Научная статья на тему 'История медиаобразования в России'

История медиаобразования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1371
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA EDUCATION / SCIENCE / DEVELOPMENTAL STAGES / EDUCATIONAL CINEMA / RADIO BROADCASTING / MEDIA TEXT / MEDIA PEDAGOGY / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ / РАДИОВЕЩАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна, Березкина Александра Дмитриевна

В статье описан исторический анализ ключевых этапов развития медиаобразования в России, который, как и современное состояние, вызывает интерес ученых и всего общества в целом, помогает понимать значение изучаемых медиаобразованием объектов и субъектов, ориентироваться в информационном пространстве, а также прогнозировать изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна, Березкина Александра Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF MEDIA EDUCATION IN RUSSIA

The paper is focused on the historical analysis of the key stages in the development of media education in Russia which arouses interest of scientists and the society as a whole, helps understand the significance of objects and subjects studied by media education, know the information space and also predict changes.

Текст научной работы на тему «История медиаобразования в России»

Literacy and Media Literacy in Knowledge Societies. Paris: UNESCO, p. 102-128.

3. Khudoleeva E. (2006). Pedagogical problems of media education in Germany and Russia at the present stage (end of XX - beginning of XXI cc.): Ph.S. Dis. Vladivostok, 2006.

4. Moscow Declaration on Media and Information Literacy (2012). http://www.ifapcom.ru/news/1347/?returnto=0&n=1.

5. Sturhetskiy S. (2018). Media literacy: practical textbook for higher educational institutions on media and information literacy. Lyon: IREX Europe, 2018. 156 p. http://www.mediasabak.org/media/IE_-_curriculum_-_university_V2_ru.pdf

6. UNESCO (2001). Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152.

УДК 372.8 ББК 74.5

ИСТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ирина Викториновна Челышева кандидат педагогических наук, доцент Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия ivchelysheva@yandex.ru Александра Дмитриевна Березкина Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия aleksandra.chiplieva.97@mail.ru

В статье описан исторический анализ ключевых этапов развития медиаобразования в России, который, как и современное состояние, вызывает интерес ученых и всего общества в целом, помогает понимать значение изучаемых медиаобразованием объектов и субъектов,

ориентироваться в информационном пространстве, а также прогнозировать изменения.

Ключевые слова: медиаобразование, наука, этапы развития, учебный кинематограф, радиовещание, медиатекст, медиапедагогика.

HISTORY OF MEDIA EDUCATION IN RUSSIA

Irina Viktorinovna Chelysheva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Rostov State University of Economics Rostov-on-Don, Russia ivchelysheva@yandex.ru Alexandra Dmitrievna Berezkina Rostov State University of Economics Rostov-on-Don, Russia aleksandra.chiplieva.97@mail.ru

The paper is focused on the historical analysis of the key stages in the development of media education in Russia which arouses interest of scientists and the society as a whole, helps understand the significance of objects and subjects studied by media education, know the information space and also predict changes.

Key words: media education, science, developmental stages, educational cinema, radio broadcasting, media text, media pedagogy.

Анализ разных периодов отечественного медиаобразования представлен последние годы в целом ряде работ отечественных исследователей медиаобразования и медиакультуры. Так, например, проблемы исторического развития медиаобразования в России и за рубежом рассматриваются в трудах А. В. Федорова [Федоров, 2004; Федоров, Челышева, 2002 и др.], И. В. Челышевой [Челышева, 2015; 2017 и др.],

А. Д. Березкиной и И. В. Челышевой [Челышева, Березкина, 2019], Н. А. Чумаколенко [Чумаколенко, 2013], А.Н. Шаханской [Шаханская, 2014] и др.

В ряде работ И. В. Челышевой и Г. В. Михалевой [Челышева, Михалева, 2016] представлен сравнительный анализ генезиса идей медиаобразования в России и Великобритании. В исследовании А. Ю. Шаханской представлен отечественный опыт использования кинематографа в медиаобразовании школьников на примере кружковой работы [Шаханская, 2014]. В работах А. Д. Березкиной и И. В. Челышевой представлены перспективы медиаобразования школьников в системе дополнительного образования [Березкина, Челышева, 2019]. Н. А. Чумаколенко рассматривает российский опыт медиаобразования в контексте художественного образования и воспитания школьников [Чумаколенко, 2013].

