Еще раз о медиаобразовании: понятийно-терминологическое обеспечение в начале XXI века // Magister Dixit. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-mediaobrazovanii-ponyatiyno-terminologicheskoe-obespechenie-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 22.07.2021).

Иванов, Р. В. Патриотизм и идентичность в современных российских фильмах / Р. В. Иванов, О. А. Полюшкевич // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. №. 1 URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-identichnost-v-sovremennyh-rossiyskih-filmah (дата обращения: 19.07.2021).

Кайгородов, Б. В. Психологические детерминанты патриотического отношения к Родине современной молодежи / Б. В. Кайгородов, Е. Б. Миронова // Baikal Research Journal. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-patrioticheskogo-otnosheniya-k-rodine-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 22.07.2021). Кракашова В. Д. Влияние кинематографа на сознание студенческой молодежи / В. Д. Кракашова // Проблемы науки. 2020. № 11 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kinematografa-na-soznanie-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 21.07.2021).

Русина, Ю. А. История советского кино / Ю. А. Русина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

2019. 104 с.

Скороделова, А. Р. Роль советского кино в патриотическом воспитании молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17562 (дата обращения: 22.06.2021).

Старостин, Д. В. Формирование гражданской активности и социализации личности через систему медиаобразования / Д. В. Старостин, Н. О. Иванова // Академия профессионального образования. 2019. № 7(86). С. 60-65.

Федоров, А. В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики / А.В. Федоров. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 228 с.

Федоров, А.В. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / А. В. Федоров, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина [и др.]. Москва-Берлин: Директ-Медиа,

2020. 375 с.

Челышева, И. В. Практические подходы к использованию потенциала произведений медиакультуры в процессе развития межэтнической толерантности молодого поколения / И. В. Челышева // Искусство и образование. 2021. № 2(130). С. 217-223. DOI 10.51631/2072-0432_2021_130_2_217.

Челышева, И. В. Философские и антропологические проблемы медиакультуры / И. В. Челышева / Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2020. 141 с. Экранные коммуникации как фактор социализации медиа-пространства / Под редакцией С. Л. Уразовой. М.: Академия медиаиндустрии, 2019. 398 с

Bachmair, B. (2019). Exploring Writing Exploring Writing in a Digitally-Dominated Culture -Options for Formal Learning in Schools/ B. Bachmair / Media Education (Mediaobrazovanie), N. 59(3), pp. 338-366. DOI: 10.13187/me.2019.3.338

Brown, N. (2015). Teachers on film: changing representations of teaching in popular cinema from Mr. Chips to Jamie Fitzpatrick. / N., Brown, K., Taber // Popular Culture as Pedagogy Research in the Field of Adult Education. Rotterdam

Chelysheva, I. (2019). Hermeneutical Analysis of Feature Films of English-Speaking Countries on the Schools' Theme / I. Chelysheva // European researcher. Series A. N. 10(1). P. 16-26. DOI 10.13187/er.2019.1.16.

Chelysheva, I. (2021). The Essence and Character of Student Youth Interethnic Tolerance Development Based on Material of Social Internet Networks / I. Chelysheva // Media Education (Mediaobrazovanie), N 3. P. 427-435. DOI: 10.13187/me.2021.3.426

Drzewiecki, P. (2021). The Image of the Sportsman in Polish Sports Feature Films of the Second Decade of the 21st Century / P. Drzewiecki //Media Education (Mediaobrazovanie). N. 17(2), pp. 231-237. DOI: 10.13187/me.2021.2.231

Gagliardi, L. (2019). Teachers as shown by cinema: a social discourse theory study/L. Gagliardi/ Question, N. 61 (1), pp.142.

McFadden, D. (2012). Memory and Being: The Uncanny in the Films of Andrei Tarkovsky / McFadden//Verges: Germanic & Slavic Studies in Review. N.1 (1), pp. 43-54. Vignoles, V. (2011). Introduction: toward an integrative view of identity /V. Vignoles, S. Schwartz, K. Luyckx // Handbook of identity theory and research. New York: Springer. P. 1-27.

Wolf, S. (2014). Understanding Love: Philosophy, Film, and Fiction / S.Wolf, C. Grau // Oxford University Press, 397 p.

References

Bachmair, B. (2019) Exploring writing in a digitally-dominated culture - Options for formal learning in schools. Media Education (Mediaobrazovanie). 59(3): 338-366. DOI: 10.13187/me.2019.3.338

Berezutskaya, D.O. (2014) Patriotic education of Russians based on media education resources. Society: sociology, psychology, pedagogy, N. 3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-rossiyan-s-oporoy-na-mediaobrazovatelnyy-resurs (accessed 20.07.2021). (In Russian).

Brown, N. (2015). Teachers on film: changing representations of teaching in popular cinema from Mr. Chips to Jamie Fitzpatrick. / N., Brown, K., Taber. Popular Culture as Pedagogy Research in the Field of Adult Education. Rotterdam.

