Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА'

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ИГРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются методологические и методические подходы к проблеме развития межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале игрового кинематографа. Представлено внедрение цикла медиаобразовательных занятий в учебный процесс вуза на основе выявленных основных российских и зарубежных теоретических и методических концепций развития межэтнической толерантности, которые могут быть перспективной основой для дальнейшего успешного развития в российских условиях в контексте использования образовательных, воспитательных задач медиаобразования; разработки технологий и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности. Автором представлен анализ занятий, фундаментальной основой которого выступают современные отечественные и зарубежные методики и технологии, получившие наибольшее распространение в современной медиаобразовательной практике. В основу работы с произведениями кинематографического искусства положены основные виды анализа произведений медиакультуры: автобиографический, структурный, критический, семиотический, идентификационный, анализ культурной мифологии, анализ ключевых персонажей и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE OF STUDENT YOUTH ON THE MATERIAL OF THE MOTION PICTURES

The article discusses methodological and methodical approaches to the problem of the development of interethnic tolerance of the student audience based on the material of fiction movies. The author presents the implementing of a cycle of media education classes in the educational process of a university based on the identified main Russian and foreign theoretical and methodological concepts for the development of interethnic tolerance, which can be a promising basis for further successful development in Russian conditions in the context of using educational, educative tasks of media education; development of technologies and methods for conducting training sessions at the university with elements of media education, contributing to the development of interethnic tolerance. The author presents an analysis of classes, the fundamental basis of which is modern domestic and foreign methods and technologies that are most widely used in modern media education practice. The work with feature films is based on the main types of analysis of works of media culture: autobiographical, structural, critical, semiotic, identification, analysis of cultural mythology, analysis of key characters, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА»

УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73

DOI 10.51955/2312-1327_2021_3_216

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИГРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА*

Ирина Викториновна Челышева, orcid.org/0000-0002-4968-9385, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и социокультурного развития личности Ростовский государственный экономический университет,

ул. Большая Садовая, 69 Ростов-на-Дону, 344002, Россия ivchelysheva@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методологические и методические подходы к проблеме развития межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале игрового кинематографа. Представлено внедрение цикла медиаобразовательных занятий в учебный процесс вуза на основе выявленных основных российских и зарубежных теоретических и методических концепций развития межэтнической толерантности, которые могут быть перспективной основой для дальнейшего успешного развития в российских условиях в контексте использования образовательных, воспитательных задач медиаобразования; разработки технологий и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности.

Автором представлен анализ занятий, фундаментальной основой которого выступают современные отечественные и зарубежные методики и технологии, получившие наибольшее распространение в современной медиаобразовательной практике. В основу работы с произведениями кинематографического искусства положены основные виды анализа произведений медиакультуры: автобиографический, структурный, критический, семиотический, идентификационный, анализ культурной мифологии, анализ ключевых персонажей и др.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, межэтническая толерантность, студенты, игровой кинематограф, творческие занятия, анализ медиатекста.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодёжи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE OF STUDENT YOUTH ON THE MATERIAL OF THE MOTION PICTURES

Irina V.Chelysheva, orcid.org/0000-0002-4968-9385, Cand. Sci. (Pedagogics), Associate Professor, Chair, Department of Pedagogy and Sociocultural Development of Personality Rostov State Economic University, 69, B. Sadovaya str. Rostov-on-Don, 344002, Russia ivchelysheva@yandex.ru

Abstract. The article discusses methodological and methodical approaches to the problem of the development of interethnic tolerance of the student audience based on the material of fiction movies. The author presents the implementing of a cycle of media education classes in the educational process of a university based on the identified main Russian and foreign theoretical and methodological concepts for the development of interethnic tolerance, which can be a promising basis for further successful development in Russian conditions in the context of using educational, educative tasks of media education; development of technologies and methods for conducting training sessions at the university with elements of media education, contributing to the development of interethnic tolerance.

The author presents an analysis of classes, the fundamental basis of which is modern domestic and foreign methods and technologies that are most widely used in modern media education practice. The work with feature films is based on the main types of analysis of works of media culture: autobiographical, structural, critical, semiotic, identification, analysis of cultural mythology, analysis of key characters, etc.

Keywords: media, media education, interethnic tolerance, students, motion pictures, creative activities, analysis of the media text.