Современное состояние, как и история развития медиаобразования, вызывает большой интерес не только ученых, но и всего общества в целом. Разнообразие постоянно развивающихся форм и методов в данной области образования, распространяясь по всей территории Российской Федерации, помогает осваивать каждому гражданину страны окружающий мир, развивать социальную активность и гражданские качества.

Для верного понимания массовой аудиторией, а особенно обучающейся молодежью, значения изучаемых медиаобразованием объектов и субъектов, ориентирования в информационном мире, необходимо не только следить за нововведениями и изменениями, но и провести исторический анализ основных этапов развития медиаобразования.

Принято считать, что российское медиаобразование на практике обрело официальный статус после регистрации учебно-методическим объединением новой специальности «Медиаобразование», изучаемой в вузах страны, в июне 2002 года (03.13.30). До обретения официального статуса данному направлению образования пришлось пройти долгий пусть становления,

связанный с развитием средств массовой информации, поэтому медиаобразование в России имеет национальную, экономико-политическую и культурную специфику.

В научной литературе выделяются следующие ключевые этапы развития медиаобразования в России:

I. Этап зарождения и становления медиаобразования (1900 - 1930 гг. ХХ в.)

II. Этап застоя (1935-1955 гг. ХХ в.)

III. Этап возрождения медиаобразования (1955-1960 гг. ХХ в.)

IV. Этап резкого скачка развития медиаобразования (1960-1985 гг. ХХ в.)

V. Этап модернизации (1985 г. ХХ в. - по настоящее время) [Федоров, Челышева, 2002].

Этап зарождения медиаобразовательного движения в начале прошлого века происходил с использованием аудиовизуальных видов искусств. Первые отечественные работы изучали и описывали воспитательную и образовательную роли кино, что связано с началом создания научно-популярных фильмов, имеющих просветительский характер.

Публикации, доклады, сообщения, кинообзоры, выпущенные в период с 1908 года по 1917 год, содержали в себе интерес к выяснению перспектив, возможностей использования кино в учебном процессе, попытки оценить кинематограф в виде средства дидактики [Федоров, Челышева, 2002].

Выходившие научные труды во время этапа зарождения медиаобразования помогли выделить ряд подходов к учебному кинематографу, среди которых:

- психологический, который занимался выяснением возможностей и перспектив учебного кино;

- общеметодический, способствующий выделению комбинаций работы с фильмом, связанных с различными видами объяснения;

- интегративный подход, отличающийся возможностью применять учебное кино при преподавании других обязательных предметов [Вебер, 2002.].

Конечно же, были и противники использования учебного кино, видевшие отсутствие перспектив применения данного вида кинематографа для школьников. Но количество сторонников воспитания и образования посредством кинематографа активно росло, что поспособствовало выделению направлений методического плана, которые стали классическими приемами в работе с медиатекстом.

В 20-е годы прошлого века в обычных школах набирала силу медиаобразовательная работа на основе фотографии и кино, что привело к выделению таких основных компонентов медиаобразования, как: киноклубы, сети кружков «юнкоров», любительские фотостудии [Федоров, Челышева, 2002].

Еще одним средством медиаобразования 20-х годов были грамзапись и радиовещание. Направленность выпускаемых пластинок имела яркий политико-агитационный характер. В учебном и воспитательном процессе в основном использовались именно агитационные звукозаписи.

Радио, будучи более доступным для слоев населения, имело возможность охвата большей аудитории, в первую очередь состоявшей из учащейся и работающей молодежи. До 1926 года радио имело развлекательный характер, состоявший из трансляции радиоконцертов и радиожурналов. С 1926 года радиовещание усиленно стало использовать воспитательную функцию. Радиожурналы стали знакомить аудиторию с новостями науки, приобрели статус общественно-политических передач [Федоров, Новикова, 2001, с. 15].