Chelysheva, I. (2021). The essence and character of student youth interethnic tolerance development based on material of social internet networks. Media Education (Mediaobrazovanie). 3: 427-435. DOI: 10.13187/me.2021.3.426

Chelysheva, I. V. (2020) Philosophical and anthropological problems of media culture. Moscow-Berlin: Directmedia Publishing LLC. 141 p. (In Russian).

Chelysheva, I. V. (2021) Practical approaches to using the potential of the works of media culture in the development of interethnic tolerance of the younger generation. Arts and Education, 2 (130): 217-223. DOI 10.51631 / 2072-0432. (In Russian).

Chelysheva, I.V., Mikhaleva G.V. (2019). Hermeneutical analysis of feature films of English-speaking countries on the school theme. European Researcher. Series A, 10(1): 16-26. DOI 10.13187/er.2019.1.16.

Drzewiecki, P. (2021). The image of the sportsman in polish sports feature films of the second decade of the 21st century. Media Education (Mediaobrazovanie). 17(2): 231-237. DOI: 10.13187/me.2021.2.231

Fedorov, A.V. & Chelysheva, I.V. et al. (2020). Mass media education in the USSR and Russia: the main stages. Moscow-Berlin: Direct-Media, 375 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedorov, A.V. (2016) Cinematography in the Mirror of Soviet and Russian Film Critics. Moscow: MOO "Information for all", 2016. 228 p. (In Russian).

Gagliardi, L. (2019). Teachers as shown by cinema: a social discourse theory. Question. 61 (1): 142.

Golushkova, T. A. (2017) Technology of using feature films as a means of patriotic education of adolescents. Innovative technologies in modern education: Collection of materials of the 4th International Scientific and Practical Internet Conference. Science City Korolev: "Scientific Consultant": 136-140. (In Russian).

Gorbachev, O. V. (2015) Soviet art cinema as a historical document: features of analysis and interpretation. Document. Archive. History. Modernity. 15: 126-136. (In Russian). Gribanova V.A. (2016). Formation of civic activity of student youth in the educational work of the university. Abstract of the thesis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2016. 26 p. (In Russian). Guryanov, A. L. (2010) The role of Soviet cinema in the patriotic education of youth in the prewar years. Actual problems of the humanities and natural sciences, 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-sovetskogo-kinematografa-v-patrioticheskom-vospitanii-molodezhi-v-predvoennye-gody (accessed: 19.07.2021). (In Russian).

Ivanov, R. V. (2016) Patriotism and identity in contemporary Russian films. Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies, 1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-identichnost-v-sovremennyh-rossiyskih-filmah (accessed: 19.07.2021). (In Russian).

Ivanova L.A. (2012) Once again about media education: Conceptual and terminological support at the beginning of the 21st century. Magister Dixit. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-mediaobrazovanii-ponyatiyno-terminologicheskoe-obespechenie-v-nachale-xxi-veka (accessed: 22.07.2021). (In Russian).

Kaigorodov, B. V. (2019) Psychological determinants of patriotic attitude towards the Motherland of modern youth. Baikal Research Journal. 2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-patrioticheskogo-otnosheniya-k-rodine-sovremennoy-molodezhi (accessed: 22.07.2021). (In Russian).

Krakashova V.D. (2020) The influence of cinema on the consciousness of student youth. Problems of Science. 11 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kinematografa-na-soznanie-studencheskoy-molodezhi (accessed: 21.07.2021). (In Russian).

McFadden, D. (2012). Memory and Being: The uncanny in the films of Andrei Tarkovsky / McFadden // Verges: Germanic & Slavic Studies in Review. 1 (1): 43-54. Rusina, Y. A. (2019) History of Soviet cinema. Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 104 p. (In Russian).

Screen communications as a factor in the socialization of the media space / Edited by S. L. Urazova. Moscow: Academy of Media Industry, 2019. 398 p. (In Russian). Skorodelova, A.R. (2016) The role of Soviet cinema in the patriotic education of youth. Humanitarian research, N. 11. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17562 (accessed: 22.06.2021). (In Russian).

Starostin, D. V. & Ivanova N. O. (2019) Formation of civic engagement and socialization of the individual through the media education system. Academy of professional education. 7 (86): 6065. (In Russian).

Vignoles, V. (2011). Introduction: toward an integrative view of identity / V. Vignoles, S. Schwartz, K. Luyckx. Handbook of identity theory and research. New York: Springer. P. 127.

Wolf, S. (2014). Understanding Love: Philosophy, Film, and Fiction / S. Wolf, C. Grau // Oxford University Press, 397 p.

Zarubina, S.N. (2012) Patriotism in modern Russian cinema (2000-2010). Social sciences and the present. 5: 169-176. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.