Введение

Произведения игрового кинематографа обладают огромным воспитательным потенциалом. Об этом свидетельствует история кино- и медиаобразования в России и за рубежом. Актуальность воспитательных возможностей медиаобразования в наши дни связана с активным включением медиаресурсов в жизнь современного молодого поколения, что предопределяет, в свою очередь, поиск и использование приемов, методов и технологий медиапедагогики в осуществлении патриотического, нравственного, эстетического воспитания молодежи. Развитие и совершенствование методической базы отечественного медиаобразования выдвигает на первый план задачу популяризации опыта медиаобразовательной деятельности, целью которой выступает знакомство «с методиками, формами, технологиями и подходами к медиаобразованию, направленное на развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи на материале лучших практик отечественного и зарубежного медиаобразования, которые могут быть перспективной основой для дальнейшего успешного развития в российских условиях» [Челышева, 2020].

Можно согласиться с мнением В.Ш. Масленниковой о том, что «в процессе восприятия и осмысления фильма происходит идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»)» [Масленникова, 2016, с. 70]. Поэтому обращение к материалу художественного кинематографа в развитии межэтнической толерантности студенческой молодежи продиктовано спецификой культурного кода произведений кинематографического искусства, которая предопределяет многообразие функций художественного фильма, его социализирующую роль и воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Материалы и методы

Материалом для данного исследования выступают произведения художественного кинематографа, посвященные проблемам межкультурной коммуникации, межэтнической толерантности и межнациональному взаимодействию. Медиаобразовательные подходы к изучению кинематографического материала базируются на методике выполнения традиционных медиаобразовательных модулей. В процессе исследования структурных компонентов произведений художественного кинематографа в работе со студентами мы опирались на основные виды анализа произведений медиакультуры: автобиографический, структурный, критический, семиотический, идентификационный, анализ культурной мифологии, анализ ключевых персонажей и др. Практические задания, использованные в проведении медиаобразовательных занятий со студентами включают в себя наиболее продуктивные методы и подходы современного отечественного и зарубежного (англоязычного) медиаобразования.

Дискуссия

Тема межнациональных отношений, диалога представителей разных народов и культур нашла свое отражение в многочисленных художественных фильмах разных жанров. Как показал проведенный анализ, проблема межэтнической толерантности представлена в фильмах драматического жанра разных лет: «Крик свободы», реж. Р. Аттенборо. Великобритания, 1987 г.; «Шофер мисс Дейзи», реж. Б. Бересфорд. США, 1989 г.; «Прислуга», реж. Т. Тейлор. США, 2011 г. и др.; комедиях «Угадай, кто придет к обеду?», реж. С. Крамер. США, 1967 г.; «Попугай, говоривший на идиш», реж. Э. Севела, Германия, СССР, 1990 г.; «Жизнь прекрасна», реж. Р. Бениньи. Италия, 1997 г.; «Итальянец», реж. А. Кравчук, Россия, 2005 г.; «12», реж. С. Михалков. Россия, 2007 г.; «Айка», реж. С. Дворцевой. Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан, 2018 г.; «Как я стал русским», реж. А. Сахелашвили и С. Хао. Россия-Китай, 2019 г. и др.; мелодрамах «Белая масаи», реж. Г. Хунтгебурт. Германия, 2005 г.; «Белль», реж. А. Асанте.

Великобритания, 2013 г.; «Телохранитель», реж. М. Джексон, США, 1992 г. и др.

Проблемы воспитания межэтнической толерантности рассматриваются в многочисленных исследованиях зарубежных научных работ. Учитывая все возрастающий риск разжигания межнациональной розни в современной молодежной среде, авторами отмечается необходимость осуществления целенаправленной работы по воспитанию межэтнической толерантности, начиная с школьной скамьи [J.O. Edwards, L. Derman-Sparks, 2010; J. Kafka, 2013; D. Webber & L. Mandel, 2008]. Целый ряд зарубежных и отечественных исследователей последних лет отмечают все возрастающую роль игрового кинематографа в процессе воспитания молодого поколения и формирования духовно-нравственных качеств развивающейся личности. В медиаобразовательном контексте особый интерес представляют работы зарубежных англоязычных исследователей, рассматривающих различные аспекты развития медиаграмотности в современном медиатизированном мире [L. Hagendoorn, Sh. Nekuee, 2018; R. Wallis, D. Buckingham, 2019; C. Worsnop, 2004].

Среди отечественных исследователей важное значение для освещения данной темы имеют научные работы О.С. Андреевой и М.В. Богдановой [Андреева, 2017], Е.Ю. Жмыровой, В.А. Монастырского [Жмырова, 2012], Е.Л. Кудрявцевой [Кудрявцева, 2014], В.Ш. Масленниковой [Масленникова, 2016], А.В. Федорова [Fedorov, 2016] И.В. Челышевой и Г.В. Михалевой [Chelysheva, 2013; 2020; 2021], О.Н. Яшиной [Яшина, 2019] и др.