Пик развития массового радиовещания пришелся на конец 20-х годов и начало 30-х годов ХХ века. Произошло разделение передач по тематике и формам с учетом возрастных особенностей слушателей, выросла продолжительность радиоэфиров для детей. В 1932 году Всесоюзный

комитет в своем постановлении «О детском вещании» подчеркнул важность радиовещания в процессе воспитания, которое ставило «своей задачей воспитание в детях элементарных навыков культуры и знаний науки средствами эмоционального воздействия на чувства ребят в пределах и направлениях, предъявляемых партией к школе и пионерской организации» [Челышева, 2017].

Период с 1935 по 1955 г. ХХ века - этап застоя. Это время жесткой идеологической цензуры, ликвидации сталинским режимом большего количества творческих начинаний российского медиаобразования, разрешены были лишь те киномероприятия, любительские кружки фотосъемки, конечные продукты деятельности которых были идеологическим рупором режима И. В. Сталина [Челышева, 2017].

Цензура и идеологические критерии привели к использованию фильмов лишь в качестве экскурсионного и агитационного материала. При этом многие педагоги продолжали отстаивать воспитательные возможности киноискусства, но выдвигая вперед идеологическую функцию. Это привело к осмыслению медиатекстов вне художественной сферы, фильм должен был пройти отбор и обсуждение перед тем, как его можно было порекомендовать для просмотра детьми.

«Система тоталитарного мышления несла огромный вред не только художественному процессу, но и зрителю. Мощная машина образования и воспитания ориентировала и художника, и зрителя на однозначность, на стандарт» [Челышева, 2017].

«Воспитательная действенность» этапа застоя медиаобразования базировалась на ряде критериев:

1. Коммунистическая идейность.

2. Правдивость и точность.

3. Плановость и регулярность.

Таким образом, медиаобразование на этапе застоя было чрезвычайно формализованным и строго контролируемым.

Возрождение медиаобразования пришлось на 1955-1960 годы прошлого века, что связано с периодом «политической оттепели», официально осуждавшей сталинизм. Данный этап характеризуется увеличением числа учебных заведений, которые проводили занятия по кинообразованию. Не только в школах, но и в учреждениях внешкольной работы медиаобразовательная работа на материалах киноискусства, основная задача которой - анализ фильма, организовывалась в разных формах: кинокружки, кинолектории, киноклубы.

Практика отечественных основоположников медиаобразования развивалась на продолжении гуманистической педагогики. Эстетическое воспитание материалами искусства, в том числе и кинематографа, формировало образное мышление, что благотворно сказывалось на освоении художественного языка и гармоничном развитии личности [Кириллова, 2005].

Этап резкого скачка развития медиаобразования произошел в 60-е годы ХХ века. В этот период массовое распространение в стране получила телемания. Содержание популярных телевизионных программ привели специалистов в сфере медиаобразования к активному обсуждению воспитательной и образовательной возможностей телевидения, его роли в художественном воспитании. Это связано с тем, что большое распространение получили телепрограммы научно-познавательного, общественно- политического, художественного циклов для детей и молодежи. Осознание возможностей телевидения в воспитании и образовании способствовало появлению медиаобразовательных разработок, направленных на систематическую работу «по выработке вкуса, по привитию определенных знаний» [Вебер, 2002]. Главный принцип такой работы заключался в предварительном разговоре перед началом какого-либо медиапродукта для подготовки к просмотру и обсуждении увиденного. Такой подход развивал внимательное, вдумчивое отношение к медиатекстам и окружающей жизни [Назаров, 2002].

Первая половина 80-х годов характеризуется проведением крупного эксперимента, основанным на внедрении кинообразования в звенья начальной и средней школы под руководством Ю. Н. Усова [Усов, 2015]. Большая часть специалистов в сфере медиа на этапе скачка развития медиаобразования видели возможность развития художественного восприятия, творческого мышления молодежи на материале лучших произведений медиакультуры [Орлов, Творогов, Косарев, 2007].

С 1985 года и по сегодняшний день медиаобразование находится на этапе активной модернизации. Это этап, характеризующийся не только стремительным развитием средств массовой коммуникации и новых технологий, но и наличием у экранных искусств «лидирующего места в сфере художественного потребления» [Назаров, 2002].