Е. Ю. Жмырова и В. А. Монастырский одними из первых авторов в отечественном медиаобразовании выделили ряд педагогических условий, позволяющих эффективно использовать кинематографические произведения для формирования межэтнической толерантности студенческой аудитории в морально-нравственном контексте. Сюда входит и подбор фильмов соответствующей тематики, и формирование «базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющие адекватность их взаимодействия с искусством кино» [Жмырова, 2012]. Немаловажную роль в этом процессе играет и позиция педагога в осмыслении художественного медиатекста: «в работе с фильмом в молодежной аудитории следует опираться на принципы «событийности» и «диалогового взаимодействия»; воспитателю необходимо сочетать скрытую педагогическую и отчетливую личностную позицию в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма» [Жмырова, 2012].

Сходные позиции находим в более позднем исследовании В.Ш. Масленниковой. В числе важных условий эффективности использования кинематографических произведений в процессе воспитания межэтнической толерантности аудитории автором выделена разработка специальных занятий с использованием произведений кинематографа по данной проблематике, «отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям» [Масленникова, 2015]. Еще одним важным

условием по мнению автора выступает учет базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино» [Масленникова, 2016]. И, наконец, третьим немаловажным фактором является «педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма, реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории, наличие отчетливой личностной позиций педагога в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма» [Масленникова, 2016].

Рассматривая художественный кинематограф как вид искусства и СМК, Е.Л. Кудрявцева акцентирует внимание на важности осуществления педагогом аналитического подхода к изучению кинематографического произведения, так как «исторически, культурологически, нравственно и психологически подкованной и развитой аудитории ни один (даже явно пропагандистский) фильм не страшен, ибо человек, обладающий жизненным опытом, знаниями и критическим взглядом на мир и на предоставляемую информацию, свободен от постороннего влияния в своих поступках и решениях. Наша цель - воспитать в каждом из студентов самостоятельное мышление, начиная с желания расширить свой объем знаний по проблеме и заканчивая стремлением самостоятельно сделать выводы из полученной информации» [Кудрявцева, 2014].

Терапевтическая роль кинематографа в формировании установок этнической толерантности подрастающего поколения подчеркивается в исследовании О.С. Андреевой и М.В. Богдановой [Андреева, 2017]. В качестве основного инструмента изменения интолерантных установок аудитории выступает кинотерапевтическая методика: «за счет формирующего влияния данного метода интолерантные этнические установки могут смениться толерантными, или, по крайней мере, изменится степень выраженности интолерантных установок. Суть кинотерапии в данном случае в том, чтобы сместить акцент с восприятия преимущественно национальности человека на его общечеловеческую самоценность, уникальность, восприятие его как обычного человека» [Андреева, 2017].

Проблеме этностереотипов, представленных в художественных кинофильмах по проблеме межнациональных отношений посвящена работа О.Н. Яшиной [Яшина, 2019]. Автор резонно отмечает, что киноискусство «продолжает оказывать огромное влияние на формирование мировоззрения человека, его сознание и состояние психики. Кино меняет взгляды, формирует общественное мнение, образует и помогает преодолеть стереотипы, в том числе в такой важнейшей сфере как национальные отношения» [Яшина, 2019].

Результаты

Изучение и анализ художественных фильмов в процессе развития межэтнической толерантности студенческой молодежи включает в себя комплекс задач, связанных с осознанием серьезности проблем поддержания

конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога в современном обществе, выработкой нравственных и мировоззренческих установок толерантного поведения в многонациональном мире. Кроме того, обращение к материалу отечественного и зарубежного художественного кинематографа разных лет позволяет молодому поколению проследить отражение данной проблемы в медиакультуре на разных этапах развития, познакомиться с основными видами и жанрами кинематографических медиапроизведений по теме межэтнической толерантности, обратиться к анализу данной проблемы в игровом кино на примере военного, исторического, драматического, комедийного, приключенческого и других жанров.

Важнейшим компонентом медиаобразовательных занятий выступает анализ произведений художественного кинематографа, осуществляемый с целью овладения умениями аргументировано их оценивать, соотносить суждение о медиатексте с собственным жизненным опытом, а также расширения мотивации студентов при выборе и восприятии произведений художественного кинематографа на тему межэтнических отношений. Согласно определению А.В. Федорова, в медиаобразовательном процессе осуществляется «комплекс видов анализа, включая контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический анализ, анализ медийных стереотипов, персонажей медиатекстов» [Федоров, 2014].

В процессе организации медиаобразовательных занятий важное значение отводится изучению терминологии и основных понятий, связанных с медиакультурой, медиаобразованием, спецификой медиаязыка, знакомству с разными видами анализа медиатекстов (в данном случае - художественных фильмов) и их спецификой. В связи с этим вводная часть занятия включает изложение теоретического материала и нацелена на формирование познавательного интереса студентов к творческому исследованию медиаматериала в контексте проблем межэтнической толерантности. С этой целью в ходе теоретического модуля занятия со студентами рассматриваются такие понятия как «этнос», «национальность», «межнациональные отношения», «конструктивный диалог», «язык вражды», «толерантная личность» и др.

Одной из ключевых тем в процессе анализа и обсуждения фильмов по теме межнациональных отношений и развития межэтнической толерантности выступает проблема нравственного и морального выбора, совершаемого человеком в разных жизненных ситуациях, представленных в произведениях художественного кинематографа. В ходе дискуссий и обсуждений студенты могут обратиться к материалам игровых фильмов межэтнической проблематики и аргументировать свои ответы, используя фрагменты и ключевые эпизоды из фильмов.

В ходе практических занятий студенческой аудитории традиционно предлагается цикл творческих медиаобразовательных заданий («литературно-имитационных, театрализовано-ролевых, изобразительно-имитационных» [Федоров, 2016]. Среди них - подготовка эссе по материалам просмотренного медиатекста, игровые имитационные задания, разработка мини-сценариев собственных медиатекстов по проблематике межэтнической толерантности и т.д. В процессе практического модуля занятий используется комплекс медиаобразовательных методик и технологий с применением таких технологических приемов как балинтовские группы, эссе, метод кейсов (case-study), сторителлинг (storytelling), «Думай самостоятельно/в парах/на аудиторию» и др.

Приведем несколько примеров организации медиаобразовательных заданий со студентами. Так, в ходе осуществления анализа ключевых персонажей медиатекста и работая в балинтовских группах с опорой на понятие «медийные репрезентации» (media representations), студентам предлагается найти и представить примеры моделей толерантного и интолерантного поведения героев фильма по отношению к представителям других этносов или национальностей. Для этого студенческая группа делится на три микрогруппы: одной группе необходимо подобрать и продемонстрировать фактический материал из фильма (небольшой эпизод), второй - подготовить аргументированный анализ представленной ситуации, а третьей - определить методы и пути конструктивного ее разрешения. В ходе выполнения задания очень важно, чтобы все три группы представляли аргументацию своего выбора, представляли обоснование и использовали необходимую доказательную базу. В этом случае в ходе занятия получается достичь конструктивного взаимодействия участников и способствовать развитию полноценного медиавосприятия, соответствующего уровня комплексной идентификации аудитории.

Безусловно, работая с художественными фильмами, необходимо углубить и расширить знания студентов о жанровой специфике художественных аудиовизуальных медиатекстов. С этой целью после изучения теоретического материала аудитории может быть предложено несколько фрагментов из художественных фильмов с целью определить, фильм какого жанра демонстрируется в настоящий момент. Для последующий работы с художественными фильмами по теме межэтнической толерантности в ходе следующих занятий студентам может быть предложено составить фильмографию в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Фильмография художественных фильмов по проблемам межэтнической толерантности

Жанр Название художественного фильма

Драма

Мелодрама

Комедия

Детектив

Приключения

Триллер

Фантастика

Фильм ужасов и т.д.

На следующем этапе работы, в ходе анализа медийных стереотипов студентам предлагается выявить в фрагментах из художественных фильмов разных жанров наиболее распространённые этностереотипы, присущие представителям той или иной национальности и аргументированно их представить аудитории. Данное задание носит индивидуальный характер. Как показывает практика организации данного задания, студенты наиболее активно выбирают для анализа стереотипные представления о своих сверстниках, сравнивают между собой наиболее типичные суждения о моделях поведения и жизненного уклада современной молодежи разных стран. В результате работы над выполнением задания в студенческой аудитории как правило разгораются жаркие дискуссии, в ходе которых обсуждаются темы межнациональных отношений, опасности и последствия разжигания межнациональной розни, проявлений экстремизма и ксенофобии.