В начале данного этапа стали возникать школьные телецентры, телестудии, а с середины 90-х годов в сферу деятельности медиаобразовательной работы вошел интернет. Заметны качественный и количественный рост заинтересованности к медиапедагогике, выход на мировую арену в сфере медиа [Орлов, Творогов, Косарев, 2007].

Современные медиатексты пользуются огромным спросом и популярностью у представителей молодежи, с их помощью происходит получение большого опыта общения с множеством медиапродуктов, представленных в разнообразии форм. У молодых людей появилась возможность заниматься медиаобразовательной деятельностью большого количества направлений в различных кружках, клубах, студиях. Такая возможность и тенденция интеграции медиаматериала привела к выработке единой концепции отечественного медиаобразования, включающей в себя накопленный, предшествующий опыт.

Так в 90-х годах вышло несколько программных курсов по медиаобразованию, содержащих методические рекомендации, также была разработана концепция школьной медиаобразовательной работы, интегрированной в базовое образование.

Принято считать, что медиаобразование сегодня использует методику проведения занятий, которая основывается на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, помогающих развивать индивидуальность каждого учащегося, самостоятельно мыслить, стимулировать его творческие способности путем вовлечения в творческую деятельность, формировать умения грамотно воспринимать, интерпретировать и анализировать структуры медиатекста, усваивать знания о медиакультуре [Федоров, Челышева, 2002]. По мнению А. В. Федорова и И. В. Челышевой, медиаобразование представляет собой своеобразное включение обучающихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, сочетая в себе лекционные и практические занятия [там же].

Общеизвестным считается, что система медиаобразования сегодня имеет шесть основных направлений:

1. Медиаобразование для будущих специалистов в сферах прессы, кино, видео, ТВ и др.

2. Медиаобразование будущих медиапедагогов.

3. Интегрированное или автономное медиаобразование в общем образовании.

4. Медиаобразование вне школьного обучения.

5. Дистанционное медиаобразование.

6. Непрерывное (самостоятельное) медиаобразование [Федоров, Челышева, 2002].

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы. На сегодняшний день в результате становления медиаобразования общество получило:

- расширение круга высших и средних учебных заведений, которые готовят медиаспециалистов;

- обновление и увеличение понятийного аппарата медиаобразования.

- закрепление за медиаобразовательной работой воспитательной и образовательной функции.

Библиографический список

I. Березкина А. Д. Перспективы медиаобразования школьников в системе дополнительного образования / А. Д. Березкина, И. В. Челышева // Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства: преемственность и инновации: материалы IV Всероссийской научной конференции. Ростов на Дону: РГЭУ (РИНХ), 2019. С. 143-150. // [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41334312 (дата обращения: 10.11.2019).

2. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 41-45.

3. Кириллова Н. Б. От медиаобразования - к медиакультуре // Медиаобразование. - 2005 // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ot-mediaobrazovaniya-k-mediakulture/viewer (дата обращения: 10.11.2019).

4. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. С. 131-233.

5. Орлов Ю. М. Так что же такое медиаобразование: учеб пособие / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогов, И. И. Косарев. М.: Высш. шк., 2007. 60 с.

6. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. 2015. № 6. С 68-75.

7. Федоров А. В. Медиа и медиаобразование / А. В. Федоров, А. А. Новикова //Alma Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 11. С. 15

8. Федоров А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

9. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с.

10. Челышева И. В. Краткий историко-педагогический обзор развития российского и британского медиаобразования в ХХ веке // Медиаобразование. 2015. №3. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-istoriko-pedagogicheskiy-obzor-razvitiya-rossiyskogo-i-britanskogo-mediaobrazovaniya-v-hh-veke (дата обращения: 14.10.2019).

II. Челышева И. В. Советские игровые фильмы эпохи сталинизма (1931-1953) на школьную тему // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 167-180. // [Электронный ресурс]. -

URL: https://www.mediagram.ru/netcat files/101/119/h 60bc7afd330deb152443f08c50627197

(дата обращения: 10.11.2019).

12. Челышева И. В. Сравнительный анализ истории, теории и практики российского и британского медиаобразования: учеб пособ. / И. В. Челышева, Г. В. Михалева. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 193 с.