Еще один вариант работы со стереотипными представлениями в игровом фильме может осуществляться в ходе подготовки театрализованных этюдов на тему презентации стереотипных персонажей и ситуаций, например, демонстрирующих стереотипные представления о разных национальностях и традициях разных народов. Данное задание выполняется в небольших группах. Подготовка театрализованных заданий на материале того или иного произведения медиакультуры на тему межэтнической толерантности позволяет студентам представить себя в роли разных персонажей, выбрать наиболее близкий образ, выработать конструктивные модели толерантного поведения в межэтническом диалоге.

Семиотический анализ медиатекстов включает в себя изучение знаков и символов, представленных в том числе и с помощью художественных средств художественного фильма. Поэтому в процессе медиаобразовательных занятий традиционно важное значение имеет изучение визуальных, аудиальных и аудиовизуальных особенностей того или иного медиатекста. Например, при изучении ключевого понятия «медийные технологии» (media technologies) студентам предлагается подобрать звуковое сопровождение и осуществить озвучивание ключевых эпизодов из фильмов разных жанров на тему межэтнической толерантности. Данное задание неизменно вызывает живой интерес студенческой аудитории, позволяет еще раз вернуться к обсуждению проблемы межэтнических отношений в молодежной среде, обосновать ее важность в современной ситуации.

Еще один вариант осуществления семиотического анализа игровых фильмов при изучении понятия «медийные репрезентации» (media representations) направлен на исследование семиотических кодов и символов, представленных в той или иной киноленте. В этом случае студентам

предлагается подготовить эссе, где необходимо представить символы и коды, свидетельствующие о межэтнической толерантности/интолерантности, включая характеристику моделей поведения главных и второстепенных персонажей; а также определить «технологические приемы, применяемые создателями медиатекста для выделения этих символов в аудиовизуальном ряде (применение цветосветовых, шумовых, звуковых решений; спецэффектов; изменение ракурса, плана показа этих символов; частота появления того или иного символа на экране и т.д.). В результате проведенной работы студенческая аудитория прогнозирует эффект применения технологических приемов, представленных в медиатексте на восприятие и понимание того или иного символа или знака» [Челышева, 2013].

В процессе автобиографического анализа медиатекста изучается понятие «язык медиа» (media language). Для этого может быть использовано творческое упражнение «Думай самостоятельно/в парах/на аудиторию» на материале ключевых эпизодов художественного фильма. Студентам предлагается несколько заданий, которые необходимо выполнить самостоятельно, а затем в группе или коллективно. К качеству индивидуального занятия аудитория, используя технологию «сторителлинг» (storytelling), составляет рассказ от имени персонажа фильма. При подготовке истории важным условием выступает передача характерных особенностей данного персонажа, его манеры общения, национальных особенностей и специфики самовыражения в словах, поступках и т.п. Затем студенты в ходе парной работы обсуждают возможные ситуации, которые могли бы происходить с героем фильма в других жизненных ситуациях. Такая трансформация позволяет студентам глубже проникнуть в замысел произведения, задуматься над репрезентацией ключевых эпизодов, идентифицировать себя с выбранным персонажем медиатекста.

В процессе коллективной работы можно попросить студенческую аудиторию дополнить сюжетные линии киноленты с опорой на личностный опыт, добавив в фабулу новые персонажи (представителей разных национальностей), описать их роль в решении проблемных ситуаций, возникающих в фильме, придумать диалоги и эпизоды с их участием и т. п.

Еще один вариант игрового задания, способствующего развитию медиавосприятия и аналитических умений аудитории, заключается в подготовке диалогов от имени героев аудиовизуальных медиатекстов, представленных в разных жанрах. Здесь важно обратить внимание аудитории на ключевые эпизоды медиатекста, где авторский текст, музыкальное сопровождение подбираются самими студентами, перед которыми стоит цель соответствия подобранных материалов основной идее медиапроизведения. Выполнение данного задания способствует лучшему пониманию специфики языка медиатекста, позволяет глубже проникнуть в суть социальных проблем, связанных с темой межэтнических отношений в современном обществе и ее отражением в отечественных и зарубежных художественных фильмов разных лет.

В ходе дальнейших занятий продолжается изучение жанровой специфики художественных фильмов. Одно из интересных имитационных заданий, позволяющих студентам почувствовать себя в роли сценаристов и продюсеров, определить целевую аудиторию того или иного произведения художественного кинематографа на тему межэтнической толерантности -подготовка мини-сценария по тематике межнационального диалога выполняется в работе над ключевыми понятиями «медийные агентства» (media agencies) и «медийные аудитории» (media audiences). Это задание носит коллективный характер и предполагает осуществление выбора конкретной тематики, определение его жанра (драмы, комедии, хорорра и др.), выбор названия медиатекста, подготовку краткой сценарной разработки, подбор выразительных средств (звук, музыка, шумы, цветовая гамма и т.п.), разработку макета коллективного проекта и его презентации, анализ проделанной работы.

На следующем этапе студенты представляют краткий анализ предстоящей рекламной кампании, в ходе которой им необходимо спрогнозировать и аргументировать возможный успех будущего медиатекста у зрительской аудитории. Что касается вида рекламного медиатекста будущего фильма, то здесь можно предложить студентам использовать рекламный анонс, трейлер, тизер, слоган и т.п.

В ходе подготовки рекламы будущего фильма студентам могут быть предложены опорные вопросы:

- Какой жанр фильма по проблематике межэтнической толерантности на Ваш взгляд может вызвать интерес широкой аудитории?

- Какие проблемы, связанные с межнациональными отношениями в фильме, будут наиболее интересны молодежи?

- Какие ключевые персонажи будут способствовать зрительскому успеху фильма о взаимоотношениях представителей различных этносов?

- Какие основные эпизоды необходимо включить в рекламу, чтобы она привлекала внимание к рассматриваемым проблемам?

- Какие визуальные символы и образы будут способствовать пониманию сути происходящих в фильме событий?

- Какие ключевые слова необходимо использовать в рекламе фильма для привлечения внимания аудитории к проблемам межэтнической толерантности?

Отвечая на эти и другие вопросы, студенты могут более точно представить модель рекламного продукта, определить целевую аудиторию и возможный социальный отклик на создаваемый медиапродукт.

Изучение в процессе сюжетного анализа ключевого понятия «категории медиа» (media categories) осуществляется с применением метода кейсов (case study). В ходе выполнения письменного задания студентам предлагается рассмотреть конкретные ситуации, происходящие с героем фильма по тематике межэтнической толерантности с изменением жанровой специфики фильма. Как показал анализ работ, данное задание позволяет студентам не только подробнее ознакомиться с жанровой спецификой

экранных медиатекстов, но и проявить фантазию, воображение, творческое мышление.

Заключение

Как свидетельствует анализ проведенных занятий, игровые фильмы различных жанров на тему межэтнической толерантности вызывают живой интерес студентов, акцентируют внимание молодежной аудитории на необходимость ведения конструктивного диалога с представителями иных культур и этносов, имеют важное значение для воспитания личностных качеств.

В процессе анализа произведений художественного кинематографа студенты существенно углубляют и расширяют знания в области медиаобразования, истории, терминологии медиакультуры, знакомятся с различными видами и жанрами экранных медиапроизведений. Кроме того, изучение и анализ произведений художественного кинематографа позволяет решать комплекс медиаобразовательных задач, включающих развитие аналитических умений, творческого воображения, познавательных интересов и креативных способностей. Как показал анализ проведенных занятий, особый интерес у молодых людей вызвали творческие задания, устные обсуждения экранных медиапроизведений, подготовка мини-сценариев и воплощение в жизнь своих творческих замыслов.

Анализ использования потенциала медиаобразования, включая формы и методы, направленные на развитие межэтнической толерантности современной молодежи, снижение медиарисков, связанных с экстремизмом, расовой непримиримостью, показал, что медиаобразовательные методики и технологии способствуют выработке самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена.

Представить себе процессы, связанные с развитием межэтнической толерантности подрастающего поколения на монологическом уровне невозможно, так как именно на позициях конструктивного диалога этносов, культур базируются основные положения коммуникации в целом. Расширение международных связей, необходимость межэтнического и межкультурного диалога в реальном и виртуальном пространстве, которым характеризуется современный мир, актуализирует проблемы межкультурной коммуникации. Несмотря на различие и многообразие медиаобразовательных подходов, инструментария и методов медиаобразования, которые могут применяться в процессе развития межэтнической толерантности молодого поколения, его главные векторы должны быть направлены на воспитание миролюбия и уважения к истории, культуре и традициям других этносов, культур, народов.

Фильмография художественных фильмов и сериалов на тему межэтнической толерантности и межнациональных отношений

Художественные фильмы:

«Хиросима, моя любовь!», реж. А. Рене, Франция-Япония, 1959 (драма, мелодрама).

«Угадай, кто придет к обеду?», реж. С. Крамер. США, 1967 (трагикомедия). «Крик свободы», реж. Р. Аттенборо. Великобритания, 1987 (драма, биография).