13. Чумаколенко Н. А. Отечественный опыт медиаобразования в художественном образовании и воспитании школьников // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (24). // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-mediaobrazovaniya-v-hudozhestvennom-obrazovanii-i-vospitanii-shkolnikov (дата обращения: 18.10.2019).

14. Шаханская А. Ю. Отечественный опыт использования кинематографа в медиаобразовании школьников (кружковая работа) // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. №3 (29). // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-ispolzovaniya-kinematografa-v-mediaobrazovanii-shkolnikov-kruzhkovaya-rabota (дата обращения: 02.12.2019).

References

1. Berezkina, A. D. (2019) Prospects of media education of schoolchildren in the system of supplementary education / A. D. Berezkina, I. V. Chelysheva // Supplementary education of children in the sphere of culture and art: continuity and innovation: materials of the IV All-Russian scientific conference. Rostov-on-Don: Rostov state University, 2019. Pp. 143150. // [Electronic resource] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41334312 (date of access 10.11.2019). (in Russian)

2. Chelysheva I. V. (2015) Brief historical and pedagogical review of the development of Russian and British media education in the twentieth century. 2015. No. 3. // [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-istoriko-pedagogicheskiy-obzor-razvitiya-rossiyskogo-i-britanskogo-mediaobrazovaniya-v-hh-veke (date of access 14.10.2019). (in Russian)

3. Chelysheva I. V. (2016) Comparative analysis of the history, theory and practice of Russian and British media education: textbook. / I. V. Chelysheva, G. V. Mikhaleva. Moscow: MOO "Informatziya dlya vsekh", 2016. 193 p. (in Russian)

4. Chelysheva I. V. (2017) Soviet fiction films of the Stalinist era (1931-1953) on a school theme // Media Education. 2017. No. 4. Pp. 167-180. // [Electronic resource]. - URL: https://www.mediagram.ru/netcat_files/101/119/h_60bc7afd330deb152443fD8c50627197 (date of access 10.11.2019). (in Russian)

5. Chumakolenko N. A. (2013) Russian experience of media education in art education and upbringing of schoolchildren // Bulletin of the Surgut state pedagogical University. 2013. No. 3 (24). // [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-mediaobrazovaniya-v-hudozhestvennom-obrazovanii-i-vospitanii-shkolnikov (date of access 18.10.2019). (in Russian)

6. FedorovA.V. (2001) Media and media education / A. V. Fedorov, A. A. Novikova // Alma Mater. Bulletin of the higher school. 2001. No. 11. P. 15. (in Russian)

7. Fedorov A.V. (2004) Media Education and media literacy: textbook. Taganrog: Kuchma, 2004. 340 p. (in Russian)

8. Fedorov A.V. (2002) Media Education in Russia: a brief history of development / A. V. Fedorov, I. V. Chelysheva. Taganrog: Poznanie, 2002. 266 p. (in Russian)

9. Kirillova N. B. (2005) From media education - to media culture / / Media Education. - 2005 // [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mediaobrazovaniya-k-mediakulture/viewer (mode of access 10.11.2019). (in Russian)

10. Nazarov M. M. (2002) Mass communication in the modern world: methodology of analysis and research practice. Moscow, 2002. Pp. 131-233. (in Russian)

11. Orlov Yu. M. (2007) So what is media education: study guide / Yu. M. Orlov, N. D. Tvorogov, I. I. Kosarev. Moscow: Vyshaya Shkola, 2007. 60 p. (in Russian)

12. Sakhanskaya A. Yu. (2014) Russian experience in the use of cinematography in media education of students (clubs) // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. 2014. No. 3 (29). // [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy-opyt-ispolzovaniya-kinematografa-v-mediaobrazovanii-shkolnikov-kruzhkovaya-rabota (date of access 02.12.2019). (in Russian)

13. Usov Yu. N. (2015) The basics of screen culture // Art in school. 2015. No. 6. Pp. 68-75. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Weber V. (2002) Portfolio of media literacy // Informatics and education. 2002. No. 1. Pp. 41-45. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.