«Миссиссиппи в огне», реж. А.Паркер, США, 1988 (криминальна драма). «Шофер мисс Дейзи», реж. Б. Бересфорд. США, 1989 (драма). «Попугай, говоривший на идиш», реж. Э. Севела, Германия, СССР, 1990 (комедия, приключения).

«Телохранитель», реж. Мик Джексон, США, 1992 (мелодрама). «Список Шиндлера», реж. С. Спилберг, США, 1993 (драма). «Жизнь прекрасна», реж. Р. Бениньи, Италия, 1997 (трагикомедия). «Такси», реж. Жерар Пире, Франция, 1998 (комедия).

«Моя большая греческая свадьба», реж. Д. Цвик, Канада, США, 2001 (комедия).

«Пианист», реж. Р. Полански, Польша, Франция, Великобритания, Германия, 2002 (драма).

«Индийский ковбой», реж. N. Катко1каг, США, 2004 (комедия). «Столкновение», реж. П. Хаггис, США, Германия 2004 (триллер, драма, криминал).

«Белая масаи», реж. Г. Хунтгебурт. Германия, 2005 (мелодрама). «Итальянец», реж. А. Кравчук, Россия, 2005 (драма).

«Мальчик в полосатой пижаме», реж. М. Херман, Великобритания, 2008 (драма, военный, история).

«Прислуга», США, реж. Т. Тейлор. США, 2011 (драма).

«Белль», реж. А. Асанте. Великобритания, 2013 (мелодрама).

«Айка», реж. Сергей Дворцевой, Россия, Германия, Польша, Китай,

Казахстан, 2018 (драма).

«Как я стал русским», реж. А. Сахелашвили и С. Хао. Россия-Китай, 2019 (комедия).

«Дружить по-русски», реж. В. Суджян, Франция, 2019 (драма, криминал.) «Иуда и чёрный мессия», реж. Ш. Кинг. США, 2021 (биография, драма, история).

Сериалы:

«Клан Сопрано», реж. Т. Ван Паттен, Д. Паттерсон, А. Култер и др, США, 1999.

«Кухня», реж. Д. Дьяченко, Г. Крыжовников, А. Федотов, Россия, 2012-2016.

«Последний из Магикян», реж. Р. Гигинеишвили, А. Сахелашвили, Россия, 2013-2016.

«Дружба народов», реж. Ш. Муслимов, Россия, 2013. «А у нас во дворе», реж. О. Музалева, 2012-2014.

Библиографический список

Андреева О. С. Кинотерапия как способ формирования межнациональной толерантности у студентов / О. А. Андреева, М. В. Богданова // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/kinoterapiya-kak-sposob-formirovaniya-etnicheskoy-tolerantnosti-u-studentov (дата обращения: 01.06.2021).

Жмырова Е. Ю. Кинематография как средство воспитания толерантности у студентов / Е. Ю. Жмырова, В. А. Монастырский. Тамбов: Изд-во ТПО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 189 с.

Кудрявцева Е. Л. Общество как "контекст" произведения искусства и феномен цитирования из художественных кинофильмов в связи с понятием национальной личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 58-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масленникова В. Ш. Кино как эффективное средство воспитания толерантности у учащейся молодежи // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 6(73). С. 66-73.

Челышева И. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа с учителями школ и преподавателями вузов. М.: Директ-Медиа, 2013. 264 с.

Челышева И. В. Опыт организации цикла мастер-классов для педагогов по развитию межэтнической толерантности молодежи средствами медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 2. С. 81-89.

Яшина О. Н. Этностереотипы и стереотипы о миграции в современном кинематографе // Этнодиалоги. 2019. № 2(58). С. 40-46.

Chelysheva I. Model for Developing University Students' Interethnic Tolerance in the Context of Leading Modern Media Education Strategies in Russia and English-speaking Countries // I. Chelysheva, G. Mikhaleva // Media Education. 2020. N. 60(4), Pp. 581-590. DOI: 10.13187/me.2020.4.581

Chelysheva I. Programs and Projects for Fostering Interethnic Tolerance Among Youth: Foreign and Russian Experience / I. Chelysheva, G. Mikhaleva // Media Education. N 1, Pp. 45-53. DOI: 10.13187/me.2021.1.45

Edwards J. O. Anti-Bias Education for Young Children and Ourselves/ J. O. Edwards, L. Derman-Sparks Washington, DC: National Association for the Education of Young Children. 2010. 13 p.

Fedorov A. Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence: a dictionary. Moscow: Direct-Media. 2013. 62 p.

Fedorov A. Western cinema in the mirror of the Soviet film criticism // International Journal of Media and Information Literacy. 2016. N. 1(2), Pp. 75-107. DOI: 10.13187/ijmil.2016.2.75 Hagendoorn, L. Education and Racism: A Cross National Inventory of Positive Effects of Education on Ethnic Tolerance/ L. Hagendoorn, Sh. Nekuee. London: Rutledge. 2018. 287 p. Kafka J. The History of "Zero Tolerance" in American Public Schooling (Palgrave Studies in Urban Education). New York: Palgrave Macmillan. 2013. 181 p.

Wallis R. Media Literacy: the UK's Undead Cultural Policy/ R.Wallis, D. Buckingham// International Journal of Cultural Policy. 2019. Vol. 25. N. 2. pp. 188-203. Webber D. Totally Tolerant: Spotting and Stopping Prejudice (Scholastic Choices)/ D. Webber, L. Mandel. New York: Franklin Watts/ 2008. 112 p.

Worsnop C. Media Literary Through Critical Thinking. Teacher Materials. Ed. By KC Lynch. 2004. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/load/0-0-0-1092-20. (дата обращения: 01.06.2021).

References

Andreeva, O.S., Bogdanova, M.V. (2017). Film therapy as a way of forming ethnic tolerance among students. Pedagogical education in Russia, N. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoterapiya-kak-sposob-formirovaniya-etnicheskoy-tolerantnosti-u- studentov. (accessed 01.06.2021). (In Russian).

Chelysheva, I. (2013). Scientific and educational center "Media education and media competence": work with school teachers and university teachers. Moscow: Direct-Media, 264 p. (In Russian).

Chelysheva, I. (2020). Experience in organizing a cycle of master classes for teachers on the development of interethnic tolerance of youth by means of media education. Crede Experto: transport, society, education, language, N. 2: 81-89. (In Russian).

Chelysheva, I., Mikhaleva G. (2020). Model for Developing University Students' Interethnic Tolerance in the Context of Leading Modern Media Education Strategies in Russia and English-speaking Countries. Media Education. N. 60(4): 581-590. doi:: 10.13187/me.2020.4.581 Chelysheva, I., Mikhaleva G. (2021). Programs and Projects for Fostering Interethnic Tolerance Among Youth: Foreign and Russian Experience. Media Education. N 1: 45-53. doi:: 10.13187/me.2021.1.45

Edwards, J.O. & Derman-Sparks, L. (2010). Anti-Bias Education for Young Children and Ourselves. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children. 13 p. Fedorov, A. (2016). Western cinema in the mirror of the Soviet film criticism. International Journal of Media and Information Literacy. 1(2): 75-107. doi: 10.13187/ijmil.2016.2.75 Fedorov, A. (2014). Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence: a dictionary. Moscow: Direct-Media, 62 p.

Hagendoorn, L., Nekuee Sh. (2018). Education and Racism: A Cross National Inventory of Positive Effects of Education on Ethnic Tolerance. London: Rutledge, 287 p. Kafka, J. (2013). The History of "Zero Tolerance" in American Public Schooling (Palgrave Studies in Urban Education). New York: Palgrave Macmillan, 181 p.

Kudryavtseva, E. (2014). Society as a "Context" of a work of art and the phenomenon of citation from feature films in connection with the concept of a national personality. Polylingualism and transcultural practices, N. 4: 58-66.

Maslennikova, V. (2016). Cinema as an effective means of fostering tolerance among students. Socio-economic and technical systems: research, design, optimization. N. 6 (73): 66-73. (In Russian).

Wallis R., Buckingham D. (2019), Media Literacy: the UK's Undead Cultural Policy. International Journal of Cultural Policy. Vol. 25. N. 2: 188-203.

Webber, D. & Mandel, L. (2008). Totally Tolerant: Spotting and Stopping Prejudice (Scholastic Choices). New York: Franklin Watts, 112 p.

Worsnop, Chris M. (2004). Media Literary Through Critical Thinking. Teacher Materials. Ed. By KC Lynch. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/load/0-0-0-1092-20. (accessed 01.06.2021). Yashina, O. (2019). Ethno-stereotypes and stereotypes about migration in modern cinema. Ethnodialogi. N. 2 (58): 40-46. (In Russian).

Zhmyrova E., Monastyrskiy V. (2012). Cinematography as a means of fostering tolerance among students. Tambov: Publishing house TPOO "Business-Science-Society", 189 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.